Вий — насылатель видений и привидений, дед Перуна
Существо из ада, родственен Нияну, царю адскому.
У древних славян насылатель ночных кошмаров, видений и привидений.
Слово «вий» означает ресницы .
В народных сказаниях и сказках он изображается могучим стариком с огромными бровями и необычайно длинными ресницами:
брови и ресницы так густо у него заросли, что совсем затемнили зрение;
чтобы он мог взглянуть на мир, нужно несколько силачей, которые смогли бы поднять ему брови и ресницы железными вилами.
Взглядом своим он убивает людей и обращает в пепел города и деревни;
к счастью, убийственный взгляд его закрывают густые брови и близко прильнувшие к глазам веки, и только в тех случаях,
когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город, поднимают ему веки вилами.
В таком грандиозном образе народная фантазия рисовала себе бога-громовника (деда Перуна ):
из-под облачных бровей и ресниц мечет он молниеносные взоры и посылает смерть и пожары…
Главная
Религия и эпос славян:
Строение мира |
Светила |
Агро-календарь
(и народные приметы) |
Обряды |
Былины |
Сказки и персонажи
(
чудо-камни,
чудо-вещи,
чудо-травы,
чудо-птицы,
чудо-звери,
чародеи,
кудесники
) |
Ресурсы |
Литература
Группы божеств:
боги войны |
огонь |
защитники душ |
домовые |
банники |
овинники |
водяные |
берегини |
русалки |
бесы |
напасти
Славянский пантеон:
Белбог |
Велес |
Даждьбог |
Коляда |
Лель |
Морозко |
Перун |
Род |
Сварог |
Святобор |
Семаргл |
Стрибог |
Триглав |
Хорс |
Чернобог |
Ярило |
Ящер |
Зевана |
Карна |
Лада |
Леля |
Макошь |
Морана |
Неделя |
Жива |
Жля
Родственное:
Язычество балтов
(и балтский орнамент) |
Мифы индоевропейских народов |
Мифы праиндоевропейцев |
Евразийские мифы
Страница обновлена 15.09.2022
Перуновы капища[]
Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба — это могучее дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну, устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол.
В качестве жертвы богу грома приносили быков, причем их убивали непосредственно на капище, перерезая горло, и когда кровь переставала течь, тушу закапывали тут же в землю.
Кара смертных
Символика капища — дубовый идол, два камня по обе стороны от кумира, жертвенный огонь, шестилучевое колесо на кумире, символ молнии или стрелы и громовая стрела.
Легенда о призрачной невесте.
Многие из читателей этой статьи наверняка видели «Труп невесты» Тима Бертона. Многие могут не знать, что его история во многом основана на русской легенде или сказке. А это в свою очередь основан на убийствах еврейских женщин по пути на свадьбу уже одетые в свадебное платье, а также тот факт, что существовала традиция хоронить мертвых в одежде, в которой они умерли (с которой этих убитых женщин хоронили в своих свадебных платьях).
Легенда гласит, что однажды молодой человек, собирающийся жениться, ехал с другом в город, где была его будущая жена, и нашел ветку, напоминающую палец. Юноша и его друг, играя, возложили обручальное кольцо на ветку, а затем дали клятву и отрепетировали свадебные танцы. Внезапно земля сдвинулась, и выяснилось, что ветвь на заднем плане была пальцем, который был частью трупа в свадебном платье.
Этот труп выжидательно посмотрел на них и, заметив, что они праздновали свадьбу, сказала, что хочет заявить о своих правах как жены. Оба сбежали в город будущей жены, отправившись к раввинам спросить, действителен ли брак. Пока раввины спорили, мертвая женщина пришла с ними и вернулась за своим мужем.
Приехала и живая подруга мужчины, которая узнала о ситуации и заплакала из-за возможной потери партнера и детей. Вскоре после этого раввины пришли к выводу, что свадьба действительна, но мертвые не могут требовать живых. Теперь это была труп невесты, которая плакала и рыдала из-за своей неспособности создать семью.
Но живая невеста, пожалев себя, подошла и обняла ее, пообещав, что она осуществит свою мечту и родит много детей, и оба они будут их, как и ее мужем. Это успокоило дух, который в конце концов успокоился и счастливы в то же время, что пара смогла снова выйти замуж и в конечном итоге иметь потомство, которому они расскажут историю духа.
Образ и почитание[]
Культ Перуна существовал у всех славян. Он почитался как бог грома и молний. В старинных поэтических сказаниях говорилось, что Перун в пору первых весенних гроз «отпирает» молнией, как золотым ключиком, облака и посылает на землю «небесные слезы» — живительные дожди и росы. Но может он и наказать смертных засухой, неурожаем, голодом, «закрыв» тучи. Так что благосостояние человека и его жизнь были в воле грозного бога. А порою божья кара поражала нечестивца, поджигая его жилище или даже убивая человека ударом молнии.
И еще наши предки верили, что Перунова молния способна изгнать злых духов, дьявольское наваждение, оградить от чародейства, насылающего бедствия и болезни.
Образ этого грозного бога остался в истории таким, каким стоял идол Перуна в киевском капище князя Владимира Святославовича. Тело бога было вырублено из ствола дуба, голова отлита из серебра, уши и усы — из золота, ноги выкованы из железа. В руках его сверкала рубинами и карбункулами палица, похожая на молнию.
Капище Перуна
Имя Перуна было хорошо известно не одним только славянам. В записи договора князя Олега с греками в 906 году император клялся Евангелием, а русские воины оружием и своими богами — Перуном и Белесом. А в 945 году князь Игорь, заключая договор с Византией, обещал, что коли будет нарушена русская клятва, то «да не имут помощи от бога Перуна».
Упоминания в книгах
В Новгороде было самое известное на Руси святилище Перуна, построенное в виде колеса с шестью спицами, – громового знака. Громовой знак был вырезан и на каждом славянском доме – как защита от молнии Перуна. Перун упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег – 907 год, князь Игорь – 945 год, князь Святослав – 971 год). Сварожич (Перун – в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер – в «Mater Verborum», Пероун – в «Слове и откровении святых апостолов» из поучений против язычества 14 века). Исчерпывающие сведения о идоле Перуна содержатся в «Густинской летописи»: «Во первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший богъ, созданъ на подобie человече, ему же въ рукахъ бяше камень многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огнь неугасающiй зъ дубового древiя непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нераденiемъ служащаго iерея когда сему огню угаснути, таковаго же iерея безъ всякого извета и милости убиваху».
А также в поучении «О идолах Владимировых»: «Въ первых постави началнейшаго кумира. Iменемъ перуна бога грому i молнiю i облаков дождевых на пригорку высоком над буричевым потоком подобию члвечку. тулов его бе от древа хитростне изсечен главу iмущь слияну от сребра уши златы нозе железны. Въ руках же держаше камен по подобию перуна палающа. Рубинами. И каръбуклем украшен…» Далее слово в слово повторяется история с неугасимым огнем. По Френцелю — «Percuno, Deo tonitru & fulguru». Поминается Перун также в «Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дитрия Ивановича Донского» вместе с Мокошем в числе языческих богов нечестивых «татар». Но, скорее всего, сердобольный составитель повествования записал в помощники к нечестивым основных языческих богов, каких, несомненно, знал еще тогда – Мокоса(Велеса) и Перуна.
В «Слове святого Григория» Перун называется старшим славянским богом, которому в некоторых областях славяне молились еще в XII веке. В списках богов, как, например, в Лаврентьевской летописи, он занимает первое место. О выделенности Перуна среди других богов свидетельствует и история об уничтожении идолов Владимирова пантеона в Киеве в 988 году, после принятия князем и его дружиной христианства. В отличие от изваяний других богов, деревянное изображение Перуна не было сожжено; его было приказано сбросить в Днепр, поплыв по которому, оно остановилось на мели, долгое время спустя называемой «Перуновой». Идол Перуна в Новгороде, установленный дядей князя Владимира Добрыней, как следует из древнерусских письменных источников, стоял над Волховом, а в 989 году по повелению епископа Иакима он, как и в Киеве, был сброшен в реку.
После принятия христианства Перун, как и другие языческие боги, был причислен к разряду бесов. В книгах христианских книжников осуждалось поклонение ему и принесение кровных жертв. На месте святилищ Перуна были воздвигнуты православные храмы. В Киеве на холме князь Владимир повелел построить церковь в честь святого Василия, имя которого князь получил при крещении. В Новгороде в Перыни был основан Перынский скит с церковью Рождества Богородицы. Несмотря на активную борьбу церкви с языческими культами и богами память о Перуне в народном сознании сохранялась многие века.
Об этом, например, свидетельствуют фрагменты описания «Путешествия в Московию и Персию», составленного известным путешественником и ученым XVII века Адамом Олеарием, который в качестве секретаря посольства Гольштинии посетил Русское государство в 1633, 1636 и 1639 годах: «Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т. е. богом огня, ибо русские огонь называют «перун». На том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью».
Миф о рождении Дажьбога
Многие боги славянского пантеона имеют необычные истории. Это касается и Дажьбога.
Однажды Перун проезжал по берегу великого Дона. Достиг он мест, где на другом берегу красавицы русалки водили свои хороводы. Хороши были речные богини, а одна особенно приглянулась Перуну. То была красавица Рось, дочь Дона и Аси Святогоровны.
Девушке тоже приглянулась могучему небесному богу. Позвала она его и сказала, что коль переплывёт он реку и будет рядом с нею, то подарит она ему свою любовь. Попытался Перун переплыть, но разгневался на него Дон и не дал доплыть до красавицы.
Подумав Перун пустил через реку молнию что в камень ударила, в тот камень за которым укрылась Рось. И появился в камне образ пламенный. Отнесла русалка образ тот Сварогу и тот обтесал камень и стал ковать из камня тело, так из камня появился ТархДажьбог.
Вот и выходит, что Дажьбог сын и Перуна и Сварога. Говорят, что есть Дажьбог есть вторым нисхождением самого Вышня. Также он является сыном Роси и по её линии внуком приходится Велеса-Гвидона.
Могуч был Дажьбог, да настолько, что однажды сам отец, наслышанный о силы сына, отправились проверить его мощь. Прибыл Перун, к нему и стал с ним бороться. И конным и пешим, и в образах животных да птиц и в истинных обличьях. Долго бились боги, пока Дажьбог не взял верх.
Оценил Перун силы сына и поведал он ему кто он есть. Помирились они и отправились в небесное царство вместе как равные.
Покровитель воинов
Из-за частых набегов врагов на земли славян, наши предки полагались на защиту Громовержца-Защитника
И тем самым бог громовержец получил еще одну важное предназначение — быть покровителем воинов. Он мечет огненные стрелы и разит недругов огненным мечом-молнией. Особую роль Славянский Перун играл в покровительстве княжеской дружины
Не удивительно, что такая характерная черта бога Перуна, как красный плащ, стала неотъемлемым знаком князей-военочальников. Что же касается образа бога грозы и молнии, то представляли его высоким, статным, светловолосым воином с голубыми глазами. В золотых доспехах, красным плащем, как мы уже говорили, и с топором в руках. Иногда в бою им использовался щит и копье. Появление его сопровождалось раскатами грома и молний. Он оберегал славянских воинов на поле битвы, но не являлся богов войны. Покровитель воинов не жаждал битв, как, например, древнегреческий Арес. Он был только оберегом для воинов Руси.
Историческим примером того, как славянская дружина почитала бога Перуна, можно привести фрагмент договора 945 года Руси с Византией, упомянутого в «Повести временных лет»:
Перун — славянский Бог-Громовержец
Перун — один из самых главных Богов Славян.
Бог-громовержец, покровитель воинов.
Именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 году, что говорит о его высоком статусе в Божественном пантеоне славян.
Именами этих двух Богов клялись и дружинники Игоря.
Они же упомянуты в договоре Святослава 971 года.
Перун покровительствовал князю и княжеской дружине — это явно прослеживается в истории тысячелетней давности.
Перун, как Бог грома и молнии, подразумевал под собой нечеловеческую силу и мощь.
В пантеоне князя Владимира, Перун был главным среди всех остальных Богов, и об этом ясно повествует «Повесть временных лет»:
«И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора:
деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь».
Идол Перуна в центре Киева выглядел величественно: голова его была серебряная, а усы золотые.
Идол Перуна был установлен и в Новгороде: «и пришел Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу».
Дуб — дерево Перуна
В честь Перуна возжигали вечные огни на капищах.
Вечные костры, которые никогда не гасли, были сложены из дубовых поленьев — дерева, которое непосредственно относится к Перуну.
Из дуба добывался живой огонь.
Дубовые рощи и леса также принадлежали этому Богу и тщательно охранялись, как священные.
Когда долго не было дождя, в таких рощах взывали к Перуну, чтобы он ниспослал людям свои тучные стада (облака),
которые бы напоили землю водой, а своими стрелами (молниями) сразили врага и нечистую силу.
Константин Багрянородный в X веке даже оставил описание ритуала связанного с дубом, которое увидел на острове Хортица:
«На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов,
укрепляют они и стрелы вокруг , а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай».
Археологиами было дважды найдено священное дерево Дуб с артефактами утверждающими, что эти находки почитались нашими предками наравне с чурами и идолами.
Так в 1909 году недалеко от устья Десны из воды был извлечен 150-летний дуб.
Примечательно то, что в сравнительно молодом возрасте в ствол дерева были врезаны и успели в него врасти четыре кабаньих челюсти, которые были расположены квадратом.
В 1975 году неподалёку от первой находки было найдено второе дерево, только теперь вросшими на высоте примерно 6-ти метров
оказались 9 кабаньих челюстей, а низ ствола носил следы огня.
Обе находки датируются VIII веком нашей эры.
В одной из украинских колядок поётся, что два дуба стояли в первозданном океане ещё до сотворения мира.
В одной из русских сказок говорится, что дуб растёт до самого неба.
В сербско-болгарском апокрифе 15 века говорится, что весь свет держится на железном дубе:
«дубъ железны, еже есть прьвопосаждень, от въсего же корение на силе божией стоить».
Всё этого говорит нам о том, что дуб, как символ Перуна, был очень почитаем среди славянских племён и имел, как сакральный, так и Божественный облик.
Праздники в честь Перуна
До нас дошли сведения о праздниках Перуна, в которых приносились жертвы либо в виде быка, либо в виде петуха.
Судя по некоторым источником, петух должен быть обязательно красным.
При исследовании капища-жертвенника 980 года в Киеве, в котором горели те самые неугасимые огни из дубовых дров,
найдено большое количество костей, которые преимущественно принадлежали быкам.
Также в жертвеннике найдены кости свиней и птиц.
Кроме того, вместе с костями была найдена керамика и боевой железный топор — символ Перуна.
Аналог этого капища-жертвенника-святилища находился и в Новгороде, в Перыни.
В период христианизации оба капища были разрушены, а идолы сброшены в реки.
День почитания
Наши предки праздновали Перумов день 20 июня или 2 августа, точная дата доподлинно неизвестна.
Подготовка к празднованию занимала около восьми дней. Варилось пиво, готовили на всех угощение, часть из которого была «требой» Перуну.
С утра мужчины собирались и парадом шествовали к капищу Перуна. В начале праздника самые почетные жрецы, а иногда старосты поселения трением разжигали огонь, который именовался «живым» и зажигался священный костер. Там волхвы приносили в кровавую жертву чаще всего петухов или быка, чьей кровью окропляли воинское обмундирование, чтобы оно давало защиту во время битв. Во время этого пелись песни ритуального характера, чтобы прославить Перуна.
Есть свидетельства, что в случае крайней нужды практиковалось принесение человеческих жертв. В основном это были пленники, захваченные во время битвы.
Далее на месте костра проводился ритуальный бой, который символизировал сражение Перуна и Велеса. Далее проводилось торжественное посвящение молодых мужчин в войны.
В последней части праздника принимали участие уже все жители поселения, и устраивался грандиозный пир во славу Перуна с песнями, играми и плясками.
С принятием христианства праздник стал зваться Ильин день. И некоторые его атрибуты перекочевали уже в церковный праздник.
Рассмотрев подробнее культ Перуна, на его примере становится ясно, языческая культура наших предков была весьма богата. А поклонение Перуну даже с принятием христианства не утратило своей силы. Многие его черты перешли к пророку Илье-Громовежцу, которого верующие чтут и по сей день.
Перун
Высшее божество в веровании Древней Руси. Грозный повелитель грома, молнии, дождя. Он повелевал ветрами и бурями, которые сопровождали грозу и неслись со всех четырёх сторон света. Владыка дождевых туч и земных водных источников, он победитель крылатых змеев. Побеждённые, они превращались в грозовые тучи.
* * *
Однажды бог Род отдал весь белый свет на земле Перуну и Святовиту. Известно, где два хозяина, там никогда порядка нет. Один посылает дождь, а другой – вёдро.Плачут тучи, не знают, что делать, кого слушать. Пойдёт дождь – Святовит на них ругается:– Что вы, мокрохвостки, делаете! Зачем мочите сено, люди же теперь косят!– Нам, – отвечают тучи, – Перун приказал.– Я вам покажу Перун! Перун работу начнёт, так завсегда гнилья разведёт!Не унимается гром, молния так блещет, что в глазах темно становится. Такой дождь лить начинает, что не только низины, но и холмы затопляет.Святовит ругает Перуна. А тот оправдывается:– Столько развелось гнилой сушины, что надо её громом побить, молнией спалить и золу от сушины водой с земли смыть. Не то места под пашню не будет.На другой год случилось то же, что и в прошлый. Зарядил изо дня в день дождь на землю. Святовит схватил метлу и принялся разгонять тучи по сторонам. Подмёл небо и давай сушить землю. Весь свет осветило ясное солнышко. Святовит доволен, сел под дерево в тень, да так устал, что сразу и задремал, а про землю забыл.Вот уже подходит время сеять рожь, а земля сухая, как горячая зола, – опять горесть-напасть! Беда, что нет дождя. Тут уж Перун начинает Святовита бранить.
Не смотрят друг на друга Перун и Святовит, сердятся, боятся даже взглядом встретиться.Вот однажды вздумали они походить по земле, поспрашивать людей, кого те больше любят – Перуна или Святовита. Идут рядом и спорят: Святовит говорит, что его больше любят люди, а Перун говорит, что его.Видят они, человек сеет рожь. Спрашивают:– Скажи, добрый человек, кого вы больше любите – Перуна или Святовита?Мужик снял с плеча севалку, поставил её на землю, почесал затылок:– Перун и Святовит добрые да милостивые, мы их и любим.– А кого больше?– Пожалуй, Святовита!Перун разозлился и говорит Святовиту:– Спалю за это мужику ниву, ничего не уродит.– А я намочу и пошлю урожай, – говорит Святовит.– Коли так, я сделаю вот что: кто первый попробует с этой нивы лепёшку – подавится.Ухмыльнулся Святовит. Пошли они дальше. Выдалось в тот год на редкость доброе лето: днём солнышко, а ночью тёплая роса или небольшой дождик. Растёт всё как на дрожжах. Уродилась рожь по пояс. Набил мужик снопами гумно. Намолотил зерна, намолол. Напекла хозяйка свежих лепёшек.В ту пору приходят в деревню Перун со Святовитом. Заночевали у этого мужика. Перун его не узнал. Сели они ужинать. Хозяин говорит:– Слава тебе, батюшка Род, – уродилась нынче рожь, хватит хлеба на весь год! Попробуйте, дорогие гости, свежих лепёшек.Перун в тот день здорово проголодался. Взял лепёшку, принялся есть и тут же подавился. Он и туда, и сюда, и водою запивать, и кулаком его били в грудь и в спину – хоть бы что. Догадался он, что это про́клятые им лепёшки. Давай просить прощения у мужика и Святовита. Насилу в себя пришёл. И говорит:– Буду посылать дождь, когда люди просят, а не когда люди косят!
— КОНЕЦ —
Легенда о Перуне
Существует множество современных источников, в которых рассказываются Легенды о Перуне. Но ключевое слово здесь «современные». Нет древних книг, из которых можно вдохновиться мифами о боге громовержце. Все, что описывается сегодня в литературе, скорее всего, является выдумкой современников. Что же нам предлагают? Пишут о том, что бог Перун был сыном Сварога и Лады. Легенда гласит, что рождение Сварожича сопровождалось землетрясением и грозой:
Еще в младенчестве Бог Перун вместе со своими сёстрами богинями Живой, Мареной и Лелей был похищен Скипер-зверем (получеловек-полускорпион) охранником потустороннего мира. Зверь погрузил младенца в вечный сон, а богинь превратил в чудищ. Старшие сыновья Лады отправились спасать своего брата, обернувшись в вещих птиц — Сирина, Алконоста и Стратима по всему белому свету. Долго искали они младенца, но никак не могли найти его. Совсем уже отчаялись Сварожичи, но вдруг заметили Скипер-зверя у входа в подземелье. Тот при виде Сварожичей сразу скрылся… Устремились братья в подземелье, нашли Бога Перуна, спящего непробудным сном. За минувшие годы он вырос и возмужал, но не могли братья пробудить его ото сна. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей — живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришёл в себя Бог громовержец, так сразу и сказал, что отомстит Скипер-зверю и освободит сестёр. Немало препятствий преодолел славянский Перун прежде, чем добраться до логова Скипер-зверя. Отыскал он сестёр своих и расколдовал. Сам же отправился к Скипер-зверю, дабы уничтожить чудище. Долго бились они, но наконец поднял Бог громовержец своего врага и бросил его оземь. Расступилась Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Бог Перун вернулся в мир Прави.
Много еще легенд связано с Покровителем воинов. Как бился с Морским чудищем, чтобы доказать свою доблесть отцу будущей Жены, как Диву-Додолу обратил в божию коровку за предательство, как в мир Нави ходил с детьми Чернобога биться и многое другое.
Перун и Велес – великие боги славян
Прежде чем начать историю о битве двух славянских богов, я предлагаю познакомиться с каждым из них. Перун в понимании наших предков был воплощением воинской силы и мужества.
Он мчится по небу в своей колеснице, правит громом и молниями. Нередко Перуна называю покровителем сил плодородия, что тоже верно – этот бог посылал вместе с грозами потоки воды, что питали землю, позволяли расти урожаю.
Если Перун предстаёт в своём блистательном облике светлого бога, то Велес кажется достаточно неоднозначной фигурой. Его называли “скотьим богом”, то есть покровителем скотоводства, но, помимо этого, Велес оберегал всех животных – как домашних, так и диких.
Велес был таинственным божеством, помощником чародеев и знахарей. Возможно, именно поэтому с приходом христианства его стали сравнивать с потусторонними демоническими силами.
Интересно, что была у Велеса такая привилегия, которой могли гордиться лишь единицы богов. Он мог проходить через все три мира, следя за гармонией в каждом из них. Большинство богов вынуждены были находиться в своих чертогах.
Славянский Бог Громовержец
Молнии, которые разят с неба и вызывают гром, раскалывают деревья и даже иногда попадают в живых существ — животных и людей,
в представлении славян — стрелы Перуна или топор, который он метает в прячущуюся нечисть.
Именно по этой причине после дождя с громом так свежо пахнет и легко на душе.
В одной из Белорусских сказок рассказывается о том, как Громовержец преследует чёрта, пытаясь поразить его молнией,
чёрт же прячется то в человеке, то в животных, то в дереве, то в камне и, наконец, прячется в воде.
С этим связано одно поверье.
Нечисть прячется в воде большую часть времени и выходит на землю в период с Купалы и до Перунова дня (Ильина).
Поэтому купаться можно только в этот период, когда вся нечисть вышла из рек и озёр.
По этой же причине именно в этот период большое количество гроз — Перун отстреливает вышедших на землю недобрых существ.
Оружие Бога Перуна называют «громовыми стрелами», «Перуновыми камнями», «стрелками».
Оружием этого Бога считаются — топор, палица, камни.
Под «камнями» имеется ввиду кресало, из которого возможно высечь искру при помощи удара о другой камень или ударом железа.
Одно из поверий гласит, что огонь некогда спрятался в камень от своего противника — воды.
По описанию некоего Стрийковскаго «истукан Перкуна держал в руках камень, сделанный наподобие молнии».
Древние славяне полагали, что различные моллюски, наконечники стрел, копий, топоры, камни причудливой формы,
которые они изредка находили, обрабатывая землю, являются Громовыми Стрелами, которые некогда были пущены Громовержцем и ушли глубоко под землю.
Такие вещи почитались как священные, целительные и способные делать чудеса.
Сплав песка (белемнит) также называли Перуновым Камнем.
Нередко удивительные камни находили на месте удара молнии (расплавившийся песок) и называли их «стрелками Перуна»,
которыми лечили, изводили те болезни, что боятся гнева громовержца.