Мифы древней индии. издание 2-е, переработанное и дополненное

Легенды и предания древней индии  - судхин гхош

Откуда появилась ночь

«Сказание о создании ночи» — очень короткий в русском изложении миф. Он повествует о том, как сестра первого человека, которого забрала Смерть, никак не могла справиться со своей скорбью.

Поскольку времени суток не существовало, день тянулся бесконечно. На все уговоры и попытки облегчить её горе девушка всегда отвечала одинаково, что Яма умер только сегодня и негоже так рано забывать о нём.

И тогда, чтобы день наконец кончился, боги создали ночь. На следующий день скорбь девушки стихла, и Ями смогла отпустить брата. С пор тех появилось выражение, смысл которого идентичен с привычным для нас «время лечит».

Легенда о существовании горилл

До середины 19 века гориллы считались чем-то вроде снежного человека – сомнительной легендой. Впервые горилл описали ещё в 500 году до нашей эры, но никакого подтверждения реального существования этих животных не было.

Лишь в 1847 году Томас Севидж и Джеффрис Вайман рассказали в книге Proceedings of the Boston Society of Natural History о примате, известном сейчас как западная горилла. Описание было составлено по найденным исследователями костям и черепам, после чего научное сообщество начало задумываться о реальности этой легенды.

Впервые вживую гориллу увидел в 1856 году французский исследователь Поль Дю Шайю во время путешествия по западной экваториальной Африке. После доставки в Великобританию нескольких горилл в 1861 году наука официально признала существование этих приматов.

Индийская мифология

Если рассматривать легенды разных народов о богах, природных явлениях и сотворении мира, можно легко провести между ними параллель, чтобы понять, сколь они похожи. Заменены лишь имена и незначительные факты для более удобного восприятия.

Мифология крепко связана с и учениями о той цивилизации, на которой взращивалась философия жителей этой страны. В давние времена эти сведения передавались только из уст в уста, причём считалось недопустимым опускать какой-либо элемент или переделывать его на свой лад. Всё должно было сохранять первозданный смысл.

Индийская мифология часто выступает в качестве основы для духовных практик и даже этической стороны жизни. Она уходит корнями в учения индуизма, которые создавали опираясь на трактаты о ведической религии. Что удивительно: в некоторых из них приводились механизмы, описывающие научные теории современности касательно зарождения человеческой жизни.

И тем не менее древние мифы Индии повествуют о множестве различных вариаций происхождения того или иного явления, о которых будет рассказано ниже.

Миф об Орфее и Эвридике

В древнегреческой мифологии, Орфей, сын бога Аполлона, умел очень красиво играть на лире. Он пел с таким совершенством, что никто не мог устоять перед его мелодиями, даже деревья, камни, звери и боги.

Однажды Орфей влюбился в очень красивую и дивную женщину по имени Эвридика. Через некоторое время они поженились, но их счастливая совместная жизнь длилась недолго. Во время прогулки по лесу, Эвридику укусила змея и она умерла.

После того как смерть их разлучила, жизнь уже не имела никакого смысла для Орфея. Поэтому он решил отправиться к богу царства мёртвых, Аиду, чтобы уговорить его отпустить Эвридику обратно в мир живых. Его путь к царству мертвых был сложным и долгим, но благодаря своему обворожительному пению, он смог всё преодолеть.

И вот Орфей почти дошёл до мира живых, но он никак не мог услышать звуки шагов своей жены. Поэтому он обернулся, чтобы убедиться в том, что его не обманули. Но стоило ему только увидеть её и протянуть руку, как Эвридика исчезла навсегда.

Весь остаток своих дней Орфей ходил по миру, поя о своей трагичной любви.

Веды о создании мира

Уже в Ведах присутствует несколько равноправных версий космогонического мифа, а Брахманы, Упанишады и Пураны добавляют к ним свои собственные версии, не менее равноправные. При тщательном изучении и сопоставлении этих версий у них обнаруживается общая черта — представление о предначальном хаосе, из которого в результате действий различных божественных «агентов» возник упорядоченный мир.

Поэтому, согласно «временной иерархии» первыми являются версии космогонического мифа, встречающиеся в Ведах, далее — версии Брахман, Упанишад и Пуран и затем версии, «канонизированные» вишнуитами и шиваитами.

В Ригведе, как и в других древних текстах, крайне редко встречаются мифы, изложенные целиком. Чаще всего мы сталкиваемся с фрагментами мифов и даже с отдельными разрозненными мифологическими мотивами, вследствие чего мифы приходится восстанавливать, реконструировать. К реконструируемым ведийским мифам относятся:

  • миф об убийстве Индрой демонического змея Вритры;
  • о похищении орлом с неба чудесного напитка сомы,
  • о бегстве бога Агни; не желавшего быть жрецом;
  • о трех смертных братьях-ремесленниках Рибху, получивших бессмертие;
  • о мудреце Агастье, примирившем Индру и богов Марутов, а также космогонические мифы с участием Индры и Вишну.

В самом начале не было ничего. Ни луны, ни солнца, ни звезд. Только воды простирались безмерно, из полной тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, подобно глубокому сну, воды возникли прежде других творений. Воды смогли породить огонь. Из-за большой силы тепла в них было рождено Золотое Яйцо. В то время еще не было года, так как некому было отмерять время, но столько, сколько длиться год, Золотое Яйцо плавало в водах, в бездонном и безбрежном океане. Спустя год из Золотого Зародыша появился Прародитель Брахма. Он расколол яйцо на две части, верхняя половина яйца стала Небом, а нижняя — Землею, а между ними, чтобы как-то разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. В свою очередь он утвердил землю среди вод, положил начало времени и создал страны света. Именно так была сотворена вселенная.

В тот момент творец испугался, потому что вокруг него, никого не было, и ему стало страшно. Но он помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?» и его страх прошел, поскольку страх может быть перед кем-то другим. Также и радости он не ведал, ведь он был совсем один. Творец помыслил: «Как мне сотворить потомство?» и только единой силой мысли он породил 6 сыновей — великих Владык созданий. Из души творца родился старший сын — Маричи. Из глаз его родился — Атри, второй сын. Из уст Брахмы был рожден третий сын — Ангирас. Четвертый из правого уха — Нуластья. Пятый из левого уха — Пулаха. И шестой из ноздрей Прародителя — Крату.

У Маричи был мудрый сын Кашьяпа, от него произошли боги, люди и демоны, змеи и птицы, чудовища и исполины, коровы и жрецы и много других существ демонической или божественной природы, они населили землю, небеса и подземные миры. Атри породил Дхарму, который стал богом справедливости. Ангирас положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшим был Брихаспати, Самварта и Утатхья.

Седьмым из Владык созданий — Дакша. Он появился из большого пальца на правой ноге творца, а из пальца на левой ноге у Прародителя родилась дочь — Вирини, что означает Ночь, она была женой Дакши. Всего у нее было 50 дочерей, 13 она отдала в жены Кашьяпе, 20 семье — Соме, 10 её дочерей стали женами Дхармы. И еще у Дакши родились дочери, которые должны были стать женами великих мудрецов и богов.

Старшая из дочерей Дакши, Дити, была матерью грозных демонов — дайтьев. Вторая дочь, Дану, породила могучих исполинов — данавов. А третяя дочь, Адити, родила 12 светлых сыновей-адитьев, великих богов.

Уже давно сыновья Дану и Дити (асурами) — были врагами богов, сыновей Адити. И их борьба за власть над вселенной длилась очень много веков, которой не было конца.

Конец бессмертию

Увещевал Рудра Брахму, просил не губить мир, что создан с таким трудом, и не винить своих созданий за то, как они устроены. Предложил Шива сделать людей смертными, и Прародитель послушался его слов. Забрал он гнев назад, в своё сердце, чтобы из него появилась на свет Смерть.

Она воплотилась в облике юной девушки с чёрными очами и венком из лотосов на голове, одетой в тёмно-красное платье. Как гласит сказание о происхождении Смерти, не была эта женщина ни жестока, ни бессердечна. Не переняла она гнев, из которого была создана, и не по душе приходилась ей такая ноша.

Смерть в слезах молила Брахму не взваливать на неё эту ношу, но тот остался непреклонен. И лишь в награду за её переживания позволил он не убивать людей своими руками, а забирать жизни тех, кого настигла неизлечимая болезнь, губительные пороки и застилающие взор страсти.

Так Смерть осталась за пределами человеческой ненависти, что хоть немного скрашивает её тяжкое бремя.

Л. Г. Морган Праздник благодарения клену

Культ
ирокезов представлял собой своего рода
систему. Он состоял
из периодически повторяющихся празднеств,
происхо­дивших
в определенные времена года. Эти
празднества обус­ловливались сменой
времен года, созреванием плодов и сбором
урожая. Они совершались ежегодно с
одними и теми же уста­новившимися
обрядами, которые передавались из века
в век…

Ирокезы
соблюдали шесть регулярных праздников
или благо­дарственных
служений. Первым по времени был праздник
клена. Он
представлял собой выражение благодарности
самому клену, давшему
людям свой сладкий сок. Следующим был
праздник посева, целью которого было
главным образом обращение к Великому
духу с просьбой благословить семена.
Третьим шел праздник земляники,
установленный в благодарность за первые
плоды
земли. Четвертым был праздник зеленой
кукурузы, предназ­наченный для
выражения признательности за созревание
кукурузы, бобов
и тыкв. Следующим справлялся праздник
жатвы, установ­ленный
для общего благодарения «Нашим
кормилицам» после сбора
урожая. Последним в этом перечне был
праздник Нового года,
грандиозное празднество ирокезов, на
котором приносилась в
жертву белая собака…

В
назначенное время из прилегающих округов
собирался народ, одни
предлагали религиозные наставления,
другие готовились к пляске,
третьи к играм, четвертые приходили
ради удовольствия побыть
на пиршестве. Это был один из нетерпеливо
ожидаемых всеми праздничных дней. Утром
пожилые женщины, выполняя возложенную
на них обязанность, начинали готовить
традиционное угощение
в том изобилии, какое только допускалось
временем года и
условиями охотничьей жизни. Около
полудня обычные в таких случаях
развлечения и игры на открытом воздухе
приоста­навливались,
и народ собирался на совет. Затем один
из хранителей веры
произносил вступительную речь. Приведенная
ниже речь, которая
была произнесена при открытии одного
из таких советов.., является
типичным образцом подобных речей и
иллюстрирует их главные
особенности:

Друзья
и сородичи! Солнце, правитель дня, высоко
на своем пути,
и мы должны спешить с выполнением нашего
долга. Мы пришли
сюда, чтобы соблюсти наш старинный
обычай. Этот поря­док
передан нам нашими отцами. Он был дарован
им Великим духом.
Великий дух всегда требовал от своего
народа, чтобы он

воздавал
ему благодарность за все оказанные
благодеяния. Мы всегда
старались жить, следуя этому мудрому
поведению.

Друзья
и сородичи, слушайте дальше. Выполнить
этот долг мы собрались
сегодня. Опять наступил сезон, когда
кленовое дерево дает
свой сладкий сок. Все благодарны ему за
это, и потому мы ждем
от вас, что все вы соединитесь в нашей
общей благодарности клену.
Мы тоже ожидаем, что вы присоединитесь
к нам в воздаяние благодарности Великому
духу, который мудро создал это дерево
на благо
человеку. Мы надеемся и ожидаем, что тот
порядок и гармония сохранятся
и в будущем.

Нередко за этой
следовали и другие речи, носившие
характер увещеваний, побуждающих народ
к выполнению долга.

Когда
кончались и эти речи и увещевания,
объявлялось начало пляски, которая была
важной особенностью их религиозных
праз­днеств. Морган
Л

Г.
Лига
ходеносауни, или ирокезов. М., 1983. С.
101-102

Морган
Л. Г.
Лига
ходеносауни, или ирокезов. М., 1983. С.
101-102.

Читать книгу Легенды и мифы Древней Греции

Часть первая. Боги и герои

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран – Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон , хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Боги

Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера – «Илиаде» и «Одиссее», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно прог

Календарные мифы славян

У представителей нашего народа сказания связываются с земельным календарем. Раньше в него вносились все необходимые для существования сезонные явления.

У славян год начинался ранней весной, тогда, когда только сходил снег с полей, и можно было начинать сезон земледелия. В это время проводились проводы зимы, сжигалось её чучело на берегу реки.

После этого ожидали приход бога весны – Леля. Его встречали хороводами, кострами

Также большое внимание уделяли Ярилу (солнцу), и в начале лета после всех гуляний и плясок без сожаления хоронили его

Осенью варили мёд и чествовали бога урожая Мокошь и бога Скота – Велеса. После чего начинали готовиться к зиме для того, чтобы в праздник бога Карачуна у костра помянуть усопших и прогнать злых духов. После поминок ожидали рождения нового солнца – Коляды.

Первая «жатва»

Все люди являются потомками Вивасвата. Поскольку сам он от рождения был смертен, то и старшие его дети появились на свет обыкновенными людьми. Двое из них — разнополые близнецы, им дали почти одинаковые имена: Ями и Яма.

Они были первыми людьми, поэтому их предназначение состояло в заселении земли. Однако, согласно одной из версий, Яма отказался от греховного кровосмесительного брака со своей сестрой. Чтобы избежать этой участи, юноша отправился в путешествие, где по прошествии некоторого времени его и настигла Смерть.

Так он стал первым «урожаем», который удалось собрать порождению Брахмы. Тем не менее на этом его история не закончилась. Поскольку отец Ямы к тому времени стал богом Солнца, сын его также получил место в индийском пантеоне.

Впрочем, его судьба оказалась незавидной — ему было суждено стать аналогом греческого Аида, т. е. повелевать миром мёртвых. С тех пор Яма считается тем, кто собирает души и судит по земным деяниям, решая куда отправится человек. Позже к нему присоединилась и Ями — она воплощает тёмную энергию мира и заведует той частью преисподней, где своё наказание отбывают женщины.

Рудра и жертвоприношение Дакши

Шива — одно из самых древних порождений Брахмы. Он несёт в себе пламя гнева и жестокости, но помогает тем, кто исправно возносит к нему молитвы.

Ранее этот бог носил другое имя — Рудра — и пребывал в облике охотника, которому подчинялись все звери. Он же не обходил ни одну из людских войн, насылая на человеческий род различные напасти. Зятем ему проходился Дакши — властелин и родитель всех созданий на земле.

Однако союз сей так и не связал богов дружескими узами, поэтому Рудра отказывался почитать отца своей жены. Это и привело к событиям, которые по-разному описывают древние мифы Индии.

Но наиболее популярная версия такова: Дакша по велению богов впервые сотворил очищающее жертвоприношение, на которое созвал всех, кромы Рудры, тая на него обиду. Жена гневливого Шивы, узнав о столь вопиющем неуважении к мужу, бросилась от отчаяния в костёр. Рудра же был вне себя от ярости и явился на место проведения обряда, чтобы вершить месть.

Ритуальную жертву грозный охотник пронзил стрелой, и та взвилась в небо, навеки запечатлевшись созвездием в облике антилопы. Несколько богов также попались под горячую руку Рудры и были серьёзно изувечены. Только после уговоров мудрого жреца Шива согласился отпустить гнев свой и исцелить раненных.

Однако с тех пор по велению Брахмы все боги и асуры должны почитать Рудру и приносить ему жертвы.

Легенда о докторе Фаусте

Легенда о Фаусте появилась в Европе, в средневековом периоде. Его история быстро распространялась и охватывала интерес и воображение людей. Поэтому появлялись всё новые слухи и многочисленные перестановки о его истории.

Первоначальный и истинный персонаж Фауста, вероятно, был утерян. В различных версиях легенд его звали по разному: Генрих Фауст, Иоганн Фауст или Георг Фауст. Но как бы его не называли, Фауст относится к человеку, который, по легенде, желал получить сверхъестественные силы и ради этого продал свою душу дьяволу.

Генрих Фауст был германским ученым, который, несмотря на свои многочисленные достижения, не чувствовал удовлетворения и жаждал большего, чем обычная человеческая жизнь. Желая преодолеть человеческие ограничения, получить знания и узнать смысл существования, Фауст прибегнул к магии.

Согласно легенде, он заключил договор с дьяволом. Тот отправил ему нечистого духа Мефистофеля, который должен будет исполнить все желания Фауста. В обмен на все знания мира и силу, Фауст пообещал свою душу, которую должен будет отдать через 24 года.

Все эти годы для Фауста были наполнены успехом и земными наслаждениями. Но когда он почувствовал приближение смерти, то начал раскаиваться в том что предался дьяволу и погубил свою душу. По истечении срока, дьявол забрал душу Фауста и сделал его своим вечным рабом. Так Фауст расплатился за своё высокомерие и желание быть чем-то больше чем обычный человек.

Смена времён года

Одна из разновидностей сказаний — это миф о боге, который воскресает и умирает. Именно с ним обычно ассоциировалась смена времен года.

В греческой мифологии веровали, что Деметра (плодородие) очень скучала по своей дочери Персефоне, которую похитил Аид (смерть). Её тоска достигла такой силы, что она умерла и перестала плодоносить. После этого верховный бог Зевс приказал своему брату Аиду вернуть дочь Деметре. Он-то это сделал, но Персефона уже отведала зерна граната и поэтому вынуждена была каждый год возвращаться в царство Аида. А её мать в отсутствие дочери начинала тосковать и переставала приносить урожай. Это, кстати, самый популярный пример календарного мифа.

Другими богами жизни и смерти считались Осирис, Дионис и множество других. У славян умирающими богами были Ярила и Кострома.

В одной версии Дионис пытался победить титанов, и после их свержения они стали людьми, которые приобрели двойственную натуру. В другой же его ассоциировали с виноградной лозой.

В Древнем Египте смену времен года символизировало противостояние Ра и Тефнут. При каждой их ссоре наступала засуха, а при применении Нил разливался.

А у славян, кстати, со сменой времен года связывают Масленицу. Календарные мифы так закрепились в народе, что этот праздник отмечают до сих пор.

Мнения философов

Не будет лишним обратить внимание и на них, рассказывая о том, почему календарные мифы одни из самых древних. Ученый Юнг попытался объяснить причину верований людей в умершего и воскресшего бога на примере Иисуса Христа. С одной стороны он вроде бы добровольно идет на смерть, а с другой – нет

И в минуту его гибели умирает плодородие, которое возвращается в мать, а после вновь появляется на свет в «обновленной версии»

С одной стороны он вроде бы добровольно идет на смерть, а с другой – нет. И в минуту его гибели умирает плодородие, которое возвращается в мать, а после вновь появляется на свет в «обновленной версии»

Ученый Юнг попытался объяснить причину верований людей в умершего и воскресшего бога на примере Иисуса Христа. С одной стороны он вроде бы добровольно идет на смерть, а с другой – нет. И в минуту его гибели умирает плодородие, которое возвращается в мать, а после вновь появляется на свет в «обновленной версии».

По мнению Мирча Элиаде, роль бога в этом случае играет царь, над которым совершается смертный ритуал, после чего он отправляется в мир смерти, а уже после возвращается и воскресает. Он считает, что смерть бога – это гибель мира в целом, а его воскрешение — создание нового мира. Некий закон противоположностей. Так как без смерти нет жизни. Истина.

Мифы Древней Греции Ночь, луна, заря и солнце

Медленно
едет по небу в своей колеснице, запряженной
чер­ными
конями, богиня Ночь-Нюкта. Своим темным
покровом за­крыла она землю. Тьма
окутала все кругом. Вокруг колесницы
богини
Ночи толпятся звёзды и льют на землю
свой неверный, мерцающий
свет — это юные сыновья богини Зари —
Эос и Астрея. Много
их, они усеяли все ночное небо. Вот как
бы легкое зарево показалось
на востоке. Разгорается оно всё сильнее
и сильнее. Это восходит
на небо богиня Луна-Селена. Круторогие
быки медленно везут ее колесницу по
небу. Спокойно, величественно едет
богиня Луна
в своей длинной белой одежде, с серпом
луны на головном уборе.
Она мирно светит на спящую землю, заливая
всё серебристым сиянием.
Объехав небесный свод, богиня Луна
спустится в глубокий грот
горы Латма в Карии…

Всё
ближе утро. Богиня Луна уже давно
спустилась с небосклона. Чуть
посветлел восток… Всё ярче разгорается
восток. Вот открыла розопестрая
богиня Заря-Эос ворота, из которых скоро
выедет лучезарный
бог Солнце-Гелиос. В ярко-шафрановой
одежде, на розовых крыльях взлетает
богиня Заря на просветлевшее небо,
залитое
розовым светом. Льет богиня из золотого
сосуда на землю росу,
и роса осыпает траву и цветы сверкающими,
как алмазы, каплями.
Благоухает всё на земле, всюду курятся
ароматы. Прос­нувшаяся земля радостно
приветствует восходящего бога
Солнце-Гелиос.

На
четверке крылатых коней в золотой
колеснице, которую выковал
бог Гефест, выезжает на небо с берегов
Океана лучезарный бог.
Верхи гор озаряют лучи восходящего
солнца, одна за другой скрываются
они в лоне темной ночи. Всё выше поднимается
колесница
Гелиоса. В лучезарном венце и в длинной
сверкающей одежде едет он по небу и льет
свои живительные лучи на землю, дает
ей свет, тепло и жизнь.

Совершив
свой дневной путь, бог Солнце спускается
к священ­ным
водам Океана. Там ждет его золотой челн,
в котором он поплывет
назад к востоку, в страну солнца, где
находится его чудесный
дворец. Бог Солнце ночью там отдыхает,
чтобы взойти в прежнем
блеске на следующий день.

Темкин
Э. Н., Эрман В. Г.
Мифы
Древней Индии. М., 1982. С. 15.

Кун
Н. А,
Легенды
и мифы Древней Греции. М., 1957, С. 68-69.

Источники мифов: эдды

Во всех книгах про мифы Скандинавии говорится о двух источниках: это Старшая и Младшая Эдда. Это произведения древнескандинавской (а точнее — древнеисландской) литературы. Изначально так называлось одно из сочинений Снорри Стурлусона (1178-1241), которое называлось “Прозаической Эддой”.

В середине XVII в исландский епископ Бриньольфур Свейнссон нашел сборник с древними песнями. Сопоставив текст с работой Стурлусона, он заметил немало совпадений. Вследствие этого данный поэтический сборник стал называться Старшей Эддой. Работу Стурлусона стали называть Младшей Эддой.

К сожалению, точное значение слова “Эдда” неизвестно. Наиболее распространенное, очень приблизительное значение — “Прабабушка”. Это может указывать на то, что мифология древнего мира может оказаться еще древнее, чем принято думать.

Сами эдды были составлены в XIII веке. При этом песни Старшей Эдды уходят своими корнями в очень глубокую древность.

Знаменитый советский и российский историки и мифолог Е.М.Мелетинский в одной из книг о мифах древней Скандинавии писал об эддах следующее: “Все они объединены определенными мифологическими персонажами, сходными мифологическими представлениями и мотивами, и составляют единый массив. Мифологические песни не являются гимнами богам или стихотворными комментариями к таким гимнам. По своему характеру они не могут быть сопоставлены с теми же индийскими ведами”.

По большей части, в них отсутствует повествовательный характер. Они представляют собой:

  • мифические представления о сотворении мира;
  • морально-этические учения.

То есть, обе эдды не могут претендовать на “звание” эпоса. Скорее, они играют роль фона для мифологического эпоса.

Книги о народных верованиях индокитайцев

Главная

Мифы дальнеазиатских народов:

Алтайские |
Аустрические |
Дравидские |
Дальневосточные |
Палеосибирские |
Уральские
Религии |
Астрология |

Книжный мир |
Библиотеки и музеи |

Страны |
Карты

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |
0-9 |
A-Z (англ.)


Ключевые слова для поиска сведений по мифам и преданиям аустрических народов:

На русском языке: мифология Юго-Восточной Азии, индокитайские мифы, эпос аустрических народов,
верования австроазиатов, австроазиатские боги, прааустрические божества;

На английском языке: Austro-Asian mythology, Proto-Austric myths.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).

Пишите письма
().

Страница обновлена 01.08.2020

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: