Верования и культы древних греков

Верования и культы древних греков

Происхождение мира

Как и во многих мировых религиях, в мифах Древней Греции, мир произошел из вечного, безграничного Хаоса.

Хаос был бесконечен и являлся источником жизненной энергии мира. Из Хаоса произошла богиня Гея – Земля, родилась Любовь – Эрос. Также Хаос породил Вечный Мрак и темную Ночь, от них произошли Вечный Свет и светлый День.

Так была зарождена жизнь. От Геи произошел Уран – Небо, он взял Гею в жены и от них произошли двенадцать могучих титанов. От их союза произошли все боги, в том числе и ужасные, которые принесли в этот мир страх, лукавство, раздор, войны.

Наиболее известными и почитаемыми богами в мифах были, конечно, Зевс, Посейдон и Аид — дети титанов Крона и Реи. Они олицетворяли стихии, которые пугали и которым поклонялись древние греки больше всего – Зевс был богом грома и молний, Посейдон – богом морей, Аид – богом подземного мира.

Другие боги – Афина, Афродита, Арес, Дионис, Гефест, Аполлон, Артемида и другие были потомками Зевса и других существ.

Отличная возможность

Чтобы совершить паломничество, участникам нужно было плыть на корабле. Однако вскоре после отплытия их перехватили пираты. Они завладели лодкой и схватили всех находящихся на ней женщин. Они заставили корабль бросить якорь в безлюдном месте на берегу. Однако Гимен был внимателен, и когда пираты отдыхали, он воспользовался возможностью.

Молодой человек раскрыл свою личность сопровождающим его девушкам и рассказал им свой план. Вместе они напали на пиратов и, в конце концов, сумели всех их убить. К тому времени женщина, которую он любил, тоже полюбила его.

Гименей отвела корабль в безопасное место и оставила там девочек. Затем он отправился в Афины и рассказал всем, что произошло. Он объявил, что вернет всех женщин только в том случае, если женщина, которую он любит, будет отдана ему в жены взамен. Афиняне охотно приняли его просьбу и, по договоренности, начали подготовку к свадьбе.

Статуя Джорджа Ренни «Амур, разжигающий факел Девственной плевы».

Юпитер и римский гименей

Юпитер, главный бог римской мифологии, играл важную роль в обрядах, связанных с браком и гименеем. Он был признан покровителем гименея и зачастую упоминался в надгробиях новобрачных. Юпитер был символом плодородия и благополучия в браке.

Римляне верили, что Юпитер следил за соблюдением супружеских обязательств и наказывал неверность супругов. Он также считался покровителем юношей и девушек, стремящихся к заключению брака и построению семьи. Гименей, сын Юпитера и Юноны, был римским богом брака и свадьбы.

Гименей был изображен как красавец с кадуцейем и свечой. Его молили о счастливом и гармоничном браке, плодородии и благополучии. На свадебных церемониях в Риме часто читалась молитва Юпитеру и Гименею, чтобы они охраняли молодых супругов и поддерживали их брак на долгие годы.

Крылатое благословение Гименея

Прежде чем начать рассказ о Гименее, я предлагаю совершить путешествие во времени и перенестись во времена расцвета Древней Греции. Только представьте: празднество в самом разгаре, вокруг – украшения из цветов, ароматные вина льются рекой, а прекрасные девушки воспевают саму Любовь, что сегодня объединяет двух влюблённых, которые создают новую семью.

Конечно, такое описание не лишено романтики и приукрашивания, однако именно свадебные церемонии казались древним грекам одним из священных действ, постичь которое может простой человек. Они верили, что каждая свадебная процессия, что с песнями и танцами направляется к дому, где уже щедро накрыт стол для гостей, имеет своего проводника. Его звали Гименеем.

Дедал и Икар: как важно быть умеренным

Сюжет мифа:

Миф гласит, что Дедал был выдающимся скульптором и зодчим древности. За преступление в родных Афинах его приговорили к смерти, и он бежал на Крит, к царю Миносу. Там Дедал создал множество произведений искусства и построил Лабиринт, в который заключили Минотавра.

Как объяснялся:

Дедал, родоначальник всех ремесел, для греков был реальной исторической фигурой, а вот полет на крыльях вызывал у них оправданные сомнения и считался неосуществимым чудом. В конце концов они пришли к выводу, что Дедал изобрел первый парус (кто-то ведь должен был его изобрести?), с помощью которого быстро и с комфортом убрался с острова.

Вот как античный географ и писатель Павсаний пытался объяснить этот миф в своем «Описании Эллады»:

История о Дедале — прародитель всех современных историй о гениальном ученом, который не смог совладать со своими собственными изобретениями, о технологиях, вышедших из-под контроля (например, в «Терминаторе») и трагедии научного ума.

Миф об Икаре, который изначально был историей о том, что надо знать меру и не подниматься слишком высоко или опускаться слишком низко, в современной культуре стал романтической легендой о стремлении к невозможному (например, «Фауст» Гете или «Космическая одиссея» Кубрика).

Третья богиня: Неотвратимая Атропос

Третьей сестрой была Атропос, чьё имя переводится как ««неотвратимая», неуклонно приближающая будущее. Имя указывает на её непоколебимое положение самой упрямой из богинь судьбы. Атропос была той, кто перерезал нить судьбы, и в точке перерезания земная жизнь заканчивалась.

Таким образом, Атропос отвечает за смерть человека. После разреза душа попадает в Подземный мир для суда, после чего она будет отправлена в Элизиум, Поля наказания или Поля Асфоделя.

«Приходит слепая Ярость с ненавистными ножницами / И разрезает тонкую жизнь». (Джон Мильтон, Лицида, 1. 75)

Мойры часто изображались старухами, а иногда и молодыми богинями, так что это во многом зависит от художественных предпочтений. Во многих произведениях искусства Атропос изображена в виде старухи — поскольку она выбирала, когда люди умрут, — а Клото в виде молодой женщины — поскольку она часто присутствовала при родах женщин. Их внешний вид, возможно, не был абсолютным, но одна согласованность в их изображении связана с ткацким станком или пряжей. Нить всегда является основным элементом для идентификации богинь судьбы. Они часто создают гобелены, изображающие жизнь человека.

Вторая богиня: Распределительница Лахесис

Лахесис была второй из Мойр, и её роль заключалась в том, чтобы измерять нить человеческой жизни. Её имя переводится как «Распределительница», что соответствует роли дающей жребий, той, кто выделяет часть земной жизни каждой душе. Лахесис будет определять, как долго человек будет жить и, следовательно, сколько испытаний ему предстоит пройти в жизни. Внутри нити лежит судьба каждой души.

«Это слово Лахесис, девственной дочери Ананке, души, живущие одним днём, теперь являются началом другого цикла смертного зарождения, где рождение является маяком смерти». (Платон, Республика 617c)

Гименей простыми словами для чайников

Гименей — это бог брака, согласно древнегреческой мифологии. Он является сыном Диониса и Афродиты, хотя есть и другая версия, согласно которой он является сыном Аполлона и одной из муз.

Гименей часто изображается как молодой парень, одетый в белую одежду и держащий в руках факел. Его имя стало синонимом для свадебного гимна, который пелся на свадьбах в древности.

Гименей был покровителем брака и семейного счастья. Его роль заключалась в том, чтобы оберегать и помогать новобрачным в их совместной жизни. Он считался божеством, которое приносит любовь и гармонию в брак.

В древности свадьбы были очень важным событием, и на них приглашали Гименея, чтобы он охранял их от негативных сил. Его присутствие считалось необходимым для обеспечения успешного брака и счастливой семейной жизни.

Гименей также был связан с песнями и музыкой, которые сопровождали свадьбы. Его имя использовалось для обозначения свадебных гимнов, которые пелись в честь молодоженов.

В современном мире культ Гименея утратил свою значимость, но понятие брака и его ценность остаются актуальными. Мы все стремимся к счастливым и долгим отношениям, и идеалом для нас является гармоничная семейная жизнь.

Гименей напоминает нам о важности любви и взаимопонимания в браке. Он учит нас ценить и уважать друг друга, искать компромиссы и быть поддержкой в трудные моменты

Таким образом, Гименей — это символ брака и семейного счастья. Он призывает нас к заботе и взаимной поддержке в браке, чтобы сделать его счастливым и долгим.

Миф о девственной плеве

Центральная легенда гименейского мифа начинается с представления о том, что Гименей была смертной. Фактически, это был молодой человек необычайной красоты, но очень низкого происхождения. Он имел несчастье влюбиться в дочь одного из самых богатых людей Афин. Это была невозможная любовь, поскольку его скромное происхождение исключало любую возможность жениться на этой девушке.

Его увлечение заставило его следовать за девушкой повсюду, незаметно для нее. Куда бы она ни пошла, он был и восхищался ею. Поскольку он всегда был рядом, он также мог слышать ее разговоры. Однажды он узнал, что она вместе с другими женщинами собиралась совершить паломничество в Элевсин, чтобы принести жертву Деметре, греческой богине земледелия.

Легенда гласит, что молодой человек увидел, что это прекрасная возможность подойти к молодой женщине. Он решил замаскироваться под женщину и присоединиться к процессии, так как мужчин в такого рода процессии не принимали. Гименей был так красив, что его легко приняли за женщину, и он смог без проблем присоединиться к паломничеству.

Мелеагр и Алфея

В мифе о Мелеагре Мойры играют значительную роль.

Мелеагр был молодым принцем Древней Греции из Аркадии. После рождения богини судьбы стояли рядом с младенцем, который отдыхал в своей кроватке у огня, и обсуждали его будущее. (В некоторых сказаниях Мойры появлялись через три дня после рождения младенца, чтобы прясть нить судьбы).

Фото: shuwany.com

Богини судьбы не могли сойтись во мнениях. Две сестры, Лахесис и Клото, считали, что у младенца должно быть славное будущее, и великая слава последует за ним в загробной жизни. Однако Атропос указала на горящее полено в огне и заявила, что ребёнок погибнет, как только полено полностью превратится в пепел. Мать Мелеагра, по имени Алфея, подслушивала у двери и слышала разговор Мойр. Она бросилась внутрь и схватила полено, быстро потушив пламя. После этого момента она спрятала кусок дерева в надёжном месте.

Мелеагр вырос подающим надежды принцем, сражался с множеством монстров и помогал своему королевству процветать. Одно из его самых известных сражений было с Аталантой, охотницей. Мелеагру и Аталанте удалось вместе убить Калидонского вепря, который много лет терроризировал город.

В конце концов, Мелеагр вступил в противостояние со своими дядями. Они дрались насмерть, и оба мужчины были убиты. В гневе и горе от смерти своих братьев мать Мелеагра, Алфея, в отместку бросила зачарованное полено в огонь. Мелеагр погиб, но исполнил пророчества всех трёх Мойр.

Дионис

Дионис родился у Зевса от прекрасной Семелы — дочери царя Кадма. Зевс обещал ей исполнить любую её просьбу и ревнивая Гера сделала так, что бы Семела попросила Зевса явиться ей в полном величии. Зевс явился ей и Семела в ужасе упала и у неё родился Дионис- слабый и неспособный жить, но Зевс спас его, зашив себе в ребро. Дионис окреп и родился во второй раз и тогда Зевс отнес его в своей сестре Ино и её мужу Атаманту — царю Орхомена.

Гера разгневалась и наслала на Атаманта безумие, в порыве которого он убил своего сына Леарха и кинулся за Ино, но так бежала и бросилась в море.

От безумного Атаманта Диониса спас Гермес и отдал его на воспитание нимфам, которые были превращены Зевсом в созвездие Гиады.

По свету Дионис всегда ходит в сопровождении охмелевших сатиров. Однако власть Диониса не все признают и тогда он наказывает, это как раз и случилось с Ликургом напал на Диониса, вместе с дочерьми, которые не пошли на праздник Диониса, он превратил его в летучих мышей. Так же он наказал и пиратов, которые пытались продать его в рабство, обвив корабль виноградными лозами, а пиратов он превратил в дельфинов, так же он наказал и царя Мидаса, дав ему ослиные уши.

Герои

Наряду с мифами о богах бытуют и легенды о великих героях Греции, таких как Геракл, совершивший двенадцать подвигов, Орфей, спустившийся в подземное царство за своей возлюбленной, Тесей, победивший минотавра, Персей, победивший Медузу Горгону и спасший Андромеду от морского чудовища.

Объединяет их всех то, что они совершали невероятные подвиги, обладали могучей силой и смекалкой, побеждали чудовищ.

Эти мифы показывают нам не уникальных существ, а неординарного смертного человека, способного на великие дела

Немаловажное значение имеет то, что почти все они были полубогами, детьми богов и смертных или богов и нимф, как Орфей

Здесь важно наблюдать, как приходит к человеку осознание своей силы, своих возможностей, своей исключительности, хоть и проявляющейся при определенных жизненных обстоятельствах и пока только у людей необычного происхождения. Мифы и легенды Древней Греции – это огромный пласт истории, которую необходимо знать образованному человеку

Мифы и легенды Древней Греции – это огромный пласт истории, которую необходимо знать образованному человеку.

Они имеют близкую связь с историей, искусством, а также отображают развитие человеческого сознания, зарождение культуры и философии. И это имеет огромное значение для многих наук.

Троянская война: главный миф о войне

Сюжет мифа:

В классической версии мифа троянский царевич Парис при помощи благоволящей ему Афродиты похищает Елену Прекрасную, жену царя Менелая. Менелай и его старший брат, микенский царь Агамемнон, собирают со всей Греции войско, осаждают Трою и спустя 10 лет сжигают ее дотла. Парис и вся его семья убиты, Елена возвращается домой с мужем.

Как объяснялся:

В античной литературе существует множество интерпретаций этого мифа и не меньше попыток понять, что в сказаниях троянского цикла правда, а что — выдумка. Но самый, пожалуй, оригинальный взгляд на эту историю принадлежит оратору, философу и историку Диону Златоусту.

«Но кто же поверит, чтобы Ахилл послал своего лучшего друга на верную смерть? Кто поверит, что Патрокл пал в бою, если курганы всех героев Троянской войны до сих пор стоят недалеко от Трои, а кургана Патрокла среди них нет?» — вопрошает Дион, добавляя, что знаменитый троянский конь — не более чем дар Афине, воздвигнутый ахейцами во искупление неправедной войны.

«Наконец, посмотрим, как вели себя греки и троянцы после войны. Греки отплывают из Трои наспех, в бурную пору года, не все вместе, а порознь: так бывает после поражений и раздоров. А что ждало их на родине? Агамемнон был убит, Диомед — изгнан, у Одиссея женихи разграбили все имущество, — так встречают не победителей, а побежденных.

Арахна (миф древней Греции)

Родилась Арахна в семье простых людей. Мать ее умерла, когда Арахна была еще маленькой, а следом за ней умер и отец, красильщик тканей Идмон. Осталась Арахна одна, и чтобы заработать себе на жизнь, она ткала полотно и вышивала на нем красивые узоры. Такой искусной мастерицей стала Арахна, что скоро слава о ней пошла по всей Лидии. Отовсюду шли люди в небогатый домик Арахны, чтобы посмотреть на ее удивительное искусство, полюбоваться ее работой собирались нимфы с берегов златоносного Пактола. До того были хороши полотна Арахны, что все стали называть ее ученицей великой Афины Паллады. Но Арахна знала, что на всем свете нет ей равных в мастерстве, и вовсе не собиралась делиться славой с великой богиней.

И вот однажды воскликнула гордая Арахна:– Пусть даже сама Афина Паллада приходит состязаться со мной, все равно не победить ей меня. Что угодно поставлю залогом!Услышала Афина эти горделивые слова, под видом седой сгорбленной старухи явилась она перед Арахной и сказала ей:– О Арахна, Арахна, никогда не гордись тем, что дали тебе великие боги. И запомни. Есть одно хорошее свойство у годов преклонных: вместе с возрастом появляется опыт. Послушайся моего совета, Арахна, старайся лишь смертных превзойти своим искусством. И если ты сейчас попросишь у богини прощения за дерзкие слова, то она простит тебя.Но Арахна не послушалась мудрого совета, она выпустила из рук тонкую пряжу и гневно воскликнула:– Не хочу я слушать твоих наставлений, неразумная старуха. Читай их другим, а меня же оставь в покое. Я сама знаю, что мне делать и что говорить. Отчего же не идет Афина? Или она боится состязаться со мной?– Я здесь, Арахна, – не выдержала богиня, приняв свой настоящий облик. Все склонились перед могущественной богиней, приветствуя ее. Одна лишь Арахна стояла молча и даже головы не склонила. Покраснела от гнева великая богиня. Ну что ж! Если эта гордая ткачиха не желает смириться перед великой богиней, то пусть она поплатится за свою гордость.И вот встали соперницы по разные стороны станка, натянули полотна, и началось состязание. Величественный афинский Акрополь выткала богиня на дивном полотне. Изобразила она на нем свой давний спор с Посейдоном, когда они никак не могли решить, кто из них имеет больше власти в Аттике. Сам Зевс и еще двенадцать богов решали этот спор. Поднял Посейдон свой сверкающий трезубец, ударил им о скалу, и хлынул из пустого, безжизненного камня соленый источник. Напротив него стояла Афина в шлеме со щитом и в эгиде – своих постоянных доспехах с головой Медузы Горгоны в центре их, со змеями по краям. Она подняла свое копье, потрясла им и глубоко вонзила в землю. Из земли тут же выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признали ее дар сильнее, чем дар Посейдона. Потом на этом месте вырос город, который с тех пор носит имя Афины. Вот это и выткала Афина на своем полотне, а по углам его изобразила, как карают боги людей, которые пытаются соперничать с ними. Венок из листьев оливы тянулся вокруг этого чудесного полотна.Арахна тоже изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов. Все свое искусство вложила она в эту работу, и ее полотно по красоте и мастерству не уступало работе Афины. Но в то же время их работы были очень разные. Если Афина на своем полотне показала богов во всем своем величии и могуществе, то боги Арахны были такими же грешными и слабыми, как и простые смертные. И видно было, как Арахна относится к ним: неуважительно, с насмешкой, и даже с презрением.Яркой краской вспыхнуло лицо великой богини, она выхватила из рук Арахны прекрасное полотно, разорвала его на куски и ударила Арахну челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора, она свила крепкую веревку и решила повеситься на ней. Но безжалостная богиня и тогда не оставила несчастную ткачиху, она вынула ее из петли и сказала:– Ты будешь жить и мучиться. С этого момента будешь ты вечно висеть и вечно ткать. Это же возмездие падет и на твое потомство: на детей, на внуков и на правнуков. И даже их дети и внуки будут терпеть это наказание.Рассерженная Афина брызнула на бедняжку Арахну зельем ужасной богини Гекаты, и тотчас же голова ее вжалась, густые волосы отпали, тело стало совсем крохотным, а по бокам выросли тоненькие изогнутые, поросшие жесткой шерсткой, ножки. Обратилась в паука Арахна. С тех пор вечно висит паук-Арахна на своей паутине, по-прежнему тянет нитку и ткет свое бесконечное полотно.Вот так поплатилась за свое высокомерие и хвастливость дочь Идмона, Арахна. Захотела она возвыситься над величественной Афиной, а превратилась в противного паука.

— КОНЕЦ —

Оттенки любви Гименея

Вполне невинный образ Гименея имеет и свою «тёмную» сторону. В некоторых преданиях отмечается, что он был возлюбленным Аполлона, который всюду бродил за Гименеем, из-за чего и не заметил кражи своих коров юным Гермесом.

В более поздних мифах авторы рассказывают о трагедии Гименея. Оказывается, что во время свадьбы этот бог дарит счастье молодым, а сам погибает по завершению празднества. Подобная трактовка меня удивила.

Как выяснилось, древние греки могли связывать гибель Гименея и с потерей невинности, и с прекращением однополых отношений между мужчинами, если один из них вступал в брак (вот и намёк на любовь к Аполлону). Впрочем, не стоит испытывать шок от данного открытия, ведь в древности не считалось зазорным предаваться любви с представителями обоих полов.

Ещё один интересный образ Гименея появляется в поэме Нонна. Согласно ей, в Гименея был влюблён Дионис, что следил за ним во время одного из военных походов беотийцев, которыми тот командовал. Гименей был полководцем и настоящим героем, проявившим себя в сражениях, получил боевое ранение и даже принимал участие в соревнованиях по стрельбе из лука.

Михаил Козловский. Гименей

Гименей не самый известный из античных божеств, однако и сегодня мы используем словосочетание «узы Гименея», когда говорим о счастливом союзе, браке двух любящих людей. Мифы об этом боге порой удивляют или даже шокируют, как и сам непредсказуемый Гименей. Впрочем, этот бог остаётся верен тому, что воплощает, а именно – любви.

Счастье – только в любви

Согласно преданиям, этот юный бог на своих лёгких белоснежных крыльях летит перед женихом и невестой. Один только полёт Гименея считался божественным благословением на счастливый брак. Но разве все семьи живут в понимании и радости?

Ответ на этот вопрос тоже находится в греческой мифологии. Гименей был помощником прекрасной Афродиты, которая не терпела всяческого лицемерия или насилия, а потому одаривала счастьем лишь искренне любящих друг друга людей.

Правда, чувства сердечные – очень тонкая сфера, как и переменчивость человеческих сердец, но греки верили, что настоящая любовь помогает людям создавать крепкие союзы. Её проводником является сам Гименей.

Происхождение Мойр

В «Республике» Платона Мойры считаются дочерьми Ананке. Она была изначальным божеством неизбежности или необходимости. Элемент этой роли она передала своим детям, поскольку они стали символизировать как необходимость рождения, жизни и смерти, так и неизбежность судьбы, и события, которым суждено произойти в жизни человека. В качестве альтернативы в «Теогонии» Гесиода богиням судьбы предлагается быть дочерьми Никс, богини ночи.

Фото: shuwany.com

Это немного более мрачная интерпретация, поскольку Мойры как дочери Ночи предполагают мрачный и пессимистический взгляд на круговорот души в греческом мифе. Однако, будучи дочерьми Ананке, богини не бывают негативными или позитивными, они объективны в том смысле, что «эти события просто произойдут».

Третье предположение состоит в том, что Мойры — дочери Фемиды, богини справедливости и божественного порядка. Следовательно, они являются продолжением божественного порядка жизни — без них круговорот душ был бы в хаосе

Это указывает на представление греков о важности естественного порядка или баланса. Жизнь и смерть противостояли разрушительной природе хаоса.

Гименей своими словами для детей

Гименей — это бог брака в греческой мифологии. Он является сыном Диониса, бога вина и праздников, и Афродиты, богини красоты и любви. Но есть и другая версия, которая говорит, что Гименей является сыном Аполлона, бога искусства и света, и одной из муз — вдохновительниц искусства.

Гименей был изображен как молодой и красивый бог, обычно с крыльями и с торшером в руке, который символизировал огонь брака. Он был покровителем молодоженов и свадебных церемоний.

Люди часто призывали Гименея на свадьбы, чтобы он принес счастье и благословение молодоженам. Они верили, что если Гименей будет присутствовать на свадьбе, то брак будет долгим и счастливым.

Гименей был также связан с песнями и музыкой. Его имя даже стало обозначать свадебный гимн, который певцы исполняли на свадьбах.

Таким образом, Гименей был богом брака и любви, который приносил счастье и благословение молодым супругам. Он также был связан с песнями и музыкой, которые добавляли радость и веселье на свадьбах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: