Крапива
В древности славяне считали, что крапива отгоняет злых духов и может уберечь от порчи. Клали веточку крапивы в карман в качестве оберега, плели браслеты или вешали венок из этой травы на забор.
Один из самых распространенных рецептов из «царицы» трав — щи из крапивы. Рецепт щей встречается в книге «Поваренные записки» Сергея Друковцова, датированной 1779 годом: крапиву бланшировали и добавляли к ней яйцо, говядину и сало. Иногда в щи с крапивой кладут щавель, чтобы добавить им кислоты. Еще крапиву до сих пор добавляют в салаты, омлеты, сушат на зиму.
Крапива улучшает пищеварение, облегчает кашель, используется в шампунях и других косметических средствах.
Мария Бунина
Что такое пословица
Пословицы и поговорки – это кладезь мудрости народа.
Они помогают понять, что хорошо, а что плохо, какие качества нужны человеку для достижения задуманного или выполнения дела.
Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее глубокий смысл.
Она учит нас добру, справедливости, любви.
Иногда нам не хватает терпения, но пословица гласит, что это качество необходимо в жизни каждому человеку.
В пословицах обычно отражен опыт народа, его наблюдения над жизнью.
Пословица — это не только маленькая книжица, в которой заключена народная мудрость, это целый жизненный уклад, в котором отразилось понимание жизни народа.
Как правило, пословица имеет поучительный характер.
Все пословицы являются афоризмами, т.е. они имеют завершенность мысли, форму высказывания, а не просто выражение одной или ряда мыслей.
Пословицы помогают с древних времён народу формировать свои мысли, понимать и познавать окружающий мир.
Поговорки и пословицы являются кладезем мудрости, которую народ собирал и накапливал не одно столетие.
Из них мы черпаем важные правила, которые помогут нам в жизни.
Эти выражения служат основой для многих слов.
Многие люди не понимают смысл, потому что он часто ускользает от нашего понимания.
В некоторых случаях поговорка является синонимом.
Прибаутки – особый вид пословичных суждений
Шутливые сцены, передаваемые в форме кратких диалогов: «Тит, иди молотить. – Брюхо болит. — Тит, иди кисель есть. – Где моя большая ложка?» — наиболее точно передают отношение человека к тому роду деятельности, который любезен ему или неугоден в силу различных причин. Из прибауток видно, что они обладают всеми свойствами настоящих пословиц. Они неотделимы от ассоциативного применения к предметам, лишь отдаленно связанных с ними прямым смыслом. Охочий до киселя Тит может служить в речи осудительным примером при характеристике и других проявлений лени и притворства. Поговорка – это ирония в высшей степени.
Пословицы-прибаутки существенно дополняют обычные типы пословиц и характеризуют народную речь с очень важной стороны. В них нашли отражение шутливость и ироничность склада народного ума – высочайшее выражение зрелого мышления
О ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ
Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения.
Никто не вспоминает пословицы так, без причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Именно в разговоре, в разных речевых применениях обнаруживается подлинная природа пословицы. «Дрова рубят на поленище, а щепа далеко летит» – сказавший эту пословицу имел в виду, конечно, не только рубку дров. Стоило ли говорить о таких пустяках! Мысль человека летела значительно дальше щепы. Пословицу вспоминают, когда надо сказать, что у крутого, решительного дела следствия бывают далёкие – задевают и тех, кто не стоит вблизи самого дела.
Пословицы редко бывают спокойными. Они, как и люди их создавшие, гневаются, печалятся, смеются, веселятся, плачут, охают, стонут, кричат, озорничают, пугают, предостерегают, учат, негодуют – словом, в них столько же чувств, сколько их в народе – творце пословиц. «Кручиной моря не переехать», – говорит пословица, и в ней слышится отвага бывалого человека. «У горькой беды нет сладкой еды» – этой пословицы не до смеха.
С давних времён от пословиц отличают поговорки. Обычно поговорками именуют широко распространённые выражения – речения, образно определяющие какие-либо жизненные явления. Поговорки, как и пословицы, вошли в повседневную речь, вне её не существуют и именно в речи раскрывают свои настоящие свойства. Поговорка ещё в большей степени, чем пословица, передаёт эмоционально-экспрессивную оценку разных жизненных явлений. Поговорка и существует в речи ради того, чтобы выражать именно и прежде всего чувства говорящего. Так, поговорка осуждает работу, которую делают грубо, как придётся, кое-как: «Вали кулем, потом разберём». Про располагающего к себе, весёлого и дружелюбного человека говорят: «Глянет – рублём подарит». О неясной, запутанной речи или обмане насмешливо говорят: «Семь вёрст до небес и всё лесом» и т. д.
Эта небольшая книга, предлагающая толкования только части пословиц и поговорок, убедит всех, кто станет её читать, и кто любит русский язык, в том, как обширна жизнь, отражённая в пословицах и поговорках. Поэзия и мудрость, искусство ёмкого слова, способного охватить одновременно и малое, и большое, меткость, проницательность жизненных характеристик – всё здесь заставляет думать о творческом гении народа-языкотворца и мастера-художника.
Пословицы и поговорки о Руси
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Волга — всем рекам мать.
Всякая птица свое гнездо любит.
Всякая сосна своему бору шумит.
Всякому мила своя сторона.
Где кто родится, там и пригодится.
Где сосна взросла, там она и красна.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Дома и стены помогают.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
И полынь на своем корню растет.
И собака свою сторону знает.
Каждому свой край сладок.
Любовь к Родине сильнее смерти.
На родной сторонке и камешек знаком.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родная землица и во сне снится.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Русский в словах горд, в делах тверд.
Русский задора ждет.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Русский терпелив до зачина.
Русский человек добро помнит.
Своя земля и в горсти мила.
Своя сторона не бывает холодна.
Сибирь — золотое дно.
Плоха та птица, которая гнездо свое марает.
История возникновения пословиц
Как и другие виды народного творчества, пословицы, эти изречения народной мудрости, основанные на вековых наблюдениях и опытах, относятся к самым различным эпохам.
Каждая нация имеет своеобразное умственное и духовное начало, которое отражается в народных пословицах и поговорках.
Пословицы появились не вдруг, одни рождались из наблюдений над жизненными явлениями, над реалиями окружающего мира, характером и поведением людей; другие пополнили языковую сокровищницу, кочуя из литературных произведений.
Пословицы – это ценный фольклорный материал, в котором отражено миросозерцание и миропознание многих поколений.
У древних народов пословицы назывались «притчами». Зачастую они были составной частью какого-то повествования, рассказа, сказки. Имея мерный склад, эти выражения-обобщения выделялись, запоминались. Иные рассказы уже и не вспоминались, а расхожие суждения из них попадали на язычок и передавались из поколения в поколение.
Есть пословицы, сохранившиеся от языческих или полуязыческих времен, так называемые «мифические». Они отразили языческие верования и обряды.
Немало пословиц исторических, получивших начало в выдающиеся периоды исторической жизни, или после знаменитого события. Например, «погиб, как швед под Полтавой».
Древнейшие исторические пословицы находили в древних летописях.
Есть большое количество пословиц, относящихся к семейной жизни. Брак в своем историческом развитии прошел несколько этапов, что и отразилось в пословицах. Примером пословиц, касающихся брака и семьи, служат следующие. «Не торопись скоро жениться, чтобы после самому не сердиться», «Выбирай лошадь от природы, а суженую от дома».
Существуют пословицы, касающиеся общественной жизни. Многие из них выражают разумное понимание жизни и правильный взгляд на неё, например, «Ученье свет, а неученье тьма».
Пословицы играют важную роль в жизни человека. Пословицы – это своеобразные руководящие принципы деятельности. Оправдывая свой тот или иной поступок, человек приводит в качестве доказательства пословицу. А против пословицы уже не пойдешь.
Историческая справка
Петр I очень любил русские пословицы и поговорки. Большинство их знал наизусть, умел применять кстати и у места. Даже в чужих краях государь не забывал пословиц. Так, находясь в Амстердаме, где изучал корабельное искусство, он писал Левашеву о присылке ему книг с пословицами, просил об этом факте не забыть. В конце письма Петр указал:
«Из Амстердама, февраля 15-го 1717 года, Петр».
Древнерусские сборники афоризмов
«ИЗ ПЧЕЛЫ» Луче малое имание с правдою, нежели мъногое богатъство бес правды. (Лучше малое имущество, добытое правдой, чем многое богатство – без правды). Не остави друга древняго, новы ибо не будеть ему подобен. (Не покидай старого друга, ведь новый не будет похож на него).
Истиннаго друга в напастях не бойся. (Истинного друга в напастях не бойся).
Муж обличаяи луче есть ласкающаго. (Муж обличающий лучше льстящего).
Всем угодите люто есть. (Всем угождать – зло).
Иже хощет над инем княжити, да учится первие сам собою владети. (Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собой).
Женитися хотя, въпрашаи сусед, тожь ся жени. (Желая жениться, расспроси соседей, а потом женись).
Луче молчати, негли зле глаголати. (Лучше молчать, чем зло говорить).
Луче сбирати ум, негли богатьство лукаво. (Лучше ум копить, чем богатство лукавое).
«Вещати умеют мнози, а разумети не вси. (Рассуждать умеют многие, а понимать – не все).
Мнози суть у добра житья друзи, а не у беды. (Много друзей при хорошей жизни, а не в несчастье).
ИЗ «ИЗРЕЧЕНИЙ ИСИХИЯ И ВАРНАВЫ»
Бегай похвалы, срамляй же ся укоризны. ( Сторонись похвалы, стыдись же укора).
Луче есть в утлеи лодъи ездити, нежели зле жене Таины поведати: она бо точию тело потопить, а си всю жизнь погубить. (Лучше в дырявой лодке плыть, чем злой жене сказать тайну: ведь та только тело потопит, а эта всю жизнь погубит).
Въсякаго дела конъцъ пред началом распытаи. (Конец каждого дела обдумай перед началом).
Ни волк волка, ни змия змии не губитъ, но человек человека погубляеть. (Ни волк волка, ни змея змею не губит, а человек человека погубит).
ИЗ «ПОВЕСТИ ОБ АКИРЕ ПРЕМУДРОМ».
У не есть со умным камень двигнути, неже с безумъемъ вино питии. (Лучше с умным камень поднимать, чем с глупым вино пить).
Не буди сладок без меры, егда когда пожрутъ тя, не буди без меры горек да не отбежить от тебе друг твои. (Не будь сладок без меры, иначе тебя съедят, но и не будь горьким без меры, чтобы не покинул тебя друг твой).
У не есть слеп очима, неже слеп сердцем. (Лучше слепые глаза, чем слепое сердце).
У не есть един врабъи, иже в руце держиши, негли тысяща птичя, летяща по аеру. (Лучше один воробей, которого держишь в руке, чем тысяча птиц, летящих по воздуху).
ИЗ «ИПАТЬЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ»
Не идёт место к голове, но голова к месту (1151г.). (Не место украшает человека, а человек место).
Бог бо когда хочетъ показните человека, отиметъ у него ум (1172г.). (Когда бог хочет наказать человека, то лишает его разума).
Луче есть на своей земле костью лечи, и нежели на чюже славну бытии (1201г.). (Лучше на родине костями лечь, чем на чужбине быть в почетё).
Един камень много горнъцев избивает (1217г.). (Один камень много горшков перебьёт)
Война без падших мёртвых не бывает (1254г.) (Война без мёртвых не бывает).
ИЗ «ЛАВРЕНТЬЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ»
Брань славна луче есть мира студна (1186г.). (Лучше добрая война, чем худой мир).
Идее же закон, ту и обид много (1175г.). (Где закон, там и обид много).
Источник
Древнерусские пословицы и поговорки
От малые огня искры велики вещи погорают.
От аггел един, от человек два, от земли три. От избытка сердца уста глаголют. От малые огня искры велики вещи погорают. От смерти и под камнем не скрытся. Отрезан ломоть не пристанет. Отрезав голову, да над волосами плачет. От доброва корней и отросль добра. От Бога дождь, а от дьявола ложь. От людей утаиш, а от Бога никако. Оттял себе ухо Кирюха. От чиста сердца чисто зрят очи. От берегу отстал, а к другому не пристал. От добра добра не ищут. От худые птицы худые и песни. Пословицы о судьбе: Бог дал путь, а чорт кинул крюк. Афон гору познать кому в пору Пословицы о жизни и судьбе: Алчешь чюжова — потеряешь свое. Мудрые Пословицы о судьбе: Бодливой корове Бог рог не дает. Пословицы об уме: Борода что ворота, а ума с малой приколиток. Пословицы о брани: Брань правды не любит. Пословицы о мужестве Боятся волков — быть без грибков. Пословицы о семейной жизни: Взяв чорта в дом, не выбить ево лбом Пословицы о судьбе: Век пережить — не поля переитить. Пословицы о русских чиновниках: Ворон ворону глаза не выклюнет. Пословицы о жизни: Всякой молодец на свой образец. Пословицы о житейской мудрости: Виноват медвед, что корову съел; а не права и корова, что за поля ходила. Пословицы о бережливости и вежливости: Бережливова коня и зверь в поле не бьет. Пословицы о добре и о грехе: Грешное тело и душу съело. Пословицы об умниках и дураках. Есть пирог — едим, а нет ево — гледим. Пословицы дружбе и спорах: Дале в лес — болше дров. Дале в спор — болше слов Пословицы о житейской мудрости. Еловые шишки от корней до вышки. Пословицы о семье и семейной жизни. Жена мужу пластырь, а он ей пастырь. Пословицы о женах. Женские умы, что татарские сумы. Пословицы о женитьбе и женах. Женится — переменится. Пословицы о зле и добре. Злых всех злее злая жена. Пословицы и поговорки о рассудительности. Игла служит — пока уши; а люди — пока души. Пословицы об истине и лжи. Истинно не ложно: против рожну прат не возможно Пословицы об учебе. Какова пашня, таково и брашно. Пословицы о мужской рассудительности и женской хитрости. Ушми слушай, усты кушай, а очам дуракам воли не давай Пословицы о мужской рассудительности и женской хитрости. Ушми слушай, усты кушай, а очам-дуракам воли не давай
Другие мудрые пословицы и поговорки:
Источник
Русские пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки имеют непосредственное влияние на речевые обороты. В результате такого влияния возникали розничные фразы или крылатые выражения, которые люди в последующем использовали в своей речи. С годами пословицы видоизменялись или сокращались.
- Пословицы, дошедшие до 20-21 веков, слегка видоизменены. Первоначально они, как и любое народное творчество, передавались устно, что также на них отразилось. А в последующим они менялись исходя из различных внешних факторов: смена правительства, идеологии и прочее. Пример полной пословицыы полных пословиц: «Ума палата, да ключ потерян».
- Известное русское слово «переплет» также пошло из народного устного творчества. Первоначально, переплетом называли специальную ловушку для рыб. В связи с этим и появилось мнение, что попасть в переплет не такое уж приятное дело.
- Также рыбацкая деятельность подарила русскому языку такое выражение, как «вывести на чистую воду». Это связано с принципами рыбалки, по которым, чтобы выловить рыбу, желательно вывести ее на такое место, где вода чиста и нет лишней тины и прочей растительности.
- Фраза «знать подноготную» связано с древней пыткой, когда под ногти вводились острые предметы в случае, если человек не хотел предоставлять какую-либо информацию.
- Высказывание «опростоволоситься» связано с традициями древней Руси, когда женщине не позволялось выходить из дома с непокрытой головой. Если женщина не покрывала голову, то она имела не очень хорошую репутацию. Само выражение в современном времени означает – совершить грубую ошибку.
- «Зарубить на носу». Достаточно популярное высказывание, дошедшее до современных дней и широко используемое. Однако, при разборе фразеологизма, выясняется, что «нос» — это специальная дощечка для записей, и в древности их часто носили с собой, чтобы вносить пометки.
- А вот фразеологизм «водить за нос» уже имеет непосредственное отношение к части тела. В древности на ярмарках цыгане развлекали публику тем, что водили медведей за кольцо, вдетое в нос животного. В современности данная фраза означает – обманывать, увиливать и т.д..
История возникновения пословиц
Как и другие виды народного творчества, пословицы, эти изречения народной мудрости, основанные на вековых наблюдениях и опытах, относятся к самым различным эпохам.
Каждая нация имеет своеобразное умственное и духовное начало, которое отражается в народных пословицах и поговорках.
Пословицы появились не вдруг, одни рождались из наблюдений над жизненными явлениями, над реалиями окружающего мира, характером и поведением людей; другие пополнили языковую сокровищницу, кочуя из литературных произведений.
Пословицы – это ценный фольклорный материал, в котором отражено миросозерцание и миропознание многих поколений.
У древних народов пословицы назывались «притчами». Зачастую они были составной частью какого-то повествования, рассказа, сказки. Имея мерный склад, эти выражения-обобщения выделялись, запоминались. Иные рассказы уже и не вспоминались, а расхожие суждения из них попадали на язычок и передавались из поколения в поколение.
Есть пословицы, сохранившиеся от языческих или полуязыческих времен, так называемые «мифические». Они отразили языческие верования и обряды.
Немало пословиц исторических, получивших начало в выдающиеся периоды исторической жизни, или после знаменитого события. Например, «погиб, как швед под Полтавой».
Древнейшие исторические пословицы находили в древних летописях.
Есть большое количество пословиц, относящихся к семейной жизни. Брак в своем историческом развитии прошел несколько этапов, что и отразилось в пословицах. Примером пословиц, касающихся брака и семьи, служат следующие. «Не торопись скоро жениться, чтобы после самому не сердиться», «Выбирай лошадь от природы, а суженую от дома».
Существуют пословицы, касающиеся общественной жизни. Многие из них выражают разумное понимание жизни и правильный взгляд на неё, например, «Ученье свет, а неученье тьма».
Пословицы играют важную роль в жизни человека. Пословицы – это своеобразные руководящие принципы деятельности. Оправдывая свой тот или иной поступок, человек приводит в качестве доказательства пословицу. А против пословицы уже не пойдешь.
Историческая справка
Петр I очень любил русские пословицы и поговорки. Большинство их знал наизусть, умел применять кстати и у места. Даже в чужих краях государь не забывал пословиц. Так, находясь в Амстердаме, где изучал корабельное искусство, он писал Левашеву о присылке ему книг с пословицами, просил об этом факте не забыть. В конце письма Петр указал:
«Из Амстердама, февраля 15-го 1717 года, Петр».
Старинные славянские поговорки целиком
Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха. Лиха беда начало, а там уж близок и конец. Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся. На чужой каравай рот не разевай пораньше вставай да свой затевай. Не все коту масленица, будет и великий пост. Не печалится дятел, что петь не может его и так весь лес слышит. Новая метла по-новому метёт, а как сломается – под лавкой валяется. Один в поле не воин, а путник. От работы кони дохнут, а люди – крепнут. Палка о двух концах – туда и сюда бьет. Повторенье – мать ученья и утешенье дураков. Повторенье – мать ученья и прибежище для лентяев.
Пьяному море по колено, а лужа – по уши. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет. Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь. У страха глаза велики да ничего не видят. Ума палата да ключ потерян. Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска. Чудеса в решете – дыр много, а выскочить некуда. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача. Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет тому оба. В семье не без урода, а из-за урода всё не в угоду. Голод не тётка, а родная мать. Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт. Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита. Как с гуся вода, с тебя худоба (банная поговорка). Где кто родится, там и пригодится. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит. Добрый совет ко времени хорош. Всяк правду ищет, да не всяк её творит. Всякая птица своё гнездо любит. Где сосна взросла, там она и красна. За морем веселье, да чужое, А у нас и горе, да своё. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Живем хлеб жуем – а иногда и подсаливаем. Ласковый телёнок двух маток сосет, а бодливому и одна не дает. Язык мой враг мой – прежде ума глаголит. Не рыба не мясо – не кафтан не ряса. Рука руку моет – а вор вора кроет. Рука руку моет – и обе белы живут. От корма кони не рыщат, а от добра добра не ищут. Утро вечера мудренее – трава соломы зеленее. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут. Как ударишь, так и получишь – тем же концом по тому же месту. Шито-крыто, а узелок-то тут. Язык мой – враг мой прежде ума рыщет, беды ищет. Бедность – не порок, а вдвое хуже. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить. Гол как сокол, а остер как топор. Губа не дура . Два сапога пара, да оба левые. Девичий стыд – до порога – переступила и забыла. Дело мастера боится, а иной мастер дела. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку. Дураку хоть кол теши – он своих два ставит. Комар лошадь не повалит пока медведь не подсобит. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
Пословицы и поговорки в речи
О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.
Писатели, публицисты, ораторы часто обращаюются к перлам народной мудрости. Исследователи подсчитали, что только в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого встречается 47 пословиц и поговорок, в «Тихом Доне» М. А. Шолохова – 112.
Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?
Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:
Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;
Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.
Дать совет, как поступить в той или иной ситуации,чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.
Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом. Показателен в этом отношении образ Платона Каратаева, одного из героев романа «Война и мир». В его речи больше всего встречается народных изречений (из 52 пословиц в романе 16 произносит Каратаев). Он говорит о трудной жизни крестьян: Наше счастье, что вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь – ничего нету; От сумы да от тюрьмы не отказывайся; о том, что следует надеятся на лучшее: Час терпеть, а век жить ; об отношении к труду, людям, семье: Без снасти и вша не убьешь; Уговорец – делу родной братец; Полная рука таровата, сухая неподатлива; Какой палец ни укуси, все больно; Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки.
Как средство характеристики своих персонажей использует пословицы М. А. Шолохов. Особенно их много в речи Григория Мелехова, главного персонажа в «Тихом Доне» — 22 пословицы, т.е. пятая часть всех пословиц в романе. Пословицы придают особую колоритность его речам, особую значимость его суждениям. Например: «Помощниками Деникина нас величают…кто же мы? Выходит, что помощники и есть, ничего обижаться. Правда-матка глаза заколола …» «Расходитесь по квартирам да языками поменьше орудуйте, а то нынешним временам они не до Киева доводят , а аккурат до полевых судов да штрафных сотен». «Плохая воля все-таки лучше хорошей тюрьмы. Знаете, как говорят в народе: крепка тюрьма, да черт ей рад». Григорий Мелехов обращается к пословицы и поговоркам, когда хочет что-то подтвердить, сравнить, убедить слушателя, доказать свою правоту. В такой функции выступают выражения: Что с возу упало, то пропало. Отрезанную краюху не приклеишь. На бранном поле друзей не угадывают. Куда ни кинь — везде клин. Ждать да догонять – самое постылое дело. Укатали сивку крутые горки. От жару и камень лопается.
Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.
В Узбекистане имеется одна древняя чудесная поговорка. Она звучит примерно так: «Человек, прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их через верхнюю» (смех, оживление в зале). В данном случае речь идет, конечно, не только о том, что прежде чем говорить, нужно подумать, но и о том, что думать нужно всегда, и особенно тогда, когда речь идет о затрате средств, принадлежащих обществу. А зачастую к этим средствам мы относим чересчур свободно, легко и не заботимся об их рациональном использовании.
Литература
- П. К. Симони. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и пр. XVI—XVIII ст.ст. СПБ. 1899.
- В. И. Даль. Пословицы русского народа. М. 1862. То же СПБ. 1879.
- В. Н. Иллюстров. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках. Изд. 3. М. 1915.
- А. А. Потебня. Из лекций по истории словесности. Басня, пословица, поговорка. Харьков. 1884.
- Н.В. Уваров. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия. — 2009.