Влияние на культуру
Легенда о самовлюбленном юноше оказала огромное влияние на мировую культуру. Было нарисовано несколько картин (Караваджо, Брюллов и Дали), создан балет «Нарцисс и Эхо» и хореографическая миниатюра (оба на музыку Черепнина).
Намного сильнее юноша «запомнился» врачам. От его имени появился термин «нарциссизм», использующийся при описании черт характера и в сексологии. Также существует нарциссическое расстройство личности, при котором больной убежден в собственной уникальности и превосходстве над окружающими.
Легенда о Нарциссе лучше других историй демонстрирует опасность эгоизма и чрезмерное увлечение собственным «Я». Сохранилось несколько вариантов мифа, которые различаются между собой только деталями. Но одна версия, самая поздняя, выбивается из общей идеи — в ней герой умер от горя после смерти сестры-близнеца.
Легенды о Нарциссе
Этот цветок был так много воспет поэтами всех стран и веков, как ни одно другое, разве только что роза. Сам Магомет сказал про него: «У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб — пища для тела, а нарцисс — пища для души». А персидский царь Кир прозвал его «созданием красоты — бессмертною усладой».
Им также восхищались Шекспир, очаровательно описавший его в своей трагедии «Буря», Эдгар По, описавший его как один из цветов той «долины многоцветных трав», где ему удалось испытать райскую любовь. Немецкий поэт Исидор Ориенталис, глядя на нарцисс, восклицает: «Эта стройная фигурка, эта чудная головка наклоняется к себе и, блестя вечной красотой, как бы ищет источник».
Причиной такого всеобщего им восхищения являются отчасти сама красота и изящность цветка, а главное, как нам кажется, сложившийся про него еще в глубокой древности миф, сделавший его имя нарицательным; назвать кого — либо «нарциссом», как известно, все равно, что сказать: этот человек влюблен сам в себя. Отсюда же появился термин нарциссизм. На языке цветов «нарцисс» означает обманчивые надежды, желания, эгоизм.
По этому преданию К.П. Брюллов написал свою знаменитую картину «Нарцисс смотрящий в воду.» (1819 г.). На ней изображён юноша, любующийся своим собственным отражением в воде. Эту картину можно увидеть в Государственном Русском музее.
Существует предание о происхождении нарцисса: Нарцисс неожиданно потерял сестру — близнеца. Склоняясь над ручьём в безутешном горе, он увидел в собственном отражении черты любимой сестры. Сколько не погружал он в воду руки, чтобы обнять родной образ, но всё было тщетно… Так и умер он от горя, склонившись над водой. А цветок возник на месте, символизируя собой склонённый образ прекрасного юноши.
Вследствие всего этого нарцисс у древних греков был цветком умерших, цветком погибших, и этой эмблемой он часто является в древнегреческой мифологии. С незапамятных времен нарциссами называют самовлюбленных людей и «повинна» в том, конечно, легенда о прекрасном Нарциссе. А вот в Древнем Риме нарцисс был символом победы. У римлян венком из желтых нарциссов встречали воинов — победителей, вернувшихся с войны.
Большим успехом он пользовался и у римских модниц. Египтяне, древние греки и римляне выращивали нарциссы не только как декоративные, но и как ценные эфирномасличные растения. Обнаруженные в растении эфирное масло и алкалоиды по сегодняшний день широко используют в парфюмерии. Для парфюмерных целей выращивают нарцисс поэтический, обладающий особенно сильным ароматом.
В Швейцарии в честь этого прекрасного цветка устраивают ежегодный праздник с представлением, где разыгрывают древнегреческую легенду о Нарциссе.
В Китае, с древних времён и до сих пор, нарцисс играет важную роль в Новогодних церемониях. В Новый год он является обязательным атрибутом в каждом доме. В этот день прекрасный цветок участвует во всех торжественных процессиях. В Древнем Китае нарцисс выращивали в стеклянных чашах с водой, песком и камешками.
В настоящее время особенно увлекаются разведением нарциссов англичане. У них такой же интерес к этим цветам, как двести лет назад в Голландии к тюльпанам и гиацинтам.
Аполлон и Артемида — что известно о них?
Как уже говорилось выше, Греция — это страна, в которой культура и религия плотно переплетаются между собой, именно поэтому сохранилось так много статуй древних богов, фото которых можно с легкостью найти в интернете. Одной из самых популярных статуй считается статуя Аполлона. Он по праву считается самым красивым и сильным богом. Согласно истории, он был сынов Зевса и Латоны. Последняя, в свою очередь, являлась покровительницей темной ночи. Если верить мифам, то зиму Аполлон проводит в стране неких гипербореев, а вот весной возвращается в Элладу. Именно он вливает в природу новую жизнь, а в человека вселяет желание петь и веселиться приходу нового года. Стоит отметить, что Аполлон также считался богом пения.
Но и это не все, Аполлон был надел силой, которая позволяла ему с помощью одного солнечного луча избавить человека от сквернословия и дурных заговоров. Эта идея просматривается в мифе, где Аполлон убивает страшного змея Пифона.
Еще существует много легенд об Артемиде, которая считалась сестрой Аполлона. Артемида — девственная богиня охоты, плодородия и девичьей невинности. Согласно легенде, они вместе с братом убили с помощью стрел всех сыновей Ниобы, которая со временем слишком возгордилась.
Если говорить об основных заданиях Аполлона, то они, безусловно, связаны с искусством. Он способствует развитию таланта петь у людей. Также покровительствует театру и музыке в целом.
Важно отметить, что ежегодно в честь него проводятся праздники. Основные из них:
- Карнеи;
- Иакинфии.
Первый проводили, чтобы почтить Аполлона, покровителя войны. Он празднуется в августе. В этот период греки проводили различного рода бои состязания. А вот Иакинфии отмечали в июле. Это продолжалось почти 9 дней.
Такое мероприятие имело грустный смысл. Люди чтили память о прекрасном юноше Иакинфии, который олицетворял цветы. Согласно мифа,
Аполлон убил его случайным образом, когда метал свои диски. Причем этот юноша был его любимцем. Но после смерти молодого человека воскресили и забрали жить на Олимп, поэтому после грустных процессий начинались веселые мероприятия, во время которых все юноши и девушки украшали себя цветами и веселились.
Миф о Сизифе.
Сизиф был царем, чьи действия и амбиции вызовут гнев Зевса, который пошлет Танатоса, чтобы схватить его и отправить в подземный мир. Но оказавшись там, Сизиф с помощью уловок сумел запереть Танатоса в камере. Поскольку сама смерть была заперта, люди не погибли, что вызвало гнев Аида, который в конце концов привел Сизифа в подземный мир.
Но хитрый король попросил жену не устраивать похороны. Поэтому, когда он прибыл в подземный мир, он сказал Аиду, что должен освободить его, потому что он не был похоронен должным образом. Сизифу удавалось избежать смерти, пока она не пришла к нему по естественной причине. Однако он был наказан богами вечным восхождением на камень на вершину высокой горы.
Античные источники
Существует несколько версий легенды о Нарциссе. Они различаются некоторыми деталями (способом смерти юноши, обстоятельствами встречи с нимфой Эхо или Аминием). Кратко они звучат следующим образом:
- Самая ранняя версия относится к 50-м годам до н. э. Она была обнаружена позднее остальных в египетском городе Оксиринх. Папирусы рассказывают, что Нарцисс совершил самоубийство из-за неразделенной любви к своему отражению.
- Публий Овидий Назон в книге «Метаморфозы» в 8 году н. э. записал легенду о Нарциссе, но немного в другом варианте. Юноша был сыном бога Кефиса, которому из-за предсказаний не показывали зеркал. В 15 лет он гулял по лесу, где его заметила нимфа Эхо, влюбилась и пошла за ним. Почувствовав слежку, он несколько раз крикнул: «Кто здесь?». Нимфа повторила его слова. Вскоре Эхо показалась и попыталась обнять возлюбленного, но тот жестоко отверг ее. Девушка буквально высохла от любви, сохранился лишь ее голос в горах. Об этом узнала Немезида, рассердилась и заманила Нарцисса к озеру с чистой водой. Тот увидел свое отражение, но не понял, что это он. Влюбившись в подводного юношу, который не ответил ему взаимностью, Нарцисс умер от голода и лишь перед смертью понял, что влюбился в самого себя.
- Современник Овидия, писатель Конон, оставил свою версию мифа. Юноша Аминий влюбился в жестокого Нарцисса, но не добился взаимности. В последнюю встречу молодой человек вручил гордецу меч, попросил богов о возмездии и совершил самоубийство, бросившись на острие. В остальном легенда не сильно отличается от других версий. В конце Нарцисс также убивает себя.
- Почти век спустя история была переписана Павсанием, автором «Описания Эллады». Это произведение — собрание путевых заметок, наблюдений и мифологических сюжетов, можно сказать, что это путеводитель по значимым местам и достопримечательностям Древней Греции. С особенностью жанра связаны и некоторые отличия в сюжете: автор писал, что в местности Донакон есть родник, возле которого и умер Нарцисс. Если верить этому мифу, у юноши была сестра-близнец, удивительно похожая на него. Юноша был влюблен в нее, но однажды девушка умерла. Убитый горем Нарцисс приходил к роднику, смотрел на свое отражение и представлял, будто видит сестру. Вскоре он умер на том месте.
Многие считают, что существует еще один вариант легенды: в прекрасного юношу влюбилась сама Афродита, но тот отверг даже ее. Обиженная богиня превратила его в цветок. Но эта версия не найдена в письменных источниках и, скорее всего, не существовала на самом деле.
Примечательно, что более старые варианты мифа про Нарцисса подчеркивали: излишняя самовлюбленность и гордость могут обернуться трагедией. Согласно анализу текста, человек, не обращающий внимания на окружающих, занятый лишь своими переживаниями и считающий других людей недостойными себя, обречен на смерть, он не сможет жить в обществе. В последнем мифе прославляется неразделенная любовь Нарцисса к сестре, что полностью меняет смысл.
Психология
История Нарцисса породила термин « нарциссизм », фиксация на себе и своей физической внешности или общественном восприятии.
В 1898 году английский сексолог Хэвлок Эллис использовал термин «подобный нарциссу» применительно к чрезмерной мастурбации, когда человек становится их собственным сексуальным объектом. В 1899 году Пол Нэке был первым, кто использовал термин «нарциссизм» в исследовании сексуальных извращений . Отто Ранк в 1911 году опубликовал первую психоаналитическую статью, конкретно посвященную нарциссизму, связав его с тщеславием и самолюбованием. В 1914 году Зигмунд Фрейд опубликовал статью, посвященную исключительно нарциссизму, под названием « О нарциссизме: введение
Гибель Икара
На следующий день они снялись в безоблачную лазурь. Никто во дворце правителя этого не видел. Наблюдали полет лишь пахари в поле, пастух, который гнал стадо, видел рыбак. Все они думали, что это парят бессмертные боги. Поначалу Икар послушно следовал за отцом. Однако чувство полета, неизвестное и удивительное, наполнило его невыразимой радостью. Ведь огромное счастье — взмахнуть, как огромная птица, большими крыльями и почувствовать, что они уносят тебя еще выше.
В неописуемом восторге Икар запамятовал предостережение родителя и поднялся очень высоко — до золотого солнца. Неожиданно он с великим ужасом начал ощущать, что крылья уже не так крепко держат его, как раньше. Жаркие солнечные лучи растопили их воск, и перья осыпались вниз. Теперь уже напрасно юноша пытался махать бескрылыми руками. Он призвал на помощь отца, но не услышал его Дедал. Потом долго и отчаянно искал он своего сына. Но нашел лишь перья на волнах. Поняв произошедшее, он обезумел от горя. Тело Икара было похоронено Гераклом, а море, в которое он упал, названо было Икарийским.
Сам же Дедал долго находился в Сицилии, а затем перебрался в Афины, где стал основателем рода художников Дедалидов.
Легенда. Звезда, упавшая с неба. Астра.
Индейцы из племени онеида рассказывают такое предание об этом цветке. Молодой охотник полюбил девушку, но та оставалась к нему равнодушна.
— Если я собью с неба звезду, ты станешь моей? – спросил он у гордой красавицы.
Никто еще из племени не мог осчастливить невесту таким подарком, и девушка, подумав, что охотник просто хвастун, согласилась. Когда узнали об этом индейцы из соседних вигвамов, они стали смеяться над юношей. Но охотник стоял на своем.
— Приходите вечером на большой луг, — сказал он.
Когда вечером на небе вспыхнули яркие звезды, все мужчины из племени онеида собрались посмотреть, сумеет ли молодой охотник выполнить свое обещание. Юноша поднял лук, натянул тетиву и послал стрелу ввысь. А еще через мгновение высоко в небе разлетелась на мелкие искры серебристая звезда – ее поразила меткая стрела охотника.
Только обошло стороной юношу желанное счастье. Рассердился бог на простого смертного, который осмелился сбивать с неба звезды. Едь если и другие влюбленные последуют его примеру, то на небе совсем не останется звезд, да и Луна вряд ли уцелеет.. Наслал он на землю страшную бурю. Три дня и три ночи свирепствовал жестокий ураган. Все на земле окуталось густым мраком. Море вышло из берегов, а там, где прежде был океан образовалась суша…Когда буря утихла, никто не мог найти смельчака, сбившего с неба звезду. Превратился он в маленький цветок, которому индейцы дали имя «падающая звезда».
Aster – астра на языке древних римлян значит «звезда».
Лучистое соцветие с яркими лепестками цветков, разбежавшимися от золотой сердцевинки…В сумерки, когда колышется в небе тонкий и острый свет от ярких созвездий, астра словно посылает с земли привет своим далеким сестрам, так на нее похожим.
Легенда о «Зелёном человеке»
Долгое время в американском штате Пенсильвания существовал миф о так называемом «Зелёном человеке» или «Чарли-без-лица». Рассказывали, что это привидение или ночное чудовище, которое охотится на людей, гуляющих в позднее время. У него было изуродованное лицо с зеленоватым оттенком, за что он и получил своё прозвище.
Как оказалось, это был никакой не монстр, а реальный человек, которого звали Рэймонд Робинсон. Свою внешность он приобрёл в результате несчастного случая ещё в детстве, когда забрался на столб электролиний за птичьим гнездом и коснулся проводов. В результате удара током его лицо было изуродовано, из-за чего Рэймонд мог выходить из дома только по ночам, чтобы не пугать людей.
После нескольких сообщений о «Зелёном человеке» местные жители начали специально выслеживать героя, считая его привидением или монстром. Историей о нём пугали несколько поколений детей, пока не было выяснено, что это реальный человек, не представляющий угрозы для местных жителей.
Нарцисс
Нарцисс у ручья. Картина Караваджо (1597-99)
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».
Но кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви.
Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заговорить с Нарциссом. На ней тяготело наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы она могла лишь тем, что повторяла их последние слова. С восторгом смотрела Эхо на стройного красавца-юношу, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс огляделся кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул:
– Эй, кто здесь?
– Здесь! – раздался громкий ответ Эхо.
– Иди сюда! – крикнул Нарцисс.
– Сюда! – ответила Эхо.
С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет. Удивленный этим, он громко воскликнул:
– Сюда, скорей ко мне!
И радостно откликнулась Эхо.
– Ко мне!
Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу.
Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа, Она страдает от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на всякий возглас несчастная Эхо.
А Нарцисс остался по-прежнему гордым, самовлюбленным. Он отвергал любовь всех. Многих нимф сделала несчастными его гордость. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула:
– Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек, которого ты полюбишь!
Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу не касались вод этого ручья ни пастух, ни горные козы, ни разу не падала в ручей сломанная ветка, даже ветер не заносил в ручей лепестков пышных цветов. Вода его была чиста и прозрачна. Как в зеркале, отражалось в ней все вокруг: и кусты, разросшиеся по берегу, и стройные кипарисы, и голубое небо. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде, оно манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную, прозрачную воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья; не отрываясь любуется самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния, восклицает Нарцисс, простирая руки к своему отражению:
– О, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только полоска воды, и все же не можем быть с тобой вместе. Выйди же из ручья!
Задумался Нарцисс, глядя на свое отражение в воде. Вдруг страшная мысль пришла в голову, и тихо шепчет он своему отражению, наклоняясь к самой воде:
– О, горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Ведь ты – я сам! Я люблю самого себя. Я чувствую, что немного осталось мне жить. Едва расцветши, увяну я и сойду в мрачное царство теней. Смерть не страшит меня; смерть принесет конец мукам любви.
Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти, но все-таки не может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс. Падают его слезы в прозрачные воды ручья. По зеркальной поверхности воды пошли круги и пропало прекрасное изображение. Со страхом воскликнул Нарцисс:
– О, где ты! Вернись! Останься! Не покидай меня. Ведь это жестоко. О, дай хоть смотреть на тебя!
Но вот опять спокойна вода, опять появилось отражение, опять не отрываясь смотрит на него Нарцисс. Тает он, как роса на цветах в лучах горячею солнца. Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит его; страдания Нарцисса болью сжимают ей сердце.
– О, горе! – восклицает Нарцисс.
– О, горе! – отвечает Эхо.
Наконец, измученный слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое отражение:
– Прощай!
И еще тише чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:
– Прощай!
Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок – цветок смерти; Нарцисс зовут его,
Нарцисс. Франсуа Лемуан, 1728
← 27 стр.
Легенды и мифы Древней Греции
29 стр. →
Страницы: ← 28 →Всего 213 страниц
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь
Читательский дневник по древнегреческому мифу «Нарцисс и Эхо»
Название произведения: «Нарцисс и Эхо».
Число страниц: 9.
Жанр произведения: миф.
Главные герои: юноша Нарцисс, нимфа Эхо.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Нарцисс — глупый, самовлюблённый и эгоистичный.
Любил только своё отражение и погиб от одиночества.
Эхо — дружелюбная и искренняя.
Была наказана и никто не мог её видеть.
Краткое содержание древнегреческого мифа «Нарцисс и Эхо»
Жил на свете красивый юноша Нарцисс, который никого не любил, кроме самого себя.
Однажды он охотился в лесах и заблудился.
В отчаянии он кричал, но в ответ слышал только концовки своих же фраз.
Это нимфа Эхо повторяла за ним слова.
Она была наказана богами и не могла ни с кем заговорить первой.
Нимфа полюбила Нарцисса, но не могла к нему подойти.
А Нарцисс наклонился к ручью и увидел своё отражение.
Он влюбился в себя и целыми днями любовался отражением.
Так он и умер, а на месте его смерти расцвёл цветок, который назвали нарциссом.
План мифа:
- Красивый юноша с холодным сердцем.
- Охота на горе Киферон.
- Нимфа Эхо и наказание Геры.
- Нимфа хочет заговорить с юношей.
- Юноша заблудился в лесу.
- Разговор с Эхо.
- Грусть нимфы.
- Охота на горе Геликон.
- Нарцисс влюбляется в отражение.
- Смерть и цветок
Основная мысль мифа «Нарцисс и Эхо»
Главная мысль мифа в том, что человек не должен любить только себя.
Основная идея мифа в том, что любой человек должен жить для других, принося кому-то пользу.
Чему учит древнегреческий миф
Миф учит не быть эгоистами, не думать только о себе.
Учит быть искренними, отзывчивыми, добрыми.
Учит не смеяться над чувствами другого человека.
Краткий отзыв о мифе «Нарцисс и Эхо» для читательского дневника
Прочитав этот миф, я подумала о том, что нет ничего хуже, чем быть самовлюблённым эгоистом.
Такой человек обречён на вечное одиночество, его никто не полюбит и не пожалеет.
Так и Нарцисс, который любил только себя, умер в одиночестве, несчастный и забытый.
Это очень интересный миф, в котором герои не находят своего счастья.
В нём рассказывается о любви прекрасной нимфы к чёрствому эгоисту.
Мне не понравился ни один из героев этого мифа.
Эхо не могла не видеть, что Нарцисс эгоист и никто ему не нужен.
Но она влюбилась в красивую оболочку.
И эту же оболочку полюбил сам Нарцисс.
Это неправильно.
Я всем советую прочитать этот миф и подумать о том, что нельзя любить лишь себя.
Человек должен думать о других, приносить людям пользу, и тогда его жизнь будет счастливой и наполнится смыслом.
Пословицы к произведению:
- Реже видишь — больше любишь.
- Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.
- Любовь — не тюрьма, а сводит с ума.
- Кто живёт только для себя, тот для других умирает.
- Жить в разлуке — жить в муке.
Ещё читательские дневники по древнегреческим мифам:
- «Дедал и Икар»
- «Храбрый Персей»
- «Царь Мидас»
- «12 подвигов Геракла»
Библиотека читательских дневников по мифам Древней Греции пополняется.
Медея: берегись мести брошенной женщины
Сюжет мифа:
Медея была дочерью царя Колхиды и помогла Ясону добыть золотое руно. Ясон, покидая Колхиду, забрал полюбившую его Медею с собой. Долго прожили они вместе, но потом Ясон решил жениться на дочери коринфского царя. Медея в гневе, но притворяется, что смирилась, чтобы отомстить. Будучи могущественной колдуньей, она отправляет сопернице подарок: великолепное платье и головной убор. Не в силах устоять перед подарками, девушка их надевает. Внезапно наряд вспыхивает огнем, невеста гибнет, и отец ее вместе с ней.
Как объяснялся:
В античные времена люди уже были знакомы с нефтью и знали ее горючие свойства. Так появилось предположение, что Медея смазала свои подарки не таинственным колдовским зельем, а нефтью, и наряд царевны вспыхнул не сам по себе, а от попавшей на него искры. Ситуация правдоподобная, если помнить, что открытый огонь непрерывно окружал людей того времени, будь то алтарь, очаг, факел или треножник, освещавший жилище.
«Некоторые люди, стремясь примирить предание с истиной, весьма правдоподобно утверждают, что именно нефть была тем зельем, которым Медея смазала воспетые в трагедиях венок и пеплос», — пишет Плутарх, описывая путешествие Александра Македонского по Вавилонии и то, как местные жители поджигали нефть, чтобы развлечь царя.