«Сделал дело — гуляй смело». Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста и начальных классов
Что касается малышей и учеников начальной школы, то им детская пословица поможет сформировать интерес к родному языку, также детские пословицы и поговорки значительно обогатят словарный запас и станут прекрасным элементом для обучающих игр.
С помощью пословицы «Поспешишь — людей насмешишь» можно объяснить ребенку, как важно делать работу не спеша и качественно. Так как пословицы имеют свой такт и размер, они могут стать отличным вспомогательным материалом во время работы с артикуляционным аппаратом ребенка, быть часть развивающей гимнастики и других игр, направленных на развитие речи или исправление уже существующих проблем
Так как пословицы имеют свой такт и размер, они могут стать отличным вспомогательным материалом во время работы с артикуляционным аппаратом ребенка, быть часть развивающей гимнастики и других игр, направленных на развитие речи или исправление уже существующих проблем
Так как пословицы имеют свой такт и размер, они могут стать отличным вспомогательным материалом во время работы с артикуляционным аппаратом ребенка, быть часть развивающей гимнастики и других игр, направленных на развитие речи или исправление уже существующих проблем.
При изучении детских пословиц и поговорок с учениками начальных классов и ребятами дошкольного возраста, особенно важно научить понимать их смысл: не просто заучивать, а приводить ситуационные примеры, которые помогут ребенку мыслить логически и уже самому применять полученные знания в своей речи. Изучение пословиц и поговорок детям дошкольного возраста и ученикам начальной школы следует начинать с веселых и коротких изречений (например, поговорка «Голоден, как волк», красноречиво опишет аппетит), до более глубоких и сложных по смыслу («Как аукнется, так и откликнется» — как сам поступишь по отношение к другому человек, так и к тебе будут относиться.)
Изучение пословиц и поговорок детям дошкольного возраста и ученикам начальной школы следует начинать с веселых и коротких изречений (например, поговорка «Голоден, как волк», красноречиво опишет аппетит), до более глубоких и сложных по смыслу («Как аукнется, так и откликнется» — как сам поступишь по отношение к другому человек, так и к тебе будут относиться.)
Изучение пословиц и поговорок детям дошкольного возраста и ученикам начальной школы следует начинать с веселых и коротких изречений (например, поговорка «Голоден, как волк», красноречиво опишет аппетит), до более глубоких и сложных по смыслу («Как аукнется, так и откликнется» — как сам поступишь по отношение к другому человек, так и к тебе будут относиться.)
Часто в пословицах встречаются иносказательные обороты, сравнения и метафоры, что станет отличной основой для развития у ребенка абстрактного мышления и фантазии.
Например, всем известная пословица «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Здесь на примере быстро вспорхнувшей птички ребенку можно объяснить, что все, что мы говорим друг другу, а особенно сгоряча, имеет большое значение, и легче исправить негативные последствия поступка, нежели исправить то, что было уже сказано.
Изучение истории, языка и фольклора может быть не таким скучным, как иногда нам их преподносит школа. Пробудить у ребенка любовь и интерес к родному языку, народным традициям и культуре, расширить кругозор и сделать речь грамотней и насыщенней, помогут пословицы и поговорки, которые могут стать замечательными помощниками во многих внешкольных и самостоятельных занятиях.
Ниже приведем списки пословиц, которые будут полезны и школьникам разных классов.
Тип «подбирай поговорку»
Здесь также важную роль играет участие взрослого человека. Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ. После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя. Данное упражнение также сформировано в виде игры, оно способно развить логику и научит понимать смысл того или иного литературного произведения, делать логические выводы и излагать их в виде морали.
Основа умения слушать
Нет универсального стиля поведения слушателя. Ситуация и психологические особенности собеседника создают ту или иную основу для взаимодействия. Деловое слушание предполагает умение уловить суть информации и зафиксировать расстановку смысловых акцентов. Личное слушание включает в себя погружение в ситуацию, эмоциональную поддержку, а иногда и желание порадовать и развлечь собеседника.
Основа умения слушать – неподдельный интерес как к самому собеседнику, так и к его рассказу. Упоминание о себе уместно только в том случае, если вы хотите расслабить человека и дать ему выговориться.
Также не следует забывать и про «синхронизацию» с собеседником, когда вы понимаете друг друга с полуслова, полувзгляда и дышите в одном ритме. Это повышает уровень доверия, и человек может по-настоящему раскрыться.
Для вас подарок! В свободном доступе до
15.10
Скачайте ТОП-10
нейросетей, которые помогут облегчить вашу работу
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне
Перейти
Скачать
файл
Немаловажное значение играет и зрительный контакт. Он делает связь между вами более крепкой и наполненной позитивом
Пословицы об этикете
Русский глагол: категория вида и времени (в контексте современных лингвистических исследований).
М., 2009. — 221 с. 26.Рассудова О.П.
Употребление видов глагола в современном русском языке. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1982. — 149 с. 27.Русская грамматика. Том 1. Фонетика, фонология, ударение, интонация, словообразование, морфология. М.: Наука, 1980. — 783 с. 28.Тихонов А.Н. Чистовидовые приставки в системе русского видового формообразования.
// Вопросы языкознания. 1964, №1.
— С.42-52. 29.Тихонов А.И. Видовые корреляции в современном русском языке. // Типология вида: проблемы, поиски, решения.
М.: Языки русской культуры, 1998. — С.466-477. 30.Черткова М.Ю.
Грамматическая категория вида в современном русском языке. М., 1996. — 150 с. 31.Forsyth J.
Презентация на тему: » Мудростью богаты. Русские народные пословицы. Методическое пособие для учителя начальных классов. Составитель: Бузмакова Н.М. МОУ « Лицей 6»» — Транскрипт:
1
Мудростью богаты. Русские народные пословицы. Методическое пособие для учителя начальных классов. Составитель: Бузмакова Н.М. МОУ « Лицей 6»
2
Пословица это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль Следует обратить внимание на то, что пословица это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль а во второй части делается вывод, дано заключение
Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором» «Слово не воробей: вылетит не поймаешь http://aida.ucoz.ru2
3
Какие бывают пословицы? http://aida.ucoz.ru3 о глупости и мудрости о честности и лживости о трудолюбии и лени о смелости и трусости о дружбе
4
Определите на какую тему эти пословицы? Была бы охота- заладится любая работа. На словах орёл- на деле мокрая курица. В умной беседе быть- ума прикупить, а в глупой- и свой растерять. Хлеб соль ешь. А правду режь. Не гордись званием, а гордись знанием. Нет друга – ищи, а нашёл- береги. Не ищи красоты, а ищи доброты. Не спеши языком, торопись делом. Богатством ума не купишь http://aida.ucoz.ru4
5
Исправь пословицы. У семи нянек Два сапога пара, Старый друг лучше Чем хвалишься, Скучен день до вечера, Маленькая рыбка лучше После драки С кем поведёшься, Не суйся в волки, Держался Авоська за Небоську, кулаками не машут да оба в воду упали большого таракана от того и наберёшься коли хвост тёлкин новых двух дитя без глазу на том и провалишься коли делать нечего и оба на левую ногу http://aida.ucoz.ru5
6
Найди пословицу в тексте. Голова сказала: _ Ты, язык, как заведённые гусли, с утра до вечера без умолку говоришь и позоришь меня. Язык ответил: — Ты, голова, сама заставляешь меня так много говорить: ведь что на уме, то и на языке http://aida.ucoz.ru6
7
Найди лишнюю пословицу. Про лентяя: 1. Люди пашут, а он руками машет. 2. Не надейся, Роман, на чужой карман. 3. День гуляет, два больной, а на третий выходной. 4. Словами и туда и сюда, а делом никуда. 5. Друг денег дороже http://aida.ucoz.ru7
8
Про учение: 1. Повторение-мать учения. 2. Правда в воде не тонет, в огне не горит. 3. Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен. 4. Ученье свет, а неученье- тьма. 5. По платью встречают, по уму провожают http://aida.ucoz.ru8
9
Про друга: 1.Вещь хороша, когда новая, а друг- когда старый. 2.Порядок в доме есть- хозяину честь. 3.С милым другом и горе пополам разгорюешь. 4.Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. 5.Старый друг лучше новых двух http://aida.ucoz.ru9
10
Узнай пословицы в рисунках http://aida.ucoz.ru10 Без труда не вынешь рыбку из пруда
11
http://aida.ucoz.ru11. Как поработаешь, так и полопаешь.
12
http://aida.ucoz.ru12 Друг познаётся в беде.
13
http://aida.ucoz.ru13 Гусь свинье не товарищ.
14
http://aida.ucoz.ru14 Языком молоть- не дрова колоть.
15
http://aida.ucoz.ru15 Любишь кататься, люби и саночки возить.
16
http://aida.ucoz.ru16 Яблочко от яблоньки недалеко падает.
17
http://aida.ucoz.ru17
18
http://aida.ucoz.ru18
19
http://aida.ucoz.ru19
20
http://aida.ucoz.ru20
21
http://aida.ucoz.ru21
22
http://aida.ucoz.ru22
23
http://aida.ucoz.ru23 Знание русских народных пословиц поможет вам получить сведения о русском народе, задуматься о себе и своей стране. Ведь пословицы и поговорки хранят историю страны, опыт народа, отражают русский характер. Постичь пословицы- это значит глубже познать жизнь и обычаи своего народа, свою Родину.
Опыт поколений в поговорках и пословицах
Пословицы и поговорки были придуманы в разное время, разными людьми и при разных ситуациях и обстоятельствах.
Русские народные пословицы и поговорки несут в себе суть бытия русского народа, сложившуюся за всю историю его существовании и развития. Именно они помогают понять, почему люди поступают так, а не иначе; откуда взяты определенные манеры поведения, истоки национального менталитета и много другое.
Люди, используя пословицы и поговорки в повседневной жизни, даже не задумываются, как они появились и откуда. Первые пословицы и поговорки передавали жизненный опыт наблюдения, семейные радости и проблемы из поколения в поколение. На них воспитывалось подрастающее поколение.
Возраст пословицы можно определить, посмотрев на нее «между строк».
Так, пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», была придумана сравнительно недавно. Об этом свидетельствует слово «рубль», который является не самой старой, по мировым меркам, валютой. Пословица с более старой денежной мерой, говорит о том, что она придумана давно, например: «Мал золотник, да дорог». Именно слово «золотник» указывает на возраст пословицы и ее многовековую историю. Использование таких пословиц в процессе воспитания и обучения детей, позволяют знакомить их с историей страны, традициями своего народа, его мудростью и опытом.
Тип «подбирай поговорку»
Здесь также важную роль играет участие взрослого человека. Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ. После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя. Данное упражнение также сформировано в виде игры, оно способно развить логику и научит понимать смысл того или иного литературного произведения, делать логические выводы и излагать их в виде морали.
Отличия между блестящими и средними слушателями
По результатам исследований Джека Зенгера и Джозефа Фолкмана, которые выясняли разницу между блестящими и средними слушателями, были сделаны следующие выводы.
- Молчание не всегда свидетельствует о том, что вы внимательно слушаете собеседника. Даже кивки во время рассказа не могут свидетельствовать об этом. Активное участие в диалоге, постановка вопросов, которые помогают лучше разобраться в проблеме, создают условие для лучшего взаимодействия во время общения. Это даёт возможность собеседнику увидеть, что вы заинтересованы в понимании полной картины произошедшего. Умение слушать проявляется в заинтересованности обеих сторон, в диалоге.
- Быть хорошим слушателем – не значит вываливать негативные суждения на голову собеседника. Ваша задача – расслабить рассказчика, дать ему возможность полностью раскрыться, не опасаясь неприятия позиции с вашей стороны. При общении с вами собеседник ожидает поддержки и позитивных посылов, которые способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе.
- Существуют такие люди, которые любят спорить. Они ждут момента, когда смогут вставить своё возражение, не особо вникая в суть того, о чём говорит собеседник. Этот метод хорош для проведения дебатов, а не для выстраивания диалога. Умение слушать человека предполагает, что вы можете корректно высказать другую точку зрения, но это будет – не соперничество, а стремление докопаться до истины.
- Хорошие слушатели – не молчуны и не те, кто кивает головой во время разговора. Умение слушать предполагает обмен мнениями, которые могут привести к появлению нового ракурса обсуждаемой тематики.
Обратите внимание на последний вывод. На первый взгляд, он противоречит тому факту, что люди жалуются на тех, которые во время разговора, не вникая в суть, «продавливают» свою точку зрения
Скорее всего слушателю нужно контролировать интонацию и эмоциональный посыл при ведении диалога.
Несколько интересных сочинений
Когда мама училась в школе, у них в классе было 17 человек. 8 мальчиков и 9 девочек. Мама училась в сельской школе. Классов было не много. Школа была одноэтажной, старой постройки.
В обыденном мире мы часто сталкиваемся с таким понятием, как «прогресс». Его можно определить, как успех в чем-либо — достижения в спортивной деятельности, прекрасные результаты в обучении или скачок продаж в фирме
Произведение относится к особым сочинениям писателя, поскольку в качестве основной тематики рассматривает отношение человека к собственной смерти.
Многие народы мира ценят честь больше жизни. Шагать дорогой чести нелегкий труд, подразумевающий постоянную работу над собой, над своими принципами и над своим поведением.
У меня много друзей. Мы весело проводим время вместе. Но не каждый друг является идеальным. Для меня идеальный друг — это тот, кто всегда придет на помощь.
Признаки человека, обладающего умением слушать
В процессе общения очень важно обладать умением слушать собеседника
Это такое состояние, когда человек сознательно направляет внимание на то, о чём повествует рассказчик
Вот – качества активного слушателя:
- умение видеть ситуацию со стороны;
- наличие терпения;
- отстранение от суждений;
- способность создать располагающую обстановку для продолжения рассказа;
- умение избегать скоропалительной оценки в начале разговора.
Когда человек рассказывает, он не всегда может точно передать то, что его волнует
Поэтому следует обращать внимание на его интонацию и эмоции во время рассказа. В такой ситуации слушателю необходимо проявить терпение и воздержаться от комментариев во время пауз
Потешки во время еды
Ножками потопали: Топ-топ-топ! Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп! Сели! Встали! Сно-ва Се-ли! А потом всю кашу Съели!
— Ладушки, вы — ладушки. — Где были? — У бабушки. — А что ели? — Кашку. — А что пили? — Бражку. — А что на закуску? — Кислую капустку. — Попили? Поели? Кыш, полетели. На головку сели.
Оладушки Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки, Маслом поливала, Детушкам давала. Даше — два, Паше — два, Ване — два, Тане — два, Саше — два, Маше — два, Хороши оладушки У нашей доброй бабушки!
Ну и каша! Так в рот и просится! Нос и щеки наелись досыта. Подбородку тоже досталось. И мизинчик попробовал малость. Чуточку съели лобик с макушкою, Остальное ушки докушали!
Умница Аленька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую!
Каша вкусная дымится, Леша кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу неспеша. Ложка за ложкой, Ели по немножку.
Это — ложка, Это — чашка. В чашке — гречневая кашка. Ложка в чашке побывала — Кашки гречневой не стало!
Погляди, к твоей тарелке Из лесов сбежались белки! Съели булку, съели кашу И глядят на дочку нашу! С аппетитом белки ели И Сашуньке съесть велели. Доченька послушала И всю кашку… скушала!
Правило 1
Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших «испытать новенькую на прочность нервов», одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.
Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.
Правило 9
Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:
- включайте в план урока «минуты тишины». В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
- используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.
Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.
Обязательно предусмотрите время для проведения физкультминутки (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.
Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.
Другие виды деятельности для развития слухового восприятия
Очень важно развивать слуховое восприятия у детей младшего возраста, и в Монтессори-классе существует множество способов сделать это. Кроме игры в тишину (см
подробнее часть 1 и часть 2), можно проводить с детьми и другие пробные занятия.
Вот несколько идей:
- Назови звук. Включите запись различных звуков, а дети пусть отгадают, что это за звуки (кряканье уток, жужжание пчёл, звуки пианино, звонок телефона, плач ребёнка и т. д.).
- Звуковой Бинго. Сделайте карточки для Бинго с рисунками предметов, издающих звуки (уточка, пчела, пианино, телефон, ребёнок и т. д.). Каждый раз, когда дети слышат звук, они закрывают соответствующую картинку жетоном для бинго.
- Музыкальные коврики. Разложите по полу маленькие коврики так, чтобы всем детям хватило по коврику. Пока музыка играет, дети хотят по коврикам, а как только она останавливается, каждый ребёнок должен стоять на коврике.
- Что ты слышишь? Приготовьте поднос с предметами, которые издают определенные звуки (музыкальная шкатулка, погремушка, будильник, заводная игрушка, колокольчики и т. д.). Поставьте поднос так, чтобы дети его не видели. Затем издавайте звуки по очереди каждым предметом, а дети пусть угадывают, что звучит.
- Замри. Предложите детям танцевать, пока играет музыка, и замереть, когда музыка остановится. Экспериментируйте со скоростью мелодий. Дети любят танцевать быстро под весёлую музыку и медленно под спокойную.
- Звуковая прогулка. Можно погулять с детьми по школе или пойти во двор. Дети по очереди называют звуки, которые слышат, и направление, откуда они исходят.
- Поиграйте с Монтессори-материалом «Шумовые цилиндры» или сделайте свои. Смысл игры заключается в том, чтобы подобрать пары одинаково звучащих цилиндров.
- Поиграйте в «Саймон говорит».
- Поиграйте в музыкальную игру «Повтори за мной». Из подручных материалов сделайте несколько одинаковых музыкальных инструментов для себя и детей. Раздайте инструменты детям, издайте один простой звук на своём инструменте и попросите детей повторить его, затем два звука, три и т. д. Задача детей повторить вашу мелодию. Другой вариант этой игры: напойте мелодию и попросите детей по очереди попробовать её повторить.
- Кто я? Один из ребят садится в центре круга с завязанными глазами. Затем кто-то из круга быстро подходит у нему и говорит: «Привет! Кто я?». Ребёнок в центре должен угадать, чей это голос.
- Игра «Аплодисменты». Прохлопайте ритм и попросите детей его повторить.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Столовый этикет
Исторические сведения “О салфетке, ноже, вилке, ложке”. Наборы тарелок, вилок, ножей. Скатерть и салфетки льняные. Психологическая установка Участники встают в общий круг.
Ведущий: Здравствуйте! К нам на занятие пришли гости, что говорят гостям?(ответы детей) «Представьте себе, что вы встретили близких людей, но не так как принято (пожатие руки), а другим прикосновением. Придумайте, как. А теперь вы же встречающие и приезжающие. Приветствуйте друг друга и обязательно считайте, сколько раз вы поздоровались».
Кто больше всех гостей встретил? Настроение хорошее? А теперь давайте поздороваемся, когда встречаете гостей, что можно сказать?(девочки говорят приветствия) Теперь рассаживайтесь по местам. С Древних времен на традиция гостеприимства была в почете. Есть такая пословица: “Кто в гости не ездит, к себе не зовет, тот недобрым слывет.
У казахов о гостеприимстве сказано: қонақка кел демек бар да, кет демек жоқ » «Гостю можно говорить «приходи», а «уходи» говорить нельзя.
Рекомендуем прочесть: Образец гарантийного письма заключить трудовой договор