Задания с пословицами и поговорками для начальной школы

Пословицы на уроках русского языка

Пословицы и поговорки с оценочным значением лица

В таких высказываниях осуждаются одни люди и восхваляются другие. Это пословицы и поговорки с глаголами настоящего времени или будущего времени, 3 лица единственного числа или прошедшего времени, единственного числа и множественного числа. В таких синтаксических конструкциях обязательно имеется или подразумевается субъект действия:

Пословицы с глаголом настоящего и будущего вр. ед. ч. 3 л.
  • Без бабки дед лежит, а при бабке вскачь бежит.
  • Не та хозяйка хороша, что красиво бает, а та, что кашу варит.
  • За терпеньем придёт и спасенье.
  • Если любит, не погубит.
  • От ласкового слова язык не отсохнет.
  • Не всё в дело годится, что говорится.
  • Не гости хозяина, а хозяин гостей благодарит.
  • Язык точит медок, а на сердце ледок.
  • Другом называет, а сам обирает.
  • Смелость силу победит.
  • Правду и незрячий видит.
  • Льстец скрывается под словами, будто змея под цветами.
  • Кто говорит меньше, тот успеет больше.
  • Дело пойдёт, коли руки найдёт.
  • Большое дело с малого начинается.
  • Кто языком штурмует, тот мало навоюет.
  • Бормочет, бормочет, ничего слышать не хочет.
  • Толкует Фетинья, да всё про ботвинью.
  • Говорит, что родит.
  • В чужих руках кусок велик, как в своих руках окажется, так мал покажется.
  • За словом в карман не лезет.
  • Что не достанет, то зубами натянет.
  • Око видит далёко, а дума ещё дальше.
  • Хорошее долго помнится, а плохое — всегда.
Пословицы с глаголом прошедшего вр. ед.ч., м.р. и мн.ч.
  • Начал гладко, закончил гадко.
  • Судили, рядили, да про дело забыли.
  • Кто много говорил, тот головы не сносил.
  • Кабы мы ведали, где вы нынче обедали, знали бы, чью песню поёте.
  • Из пустого в порожнее лили — ничего не решили.
  • Вчера солгали – сегодня украли.
  • Вчера бранились, сегодня помирились.
  • С кем перекланивались, с тем и побранивались.
  • Без меня меня женили.
  • Где родился, там и пригодился
  • Много трудился, да ничего не добился.
  • Метался туд да сюда и не попал никуда.
  • Только встал,а уже устал.
  • Клоп мал, да спать не дал.
  • Закон, что конь, куда захотел, туда поворотил.

Написание глаголов с недо- и не до-

В мор­фем­ном соста­ве неко­то­рых гла­го­лов отме­тим слож­ную при­став­ку недо-, кото­рая пишет­ся слит­но. Такие гла­го­лы обо­зна­ча­ют закон­чен­ное дей­ствие, кото­рое выпол­не­но нека­че­ствен­но, ниже какого-уровня, не соот­вет­ству­ет нор­ме, например:

  • недо­ве­сить (взве­сить мень­ше положенного);
  • недо­едать (голо­дать);
  • недо­сы­пать (спать мало);
  • недо­слы­шать (пло­хо слышать).

Чтобы выбрать слит­ное напи­са­ние не- с гла­го­лом, при­ме­ним сле­ду­ю­щий при­ем: заме­ним недо- на при­став­ку пере-, име­ю­щую про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние пре­вы­ше­ния нор­мы. Если эта заме­на состо­ит­ся, зна­чит, недо- пишет­ся слит­но с глаголом.

Понаблюдаем:

  • недо­ва­рить кашу — пере­ва­рить кашу;
  • недо­вы­пол­нить зада­ние — пере­вы­пол­нить задание;
  • недо­оце­нить про­тив­ни­ка — пере­оце­нить противника;
  • недо­брать вес — пере­брать вес.

Укажем спи­сок гла­го­лов, кото­рые без не- не употребляются:

Частица «не» пишет­ся раз­дель­но с гла­го­лом, име­ю­щим при­став­ку до-, если он обо­зна­ча­ет, что дей­ствие нача­то, но не закон­че­но, не дове­де­но до конца.

Сравним:

  • недо­жа­рить мясо (мясо сырое) — не дожа­рить мясо (оста­вить на потом).
  • недо­го­ва­ри­ва­ет (ута­и­ва­ет) из-за хит­ро­сти — не дого­во­рить до кон­ца (пре­рвать разговор);
  • недо­слы­шать (пло­хо слы­шать) — не дослу­шать рас­сказ (закон­чить слушать);
  • недо­смот­реть моло­ко — не досмот­реть спек­такль до конца;
  • недо­счи­тать­ся денег — не досчи­тать до пятидесяти.

У таких гла­го­лов часто име­ет­ся допол­не­ние с пред­ло­гом «до»:

  • не добе­жать (до чего?) до фини­ша;
  • не доне­сти до дома;
  • не дочи­тать жур­нал до конца.

В кон­тек­сте по смыс­лу раз­ли­ча­ем гла­го­лы «недо­ста­вать» в зна­че­нии «не хва­тать» и «не доста­вать» — «не дости­гать, не дотя­ги­вать­ся до чего-либо».

Пять пословиц с частицей не

ПовторениеКонтрольные вопросы и задания1. Дайте определение причастия.2. В чем заключается разница между действительными и страдательными причастиями? 3. Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?4. Какими правилами следует руководствоваться при написаниигласных в суффиксах -ущ- (-ющ-), ащ (ящ — ) в суффиксах ем-им-?5. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной идвумя буквами н пишется а (я), в каких — е?6. Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?7. Когда пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательныхпричастий и прилагательных образованных от глаголов?8. Расскажите о правописании не с причастиями.9. Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяетсязапятыми? прошу побыстрей​ Придумать 5 узких тем на тему грибы почему в словосочетании «застывшее море»пишется окончание ЕЕ а не ОЕ?​ Сочинение на тему может ли злой человек делать добрые делаПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ!СРОЧНО НУЖНО!​ Помогите пожалуйста эссе 17 вариант Сочинение по теме «Мцыри» по плану:1.Вступление.Романтизм в творчестве М.Ю.Лермонтова2.Личность Мцыри3.Воспоминания детства 4.Жизнь в монастыре 5.Стре мление к счастью ,к свободе, любви к Родине побег(Три блаженных дня)6.Храборость бой с барсом 7.Заключение.Образ идеального героя-борца,воплощенный в Мцыри ​ Написать мини-сочинение 10-15 предложений «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…» Помогите пожалуйста. Номер 1 в 17 варианте Это смешно но я забыл как определять склонения помогите прошу​ Подобрать словосочетания по темам «Приставки пре-, при-«, «Правописание частицы не со словами» и объяснить в них орфограммы​

Что мы узнали?

Есть простое правило, которое касается написания частицы “не” с глаголами – она пишется с ними раздельно всегда и вне зависимости от той формы, которую принимает глагол – личную, инфинитива или деепричастия. Однако даже из такого правила есть исключения – это глаголы, которые не употребляются без “не”, а также глаголы с “недо”. Последние запомнить несложно: глагол с “недо” пишется слитно в том случае, когда он имеет значение недостаточного количества или неполноты действия, а также в тех случаях, когда частица “не” стала частью корня с приставкой “до”. Чтобы отличить глагол со значением неполноты действия от глагола с частицей “не” и приставкой “до”. Для этого достаточно подобрать к нему антоним с приставкой “пере” – если он есть, надо писать слитно, если нет – раздельно.

← Задания с буквой ч. А вот и буква. Чудесная буква Ч в чепчике! Пословицы и поговорки на букву Ч

Точность вежливость королей и долг всех добрых людей. Кто сказал «точность — вежливость королей» →

Сказал как отрезал:

Основные правила

Для начала работы с орфографическим правилом необходимо напомнить себе важные аспекты и определения слов, задействованных в правописании «не» с глаголами.

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая означает действие или состояние предмета. Чаще всего он отвечает на вопросы: «Что делать?» (несовершенный вид), «Что сделать?» (совершенный вид). Эта часть речи выступает в большинстве случаев в предложении в роли сказуемого, однако в русском языке имеются конструкции, в которых отглагольные формы используются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения. Из-за своей сложной и разнообразной конструкции глаголы имеют обширное число правил и исключений, которые нужно знать и правильно использовать.

В соответствии с орфографическим правилом глагольные формы с «не» пишутся раздельно. Чтобы в этом убедиться, можно ознакомиться с несколькими примерами:

  • не могу писать;
  • не хочу читать;
  • не забудь блокнот;
  • не написал сочинение;
  • не заметить пятно;
  • не пришла на встречу;
  • не буду поливать цветы.

Теперь приступим к более глубокому изучению правила написания «не» с глаголами. Оно имеет 3 пункта:

Отрицание «не» с глаголами (личная форма, инфинитив, форма деепричастия) пишется раздельно

Примеры: не грустить, не спать, не думая, не читая.
При обозначении физического действия отрицательная форма с частицей «не» пишется раздельно: не достать рукой до шкафа.
При смысловой важности, выражающей нехватку чего-либо, частица «не» будет незаменимой частью: недостает умения.. Глагол, подобный слову хватать, в любом значении пишется раздельно с частицей не

Примеры:

Глагол, подобный слову хватать, в любом значении пишется раздельно с частицей не. Примеры:

  • Ребенок вырос и теперь не хватает разные предметы с грязного пола.
  • В журнале не хватает десятой главы.

Также необходимо отличать раздельное написание словосочетания «не доставать» (в смысле «не дотягиваться») от подобного слитного — «недоставать», которое имеет значение «быть в недостаточном количестве». Примеры предложений:

  • Он не дотягивается рукой до потолка.
  • В бумажнике недостает пяти тысяч. Недостает силы духа (в значении «отсутствие»). Мальчику недоставало терпения.

Частица «не» в составных предлогах несмотря на и невзирая на и в союзах «несмотря на то, что», «невзирая на то, что» всегда будет писаться совместно с остальным словом, то есть входит в его состав.

Но все-таки необходимо различать деепричастие смотря в совместном написании с частицей «не», которая пишется раздельно. Пример предложения: Он рассказывал правило у доски, не глядя в книгу.

Следует писать слитно глаголы с составной приставкой недо-. Эта приставка придает слову неполноту действия (значение этой части слова часто противоположно приставке пере-: недолить — перелить, недоследить — переследить). Например: недобрать книг, недоварить суп, недовернуть шуруп, недовесить конфет, недогрузить кирпичей.

Нужно различать глаголы с приставкой недо-, которые означают действие, выполненное меньше нормы, и созвучные им слова с приставкой до-, перед которыми ставится отрицание «не», обозначающие в совместном написании с частицей, что действие не доведено до финиша.

Примеры: недосмотреть за малышом — не досмотреть спектакль до антракта; безработные бо́льшую часть времени недоедали — ребятишки постоянно не доедали за ужином салат, ожидая конфет; бедняки постоянно недоплачивали — эти люди никогда не доплачивали.

Карточки по русскому языку на тему «НЕ с глаголами» ( 5 класс )

1.Спиши, раскрывая скобки .

Врагу солнце (не) погасить, а нас (не) победить. 2. Смелого (не) устрашит ни пуля, ни меч, ни огненный смерч. 3. Храбрый воин (не) дрогнет в бою и защитит Отчизну свою. 4. Высоко в небе наши соколы летают. Ни враг, ни тучи их (не) пугают. 5. Герой никогда (не) умрёт, он вечно живёт. 6. Что бы ни случилось, храбрый (не) теряется. 7. Волков бояться — в лес (не) ходить

2.Спиши, вставляя пропущенную частицу Из песни слова (____) выкинешь. 2. Кашу маслом (____) испортишь. 3. Лежачего (____) бьют. 4. Много спать — добра (_____) видать. 5. Не говори гоп, пока (_____) перепрыгнешь. 6. (_____) рой другому яму, сам в неё попадёшь. 7. (_____) плюй в колодец, пригодится воды напиться. 8. Одной рукой и узла (_____) завяжешь. 9. После драки кулаками (_____) машут. 10. Правда в огне (_____) горит и в воде (_____) тонет.

3.Запиши предложения, ставя частицу НЕ перед глаголами.

Поедешь – море увидишь.
Подумаешь – решишь задачу.
Упустишь минуту – потеряешь и час.
С огнём шути, ветру верь.
Чего знаешь, то и говори.

4.

Запиши стихотворение С. Маршака, вставив частицу не перед глаголами (где это необходимо)

Школа построена для котят,
Научить нас грамоте хотят.
А теперь без грамоты пропадешь,
Далеко без грамоты уйдешь.
И попить без грамоты, и поесть,
Не воротах номер прочесть.

5.

Измени и запиши пословицы, поставив, где необходимо частицу НЕ.

Правда в огне горит и в воде тонет.
Без топора ездят по дрова.
Два медведя в одной берлоге уживутся.
Ворона за море летала, да лучше стала.
Ошибся – ушибся, вперёд наука.
Без труда вытащишь рыбку из пруда.

6.

Измени и запиши пословицы, поставив, где необходимо частицу НЕ.

Кто работает, тот ест.
Скажешь – воротишь, напишешь – сотрешь.
Шелк – рвется, булат – гнется, золото – ржавеет.
Правда в огне горит, в воде – тонет.
Семеро одного ждут.
Смелого да умелого страх возьмет, и враг побьет.
Рано встал – день потерял, в детстве учился – потерял жизнь.
Торопливость делу помогает.

7.

Спиши пословицы. Обозначь орфограммы.

Г….рой (не) умрет, он веч…но в н…роде ж…вет. Одна прч…ла много мёду (не) прин…сет. (Не) сп…ши языком – торопись делом. (Не) откладывай на за…тра то, что можно сделать се…одня. Не за свое дело (не) берись, а за св…им (не) л…нись. Не учась и лаптя (не) сплести. Тру… (не) проп…дет без сл…да. Спустя лето по м…лину (не) ходят.

8.Запиши слова.. (Не) участвую, (не) жужжите, (не) чувствуешь, (не) не смогли, (не) сберег, (не) возвращают, (не) замечаешь, (не) вытащит, (не)здоровится, (не) лечат, (не) дружит, (не) услышит, (не) объявит, (не) забыть.

Глагол Время Число Род (если возможно определить)

9.

Запиши «Вредные советы» Г.Остера, раскрывая скобки.

Рукам никогда нигде (Не) трогай ничего. (Не) впутывайся ни во что И никуда (не) лезь. В сторонку молча отойди, Стань скромно в уголке И тихо стой, (не) шевелясь, До старости своей. Кто (не) прыгал из окошка Вместе с маминым зонтом, Тот лихим парашютистом (Не) считается пока. (Не) лететь ему, как птице, Над взволнованной толпой, (Не) лежать ему в больнице С забинтованной ногой.
Если всей семьей купаться Вы отправились к реке, (Не) мешайте папе с мамой Загорать на берегу. (Не) устраивайте крика, Дайте взрослым отдохнуть. Ни к кому (не) приставая, Постарайтесь утонуть. Если ты пришел к знакомым, (Не) здоровайся ни с кем. Слов: «пожалуйста», «спасибо» Никому (не) говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи (не) отвечай. И тогда никто (не) скажет Про тебя, что ты болтун.

10.

Спиши текст. Раскрой скобки. Подчеркни глаголы.

ОСЕНЬ НА ВОДЕ

Осень. Уже (не) хочется выкупаться, (не) тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода (не) замёрзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. (Не) спят одни рыбы. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. Толкаются, кружатся рыбки, борются за пищу. Посмотришь через минуту — ничего (не) увидишь. Спокойная тёмная вода.

11.

Спиши текст. Раскрой скобки. Подчеркни глаголы

ЦВЕТЫ ВРАЖДУЮТ ДРУГ С ДРУГОМ

Многие цветы (не) любят находиться рядом в одной вазе. Ставить их вместе (не) льзя. Ландыш (не) терпит все весенние цветы. Он убивает своим запахом лиловые фиалки и голубые незабудки. Гвоздика и роза могут стоять в одной вазе. Но они (не) будут пахнуть. Нарцисс (не) переносит соседства (не) забудки. Очень красивы рядом роза и череда. Но они тоже (не) проживут долго вместе. Череда первая опустит свои головки. А скоро завянут и розы.

Слова-исключения

Удивительно, но в русском языке имеются случаи правописания «не» с глаголом слитно. Эти слова являются исключениями из правила, их нужно выучить наизусть, чтобы всегда правильно выражать свои мысли на бумаге и не путать со словами, которые пишутся по общему правилу. Это происходит в написании тех слов, в морфемном составе которых не- является приставкой или частью корня, то есть без неё эти слова не существуют как самостоятельные лексические единицы. Без начального не- они не употребляются в речи.

Частица не- пишется слитно с глаголами, которые имеют приставку недо-. Эти слова обозначают законченное действие, но не соответствующее какому-то уровню. Примеры:

  • недослышать — плохо слышать;
  • они вместе недоедали (голодали);
  • мы недолюбливали этот урок (не существует слова «долюбливать»);
  • недосыпать (спать меньше положенного времени).

В составе таких слов недо- можно заменить на приставку пере- с антонимичным (противоположным) значением. Если такая замена возможна, значит, слово будет писаться слитно:

  • недооценить свои силы — переоценить свои силы;
  • недожарить пирожки — пережарить пирожки;
  • недовыполнить план — перевыполнить план;
  • недолить воды — перелить воды;
  • недоварить картошку — переварить картошку;
  • недописать сочинение — переписать сочинение.

Следует различать написание слов «недоставать» в значении «не хватать» и «не доставать» — «не дотягиваться, не достигать чего-либо». Примеры:

  1. Ему недоставало в жизни удачи.
  2. Рыболов не достает веслом до дна речки.

Также существует список глаголов, которые без не- не употребляются ни при каких условиях. Примеры подобных слов:

  • недовыполнить;
  • недомогать;
  • недолюбливать;
  • недооценить;
  • недослышать;
  • недопонимать;
  • недополучить;
  • недоучесть и т. д.

Пословицы и поговорки с глаголами повелительного наклонения

Глаголы повелительного наклонения обозначают действия, к которому призывают.

Пословицы и поговорки с такими глаголами воспринимаются как совет, просьба, приказ.

  • Для своего зятька не жалей пирога.
  • Умей сказать, умей и помолчать.
  • Сам говори, да других слушай.
  • С добром поспеши, а зло и само не замешкается.
  • Бранись, да не дерись.
  • Говори, да оглядывайся.
  • Если нет души, так хоть не пиши.
  • Коль не просят, не пляши.
  • Вразумись рано, начни рьяно.
  • Коня держи на привязи, а язык за зубами.
  • Не таись от попа да от лекаря.
  • Опыта спрашивай не у старого, а у бывалого.

  • Собаке ласково скажи, так не скоро укусит.
  • На грубое слово не серчай, на ласковое не мягчай.
  • Наперёд накорми, а потом уж попроси.
  • От близких не прячь своих неудач.
  • Много знай, да попусту не бай.
  • Не всё то мели, что в голове держишь.
  • Не груби малому, не вспомянешься старому.
  • Не нравится – не слушай, а врать не мешай.
  • Не бойся ножа, а бойся злого языка.
  • В глаза не хвали, за глазами не брани.
  • С добром поспеши, а зло само не замешкает.
  • Хочешь дружбу водить, учись себя не щадить.

«Не» с глаголами пишется раздельно

Если в пред­ло­же­нии встре­ти­лись два сло­ва раз­ных частей речи, «не» и гла­гол, то в их напи­са­нии при­ме­ня­ем пра­ви­ло орфо­гра­фии рус­ско­го языка.

Чтобы понять, когда «не» пишет­ся раз­дель­но со сло­ва­ми этой части речи, срав­ним два предложения.

В пер­вом пред­ло­же­нии упо­треб­ля­ет­ся гла­гол «взо­шло» пояс­ня­ет суще­стви­тель­ное «солн­це». Все пред­ло­же­ние име­ет утвер­ди­тель­ное зна­че­ние. Во вто­ром пред­ло­же­нии этот же гла­гол име­ет части­цу «не», кото­рая при­да­ет пред­ло­же­нию отри­ца­тель­ный смысл:

солн­це не взошло.

Частица «не» — это вполне само­сто­я­тель­ное сло­во слу­жеб­ной части речи, кото­рое пишет­ся раз­дель­но с гла­го­ла­ми в раз­ных грам­ма­ти­че­ских формах:

  • не про­чи­тал книгу;
  • не смот­рю в окно;
  • не зво­нит телефон;
  • не хоте­лось бы опаздывать;
  • не мол­чи
  • не кри­чи­те.

Но не со все­ми гла­го­ла­ми «не» пишет­ся раз­дель­но. Рассмотрим, в каких слу­ча­ях «не» сле­ду­ет напи­сать слитно.

https://youtube.com/watch?v=r2K_gGW9624

Пословицы и поговорки с оценочным значением лица

В таких высказываниях осуждаются одни люди и восхваляются другие. Это пословицы и поговорки с глаголами настоящего времени или будущего времени, 3 лица единственного числа или прошедшего времени, единственного числа и множественного числа. В таких синтаксических конструкциях обязательно имеется или подразумевается субъект действия:

Пословицы с глаголом настоящего и будущего вр. ед. ч. 3 л.

  • Без бабки дед лежит, а при бабке вскачь бежит.
  • Не та хозяйка хороша, что красиво бает, а та, что кашу варит.
  • За терпеньем придёт и спасенье.
  • Если любит, не погубит.
  • От ласкового слова язык не отсохнет.
  • Не всё в дело годится, что говорится.
  • Не гости хозяина, а хозяин гостей благодарит.
  • Язык точит медок, а на сердце ледок.
  • Другом называет, а сам обирает.
  • Смелость силу победит.
  • Правду и незрячий видит.
  • Льстец скрывается под словами, будто змея под цветами.
  • Кто говорит меньше, тот успеет больше.
  • Дело пойдёт, коли руки найдёт.
  • Большое дело с малого начинается.
  • Кто языком штурмует, тот мало навоюет.
  • Бормочет, бормочет, ничего слышать не хочет.
  • Толкует Фетинья, да всё про ботвинью.
  • Говорит, что родит.
  • В чужих руках кусок велик, как в своих руках окажется, так мал покажется.
  • Что не достанет, то зубами натянет.
  • Око видит далёко, а дума ещё дальше.
  • Хорошее долго помнится, а плохое — всегда.

Пословицы с глаголом прошедшего вр. ед.ч., м.р. и мн.ч.

  • Начал гладко, закончил гадко.
  • Судили, рядили, да про дело забыли.
  • Кто много говорил, тот головы не сносил.
  • Кабы мы ведали, где вы нынче обедали, знали бы, чью песню поёте.
  • Из пустого в порожнее лили — ничего не решили.
  • Вчера солгали – сегодня украли.
  • Вчера бранились, сегодня помирились.
  • С кем перекланивались, с тем и побранивались.
  • Без меня меня женили.
  • Где родился, там и пригодился
  • Много трудился, да ничего не добился.
  • Метался туд да сюда и не попал никуда.
  • Только встал,а уже устал.
  • Клоп мал, да спать не дал.
  • Закон, что конь, куда захотел, туда поворотил.

Основные правила

Для начала работы с орфографическим правилом необходимо напомнить себе важные аспекты и определения слов, задействованных в правописании «не» с глаголами.

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая означает действие или состояние предмета. Чаще всего он отвечает на вопросы: «Что делать?» (несовершенный вид), «Что сделать?» (совершенный вид). Эта часть речи выступает в большинстве случаев в предложении в роли сказуемого, однако в русском языке имеются конструкции, в которых отглагольные формы используются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения. Из-за своей сложной и разнообразной конструкции глаголы имеют обширное число правил и исключений, которые нужно знать и правильно использовать.

В соответствии с орфографическим правилом глагольные формы с «не» пишутся раздельно. Чтобы в этом убедиться, можно ознакомиться с несколькими примерами:

  • не могу писать;
  • не хочу читать;
  • не забудь блокнот;
  • не написал сочинение;
  • не заметить пятно;
  • не пришла на встречу;
  • не буду поливать цветы.

Теперь приступим к более глубокому изучению правила написания «не» с глаголами. Оно имеет 3 пункта:

Отрицание «не» с глаголами (личная форма, инфинитив, форма деепричастия) пишется раздельно

Примеры: не грустить, не спать, не думая, не читая.
При обозначении физического действия отрицательная форма с частицей «не» пишется раздельно: не достать рукой до шкафа.
При смысловой важности, выражающей нехватку чего-либо, частица «не» будет незаменимой частью: недостает умения.. Глагол, подобный слову хватать, в любом значении пишется раздельно с частицей не

Примеры:

Глагол, подобный слову хватать, в любом значении пишется раздельно с частицей не. Примеры:

  • Ребенок вырос и теперь не хватает разные предметы с грязного пола.
  • В журнале не хватает десятой главы.

Также необходимо отличать раздельное написание словосочетания «не доставать» (в смысле «не дотягиваться») от подобного слитного — «недоставать», которое имеет значение «быть в недостаточном количестве». Примеры предложений:

  • Он не дотягивается рукой до потолка.
  • В бумажнике недостает пяти тысяч. Недостает силы духа (в значении «отсутствие»). Мальчику недоставало терпения.

Частица «не» в составных предлогах несмотря на и невзирая на и в союзах «несмотря на то, что», «невзирая на то, что» всегда будет писаться совместно с остальным словом, то есть входит в его состав.

Но все-таки необходимо различать деепричастие смотря в совместном написании с частицей «не», которая пишется раздельно. Пример предложения: Он рассказывал правило у доски, не глядя в книгу.

Следует писать слитно глаголы с составной приставкой недо-. Эта приставка придает слову неполноту действия (значение этой части слова часто противоположно приставке пере-: недолить — перелить, недоследить — переследить). Например: недобрать книг, недоварить суп, недовернуть шуруп, недовесить конфет, недогрузить кирпичей.

Нужно различать глаголы с приставкой недо-, которые означают действие, выполненное меньше нормы, и созвучные им слова с приставкой до-, перед которыми ставится отрицание «не», обозначающие в совместном написании с частицей, что действие не доведено до финиша.

Примеры: недосмотреть за малышом — не досмотреть спектакль до антракта; безработные бо́льшую часть времени недоедали — ребятишки постоянно не доедали за ужином салат, ожидая конфет; бедняки постоянно недоплачивали — эти люди никогда не доплачивали.

Топ вопросов за вчера в категории Русский язык

Русский язык 04.07.2023 14:57 2186 Карманов Кирилл

Составьте интервью с воображаемым собеседником например: популярного человека или писателся и т. д.

Ответов: 2

Русский язык 30.04.2023 06:09 2295 Карпов Андрей

написать текст официально-делового стиля (7-10 предложений) СРОЧНО

Ответов: 3

Русский язык 01.05.2023 11:32 2021 Лосякова Юлия

Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, если они необходимы. Выделите причастные

Ответов: 2

Русский язык 13.07.2023 13:58 835 Barbq-Junior Андрюха

СРОЧНО!!! 1. НАПИСАТЬ СТАТЬЮ КОРОТКУЮ 8-10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ. 2. ТЕМА ШКОЛЬНАЯ ЖИЗ

Ответов: 2

Русский язык 06.05.2023 14:19 412 Гудкова Ариадна

Составьте по 3 предложения в разговорном и научном стиле

Ответов: 2

Русский язык 30.04.2023 06:36 844 Кусь Иоанн

Выпиши сначала простые предложения,а потом сложные.Расставь знаки препинания.Подчеркни грамматически

Ответов: 2

Русский язык 01.05.2023 01:34 1052 Волков Андрей

составьте \»Словарь профессии\» из 15-20 слов, включив в него профессионализмы.Профессию выберите са

Ответов: 2

Русский язык 23.06.2019 16:25 499 Пономарёва Юлиана

Сочнение рассуждение «Зачем мне образование»! Срочно помогите!!!

Ответов: 2

Русский язык 04.06.2023 15:27 227 Лукьянова Вероника

Напишите текст в научном стиле 6-7 предложений. ​

Ответов: 2

Ход урока

1. Орг. момент

2. Актуализация

Доброе утро. Добрый день. Добрый вечер.

* Что значит данное выражение. Люди желают друг другу добра.

2 слайд

Запишите в тетради слово добрый. Дайте определение слову добрый. Добрый — расположенный к людям, проникнутый участием, готовый прийти на помощь.

Подберите синоним

Добрый — расположенный к людям, проникнутый участием, готовый прийти на помощь.

Добрый сострадательный, добродетельный

великодушный, милосердный, сострадательный, кроткий, отзывчивый, добросердечный,

милостивый,.

Помимо того, что мы воспитываем в себе такие хорошие качества, нам необходимо помнить и том, что грамотная речь тоже характеризует человека. Как гласит пословица

Грамотную речь и приятно слушать.

* Как понимаете смысл данной пословицы?

3 слайд Повторение. (Подготовка к ВПР) Поставьте правильно ударение в словах.

Баловать, занята, звонит, красивее, цемент, столяр, свекла, партер, километр, повторишь

Для грамотной речи также необходима большая кропотливая работа с правилами, орфограммами. Повторяем изученный ранее материал.

Пословица Повторение — мать учения.

4 слайд

3. Повторение и обобщение

* Имя существительное — это?

* Выберите из данных слов имена существительные. Запишите в тетради. (1 у доски)

5 слайд

* Имя прилагательное — это?

* Выберите из данных слов имена прилагательные. Запишите в тетради. (1 у доски)

6 слайд

* Глагол — это?

* Выберите из данных слов глаголы. Запишите в тетради. (1 у доски)

Тема урока НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

4. Проверка домашнего задания

работа с интеллект картами, ОК. слайд 8.

5. Закрепление пройденного

слайд 9, 10 Комментированное письмо.

не) настный

вовсе (не) близкий

(не)здоровье

(не)забудка

(не)правдивый

(не)правда, а ложь

(не)годовать

(не)читал

(не)думает

(не)навид

6. Игра «Продолжи пословицу. слайд 11

(Не) сиди сложа руки, так не будет и скуки.

(Не) бравшись за топор, избы (не) срубишь.

Лодырю всегда (не) здоровится

(Не) убив медведя, шкуру не делят

Не зная броду, не суйся в воду.

Не учи рыбу плавать

7. Физминутка

8. Обобщение и закрепление

слайд 13- 15 (устно) замени предложение одним словом.

слякоть — непогода

беда — несчастье

и т. д.

Работа в тетрадях и у доски. (слайд 16-17)

Рефлексия.

Проверка усвоенного (слайд 18. тест)

9. Д. задание (слайд 18)

Пример

Упрямые козлята

Однажды навстречу друг другу шли через мостик два коз-

ленка. Они увидели друг друга, когда только подходили к речке.

Но каждый считал именно себя самым умным, хорошим и кра-

сивым и был уверен, что второй обязан уступить. Поэтому каж-

дый продолжал уверенно шагать к середине мостика и не желал

уступать. В середине мостика козлята начали бодаться и. вдво-

ем упали в воду. Даже удивленные рыбы приплыли посмотреть

на это. Оба козленка вылезли из речки мокрыми и расстроенны-

ми. А стоило всего лишь договориться, кто кому даст пройти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: