использованная литература
- Вальтер Хейссиг, Религии Монголии, Кеган Пол (2000).
- Джеральд Хаусман, Лоретта Хаусман, Мифология лошадей: легенды и знания о лошадях на протяжении веков (2003), 37-46.
- Ив Боннефой, Венди Донигер, Азиатские мифологии, University Of Chicago Press (1993), 315-339.
- 满 都 呼,中国 阿尔泰 语系 诸 民族 神话 故事(фольклор китайских алтайских народов)., 1997. ISBN 7-105-02698-7.
- 贺灵,新疆 宗教 古籍 资料 辑 注(материалы старых текстов религий Синьцзяна)., Май 2006 г. ISBN 7-228-10346-7.
- С.Г. Кляшторный, «Политическая подоплека древнетюркской религии» в: Oelschlägel, Nentwig, Taube (ред.), «Roter Altai, gib dein Echo!» (ФС Таубе), Лейпциг, 2005 г., ISBN 978-3-86583-062-3, 260-265.
- Türk Söylence Sözlüğü (Словарь турецкой мифологии), Дениз Каракурт, (OTRS: CC BY-SA 3.0)
Божества в тюркской мифологии
Персонифицированные творческие и управляющие силы, божества всегда на первом плане тюркской мифологии. В системе тюркских верований нет пантеона божеств, как Греческий или римского политеизма. В современном западном употреблении считается, что многие божества больше похожи на духов или ангелов, которые путешествовать между людьми и их поселениями в духовном царстве. Тюркские народы верили в Ие или духов-хранителей, которые управляли определенными природными элементами. Другие сущности включают джиннов или джиннов (Чор) и демонов (Абаси).
Tengri
Первое из первобытных божеств ранних тюркских народов, Кёк Тенгри, является Богом-Создателем (yüce или yaratıcı tengri). Турки начали мигрировать и покидать Среднюю Азию, они испытали влияние монотеистических религий. Тенгризм, религия языческого или политеистического происхождения, после его изменения стала больше похожа на зороастризм. Из многочисленных изначальных богов остались только два — Тенгри (добрый бог) и Эрлик (злой бог подземного мира). Учмаг был местом, подобным раю или Валгалле.) Тенгри управляет судьбами всех людей и действует свободно. Его воля определяет благополучие людей. Он справедлив, так как награждает и наказывает. Физическое описание Тенгри остается неизвестным.
Другие божества
Хотя Тенгри — первый и самый важный бог в тюркской мифологии, существует также множество других божеств, которым они поклоняются.
Умай — дочь Тенгри. Она богиня девственности и плодородия. Ее имя указывает на ее способности — тюркский корень «умай» на тюркском языке изначально означает «плацента, послед». Умай напоминает богинь земли или богинь-матерей других религий. У Тенгри трое сыновей, которые тоже являются божествами. Од Тенгри — правитель или бог времени. Боз Тенгри, другой менее известный сын Тенгри, является богом степей и земель. Третий сын Тенгри, Кайра, — Дух Божий. Он — изначальный бог высшего воздуха, высочайшего неба, космоса, света и атмосферы.
У Кайры трое сыновей. Ülgen — бог добра. Он контролирует всех аругов (ари) или добрых духов в алтайской и тюркской мифологии. Они совершают добрые дела на земле. Брат Юлгена, Мерген, является богом разума и интеллекта. Сидя на седьмом этаже неба, считается, что он все знает и может себе позволить. На два этажа над ним в небе сидит брат Мергена, Кизаган, бог, связанный с войной. Изображенный сильным, сильным и молодым, он едет на красном коне с копьем. Среди других божеств — Ак Ана или Белая Мать, изначальная богиня-создательница тюркских народов.
Символы в тюркской мифологии
Тюркский кочевой образ жизни, культура и другие мировые религии повлияли на большую часть их мифологии. Некоторые из них следующие.
Лошадь — одна из главных фигур в тюркской мифологии. Лошади чрезвычайно важны для них — они считают лошадь продолжением человека (обычно приписывается мужчине). Человек считается завершенным со своей лошадью. Это могло привести к тому, что тюркский народ был назван ат-бей или властелином лошадей.
Рельеф «волк-дракон». кредит @ Tarih Ve Arkeoloji
Дракон (Эврен или Эбрен) также изображается в виде ящерицы или змеи. Это символ могущества и власти. Тюркские народы, особенно населяющие горный регион Центральной Азии, считают, что драконы обитают в горах Тенгри Тага и Алтая. В древнетюркской традиции драконы символизируют бога Тенгри, но сами драконы не почитались как бог.
Древо жизни. Кредит @ DefenceHub
Центральное место в тюркской мифологии занимает Мировое Древо или Древо Жизни. Алтайские турки верят, что люди являются потомками деревьев, а якуты верят, что Белая Мать сидит у основания Древа Жизни. Ветви дерева простираются до небес, и различные сверхъестественные существа чувствуют себя как дома среди ветвей. Голубое небо, окружающее дерево, свидетельствует о мирной атмосфере страны. Красное кольцо окружает все элементы и представляет тюркские верования в возрождение, развитие и рост.
Среди животные, тюркские народы считали оленя посредником между земным (людьми) и духовным царством (богами). Таким образом, во время погребальных церемоний принесение в жертву оленя является важным ритуалом. Душа оленя считается психопомпом (проводником душ к месту умерших). Душу умершего сопровождает дух оленя в преисподнюю или Тамаг. Этот мотив оленя в тюркской мифологии появился в сказке XIII века о суфийском мистике Гейиклю Баба (что означает «отец-олень») из Хоя. В последние годы своей жизни он удалился в горные леса Бурсы и вел жизнь аскета. В разных источниках рассказывается о Гейиклю Баба по-разному — в одном рассказывается, как он ездил верхом на оленях и бродил по дикой природе со стадами оленей, одетых в их шкуры.
Ответы на вопрос
Отвечает Шамсутдинова Алина.
Ответ:
Прилетела однажды Умай в виде белого лебедя и стала кружить над водами океана. Искала, искала она хоть клочок суши, но не нашла. Снесла Умай яйцо прямо в воду, но оно утонуло. Погоревала богиня и решила сделать гнездо на воде. Выщипала она у себя пух, сделала гнездо, но волны его разбили и разметали. Тогда Умай решила раздобыть земли. Собралась она с духом и нырнула так глубоко, что достигла дна. Схватила лебедь немного земли в клюв и вынырнула на поверхность. Но куда положить добытую землю? Вот тогда Тенгри и послал трех железных рыб. Богиня положила комочек земли на спину одной из рыбин. Вдруг он стал расти, увеличиваться прямо на глазах. Из него и образовалась суша. На ней Умай свила гнездо и снесла яйцо. А из этого яйца появились и люди, и весь окружающий мир. Поэтому тюрки считали богиню Умай своей прародительницей и очень почитали.
Отвечает Куралбай Арайлым.
Тюркская мифология включает в себя множество различных мифов и легенд, в том числе и о создании мира
Однако важно отметить, что тюркские народы распространены на огромной территории, и у них есть разнообразные верования и мифологические представления. В разных культурах и регионах могут существовать различные варианты мифов о создании мира
Один из распространенных мифов о создании мира в тюркской мифологии связан с образом первоначального мира, который описывается как океанский остров с живописными пейзажами. Небо и земля начали разделяться, и в этом процессе возник мир.
В некоторых вариантах мифа о создании мира встречается образ божественных существ, которые придают форму земле, небу, рекам, горам и другим элементам природы. Эти божества могут быть связаны с разными аспектами природы и являются творцами мира.
Важно подчеркнуть, что тюркские мифы и легенды очень многогранны и могут сильно различаться в зависимости от конкретной культуры и региона. Кроме того, многие из этих мифов передавались устным путем, что могло привести к вариациям и изменениям в сюжете и деталях
Если у вас есть конкретный тюркский народ или регион, о котором вы хотели бы узнать больше, я могу предоставить более подробную информацию о мифах о создании мира в этой культуре.
Боги в тюркской мифологии
Список тюркских мифологических фигур
Божества олицетворяют творческие и правящие силы. Даже если они антропоморфизированы, качества божеств всегда на первом плане. В тюркской системе верований не было пантеона божеств, как в римском или греческом политеизме. Многие божества можно рассматривать как ангелов в современном западном обиходе или духов, которые путешествуют между людьми или их поселениями среди высших божеств, таких как Кайра.
İye — духи-хранители, отвечающие за определенные природные элементы. Им часто не хватает личных качеств, поскольку их много. Хотя большинство сущностей можно идентифицировать как божества или İye, есть и другие сущности, такие как Genien ( or ) и демоны (Abasi).
Тенгри
Кёк-Тенгри — первое из исконных божеств в религии ранних тюркских народов. Он был известен как yüce или yaratıcı tengri (Бог-Творец). После того, как турки начали мигрировать и покидать Среднюю Азию и видеть монотеистические религии, тенгрианство изменилось с его языческих / политеистических корней. Религия была больше похожа на зороастризм после его изменения, с оставшимися только двумя из первоначальных богов: Тенгри, представляющим доброго бога и Учмаг (место, подобное раю), в то время как Эрлик занял позицию плохого бога и ада. Слова Тенгри и Небо были синонимами. Неизвестно, как выглядит Тенгри. Он управляет судьбами всего народа и действует свободно. Но он справедлив, когда награждает и наказывает. От его воли зависит благополучие людей. Самая старая форма имени записана в китайских летописях с 4 века до нашей эры и описывает верования хунну. Он принимает форму撑 犁/ Cheng-li, которая, как предполагается, является китайской транскрипцией Тенгри.
Другие божества
Умай (тюркский корень умай изначально означал «плацента, послед») — богиня плодородия и девственности. Умай похожа на богинь-матерей земли, встречающихся в различных мировых религиях, и является дочерью Тенгри.
Од Тенгри — бог времени, но малоизвестный, как сказано в Орхонских камнях: «Од Тенгри — правитель времени» и сын Кёк Тенгри.
Боз Тенгри, как и Од Тенгри, мало известен. Он считается богом земель и степей и является сыном Кёк Тенгри.
Кайра — это Дух Бога. Изначальный бог высочайшего неба, верхней атмосферы, космоса, атмосферы, света, жизни и сын Кёк Тенгри.
Ульген — сын Кайры и Умая и бог доброты. Aruğ (Arı) означает «добрые духи» в тюркской и алтайской мифологии. Они подчиняются приказу Юлгена и делают добрые дела на земле.
Мерген — сын Кайры и брат Юлгена. Он олицетворяет ум и интеллект. Он сидит на седьмом этаже неба. Поскольку он знает все, он может позволить себе все.
Кызаган ассоциируется с войной и изображается как сильный и могущественный бог. Кызаган — сын Кайры и брат Улгана. И живет на девятом этаже неба. Его изображали в виде юноши в шлеме и копье, едущего на красном коне.
Эрлик — бог смерти и подземного мира, известный как Тамаг.
Ак Ана : «Белая Мать», изначальная богиня-творец тюркских народов. Она также известна как богиня воды.
Аяз Ата — бог зимы.
Ай Деде — бог луны.
Гюн Ана — богиня солнца.
Алаз — бог огня.
Талай — бог океана и морей.
Элос — богиня хаоса и контроля. Ее можно найти под землей, в небе или на земле.
Почитание Тенгри
На Тенгри была возложена непростая задача – он выбирал, какому человеку какой кут следует дать. Этот оберег, данный небом, мог быть счастливым или несчастливым – как сама судьба. Монголы верили, что если Тенгри распорядился дать человеку кут неудачника или трагическую судьбу, этого уже не изменить. Воля небесного бога была высшим законом. Конечно, именно поэтому, зная о безграничной власти Тенгри, люди просили у него благополучия и успехов в задуманных делах. У тюрков даже было высказывание: «Да наградит тебя Тенгри!». Впрочем, бог этот мог и жестоко покарать человека – но этому должна была найтись веская причина.
Культ Тенгри превратился в религию, названную тенгрианством. Это была особенная система верований, основанная на почитании неба как главной силы Вселенной. Тенгри воспринимался как особая сила, противостоять которой нельзя – напротив, следует смириться с решением великого бога. Даже в том случае, если бог решал наказать человека, он должен был покорно принять свою участь – в этом случае Тенгри, быть может, проявит милосердие.
Песнь в честь Тенгри / Назым Яхияевна Рахимбердиева / nazym.kz
Завоёвывая новые земли, монгольские захватчики вдохновлялись верой в поддержку Тенгри. Небесный бог не призывал к порабощению и уничтожению других народов, однако являлся высшей силой, противостоять которой не сможет никто. Вероятно, именно эта безграничная власть и являлась основой верований, а также поступков тюркских племён.
На обложке: Фрагмент картины Назым Яхияевны Рахимбердиевой «Тенгри» / nazym.kz
Слайд 5Слова Тенгри и Небо для древних тюрков – синонимы. Тенгри
–управитель мира, исполин огромных размеров, но облик Тэнгри никому неизвестен. Всё необычное, восхищающее народ, имеющее сверхъестественные способности тюрки называли «кок» — «небесное», божественное, принадлежащее Тенгри. Ему посвящаются высокие деревья и приносятся в жертву кони. Цвет Тенгри – голубой. Тенгри взял глину и камни, смешал их и слепил фигуры людей. Первые люди были бессмертны, потому что не имели души.
Тенгри был справедлив, он награждал и карал. Поэтому тюрки говорили: “Тенгри жарлыкасын!” – «Да наградит тебя Тенгри», “кок соккан” — проклятый небом и “кок согар” — небо проклянет. Так говорят и в наши дни.Если Тенгри хотел наказать виновного, то поражал его стрелой, которую люди воспринимали как молнию. Если молния попадала в дом и он сгорал, это считалось очень плохим знаком. Такой дом или юрту покидали. «На этом доме лежит гнев Тенгри,» — говорили тюрки.
Слайд 16Поскольку в подземном мире все наоборот, то и жертвоприношения Эрлику совершались
по ночам. А жертвенные животные были безрогими, хромыми или с другими изъянами. Посуда, вещи, оружие должны были быть сломаны. В подземном мире все это вновь становилось целым. Потому живые не должны были пользоваться битой посудой или иными ущербными вещами. Все это уже принадлежит Эрлику — Богу подземного мира мертвых, мира злых, черных духов.Если люди забывали приносить жертвы Эрлику, то гнев его был страшен. Через земные щели в мир людей проникали страшные болезни. Черные флаги появлялись над юртами. А это значило, что нельзя идти в аул – там царит беспощадная смерть. И в страхе, боясь назвать его настоящее имя, шептали: «Кара неме!» – «Черное зло, пощади нас и прости!»Символом Эрлика была звезда – ночь. Цвет Эрлика – черный.
Мифология у сибирских тюрков
В тюркских народов из Сибири являются те, которые сохранили тюркскую мифологии наиболее яркий, красочный и сохранены. До сегодняшнего дня они по-прежнему поклоняются священным существам тенгрианства и продолжают поддерживать легендарную традицию старых турок.
Например, существует древняя мифология среди людей долган, число которых очень низок. Долганы, живущие в тундровом климате на крайнем севере Сибири, время от времени встречают трупы мамонтов, половина из которых не вытаивают из земли в течение 10 000 лет. Долганы верят, что Эрлик-хан, властелин подземного мира, унес мамонтов в преисподнюю и заставил их служить себе. По их верованиям, мамонты попали в ловушку подземного мира. Если они попытаются добраться до земли, то в наказание немедленно замерзнут. По словам Василия Радлова, долганы объяснили, что эти гигантские животные, которых они никогда не видели живыми, были наполовину закопаны, наполовину вынуты и заморожены таким образом. У алтайцев, якутов и других тюрков Сибири именно добрые и злые духи и священные существа несут ответственность за многое из того, что происходит в их мире. Молясь и отдавая жертву, они стараются доставить ей удовольствие, чтобы благословения не прерывались.
Слайд 9Жер-Су – Земля-Вода и Тенгри — Дух Неба воспринимались тюрками как
две стороны одного начала, не борющиеся друг с другом, а дополняющие друг друга. Человек рождается и живет на земле. После смерти земля его поглощает. Но земля дарует человеку только телесную оболочку. Разум и воля, свобода, удача и несчастье, вместе назывались КУТ, обладание которым отличает человека от других живущих на земле. Кут Тенгри дает каждому человеку при рождении, а после смерти забирает его.
Вы видите изображение лука Тенгри. Этот лук запускает в мир стрелу Тенгри. Она проникает в его жену Умай, и тогда на земле рождается живое существо. Когда же наступает смерть, стрела ломается, душа покидает тело.
Слайд 14Тюрки почитали Великого Тенгри, но никогда не забывали об огненном боге
подземного мира Эрлике, разлучающем людей, враждебном Верхнему миру.Когда еще только создавался мир, Эрлик решил подчинить себе своего старшего брата Тенгри, но был побеждён. Он стал просить дать ему кусочек земли, хотя бы столько, сколько окажется под его посохом. Эрлик воткнул свой посох в землю и вынул его. Через дыру вылезли кабан, змея, лягушка и другие гады. С ними же пришли в мир заразные болезни. А Эрлик вынул всех их и сказал : «Будьте врагами человеку!» Сам же быстро скользнул через дыру в Нижний мир. Разгневался Тенгри и запретил Эрлику появляться там, где светит Солнце.
Несмотря на все это людям было, за что благодарить подземного бога. Эрлик научил тюрков кузнечному делу.
У истоков
Как и многие древние народы, тюрки считали, что изначально в нашем мире существовало лишь две противоположности – Жер-Су – Земля-Вода и великий Отец – Небо. Последним выступал именно Тенгри. Каждое из этих начал не противостояло другой стороне, а напротив, являлось дополнением, позволявшим создать гармонию на земле.
Тенгри был тем богом, который давал каждому человеку кут. Этим словом тюрки обозначали жизнь, счастье, жизненную энергию. После смерти кут возвращался в небесную обитель, оставляя земную оболочку человека. В некотором роде кут – это душа человека, хотя и не в традиционном для нас понимании.
Тенгри давал людям кут – жизнь, счастье, жизненную энергию / Jnos «Солнцеголовое божество Тенгри» / neizvestniy-geniy.ru
Следы тюркской мифологии в Европе
В Европе можно найти следы тюркской мифологии благодаря мигрировавшим в Европу древним тюркским народам. В эпосах особенно были гунны и протоболгары. Самый известный эпос немецкой мифологии — эпос о немецком герое Зигфриде, сражавшемся с гуннами и драконами. В этом эпосе имя Аттилы — «Эцель».
Каждый болгарский ребенок, который читает сагу об Аспарухе, привезенную на Балканы протобулгарами (тюркскими булгарами) в первом классе в Болгарии, может знать наизусть. Кроме того, на весеннем фестивале «Мартовская мать», также проведенном протобулгарами, учащиеся начальной школы разыгрывают отрывки из саги об Аспарухе. В анимационной части Хан Аспарух основал первое болгарское государство и просит совершить посвящение Богу Неба Тенгри, чтобы отметить это событие. Прежде чем совершить посвящение, он должен сжечь пучок укропа на священном огне, но укроп нигде он не может найти. Вот почему он очень грустит. Его сестра, которая находится далеко на берегу Волги, чувствует боль Аспаруха, привязывает пучок укропа к ногам ястреба и отправляет их. У венгров также есть очень длинный Аттила и древнетюркские эпосы.
Свен Лаагарбринг сказал: «Товарищи Одена наших предков — турки. Документов на эту тему у нас достаточно. Есть те, кто хочет показать их как Фраки или Геты. Я не чувствую необходимости критиковать. Мои выводы не меняются. Потому что это тоже народы, у которых есть приключения с турками. Наши лидеры легко изображают наших предков турками и кочевниками ». О сходстве шведского с тюркским заместителем секретаря и Knight Bay Йохан Ихре за 5 лет до того, как он написал книгу, книгу истории и написал в трудах Снорре Стурлессона, что Оден и его сторонники являются тюрками. Хотел доказать это на основе северных легенд, сказок и былин. Он пошел дальше и исследовал сходство между шведским и турецким языками.
Великий правитель – Тенгри
Великий бог Тенгри являлся главным мировым божеством тюрков. Считалось, что в его власти все силы мироздания, именно Тенгри управлял Вселенной. Люди, поклонявшиеся этому богу, часто называли его ханом. Он был одновременно близок и далёк – но при этом понимал нужды каждого человека.
Если говорить об обязанностях и функциях Тенгри, то он являлся хранителем миропорядка и небесным божеством. Народы, у которых был распространён шаманизм, считали небесных духов и богов наивысшими в мифологической иерархии. Но нельзя сказать, что мир Тенгри – это лишь одно небо. Во-первых, этот бог был верховным правителем, а значит, следил и за тем, что творится на земле и в её недрах.
Во-вторых, если говорить о небе в понимании монголов и тюркских племён, то здесь всё весьма сложно. Эти народы верили, что небо вовсе не едино. Поскольку издавна человек наблюдал разнообразие небесных явлений, то в дальнейшем появились верования, будто небес несколько. В некоторых религиях их вовсе насчитывалось до ста – причём каждый из этих небесных миров имел свои особенности и жил по собственным законам.
Во власти Тенгри все силы мироздания, именно он управляет Вселенной / nlo-mir.ru
Топ вопросов за вчера в категории История
История 16.05.2023 21:20 709 Кардопольцева Кристина
Напишите пожалуйста конспект по теме германские земли в 18 веке дам 15 баллов
Ответов: 2
История 21.03.2021 16:56 578 Яковлев Егор
Все термины по истории шестой класс параграф 11
Ответов: 2
История 18.06.2023 04:39 301 Субботин Радомир
Как назывался документ, регулирующий жизнь членов цеха в средние века СРОЧНО!!! ДАМ 30 БАЛЛОВ
Ответов: 1
История 03.10.2023 11:12 620 Королевская Молдир
Сочинение:»Один день из египетского ремесленника/земледельца»(от первого лица) Начинается так:Меня
Ответов: 3
История 19.06.2023 17:19 1466 Pursnyova Mishele
Выберите из представленных схем те, на которых отражены события, произошедшие: А .на век раньше со
Ответов: 1
История 03.06.2023 13:38 632 Попенова Диана
СРОЧНО!!!! определите принцип образования каждого логического ряда, затем найдите и выпишите лишни
Ответов: 2
История 04.07.2023 18:01 1647 Карпова Соня
СРОЧНО ПОМОГИТЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПАРАГОФА ПО ИСТОРИИ 7 КЛАСС, УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В 16-17
Ответов: 2
История 18.05.2023 00:25 591 Борисович Станислав
Таблица «Эпоха реформ 1740-1792 гг. » Суть реформы Название реформы 1 Административная 2. Социальн
Ответов: 2
История 03.03.2019 00:41 236 Ротова Анна
Какие племена были соседями восточных славян в Волго Окском междуречье? А)весь Б)мещера В)булгары Ка
Ответов: 1
История 17.05.2023 23:46 236 Смирнова Юлия
Эпоха реформ 1740-1792 кратко.Для перессказа
Ответов: 2
Эпос
Легенда о сером волке
Волк символизирует честь и также считается матерью большинства тюркских народов. Асена — имя одного из десяти сыновей, рожденных мифическим волком в тюркской мифологии.
Легенда рассказывает о мальчике, который пережил набег в своей деревне. Волчица находит раненого ребенка и вылечивает его. Впоследствии он оплодотворяет волка, который затем рождает десять полуволков-полулюдей-мальчиков. Один из них, Ашина, становится их лидером и основывает клан Ашина, который управлял Гектюрками (T’u-chueh) и другими тюркскими кочевыми империями. Волк, беременная потомством мальчика, сбежала от врагов, перейдя Западное море в пещеру недалеко от гор Кочо, одного из городов тохарцев. Впоследствии первые турки переселились в районы Алтая, где известны как мастера по обработке железа.
Легенда Эргенекона
Ergenekon легенда рассказывает о великом кризисе древних тюрков. После военного поражения турки укрылись в легендарной долине Эргенекон, где они находились в ловушке на протяжении четырех веков. Наконец, они были освобождены, когда кузнец создал проход через тающую гору, позволив серому волку Асене вывести их наружу. Новогодняя церемония посвящена легендарному побегу предков из Эргенекона.
Огузские легенды
Легенда об Огузском кагане является центральной политической мифологией тюркских народов Центральной Азии и, в конечном итоге, турок-огузов, правивших в Анатолии и Иране. Версии этого повествования были найдены в историях Рашид ад-Дина Табиба, в анонимной рукописи уйгурского вертикального письма XIV века, находящейся сейчас в Париже, и в «Шаджара ат-Тюрк» Абу’л Гази и переведены на русский и немецкий языки.
Истории Коркут Ата
Книга Деде Коркут XI века охватывает двенадцать легендарных историй о тюрках-огузах, одной из основных ветвей турецкого народа. Он восходит к доисламскому периоду тюрков, когда в тюркской культуре еще преобладали тенгрианские элементы. Он состоит из пролога и двенадцати разных рассказов. Легендарная история, которая начинается в Средней Азии, рассказана драматическими персонажами, в большинстве случаев самим Коркутом Ата. Коркут Ата наследие (рассказы, сказки, музыка, связанные с Коркут Ата), представленный Азербайджаном, Казахстаном и Турцией был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в ЮНЕСКО в ноябре 2018 года в качестве примера многонациональной культуры.
Другие эпосы
- Альп Эр Тунга
- Акбузат
- Эпос о Манасе : Эпическая война Манаса — это герой киргизов с киданами и калмыцкими турками, в которой Манас побеждает других турок.
- После ислама
- Баттал Гази : Эпопея битвы при Баттале, история битвы между турецкими и арабскими мусульманскими героями, Батталом, с Византией (современная Турция)
- Эпос о Кероглу : Кероглу или (?) Сын Али Киши. Имя Кероглу, которое представляет собой сочетание персидского и турецкого языков, означает «сын слепого». Али Киши ослеплен своим хозяином-тираном и укрывается в горах с двумя легендарными лошадьми и своим сыном. Во время приключений Кероглу получает свой меч и коней и побеждает лорда-тирана.
- Эдигу : Эдигу был тюркским мусульманским эмиром Белой Орды, основавшим новое политическое образование, известное как Ногайская Орда.
- Данишменд Гази : Данишменд Гази был основателем датского бейлика. После турецкого наступления в Анатолию, последовавшего за битвой при Манцикерте, его династия контролировала северо-центральные районы Анатолии.
- Султан Сатук Бугра Хан : Султан Сатук Бугра Хан был одним из первых тюркских правителей, обратившихся в ислам,
- Алпамыш : История любви Алпамиша и Барчина.
- Урал-батыр : История Урала и его легенды заимствованы из персидских и башкирских сказок.
Эпос о царе Гесаре у тюркских народов
Чедвик и Жирмунский считают, что основные черты цикла, как мы имеем его в Монголии, Тибете и Ладакхе показывает схему, которая соответствует образцу героической поэзии среди тюркских народов.
(а) Подобно киргизскому герою Болоту, Гесар в рамках инициации спускается мальчиком в подземный мир.
(б) Врата в подземный мир проходят через каменистую дыру или пещеру на вершине горы.
(c) Его ведет через потусторонний мир женский дух- покровитель ( Манене / бабушка), который верхом на животном, как турецкая шаманка Кара Чач.
(г) Подобно Кара Чач, дух-покровитель Гесара помогает ему противостоять множеству чудовищных врагов в подземном мире.
д) Подобно Болоту, Гесар с триумфом возвращается в мир, неся пищу бессмертия и воду жизни.
(е) Подобно алтайским шаманам, Гесара возносят в небо на спине птицы, чтобы получить травы для исцеления своего народа.
Они приходят к выводу, что рассказы цикла Гесаров были хорошо известны на территории Уйгурского каганата.
Слайд 7.Три мираВерхний мир — невидимый (обитель небожителей) и видимый, «ближнее небо»(Солнце
и Луна, звезды и радуга)Средний мир заселен людьми, животными и духами – хозяевами гор, лесов, вод, перевалов, источников. Нижний мир – невидимый (злые силы во главе с могущественным божеством Эрлик Ханом) и видимый (все живое, обитающее в земле, под землей, в воде)В Нижнем мире находятся люди, которые попали туда из Среднего мира.Сотворенный мир — это мир порядка, света, тепла, звука, мир, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место.Наглядным образом отражения вертикальной структуры мира для людей стало Священное дерево. Мирово́е древо — это модель мира и посредник между мирами —дорога, по которой можно перейти в потусторонний мир или в мир богов. Олицетворяет в себе единство всего мира и мировой порядок.