В.и.даль. пословицы русского народа

Пословицы о знаниях и мудрости: 85 поговорок про знания и пользу учебы

Пословицы на тему «мудрость»

На всякого мудреца довольно простоты.
Немудрые люди, а мудрую пословицу сложили.
Кто не умеет себя скрыть, тот не может мудрым быть.
Мудра голова — короткий язык.
Мудрено тому учить, чего сам не знаешь.
Мудрому человеку вся земля открыта.
Мудрость в голове, а не в бороде.
Мудрый слышит вполслова.
Мудр тот, кто сам себя знает.
Мудрецу и счастье к лицу.
Мудрый правду видит, а глупый познает ее на своей спине.
Одному всей премудрости не пройти.
На человеческую глупость есть божья премудрость.
И мудрому человеку совет требуется.
Осторожность – мать мудрости.
Мудрое слово и в стужу согреет.
У молодого еще зуба мудрости нет.
Утро вечера мудренее — трава соломы зеленее.
Утро вечера мудренее, жена мужа удалее.
Всякая мудрость от бога.
Голь мудрена, голь на выдумки торовата.
Украдено мудрено, а будет найдено.
Премудрость одна, а мудростей много (т. е

хитростей).
Семь мудрецов на свете было.
Голь мудра, берет с утра.
Не то мудрено, что переговорено, а то, что не договорено.
Не мудра голова, да кубышка полна.
Богатырь возглавляет войско, мудрец открывает путь.
Мудрая мысль бессмертна.
Мудрость змеина, незлобивость голубина.
Мудрено выйти из посконного ряда без отрепьев.

Анализ пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека. Пословицы и поговорки славят усердие, труд, мастерство, терпение, характеризуют ум и смекалку и высмеивают лень, хвастовство и глупость; прославляют любовь и дружбу. В пословицах и поговорках даже описывается красота. Много замечательных русских пословиц и поговорок подарил нам народ о Родине, о книге.

Пословицы и поговорки учат отличать добро от зла, правду от лжи, «Правда светлее солнца», «Добрый скорее дело делает, чем злой». Очень мудро народ в пословицах и поговорках подмечает приметы погоды, особенности времен года «Декабрь год кончает, зиму начинает». Пословицы и поговорки, говорят о мудрости народа , о его опыте. Такие пословицы до наших дней не потеряли своего значения: «Куй железо пока горячо», «Лес рубят – щепки летят».

Трудно назвать какое-нибудь жизненное явление, которое не было бы затронуто в пословицах. (Приложение 1)

Работая с пословицами и поговорками, я заметила, что они богаты различными художественно-изобразительными средствами: эпитеты (“Жизнь дана на добрые дела”, “Всякое дело мастера боится”, сравнения («чужая душа – что темный лес»), метафоры, олицетворения («ставить палки в колеса»), антитезы, т. е. противопоставления («корень учения горек, да плод его сладок»), гиперболы («из кожи вон лезть», «в трех соснах заблудиться»), что способствует богатой образной речи.

Что отличает пословицы

  • Они краткие и ритмичные, могут быть написаны в рифму;
  • Состоят из нескольких слов или короткого предложения;
  • Содержат образы и метафоры, объясняющие суть пословицы;

Пословицы нередко можно услышать в разговорной речи, прочитать в литературных произведениях, услышать в песнях.  Образы очень яркие и обычно интуитивно понятные. Так, пословица «молчание — золото» говорит о том, что сдержанность порой очень ценна и помогает избежать конфликтов, неприятных ситуаций.

Пословицы — важная часть культуры. Мы собрали лучшие из них. Эти пословицы помогают облечь мудрые мысли в простую и запоминающуюся форму.

Пословицы о мудрости и глупости

У глупости непременно есть дно, у мудрости нет предела. У глупца — на языке, у мудреца — в руке. Странствующий глупец лучше сидящего на одном месте мудреца. То, что совершает мудрец, совершает и глупец, но последний совершает это, опозорившись. Один глупец сказал слово, а сорок мудрых не могли ответить. Мудрец знает, что он знает много, а глупому кажется, что он знает все. Мудрость, переходящая меру, хуже глупости. Мудрый, как черепаха, глупый, как слон. Мысль умного ценнее уверенности глупого. Лучше нищая мудрость, чем глупое богатство. Лучше с умным потерять, чем с глупым найти. Когда глупец говорит, мудрец молчит. Глупый ищет большого места, а разумного и в углу видно. Глупому счастье, а умному напасть. Глупому счастье, а умному Бог дает. На человеческую глупость есть Божья премудрость. Что умному навек, то глупому ненадолго. Ученый муж говорит, как философ, а живет, как глупец. Умный обещает, а глупый радуется. Умный плачет, а глупый скачет. Умный себя винит, глупый — друга. Умный смиряется, глупый надувается. Умному — намек, глупому — палка. Умный изучает, глупый поучает. Умен — так раскинь умом, глуп — так другим подражай. От умного научишься, от глупого разучишься. Пока умный раздумывал, глупый горы перешел. И глупый умного одурачит. Дашь совет умному — поблагодарит, глупому — на смех поднимет. Глупый про себя сгрешит, а умный многих соблазнит. Где кончается ум, там начинается глупость. Где шума много, там ума мало. Глупые мысли бывают у каждого, только умный их не высказывает.

«Сделал дело — гуляй смело». Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста и начальных классов

Что касается малышей и учеников начальной школы, то им детская пословица поможет сформировать интерес к родному языку, также детские пословицы и поговорки значительно обогатят словарный запас и станут прекрасным элементом для обучающих игр.

С помощью пословицы «Поспешишь — людей насмешишь» можно объяснить ребенку, как важно делать работу не спеша и качественно. Так как пословицы имеют свой такт и размер, они могут стать отличным вспомогательным материалом во время работы с артикуляционным аппаратом ребенка, быть часть развивающей гимнастики и других игр, направленных на развитие речи или исправление уже существующих проблем. Так как пословицы имеют свой такт и размер, они могут стать отличным вспомогательным материалом во время работы с артикуляционным аппаратом ребенка, быть часть развивающей гимнастики и других игр, направленных на развитие речи или исправление уже существующих проблем

Так как пословицы имеют свой такт и размер, они могут стать отличным вспомогательным материалом во время работы с артикуляционным аппаратом ребенка, быть часть развивающей гимнастики и других игр, направленных на развитие речи или исправление уже существующих проблем.

При изучении детских пословиц и поговорок с учениками начальных классов и ребятами дошкольного возраста, особенно важно научить понимать их смысл: не просто заучивать, а приводить ситуационные примеры, которые помогут ребенку мыслить логически и уже самому применять полученные знания в своей речи. Изучение пословиц и поговорок детям дошкольного возраста и ученикам начальной школы следует начинать с веселых и коротких изречений (например, поговорка «Голоден, как волк», красноречиво опишет аппетит), до более глубоких и сложных по смыслу («Как аукнется, так и откликнется» — как сам поступишь по отношение к другому человек, так и к тебе будут относиться.). Изучение пословиц и поговорок детям дошкольного возраста и ученикам начальной школы следует начинать с веселых и коротких изречений (например, поговорка «Голоден, как волк», красноречиво опишет аппетит), до более глубоких и сложных по смыслу («Как аукнется, так и откликнется» — как сам поступишь по отношение к другому человек, так и к тебе будут относиться.)

Изучение пословиц и поговорок детям дошкольного возраста и ученикам начальной школы следует начинать с веселых и коротких изречений (например, поговорка «Голоден, как волк», красноречиво опишет аппетит), до более глубоких и сложных по смыслу («Как аукнется, так и откликнется» — как сам поступишь по отношение к другому человек, так и к тебе будут относиться.)

Часто в пословицах встречаются иносказательные обороты, сравнения и метафоры, что станет отличной основой для развития у ребенка абстрактного мышления и фантазии.

Например, всем известная пословица «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Здесь на примере быстро вспорхнувшей птички ребенку можно объяснить, что все, что мы говорим друг другу, а особенно сгоряча, имеет большое значение, и легче исправить негативные последствия поступка, нежели исправить то, что было уже сказано.

Изучение истории, языка и фольклора может быть не таким скучным, как иногда нам их преподносит школа. Пробудить у ребенка любовь и интерес к родному языку, народным традициям и культуре, расширить кругозор и сделать речь грамотней и насыщенней, помогут пословицы и поговорки, которые могут стать замечательными помощниками во многих внешкольных и самостоятельных занятиях.

Ниже приведем списки пословиц, которые будут полезны и школьникам разных классов.

Как использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни

Пословицы и поговорки являются не только частью народной мудрости, но и могут быть полезными в повседневной жизни. Они содержат в себе определенные уроки и ценности, которые могут помочь нам принимать решения, разрешать конфликты и находить мотивацию.

Понимание смысла пословиц и поговорок

Первый шаг в использовании пословиц и поговорок – это понимание их смысла. Каждая пословица или поговорка имеет свою уникальную идею или урок, который они передают. Необходимо разобраться в значении и контексте, чтобы правильно применять их в повседневной жизни.

Применение в ситуациях принятия решений

Пословицы и поговорки могут быть полезными при принятии решений. Они могут помочь нам взглянуть на проблему с другой стороны и найти новые решения

Например, пословица “Семь раз отмерь, один раз отрежь” напоминает нам о важности обдумывания и планирования перед принятием решения

Разрешение конфликтов

Пословицы и поговорки также могут быть полезными при разрешении конфликтов. Они могут помочь нам выразить свои мысли и чувства, а также понять точку зрения других людей

Например, поговорка “Век живи, век учись” может напомнить нам о важности обучения и развития, что может помочь в разрешении конфликта с коллегой или другом

Мотивация и вдохновение

Пословицы и поговорки могут служить источником мотивации и вдохновения. Они могут помочь нам преодолеть трудности и сохранить оптимизм

Например, пословица “Терпение и труд всё перетрут” может напомнить нам о важности упорства и настойчивости в достижении наших целей

В целом, пословицы и поговорки являются ценным наследием народной мудрости и могут быть полезными в повседневной жизни. Они помогают нам принимать решения, разрешать конфликты и находить мотивацию

Важно понимать их смысл и применять их в соответствующих ситуациях, чтобы получить максимальную пользу от них

Историческая справка

Появление пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Они с давних времен накапливали и продолжают накапливать мудрость народа, отражают его нравственные заповеди и устои. В пословицах и поговорках содержится вся народная мудрость, которая оживает в фольклоре и несет в себе актуальную информацию, которая представляет собой прямой совет или подсказку как следует поступать в конкретной ситуации.

Пословицы и поговорки не упоминают без причины или повода. Сказанная к месту поговорка или пословица помогает избежать лишних слов, кратко выразить свою мысль или отношение к происходящему, дать совет или подсказку. Это связано с тем, что каждая пословица и поговорка содержит краткий и образный смысл.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Появление пословиц и поговорок исторически обусловлено тем, что человек заботился не только о собственном пропитании и укрытии (жилище), но и со временем начала осознавать необходимость познания окружающего мира. В процессе познания человек начинает сравнивать разнообразные предметы и явления, создает что-то новое в своем воображении. Многовековые наблюдения и раздумья приводят к тому, что люди начинают воплощать свои мечты, чувства, надежды и т.д. в сказках, песнях, легендах, пословицах, загадках и поговорках.

Таким образом, на протяжении всего существования человечества народ создает собственное искусство и поэзию.

Былины, потешки, сказки, загадки, пословицы, поговорки и иные виды устного народного творчества называют фольклором.

Определение 2

Фольклор – это слово, произошедшее от английского folk lore, в переводе означающее народное знание и народная мудрость.

Пословицы и поговорки относят к малым жанрам фольклора, порожденным устным народным творчеством, обобщающим опыт и мудрость человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Народная мудрость в пословицах и поговорках 430 ₽ Реферат Народная мудрость в пословицах и поговорках 260 ₽ Контрольная работа Народная мудрость в пословицах и поговорках 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Данный вид фольклора со временем стал одним из самых распространенным и необходимым в быту каждого человека и народа в целом.

Сложно точно сказать, в какой именно исторический период времени, пословицы и поговорки появились среди народа Руси. Бесспорным является то, что они возникли в древности, и сопровождают народ на протяжении всей его истории существования.

Отношение народа к пословицам и поговоркам, а также их значимость в жизни людей, ярко отражается в следующих изречениях:

Появление пословиц и поговорок относится еще к тому времени, когда на Руси появилась письменная грамота. Они передавались «из уст в уста», от «строго поколения – молодому поколению».

Таким образом, народ, который еще не умел ни писать, ни читать, создал своеобразную устную школу жизни. Через пословицы и поговорки народ передавал житейскую мудрость, заветные правила, учил подрастающее поколение.

Замечание 1

В настоящее время отношение к пословицам и поговоркам уважительное, так как они представляют собой цвет народного ума, красят устную речь любого человека.

Кроме того, значимость пословиц и поговорок подтверждается тем, что начиная с 17-го века начались масштабные работы по их рукописному сбору. Работу по сбору пословиц и поговорок вели многие известные писатели и поэты. Одним из наиболее крупных сборников является сборник Даля (1862 год).

Пословицы и поговорки в речи

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.

Писатели, публицисты, ораторы часто обращаюются к перлам народной мудрости. Исследователи подсчитали, что только в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого встречается 47 пословиц и поговорок, в «Тихом Доне» М. А. Шолохова – 112.

Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?

Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:

Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;

Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.

Дать совет, как поступить в той или иной ситуации,чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.

Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом. Показателен в этом отношении образ Платона Каратаева, одного из героев романа «Война и мир». В его речи больше всего встречается народных изречений (из 52 пословиц в романе 16 произносит Каратаев). Он говорит о трудной жизни крестьян: Наше счастье, что вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь – ничего нету; От сумы да от тюрьмы не отказывайся; о том, что следует надеятся на лучшее: Час терпеть, а век жить ; об отношении к труду, людям, семье: Без снасти и вша не убьешь; Уговорец – делу родной братец; Полная рука таровата, сухая неподатлива; Какой палец ни укуси, все больно; Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки.

Как средство характеристики своих персонажей использует пословицы М. А. Шолохов. Особенно их много в речи Григория Мелехова, главного персонажа в «Тихом Доне» — 22 пословицы, т.е. пятая часть всех пословиц в романе. Пословицы придают особую колоритность его речам, особую значимость его суждениям. Например: «Помощниками Деникина нас величают…кто же мы? Выходит, что помощники и есть, ничего обижаться. Правда-матка глаза заколола …» «Расходитесь по квартирам да языками поменьше орудуйте, а то нынешним временам они не до Киева доводят , а аккурат до полевых судов да штрафных сотен». «Плохая воля все-таки лучше хорошей тюрьмы. Знаете, как говорят в народе: крепка тюрьма, да черт ей рад». Григорий Мелехов обращается к пословицы и поговоркам, когда хочет что-то подтвердить, сравнить, убедить слушателя, доказать свою правоту. В такой функции выступают выражения: Что с возу упало, то пропало. Отрезанную краюху не приклеишь. На бранном поле друзей не угадывают. Куда ни кинь — везде клин. Ждать да догонять – самое постылое дело. Укатали сивку крутые горки. От жару и камень лопается.

Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.

В Узбекистане имеется одна древняя чудесная поговорка. Она звучит примерно так: «Человек, прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их через верхнюю» (смех, оживление в зале). В данном случае речь идет, конечно, не только о том, что прежде чем говорить, нужно подумать, но и о том, что думать нужно всегда, и особенно тогда, когда речь идет о затрате средств, принадлежащих обществу. А зачастую к этим средствам мы относим чересчур свободно, легко и не заботимся об их рациональном использовании.

Истоки возникновения пословиц и поговорок

Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.

Сказки, былины, песни, пословицы и другие виды устного творчества называют фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения «folk lore». Оно значит «народная мудрость», «народное знание».

Трудно перечислить все художественные определения, которые языковеды дают пословице. Ее называют народной мудростью, практической философией, устной школой, сводом правил жизни, исторической памятью народа.

В отличие от других жанров фольклора пословицы бытуют в речи, вводятся как законченные изречения, готовые цитаты, автором которых является народ. Меткое выражение, удачное сравнение, лаконичная формула, сказанные кем-то однажды, подхватываются другими, становятся атрибутами народной речи, благодаря постоянному употреблению в аналогичных по смыслу ситуациях. Пословица – это «мудрость многих, остроумие каждого».

Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы — устные краткие изречение на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок — метких речений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что- либо без помощи утомительных и сложных пояснений. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отделенной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжений его историй. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи.

Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей – такое изречение могло существовать тысячелетия, переход из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что – либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: « Что посеешь, то и пожмешь», «Звонки бубны за горами, а к нам придут, как лукошко», « В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свой наблюдения

Если взять народные пословицы во всей их совокупности, то мы увидим, что они отражают менталитет народа во всем его разнообразии и противоречиях, более того, они являются важной частью народных черт, образа жизни, его моральных стандартов. Пословица призывает следовать ее мудростям, даже говорят: «Как пословица говорит, так и действуй»

Пословица вселяет уверенность в людях в том, что опыт народа ничего не пропускает и ничего не забывает…

Пословица — едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены все деятельные силы демократической культуры. И не по этой ли причине, как бы сверяя с пословицами самое направление собственной работы, все великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.

Пословица- это краткое законченное суждение, обобщенно выражающее, часто в двучленной образной форме, представления народа об окружающем нас мире.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Ознакомление детей 5-6 лет с родным городом через виртуальные экскурсии
  2. Музыка как средство эмоционального воспитания личности школьника
  3. Личность и ее образовательное пространство
  4. Методика освоения тождественных преобразований в основной школе в контексте дифференцированного обучения
  5. Теория и методика музыкального воспитания
  6. Технология педагогического проектирования в дошкольной образовательной организации
  7. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
  8. Методика организации и проведения урока этикета
  9. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода
  10. Структура педагогической рефлексии

Пословицы и поговорки народов мира (дополнение)

  1. Следя за чужими манерами, исправляй свои. (японская пословица)
  2. Есть вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие, которые надо сделать, чтобы выучиться. (армянская поговорка)
  3. Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, – он постоянно расширяется. (арабская поговорка)
  4. Сильный победит одного, знающий – тысячу. (башкирская пословица)
  5. Ум не имеет цены, а воспитание предела. (адыгейская)
  6. О кнуте думай, когда лошадь будет. (бенгальская пословица)
  7. Хорошее воспитание — лучшее наследство. (татарская)
  8. Нет хуже плода, который никогда не зреет. (итальянская пословица)
  9. Стремись завоевать не мир, а его знание. (туркменская пословица)
  10. Деньги отдай – уменьшатся, знания отдай – прибавятся. (таджикская пословица)
  11. Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (таджикская пословица)
  12. Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (китайская пословица)
  13. Глухой знает, что услыхал, слепой – что поймал. (туркменская пословица)
  14. Знание – венец на голове. (персидская пословица)
  15. Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (персидская пословица)
  16. Ученый без трудов подобен облаку без дождя. (арабская пословица)
  17. Что в детстве приобретешь, на то и в старости обопрешься. (армянская)
  18. Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого. (восточная поговорка)
  19. Не удерживай других от того, чему сам следуешь. (арабская пословица)
  20. Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать — и подавно. (лезгинская)
  21. Самое прекрасное — это учение и воспитание. (татарская)
  22. Через людей в люди выходят. (уйгурская пословица)
  23. Мудрец известен знаниями, а не происхождением. (ассирийская пословица)
  24. Посеянное вовремя жемчугом взойдет. (азербайджанская)
  25. Воспитанный отцом будет делать стрелы, воспитанный матерью — будет кроить халаты. (казахская)
  26. Нет ничего опасней неполного знания. (английская пословица)
  27. Короли властвуют над людьми, а ученые – над королями. (арабская пословица)
  28. Сын будет таким, каким воспитаешь. (адыгейская)
  29. Пока в воду не попадешь, плавать не научишься. (армянская пословица)
  30. В науку нет коротких путей. (японская пословица)
  31. Одна речь – еще не ученость, одна буря – еще не сезон дождей. (бенгальская пословица)
  32. Ум и воспитание — братья-близнецы. (узбекская)
  33. Спросить – минутный стыд, не спросить – стыд на всю жизнь. (японская пословица)
  34. Истинное знание не бросается в глаза. (японская пословица)
  35. С человека надо требовать – тогда он будет человеком. (немецкая пословица)
  36. Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят. (монгольская пословица)
  37. Не срывай незрелых плодов: поспеют – сами упадут. (грузинская пословица)
  38. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. (французская пословица)
  39. Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица)
  40. Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. (казахская пословица)
  41. Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. (вьетнамская пословица)
  42. Чем поучать, лучше самому показать. (индийская пословица)

Как поднять ребенку самооценку и уверенность в себе

А какие поговори о воспитании знаете вы?

Работа и мучит, и кормит, и учит

Судя по пословицам, отношение к работе в народе было неоднозначное. С одной стороны видно, что работу не любили — ругали и называли окаянной. 

Источник clio-historia.livejournal.com

  • Работа не волк — в лес не убежит, поэтому ее, окаянную делать и надо
  • Овчинка выделки не стоит
  • На работушку тихонечко, с работушки бегом 
  • Работа не медведь — можно завтра посмотреть

С другой стороны пословицы напоминали, что без работы невозможно прокормиться. Кроме того, пословицы подчеркивали, что труд повсеместно присутствует в нашей жизни. Так что, если хочешь чего-то добиться, нужно прилежно трудиться.    

Источник shkolazhizni.ru

  • У кого работа, у того и хлеб
  • Кто не работает, тот не ест
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда
  • Под лежачую колоду вода не течет

Особняком стоит группа пословиц, высмеивающих ленивых и неумелых.

  • Здоров на еду, да хил на работу
  • Рубит в два топора, да работа не спора 
  • Ест до поту, а работает — лишь бы не замерзнуть 
  • Работать не горазд, а поесть — как раз

Тип «подбирай поговорку»

Здесь также важную роль играет участие взрослого человека. Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ. После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя. Данное упражнение также сформировано в виде игры, оно способно развить логику и научит понимать смысл того или иного литературного произведения, делать логические выводы и излагать их в виде морали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: