Дерзость и гордость
Как думаете, могла ли богиня спокойно слышать столь дерзкие слова? Нет, а потому решила навестить мастерицу, постараться образумить её. Красавица Афина приняла облик седой и сгорбленной старухи, что подошла к дому Арахны.
Женщина попросила воды, а когда девушка поднесла ей кувшин. постаралась воззвать к мудрости мастерицы. Говорила старушка, что опыт её ценнее умений Арахны, а он говорит ей о дерзости сказанных слов. Она уговаривал девушку признать свою ошибку и попросить прощения у Афины за вспыльчивые речи.
Арахна оставалась непоколебимой. Топнув ногой, она накричала на старуху, которой посоветовала читать наставления другим людям. «Почему же Афина не принимает мой вызов? – гордо спросила Арахна. – Вероятно, она боится проиграть простой смертной!». На этих словах вдруг на глазах мастерицы сгорбленная фигура старой женщины начала распрямляться, а в итоге превратилась в разгневанную богиню.
Увидев Афину, гордая Арахна даже не склонила своей головы. Яростно сверкали глаза Афины. Да, она пыталась образумить ткачиху, но та не стала даже слушать её слов. Теперь же Арахна должна была поплатиться за свою заносчивость.
Происхождение Арахны
Арахна — смертная, не обладающая богоподобными способностями или статусом героя. О ее молодости известно немногое. В некоторых источниках говорится, что она была дочерью пастуха, которая по собственному желанию научилась искусству ткачества.
Однако наиболее общепризнанной историей Арахны было то, что она была девушкой из Лидии. Дочь Идмона из Колофона, Арахна, естественно, большую часть своей жизни была окружена льняной тканью. Идмон был известным красильщиком льна, который пропитывал одежду пурпуром.
Сообщается, что в более позднем возрасте Арахна изобрела льняные ткани и сети благодаря своему мастерству ткачества. Тем временем ее сын Клостер представил веретено, что в конечном итоге привело к производству шерсти.
Соревнование
Афина была богиней оборонительной войны, стратегии и мудрости. Она также была богиней женских искусств, таких как чесание, прядение, ткачество и рукоделие. Богиня была дочерью Зевса, полностью выросшей из его головы после того, как он проглотил ее беременную мать Метиду. Как и другие греческие боги, она мало любила соревноваться, особенно соревнование со стороны смертной расы. Тогда она без особого удовольствия услышала комментарий Арахны, хвастающейся ее ткацкими способностями.
Арахна была дочерью Идмона из Колофона, который был либо великим красильщиком шерсти, либо пастырем. Она жила в Лидии и начала ткачество в очень молодом возрасте. К тому времени, когда она выросла, ее плетение было настолько красивым, что вызывали зависть соседские нимфы. Они собирались вокруг ее мастерской, чтобы увидеть, как она работает. Красивым был не только готовый продукт, но и простое мастерство Арахны в работе. От кардочесания шерсти до плетения челнока на ткацком станке — наблюдение за работой Арахны вдохновляло на удивление. К сожалению, Арахна знала, что ее ткачество выполнено очень хорошо, и это заставляло ее гордиться. В один роковой день нимфа, желающая похвалить Арахну за ее ткачество, предположила, что сама богиня Афина научила Арахну прядению и ткачеству. Возмущенная предложением, Арахна немедленно отвергла его.хвастаясь: «Пусть Афина испытает свое мастерство с моим; если меня побьют, я заплачу штраф ».
В тот день с Арахной случилось несчастье, потому что богиня была достаточно близко, чтобы подслушать. Несчастная, но еще не рассерженная, богиня изменила свой облик на старую старуху, морщинистую и горбатую. Она подошла к Арахне и дала несколько советов. «… Надеюсь, ты не пренебрешь моим советом. Бросьте вызов своим собратьям-смертным, как хотите, но не соревнуйтесь с богиней. Напротив, я советую вам попросить у нее прощения за то, что вы сказали, и, поскольку она милосердна, возможно, она простит вас ». Арахна принижала совет старухи и велела ей сдержать свой совет. «Я не боюсь богини, — провозгласила она собравшимся рядом, — пусть она испытает свое мастерство, если она так решится».
Афина не могла оставить без ответа такой прямой вызов. Как посмел этот смертный так говорить о талантах богини, какая у нее смелость, чтобы бросить вызов олимпийцу? Маскировка старухи была сброшена, и Афина во всей красе предстала перед толпой. Все, кроме Арахны, немедленно низко поклонились или опустились на одно колено. «Она пришла.» Все, что Афина сказала ткачу. Никаких дальнейших разговоров не потребовалось. Вызов был отправлен и принят. Станки были быстро настроены на конкурс.
Картина Германа Постума, на которой Афина открывается Арахне и толпе.
Герман Постумус, через Wikimedia Commons
С этой книгой читают
Скандинавия: боги и героиДжаксон Татьяна Николаевна
Эта книга написана специально для детей. В ней простым и доходчивым языком рассказывается о жизни древних скандинавских богов, их деяниях и подвигах.
5
(4)
Заря боговМорис Дрюон
«Я, Зевс, царь богов, бог царей, поведаю вам свою историю…» С этими словами великий Громовержец обращается к смертным, живущим на Земле, чтобы донести до них правду…
4.5
(3)
Мифы и легенды народов мира. Центральная и Южная ЕвропаТокмакова Ирина Петровна, Балабанова Е., Петерсон Ольга Михайловна, Чеснокова Татьяна
Мифы и легенды народов мира — величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. И не только потому, что они…
4.4
(5)
Боги древних славянКалашников Виктор Иванович
Первая иллюстрированная книга для детей, посвященная богам восточных и западных славян.
Для среднего школьного возраста.
Поэзия и проза Древнего ВостокаЧжао Е, Сун Юй, Цюй Юай, Цзя И, Сыма Сян-жу, Император Вэнь-Ду, Чжан Хэн, Сыма Цянь, Лин Сюань
Ознакомление с литераторами Древнего Востока не только дает нам возможность пережить радость встречи с «началом начал», но и — убедиться еще раз в том, что мир — един и…
5
(5)
Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легендыНемировский Александр Иосифович, Скогорев Александр Павлович
Мифы и легенды народов мира — величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. И не только потому, что они…
Иудейские мифы. Книга БытияГрейвс Роберт, Грейвз Роберт Ранке Джон Дойл, Патай Рафаэль
Третья книга о мифологии древности Р. Грейвза. Две другие — Белая богиня и Мифы Древней Греции. Соавтор — Рафаэль Патай
Книга известных американских исследователей…
5
(3)
Великие мифыЧекулаева Елена Олеговна
«Миф — это рассказ. Рассказ о богах и героях, о появлении земли и людей, неба и солнца. Практически каждый народ слагал свои мифы. Древняя мифология вошла в современную…
2.3
(1)
Проклятие Афины
Первая версия этой истории самая пересказанная. В нем Афина видит в хвастовстве Арахны прямой вызов богам. В «Метаморфозах» Овидия Афина переодевается старухой, чтобы устно предупредить Арахну. Когда это не срабатывает, она раскрывает себя и бросает вызов Арахне.
Чтобы преподать ей урок, Афина в качестве предупреждения плетет четыре истории. Эти истории изображали то, что происходило с людьми, которые считали себя равными богам. Это были ужасные проявления наказания, предупреждающие Арахну о том, что произойдет, если она продолжит свое гордое поведение.
К сожалению, Арахна не приняла сообщение близко к сердцу. Вместо того, чтобы прислушаться к предупреждению, Арахна отомстила, сплетя свой собственный набор из четырех историй. Однако он показал случаи, когда боги наказывали людей без уважительной причины. Она призвала богов и рассказала об их несправедливых наказаниях.
Плетение Арахны не выставляло богов в хорошем свете, что привело Афину в ярость. В довершение ко всему, работа Арахны была лучше. Униженная и разгневанная нелестным изображением, Афина проклинает молодую лидийскую ткачиху. В некоторых пересказах говорится, что Афина бросила яд Гекаты на Арахну. Другие говорят, что она использовала свои божественные силы.
Так или иначе, Арахна превратилась в паука и была обречена на плетение паутины. Древние греки использовали историю Арахны как аллегорию гордости и использовали ее, чтобы объяснить, почему пауки постоянно плетут свои сети!
Сделка Афины
Окончательная версия мифа об Арахне имеет совсем другой финал. Афина предлагает решить одну задачу на плетение. Тем не менее, есть оговорка для тех, кто проигрывает. Афина заявляет, что проигравший должен пообещать никогда больше не ткать на ткацком станке или веретене.
В других сказках Афина проигрывает. Но в этом богиня побеждает. Навыки Арахны не соответствуют стандартам Афины. В результате Арахна не может пользоваться ткацким станком или веретеном до конца своей жизни. Она убита горем из-за того, что не может заниматься ремеслом, которое любит больше всего на свете.
Сжалившись над бедной смертной, Афина превращает ее в паука. Трансформация происходит не из-за гнева или злости. Это обходной путь к предыдущему положению. Арахна не может использовать ткацкий станок или веретено, но она может продолжать плести паутину как паук. Это способ сдержать свое обещание, в то же время плетя ее в свое удовольствие.
Милость Афины
Другие версии греческого мифа об Арахне подчеркивают изящество Афины, а не ее гнев. Начало сказки похоже на предыдущую
Хвастовство Арахны привлекает внимание богини, что приводит к артистической дуэли. Как и прежде, работа Арахны намного лучше работы Афины
Тщательно изучив гобелен Арахны и не найдя изъяна, Афина отказывается от победы. Но она из ярости бьет ее своим челноком. Победа в конкурсе ткачей позорит Арахну, поэтому она вешается и умирает.
Затем Афина возвращает ее к жизни в виде паука, чтобы она могла продолжать ткать.
Это одна из версий мифа. Другая версия включает в себя еще одно нелестное изображение богов. И Афина, и Арахна сплетают истории о других божествах. Афина изображает состязание между ней и Посейдоном, показывая, как она стала покровительницей Афин.
Тем временем Арахна соткала художественное изображение Зевса, наступающего на смертных женщин. Как и прежде, работа Арахны не понравилась Афине. Но вместо того, чтобы впасть в ярость и наказать ее, Афина решила научить ее смирению и уважению к богам.
Она коснулась лба Арахны, наполнив юную ткачиху стыдом. Эти эмоции заставили Арахну повеситься, в результате чего Афина воскресила ее в образе паука.
Конкурс
Оба мастера своего дела, богиня и женщины работали с бешеной скоростью, поспешно пропуская волан через нити. Первым оформилось плетение Афины. Она соткала изображения себя и Посейдона на конкурсе в Афинах. Работа была невероятно детальной. Казалось, что Посейдон только что ударил землю, и соленая вода хлынула из ее глубин. Оливковое дерево Афины, казалось, росло по внешней стороне плетения. В центре Афина соткала ужасные изображения смертных, осмелившихся бросить вызов богам: падение Икара на землю, вечные муки Салмонея в Аиде и другие. Наблюдатели отпрянули от ее гобелена.
Гобелен Арахны был не менее острым в своем сюжете. Она соткала ужасные ошибки и промахи богов. Ее гобелен был наполнен подвигами Зевса. Леда ласкала лебедя, в котором спрятался Зевс, и перья, казалось, шевелились на воображаемом ветру. Европа цеплялась за быка, когда Зевс гнал их на Крит. Волны раскачивали ее взад и вперед, а бык оставался равнодушным. В сборник рассказов были вплетены и другие истории, от Мидаса, сжимающего свою золотую дочь до рокового полета Фаэтона на колеснице его Отца, Аполлона. Афина увидела, что ткала Арахна, и в ярости прекратила свою работу. Полное нечестие и высокомерие женщины глубоко поразили Афину, которая взяла свой шаттл и разорвала гобелен Арахны. Затем она протянула руку к голове Арахны и наполнила ее чувством вины и стыда. Убитый,Арахна сбежала из мастерской и из конкурса.
Картина Рене-Антуана Уаса, изображающая разъяренную Афину, атакующую Арахну.
Рене-Антуан Уасс
Сказка «Арахна»
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы» На всю Лидию *1 славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она: *1 Государство в Малой Азии, разгромленное персами в VI в. до н. э. — Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого. И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей: — Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, Молящих прощает богиня. Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она: — Ты неразумна, старуха, Старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной? — Я здесь, Арахна! — воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ. Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель. Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике за более ценный *1. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей: *1 Сцена спора Афины с Посейдоном была изображена на фронтоне храма Парфенона в Афинах знаменитым греческим скульптором Фидием (V в до н. э.); в сильно поврежденном виде фронтон сохранился до нашего времени. — Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве. Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы,и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.
Сказка «Арахна», читать текст онлайн на нашем сайте бесплатно.
Гермес2 Гермес (у римлян Меркурий) — один из древнейших богов Греции; был первоначально б…
Гермес похищает коров АполлонаЕдва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как он уже замыслил первую свою про…
«Битва» Афины и Арахны
И вот началось состязание. Каждая из мастериц создавала свой рисунок на полотне. Когда же работа была окончена, на ткани Афины была создана целая картина о жизни богов.
Величественно сияли дворцы на Олимпе, гордо восседал на троне Зевс, окружённый двенадцатью главными божествами. Арахна избрала подобный сюжет, вот только сами боги значительно отличались. Девушка решила показать их грешными и низменными, словно самые порочные люди. В её работе было заметно презрение к бессмертным.
Увидев работу Афины, поняла Арахна свою ошибку в отношении к могущественным и грозным божествам. Поняла она, что теперь никогда ей не вернуть свою прежнюю славу. В отчаянии Арахна хотела повеситься на толстой верёвке, однако Афина не позволила этого.
«Ты будешь жить и мучиться. Теперь и ты, и твои потомки будут вечно ткать», – заявила богиня. В руке Афины сверкнула чаша с зельем колдуньи Гекаты. В тот же миг тело Арахны стало уменьшаться, обрастая тёмной шерстью. Через несколько мгновений перед Афиной уже была не девушка, а паук, что всю жизнь занимается качеством своей паутины.
За свою гордость Арахна была жестоко наказана
Истории, подобные мифу об Афине и Арахне, были очень популярны в Древней Греции, а позднее и Древнем Риме. Они напоминали людям об огромных силах и власти богов, о ничтожестве смертных, которые должны повиноваться высшим силам. В наше время эта история интересна мифологическим объяснением происхождения самого знаменитого земного ткача – паука.
Анализ
История Арахны и Афины — это один из многих мифов о высокомерии и наказании за высокомерие в греческой мифологии. Один из важных аспектов мифологии — показать и укрепить культурные и социальные нормы. Смирение и послушание, особенно для женщин. В древнегреческом обществе женщины имели мало прав. Как отмечает Элизабет Вейланд Барбер в книге «Женский труд: первые 50 000 лет», «ни одна замужняя женщина не управляла классическим греческим домом и не принимала его принципиальных решений». Незамужние девушки в Древней Греции имели не больше прав, чем замужние женщины. Греческие законы и общественные устои в отношении женщин были строги. Как правило, они не могли владеть собственностью, голосовать, занимать государственные должности или даже присутствовать на публичных собраниях. Их брак был организован их отцом или близким мужчиной-опекуном, и все женщины должны были выйти замуж. Этот и другие мифы,такие как миф о Медузе, Медее и Ниобе, помогает показать общее отношение к женщинам, которые были высокомерными, независимыми или имели власть над мужчинами. Их часто унижали, а женщинам отговаривали идти по их стопам. При этом главный урок этого мифа очень важен. Независимо от того, насколько вы искусны, остерегайтесь бросать вызов другим. Немного смирения может иметь большое значение.
Важно отметить, что в некоторых версиях мифа победителем конкурса объявляется Арахна или Афина. Эта версия основана на версии из «Мифологии Булфинча», где победитель фактически не был объявлен, поскольку Афина уничтожает гобелен Арахны, прежде чем он будет завершен
Есть также версии, в которых собственное умерщвление Арахны превратило ее в паука, а Афина не имела к этому преобразованию никакого отношения.
Наказание
Позже в тот же день Афина наткнется на тело Арахны, подвешенное на веревке к дереву. Афина остановилась, внимательно глядя на женщину. Что-то вроде жалости шевельнулось в ее сердце. Ее гобелен был хорошо соткан. Почти импульсивно Афина еще раз ударила женщину по голове. «Прямой эфир!» она закричала: «Виновная женщина! И что вы сохраните память об этом уроке, продолжайте вешать, как у вас были ваши потомки, на все грядущие времена ». С этим Арахна уменьшилась и превратилась в паука. Было ли это искуплением или возмездием в том, что женщина превратилась в паука? Вырванный из остального, что случается с мертвыми, чтобы вечно висеть и ткаться? Ткать и ткать каждый день и знать, что проклята не только ты, но и все твои потомки на все времена? На самом деле это зависит от точки зрения. Лучше искать покоя смерти,или вы будете вынуждены вечно продолжать свое мастерство без облегчения?
Урок высокомерия
Независимо от ее происхождения, во всех рассказах об Арахне упоминаются ее таланты. Плетение Арахны было непревзойденным, и, как сообщается, она хвасталась своими навыками. Она даже сказала, что ее плетение лучше, чем у Афины
Очевидно, хвастливые действия привлекли внимание самой богини.
В Древней Греции навыки считались даром богов и богинь. Те, кто проявлял исключительное мастерство, часто благодарили соответствующего бога за дарование этих талантов их смертному существу. Эта стандартная практика представляла собой уникальную проблему для Арахны.
Афина была богиней многих талантов. Помимо того, что она была богиней войны, она руководила мудростью, ремеслами и даже ткачеством! Хвастовство Арахны тем, что ее навыки были лучше, чем у Афины, по меньшей мере спорны. Она согласилась, надеясь поставить Арахну на место и научить ее уважению.
Итак, вызов последовал! Есть несколько разных версий истории Арахны.
Богиня «мудрой» войны – Афина
В Древней Греции Афина была одним из главных божеств пантеона. Конечно, первенство она уступала своему царственному отцу Зевсу, но и сама пользовалась не меньшим уважением у греков. Воплощение мудрости и войны – как это возможно совместить?
Суть в том, что в понимании древних греков, беспрестанно воевавших друг с другом или с соседними племенами, было два определения войны. Первый «вид» военного противостояния подразумевал кровопролитие и жестокость, приносящие смерти и разрушения. Это была стихия Ареса (у римлян – Марса), жестокого бога сражений.
А вот вторая разновидность войн предполагала справедливую битву во имя защиты родины или наказания зарвавшегося противника. В таких случаях греки молились Афине, которая с высоты свое божественной мудрости могла рассудить воюющих и послать долгожданную победу.
Питер Пауль Рубенс. “Паллада и Арахна”