Краткое содержание мифа «орфей и эвридика»

Мифы древней греции, 4 класс

Краткое содержание

«На севере Греции, во Фракии» жил талантливый певец по имени Орфей, слава о котором шла по всей стране. Юношу полюбила красавица Эвридика и вскоре стала его женой. Однажды влюблённые решили отдохнуть на лоне природы: Орфей играл на своей сладкоголосой семиструнной кифаре, Эвридика собирала цветы, всё больше углубляясь в лес. Случайно девушка наступила на змею, которая её ужалила. Орфей, услышав крик жены, поспешил ей на выручку, но не успел: «Смерть уносила Эвридику в подземное царство».

Невозможно было передать горе Орфея, который целыми дням скитался по лесам, изливая в песнях свою печаль. И такая удивительная сила была в его грустных песнях, что «звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе». Так и не привыкнув к жизни без Эвридики, Орфей решил отправиться в подземное царство, чтобы быть ближе к своей возлюбленной.

В пещере Тэнара Орфей отыскал небольшой ручеёк, который привёл его к берегам подземной реки Стикс – «за этой рекой начиналось царство мёртвых». Орфею было боязно вступить в чёрные глубокие воды Стикса, но сильнее страха было его желание увидеть Эвридику. Дождавшись вместе с тенями умерших перевозчика Харона, Орфей оказался на противоположном берегу, в месте, откуда не было возврата назад.

Певец прямиком направился во дворец повелителя подземного царства. Он увидел, как на огромном золотом троне сидел «грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона». Сразу за его спиной стоял бог Смерти – «со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями». Неподалёку суетились его помощницы Керы, которые отнимали жизни у воинов во время жестоких сражений. Неподалеку от Аида сидели судьи, которые «судили умерших за их земные дела». За колоннами дворца скрывались коварные Воспоминания, в руках которых были бичи из живых змей. Орфей увидел ещё немало пугающих подземных существ, и только бог Сна, юный Гипнос, был прекрасным и сияющим.

Грозный Аид подозвал к себе Орфея, и тот без лишних слов запел о своей сильной любви к Эвридике. Своим талантом и проникновенным исполнением Орфей покорил правителя царства мёртвых, и тот пообещал выполнить любую его просьбу. Певец принялся умолять Аида вернуть его возлюбленную, и тот согласился, но с одним условием: во время возвращения на землю Орфей ни в коем случае не должен оглядываться назад, иначе он навеки потеряет Эвридику.

Орфей выбрался из царства мёртвых, направился к Стиксу, и мрачный Харон перевёз его на тот берег. Юноша чувствовал, что за ним следует тень его ненаглядной Эвридики. Когда же впереди забрезжил свет, он заволновался, и, позабыв обо всём на свете, оглянулся назад. В тот же миг «отлетела тень Эвридики, исчезла, растаяла во мраке». С криком кинулся Орфей к Стиксу, долго звал Харона, но так и не дождался перевозчика. Ему не оставалось ничего иного, как вернуться на землю. Орфей прожил долгую жизнь, но он никогда не забывал Эвридику – «память о ней жила в его сердце и в его песнях».

И что в итоге?

Орфей — возвращаясь из царства мёртвых, оборачивается, из-за чего Эвридика исчезает; проживает долгую жизнь, всегда помня о возлюбленной.

Эвридика — навсегда остаётся в царстве мётрвых.

Заключение

Древнегреческий миф об Орфее и Эвридике доказывает, что настоящая любовь обладает великой силой. Она способна преодолеть все преграды, жить вечно в сердцах любящих людей.

После ознакомления с кратким пересказом «Орфей и Эвридика» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Слабые и сильные стороны

Сильные стороны Слабые стороны
Талант в музыке и поэзии, которые способны пленить сердца даже жестоких существ и богов. Сентиментальность и чувствительность, которые могут создать опасные ситуации.
Красноречие и убедительность, позволяющие убеждать людей и богов в своих идеях. Склонность к меланхолии и тоске, которые могут мешать действовать в реальном мире.
Смелость и решительность, необходимые для того, чтобы совершить путешествие в Аид и вернуть свою возлюбленную. Недостаток дисциплины и организованности, что может привести к промедлению или неправильным решениям.

Орфей был талантливым музыкантом и поэтом, обладающим красноречием и убедительностью, которые помогали ему достигать своих целей. Однако чувствительность и меланхолия порой мешали ему действовать.

Смелость и решительность были ключевыми качествами, позволившими ему отправиться в Аид, но его неорганизованность и недостаток дисциплины мешали в решении проблем в реальном мире.

Предыстория

Почему это произведение завоевало сердца зрителей? Ведь имеется множество произведений на тот же сюжет, существует даже рок-опера «Орфей и Эвридика», краткое содержание которой практически соответствует классическому сюжету. Почему же именно оперу Кристофа Виллибальда Глюка до сих пор ставят на самых знаменитых площадках?

Орфей и Эвридика — античные герои. Сюжет, повествующий об их любви, часто повторяется как в литературе, так и в опере. Он несколько раз использовался еще до Глюка такими композиторами, как Клаудио Монтеверди, Джулио Каччини и Якопо Пери. Однако в обработке Глюка история заиграла новыми красками. Но реформа, произведенная «Орфеем», была бы невозможна без многолетнего опыта творчества, богатого и гибкого мастерства, совершенствовавшегося десятилетиями, а также без знаний, полученных во время работы с крупнейшими европейскими театрами.

Либретто оперы «Орфей и Эвридика» (краткое содержание приведено ниже) было написано знаменитым либреттистом Раньеро Кальцабиджи, который стал горячим единомышленником Глюка. Существует множество вариантов легенды двух влюбленных, однако Раньеро выбрал тот, что изложен в вергилиевских «Георгиках». Здесь герои античности представлены в простоте, трогательной и величавой. Они наделены всеми чувствами, свойственными простым смертным, что стало протестом против пафоса, вычурности и риторики дворянского искусства.

Миф «Царство мрачного Аида» читать онлайн

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид.

Аид

Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.

Река Стикс

Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела, носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход.

Трехглавый адский пес Кербер

Суровый, старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.

Перевозчик душ умерших Харон

В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной.

Аид и Персефона

Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву.

Эринии

У трона Аида сидят судьи царства умерших — Минос и Радамант.

Аид, Минос и Радамант

Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями.

Бог смерти Танат

Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы.

Керы

На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.

Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток.

Бог сна Гипнос

Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.

Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.

Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела.

Эмпуса

Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови.

Ламия

Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее.

Богиня Геката

Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная . Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.

Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям.

1Стигийские собаки — чудовищные собаки подземного царства Аида, с берегов подземной реки Стикса.

2Подземные боги олицетворяли главным образом грозные силы природы; они много древнее богов-олимпийцев. В народных верованиях они играли более значительную роль.

Орфей, талантливый в музыке

Орфей известен как самый талантливый музыкальный проигрыватель древних времен. Говорят, что бог Аполлон был его отцом, от которого он взял свой исключительный талант в музыке, а Муза Каллиопа была его матерью. Он жил во Фракии, в северо-восточной части Греции.

У Орфея был божественно одаренный голос, который мог очаровать каждого, кто это слышал. Когда ему впервые представили лиру в детстве, он быстро освоил ее. Миф гласит, что ни один бог или смертный не сможет устоять перед его музыкой, и даже камни и деревья будут двигаться рядом с ним.

Согласно некоторым древним текстам, Орфей аккредитован, чтобы преподавать человечеству сельское хозяйство, письмо и медицину. Ему также приписывают то, что он был астрологом, провидцем и основателем многих мистических обрядов. Странная и восторженная музыка Орфея заинтриговала бы разум людей вещами сверх естественного и позволила расширить ум новыми необычными теориями.

Однако, кроме музыкального таланта, у Орфея был и авантюрный характер. Считалось, что он принял участие в экспедиции Аргонавтов, которая является путешествием Джейсона и его коллег-аргонавтов, чтобы добраться до Колхиды и украсть Золотое Руно.

На самом деле, Орфей играл жизненно важную роль во время экспедиции, потому что, играя свою музыку, он усыпил «бессонного дракона», который охранял Золотое Руно, и, таким образом, Джейсону удалось получить Руно. Более того, музыка Орфея спасла аргонавтов от сирен, странных женоподобных существ, которые соблазняли мужчин своим приятным голосом, а затем убивали их.

Укус змеи

Однако вскоре все изменится, и горе принесет счастье. Был один человек, который презирал Орфея и желал Эвридики для себя. Аристей, пастух, разработал план по покорению прекрасной нимфы. И вот он там, ожидая в кустах, пока молодая пара не пройдет мимо. Видя, что приближаются влюбленные, он намеревался запрыгнуть на них и убить Орфея. Когда пастух сделал свое движение, Орфей схватил Эвридику за руку и начал бегать по лесу.

Погоня была долгой, и у Аристея не было никаких признаков сдаваться или замедляться. Снова и снова они бежали, и Орфей внезапно почувствовал, как Эвридика споткнулась и упала, ее рука выскользнула из его рук. Не в силах понять, что только что произошло, он бросился к ней, но в смятении остановился, потому что его глаза воспринимали смертельную бледность, которая покрывала ее щеки.

Оглядевшись, он не увидел никаких следов пастыря, потому что Аристей был свидетелем этого события и ушел. В нескольких шагах Эвридика наступила на гнездо змей и была укушена смертельной гадюкой. Зная, что шансов на выживание не было, Аристей отказался от попытки, проклиная свою удачу и Орфея.

Мифы Древней Греции об Орфее

Орфей — один из наиболее известных персонажей древнегреческой мифологии, чье имя стало символом музыки и любви. Его легендарные приключения и трагическая судьба до сих пор вдохновляют художников, писателей и музыкантов. Далее мы рассмотрим основные мифы и легенды, связанные с ним, и попытаемся раскрыть тайны этого загадочного персонажа.

Происхождение

Существует множество различных версий происхождения божества. Согласно наиболее распространенному варианту, он является сыном фракийского бога Эагра и музы Каллиопы. Однако существуют и другие версии, которые утверждают, что он был сыном Эагра и Полигимнии, Клио, Мениппы, Аполлона и Каллиопы.

По данным Лексикона Свиды, Орфей родился за 11 поколений до Троянской войны и жил 9 или 11 поколений. Однако, согласно Геродору, существовали два Орфея, а второй из них был аргонавтом. Есть также различные теории относительно учителей бога. Он мог быть учеником Лина или Мусея, а также сыном либо учителем Мусея.

Ранние годы

Орфей был жителем селения Пимплея на склонах Олимпа в области киконов. Он был покровителем Аполлона и имел золотую лиру, которую использовал для приручения диких животных, перемещения камней и деревьев. Эсхил в своей трагедии «Агамемнон» описывает голос Орфея как тот, который мог принести радость своим звучанием.

Он расширил свои музыкальные возможности, добавив на свою лиру девять струн. Бог музыки также был победителем в игре на кифаре во время погребальных игр на Пелии.

Орфей был одним из участников похода аргонавтов, и его роль в пении команды гребцам была отмечена в фрагментах произведения Симонида и поэзии Пиндара. Изображение бога, находящегося на метопе сокровищницы сикионцев в Дельфах среди всадников, которых считают аргонавтами, является одним из наиболее древних дошедших до нас изображений Орфея.

Он отправился в Египет, где значительно усовершенствовал свои знания в теологии, обрядах, поэзии и музыке, став первым из греков, кто это сделал. Он был сторонником запрета на пролитие крови.

Орфей не поклонялся Дионису, а вместо этого почитал Солнце-Аполлона, восходя на Пангейскую гору к восходу. Его назначили в Самофракийские мистерии, а по другой версии, он открыл тайные обряды Диониса и установил их на горе Киферон, названной в честь его кифары. Он также построил храм Коры Сотеры в Спарте, а его деревянная статуя находилась в храме Деметры Элевсинской в Лаконике.

Орфей и Эвридика

После потери жены Орфей отправился в подземный мир, чтобы вернуть ее к жизни. Своим мастерством игры на лире он очаровал Аиду и Персефону, убедив их вернуть Эвридику на землю. Однако он нарушил условие богов, запрещающее ему смотреть на свою жену до тех пор, пока они не покинут подземный мир.

В результате Эвридика была вынуждена вернуться обратно. Согласно Овидию, Орфей потерял веру в женскую любовь после этого события и стал проповедовать любовь к юношам фракийцам.

Гибель

Существует несколько легенд о смерти Орфея. По версии Овидия, он был растерзан фракийскими менадами, потому что отверг их любовные пристрастия. Согласно Конону, он был убит фракийскими и македонскими женщинами за то, что, будучи жрецом храма Диониса, не допустил их к мистериям. Есть также версия, что он был убит за то, что стал свидетелем мистерий Диониса, либо за то, что пропустил упоминание о Дионисе в песне, восхваляющей богов. Некоторые источники утверждают, что он был убит фракийскими женщинами в городе Дие в Македонии, а его урну показывали у реки Геликон.

Мне нравится2Не нравится2

Согласно легенде, бог музыки был превращен в созвездие Коленопреклоненного. Его смерть стала основой для орфических культов, а растерзание его тела менадами описывалось в трагедии Эсхила «Бассариды». Дионис превратил в дубы эдониек, которые убили Орфея, а в отместку за его смерть фракийцы татуировали своих женщин. Музы собрали его тело, разорванное на куски, и похоронили в Либетрах. Лиру же Зевс поместил среди созвездий.

Гимны Орфею пели ликомиды при совершении таинств. Его голова и лира были выброшены на Лесбос у Мефимоны или только голова, а лиру поместили в святилище Аполлона. На Лесбосе было святилище, где пророчествовала его голова. Существует также миф, что после смерти Орфея он был помещен на небо в образе Лебедя, недалеко от Лиры. По другой версии, его душа выбрала жизнь лебедя из-за ненависти к женщинам.

Первая редакция

Премьера состоялась в Вене, 5 октября 1762 года. В кратком содержании оперы «Орфей и Эвридика» следует упомянуть и о том, что первоначальный вариант ее был несколько другим. Во-первых, концовка, вопреки мифологическому сюжету, была счастливой. К тому же, Глюк в то время еще не до конца освободился от влияния традиционных парадных представлений. Партию Орфея он поручил альту-кастрату и ввел декоративную роль Амура. Во второй редакции текст был переписан заново. Партия Орфея стала естественнее и выразительнее, ее расширили и передали тенору. Соло флейт, ставшее знаменитым, было введено в эпизод с «блаженными тенями», также в финал сцены в аду была добавлена музыка, написанная Глюком ранее для балета «Дон Жуан». В 1859 году опера получила новую жизнь с легкой руки Гектора Берлиоза. В роли Орфея выступила женщина, знаменитая Полина Виардо. Традиция исполнения этой партии именно певицами существует до сих пор. Далее предлагаем к прочтению краткое содержание оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка.

Счастье и трагедия

Музыкант Орфей был щедро наделён невероятными талантами. Когда он играл на кифаре, не только люди, но и боги, и вся природа, замирая, внимали ему. Он принимал участие в походе за золотым руном, во время которого благодаря музыке Орфея, морякам удалось усмирить морские волны.

Как я уже заметила, возлюбленной Орфея стала красавица-нимфа Эвридика, которая вскоре стала супругой музыканта. Сложно было найти более счастливую и влюблённую семейную пару, чем они. Но, вероятно, недобрые боги позавидовали радости, которой был наполнен каждый день Орфея и Эвридики. 

Фредерик Лейтон. Орфей и Эвридика

Во время одной из своих прогулок нимфа шла по высокой траве, в которой не заметила притаившуюся змею. Та атаковала Эвридику, и несчастная женщина упала на землю, чувствуя, что жизнь покидает её.  Подоспевший на помощь Орфей уже ничем не мог спасти возлюбленную. Эвридика умерла на его руках, а жизнь певца превратилась в мрачную пелену. 

Теперь он исполнял лишь скорбные песни, посвященные умершей жене, не переставал вспоминать об Эвридике и не собирался связывать себя узами с другой женщиной. Несмотря на то, что многие красавицы Греции мечтали выйти замуж за Орфея, его сердце по-прежнему полнилось любовью к Эвридике.

Сотрите видео, в нем миф рассказан в стихах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: