Золотая рыба

"золотая рыба" - индийская народная сказка. сказки народов мира. сказка золотая рыба золотая рыбка индийская народная сказка распечатать

Кратко об истории создания произведения

Александр Сергеевич отдал в печать свою «Сказку о рыбаке и рыбке» в мае 1835 г. Среди его биографов нет единого мнения относительно того, чем он вдохновлялся, когда работал над произведением. Одни полагают, что Пушкин прочел русскую сказку «Жадная старуха», другие – что поэт ознакомился с творением братьев Гримм «О рыбаке и его жене». Эта версия наиболее правдоподобна, особенно с учетом первого варианта сказки Пушкина: там супруга рыбака захотела стать папой римским и воссесть на Вавилонскую башню. Примерно такое же желание выразила старуха из произведения немецких сказочников.

Как бы там ни было, вариант сказки Пушкина очень быстро обрел популярность в России, взрослые до сих пор читают сказку детям в назидание о том, к чему может привести жадность человека. С того времени стало устойчивым фразеологизмом выражение «остаться у разбитого корыта» — то есть остаться ни с чем.

Индийские народные сказки

И детей, и взрослых завораживают различные сказки народов мира, а в особенности индийское народное творчество. Стоит сказать, что каждая строка, с которой знакомится читатель, пропитана любовью народа к своей культуре.

Индийские сказки очень отличаются от подобных произведений других народов. Можно сказать, что после знакомства с творением, которое сочиняли выходцы из народа, сразу становится понятно, в какой стране родилась сказка.

Нельзя не отметить, что индийские сказки отличаются колоритом индийского духа. Читая такое произведение, можно на минуту погрузиться в мир, который был придуман жителями этой таинственной и удивительной страны. Практически всё индийские сказки склонны к набожности и учёности.

Сказка «Золотая рыба»

Если вспоминать добрые сказки Индии, то можно отметить «Царевну Лабам», «Волшебное кольцо», «Добрый Шиви» и т. д. Однако нужно сказать, что самой известной и распространённой является поучительная сказка «Золотая рыба».

Сказка о Золотой рыбке – увлекательная и поучающая. Она показывает людские пороки, которые мешают жить не только им самим, но и окружающим. «Золотая рыба» учит, как можно, а как нельзя поступать. Эта сказка является одной из немногих, которая способна воспитать в каждом человеке хорошие качества ещё в раннем детстве. Многие родители предпочитают читать сказку о Золотой рыбе своим детям.

Вторая встреча с Золотой рыбкой

Пошёл старик обратно к реке и стал звать свою благодетельницу. Она выплыла и спросила, чего же снова хочет дед. Он объяснил, что старуха недовольна. Теперь им нужно было, чтобы рыба сделала героя старостой, дом стал больше нынешнего в два раза, появились слуги и полные амбары риса. Волшебница выслушала деда и сказала, что вновь выполнит их желания, и всё будет так, как хочет жена бедного старика.

Однако и в этот раз старуха осталась недовольной. Сказала она деду, чтобы он вновь шёл в Золотой рыбе и просил большего. Старый отказался, но его жена стояла на своём. Ему больше ничего не оставалось, как идти к реке и опять звать рыбку.

Пришёл старик к реке и стал звать волшебницу, однако она так и не выплыла. Старый долго ждал и потом всё-таки решил пойти домой. Видит дед, что на месте богатого большого и роскошного дома опять стоит шалаш, а в нём — старуха, одетая в лохмотья. Старик взглянул на неё и промолвил: «Эх, жена… Я же тебе говорил, что хочешь много, а получишь мало, но ты пожадничала, и теперь мы не имеем ничего. Прав я был!».

Познавательные сказки и их главные герои

Немаловажно, что сказки, рождённые в Индии, являются очень познавательными и полезными для детей всего мира. Они воспитывают в каждом ребёнке хорошие качества, учат бороться со злом, быть добродетельными и беречь свою честь до конца дней. Зарубежные сказки всегда отличались и будут отличаться от отечественных

Это связано с мировоззрением, религией, основными жизненными принципами и т. д. Это же касается и сказок, рождённых в Индии

Зарубежные сказки всегда отличались и будут отличаться от отечественных. Это связано с мировоззрением, религией, основными жизненными принципами и т. д. Это же касается и сказок, рождённых в Индии.

Главными героями индийских сказок очень часто являлись простые люди, происхождение которых не было благородным. Скорее всего, это связано с тем, что авторами таких произведений очень часто являлись обычные выходцы их народа, дух которых был довольно силён, а их мудрость передавалась из поколения в поколение.

Индийская сказка о всемирном потопе и золотой рыбке.

В незапамятные времена жил на свете царь по имени Сатьяврата. Он был добрым человеком и великим преданным Верховной Личности Господа. Царь этот, хотя и обладал несмертными богатствами, вел простой и скромный образ жизни. Он вообще ничего не ел, а пил только воду.

Однажды, когда Сатьяврата набирал воды из реки в его ладони попала  крошечная золотая рыбка. Сарасвати бережно отпустил ее назад. Как вдруг она заговорила человеческим голосом:

—    Мой дорогой царь, зачем ты отпустил меня обратнов реку? В этой реке множество огромных страшных рыб, и они могут проглотить меня. Я очень боюсь их. Пожалуйста забери меня с собой. Сатьяврата был очень удивлен услышав эту просьбу. Но он  был человеком сострадательным, и слова рыбки тронули его сердце. Он положил ее в кувшин с водой и понес во дворец. Прошла ночь, и на следующее утро царь пришел проведать рыбку, но не поверил своим глазам. За ночь рыбка выросла так сильно что едва помещалась в кувшине.

— Мой дорогой царь, мне трудно жить в таком маленьком кувшине, не мог бы ты найти мне что-нибудь побольше — обратилась к изумленному царю золотая рыбка.

Царь перенес золотую рыбку в колоцец, но не успел опустить ее в воду как она вновь стала увеличиваться в размерах.

— Милый царь, этот калодец слишком мал для меня. Поищи для меня большой водоем.

Сатьяврата снова перенес рыбу. Теперь уже в красивое озеро что было при его дворце. Но рыбка снова выросла и заполнила все пространство озера так, что оно пролилось через края и затопило царские сады.

Тогда царь приказал перевезти уже совсем огромную рыбу в бездонный океан. Чтобы там она могла чувствовать себя свободно.

Но рыба сопротивилась.

— Там водятся кровожадные акулы. Они могут съесть меня.

Сатьяврата давно уже понял. Перед ним не просто золотая рыбка. И тогда он обратился к ней со словами:

—    Скажи мне кто ты? Я никогда не слышал о таких волшебных рыбах, которые растут так быстро. Я никогда не видел рыб таких размеров. И никогда не слышал чтобы они говорили. Я знаю – ты сам Верховный Господь. Скажи мне, зачем явился ты ко мне в форме этой золотой рыбы?

И тогда Господь сказал:

— Великий царь, слушай Меня и запоминай. На седьмой день, с сегодняшнего дня вся эта Вселенная погрузится в воды всемирного потопа. Все вокруг будет затоплено водой. Когда это случится огромный корабль явится тебе. К этому времени ты должен собрать все виды трав, растений и злаков. Затем в окружении семи мудрецов и всех живых существ по паре – погрузиться на этот корабль. Все погибнет в пучине. Но ты, ни о чем ни горюя, будешь долгое время плавать по бесконечному океану, который накроет мир.  Змей Васука будет охранять тебя от невзгод и бурь. Весь мир погибнет в этом потопе, но ты будешь спасен.

Веление Верховного Господа было исполнено. Царь собрал все травы, животных и мудрецов. И ровно через семь дней небо потемнело, затянулось тучами и начался страшный ливень. Вскоре, вся суша была затоплена водой. Все стало одним сплошным океаном, вода подошла к тому самому месту где стоял царь и вместе с этим на горизонте появился корабль. Вместе с кораблем к Сатьяврате приплыла огромная Золотая рыбка. Он взял змею Васукху и связал им плавник рыбы и корабля — как велел ему Верховный Господь. А затем плавно поплыл в бескрайние воды океана. —

Социальный обмен

Устаревшие слова в сказке (архаизмы)

В тексте есть старинные слова, требующие особого объяснения.

Невод — рыболовная сеть, которая забрасывается вручную с берега или с лодки.

Простофиля — глупый, недалёкий человек.

Корысть — материальная выгода.

Светёлка — светлая комната, которая обычно располагалась в верхней части дома

Тесовые ворота — сбитые из тонких (обтёсанных) досок.

В описании нарядов старухи, когда она стала дворянкой, используются слова : «дорогая соболья душегрейка, парчовая на маковке кичка».

Душегрейка — старинная женская верхняя одежда без рукавов, типа теплой жилетки.

Кичка — старинный головной убор, который носили замужние женщины.

Парча — дорогая ткань, т.е. парчовая кичка – головной убор солидной дамы.

Старуха, став дворянкой и обзаведясь слугами, «бьет их, за чупрун таскает».

Чупрун — прядь волос, спадающая на лоб.

Белена — ядовитое сорняковое растение. В народе называют дурь-травой. Употребление в пищу вызывает отравление и галлюцинации.

Толкать взашей — грубо выгнать, буквально — вытолкать в шею.

Чему учит

Через сюжет о золотой рыбке Пушкин показывает, что в жизни человеку очень важно ценить то, что у него есть, и уметь грамотно распоряжаться подарками судьбы, не злоупотреблять добротой других людей и чувством благодарности тех, кто тебе чем-то обязан. Типажи главных героев и модели их поведения очень часто встречаются в жизни и в наши дни, поэтому сказка остается актуальной по сей день и содержит в себе важный жизненный урок, который стоит усвоить ещё в юном возрасте

Удача очень капризна, а чудо — большая редкость, их надо ценить и беречь

В жизни главных героев большой удачей стало появление золотой рыбки, но они не сумели грамотно воспользоваться своим шансом. Сгубила старуху жадность, а старика — покорность

Удача очень капризна, а чудо — большая редкость, их надо ценить и беречь. В жизни главных героев большой удачей стало появление золотой рыбки, но они не сумели грамотно воспользоваться своим шансом. Сгубила старуху жадность, а старика — покорность.

Какие темы поднимает

В сказочном сюжете Пушкин обращается к нравственным и социальным темам. Он описывает человеческие пороки и свойства характера, которые мешают человеку в жизни. Через сказку автор выводит читателя на размышления о жизненных ценностях.

Жадность и корысть

Жадность — порок, обличаемый во многих сказочных и литературных сюжетах. В сказке о «Рыбаке и рыбке» тема жадности — центральная. Повествуя о злоключениях героев, автор показывает, что жадность до добра не доводит.

Высокомерие и эгоизм

Пагубные стороны эгоизма и высокомерия также воплощены в образе старухи. Она прожила со своим мужем больше 30 лет, а, значит, это самый близкий для неё человек, но даже его она ни в грош не ставит, смотрит с высока, бранит и использует в своих целях. Золотая рыбка для неё не морская волшебница, а прислужница, исполняющая все её желания.

Слабохарактерность

Даже если человек добр и милосерден, но безволен, не способен проявить характер, он будет выглядеть жалким в глазах окружающих. Старик добрый и нежадный человек, но не может противостоять сварливой жене. Уступая зарвавшейся бабе, не пытаясь даже приструнить ее, он потакает пороку супруги, и в этом его вина.

Чувство меры

Свои желания нужно умерять, старуха оказывается безмерно жадна и эгоистична, старик выступает её антиподом, он чрезмерно услужлив и мягкотел. И то, и другое — одинаково плохо

Важно найти золотую середину. Человек должен уважать себя так же, как и окружающих, не позволять собой манипулировать, иметь стержень, но не переходить грань, не становиться высокомерным эгоистом, смотрящим на всех окружающих, как на слуг

Проблематика

В сказке отражены социальные проблемы, в частности — семейные. На примере старика и старухи показана нездоровая модель семьи: отношения супругов сложились не по правилам.

Мужчина по традиции и по справедливости должен быть главой семьи. Его долг не только быть защитником для жены, но и отвечать за ее поведение, удерживать от легкомысленных желаний и поступков, на которые толкает женщин повышенная эмоциональность. В сказке же мы видим мужчину-подкаблучника, который оказывается во власти женского своенравия и ничего не может поделать со скверным характером своей супруги. Он все терпит и исполняет её желания. В жизни такое нередко случается.

Также в сказке звучит проблема «черни». Старуха, которая «из грязи в князи», становится лишь непомерно кичливой, ни благородства, ни воспитания она не обрела. Слуги ничуть не лучше: раболепствуют, угодничают перед ней, богатой и наделенной властью, а над стариком издеваются и смеются. Пушкин изобразил знать и низшее сословие, объединенное невежеством, грубостью и подлостью. Автор не придавал значения сословной принадлежности, он хорошо знал, что такое светская чернь.

Главные герои и их характеристика

В сказке всего три основных персонажа – старик со старухой и золотая рыбка

Также исследователи обращают внимание на значимость образа моря и его роль в сюжете и содержании произведения

Старик

Пожилой мужчина занимается рыбной ловлей, женат, находится под влиянием своей супруги, не смеет ей перечить и выполняет прихоти. Старик добрый, жалостливый, милосердный, он сначала отпускает пойманную рыбку, ничего от неё не требуя. Герой терпелив, слабоволен и услужлив. Он боится обидеть старуху, но в то же время испытывает неудобство, озвучивая её желания золотой рыбке, понимает, что старуха заигралась, но ему не хватает духа поставить жену на место.

Старуха

Жена старика — властная женщина, держит мужа под каблуком, недовольна бедственным положением семьи, сварливая, эгоистичная и высокомерная. Ей нравится ощущать своё превосходство над окружающими, в том числе над собственным мужем, которого она ни во что не ставит. Чем более богатой и влиятельной становится старуха, тем с большим пренебрежением она общается с мужем, делает его своим слугой.

Золотая рыбка

Главный волшебный персонаж предстает в образе рыбки. Она живет в море, но при этом умеет говорить на человеческом языке. Пушкин обращается к золотому цвету, подчеркивая тем самым исключительность этой героини, её благородство, происхождение и особое положение в морском мире. Она имеет власть над морем и всей природой.

Рыбка способна исполнить любое желание. Она благодарна и справедлива, с лихвой отплатила старику за свободу, исполняя всё, что он просил для старухи.  С ростом запросов старухи рыбка всё больше негодует, и лишь когда старуха возомнила себя выше всех и захотела стать влиятельней самой рыбки, чтобы та была у неё «на посылках», морская волшебница не стерпела и лишила старика и старуху всего, что им было даровано ранее.

Образ моря

Море в этой сказке многолико. Оно выступает связующим звеном между двумя мирами — волшебным и обыденным. С одной стороны, это часть окружающей среды, могучей природы, а с другой — особый, чудесный мир, представительницей которого является золотая рыбка. При каждом походе старика к морю его состояние меняется: чем больше становятся запросы старухи, тем беспокойнее морская стихия. Это реакция, отражающая настроение рыбки и её отношение к происходящему.

Золотая Рыбка в сказках разных стран

Сюжеты историй, в которых человек вылавливает рыбку и сталкивается с волшебством, возникли в отдаленных уголках планеты, причем совершенно обособленно. По большей части мораль каждой притчи сводится к тому, что неуемные потребности главных героев приводят к «разбитому корыту».

В Малайзии есть предание, которое созвучно с пушкинской сказкой. В отличие от русского произведения, героями становятся молодая пара — рыбак с женой. Парень достает из воды рыбку, которая сообщает, что она — королева моря. За спасение волшебный персонаж сулит исполнение трех желаний с одной лишь оговоркой: если он придет за четвертым, то все наколдованное исчезнет.

Как водится, жена рыбака не знает меры. Богатство, слуги, новый дом — она быстро использует дозволенный ресурс, но после желает еще и высокого положения в обществе. Рыбак просит у королевы моря еще одно желание, и, как и было предречено, волшебство рассеивается.

В отличие от старика и старухи, молодые сделали выводы из ситуации. Они стали упорно трудиться и смогли достичь того, что далось им по мановению «волшебной палочки».

В абхазских народных сказках тоже есть место этому персонажу. Главным героем становится царевич, который ловил рыбу для отца-царя. В сетях оказалась маленькая рыбка. Но парень пожалел животное и выпустил его обратно.

Царь разгневался этому и выгнал сына из дома. Блуждая по свету, царевич встретил парня, сильно похожего на него. Тот пообещал стать ему верным другом и помогать во всех делах.

Однажды царевич услышал, что в соседнем государстве живет принцесса, которая уже 300 раз выходила замуж. Ее супруги не доживали до утра по неизвестной причине. Герой пошел пытать счастья и свататься к дочери царя. Загадочный друг разгадал тайну: ночью изо рта новобрачной вылезают змеи. Отрубив им головы, он избавляет товарища от неминуемой смерти.

Конечно, тем самым спасителем и было некогда спасенное животное. Рассказав царевичу правду, парень пояснил, что теперь он «вернул долг» и, обратившись, скрылся в волнах.

В китайской притче рыбак Гуань целый день рыбачил, но только под вечер на его удочку попалась удивительно красивая рыба с тремя золотыми перьями. В обмен на свободу она сказала взять ее перья, чтобы зарыть одно на участке дома, второе бросить в пруд, а третье положить рядом с женой. Волшебное животное пообещало огромное счастье рыбаку, но все изменится, если свет золота затмит его глаза.

Гуань исполнил завет. На следующее утро, проснувшись, обнаружил новорожденную девочку с золотистыми глазами. Во дворе росла невиданной красоты лилия, а в пруде резвилась золотая рыбка. Супруги зажили счастливо, а дочка росла и становилась еще прекраснее.

Вскоре к дочке Гуаня стали свататься женихи. Родители отказывались отдавать дочь. Но потом с моря приплыл неизвестный мужчина, который одарил рыбака мешком с золотом. Свет драгоценного металла ослепил старого рыбака, и он согласился отдать дочь замуж.

Богачом оказался царь моря, который спрятал жену в замке глубоко под водой. Гуань понял, что совершил ошибку, и обитательница пруда пришла ему на помощь, чтобы спасти дочку. Счастливый отец возвращает девушку домой, а мешок с золотом превращается в песок.

Еще более схожа с сюжетом книги «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина индийская народная сказка. Герои жили бедно и питались только за счет улова. Но счастливый случай — и в сети рыбака попался сам золотоликий бог Джала Камани. Тот пообещал еды и одежд, если старик его отпустит.

Бог сдержал обещание, но вот старухе этого было мало. Запросила жена дом побольше, слуг и целый амбар риса, а также чтобы муж ее стал старостой в деревне. Через месяц и это жадной женщине показалось мало. Затребовала она, чтобы старик стал махараджей всей земли. Но золотоликий бог больше не явился, а после забрал все дары.

Возвращаясь к русскому персонажу, стоит сказать, есть мнение, что Пушкин позаимствовал сюжет у братьев Гримм. У этих авторов исполняет желания волшебная камбала. В остальном же ситуация тождественна.

Но такие суждения не имеют никаких официальных подтверждений. Более того, похожие сюжеты возникали по всему миру и передавались из уст в уста. Поэтому склонно предполагать, что источником пушкинской сказки стали рассказы Арины Родионовны.

Благодаря проекту «Сказочная карта России» можно узнать, какое место считать родиной волшебного персонажа. Точным местом происхождения официально назвали село Большое Болдино, где Александр Сергеевич и сочинил бессмертное произведение.

Золотая рыбка

На берегу моря в ветхой избушке жил рыбак со своей женой и были они очень бедны. Рыбак сделал сеть и стал ловить в море рыбу.Как-то раз закинул он сеть, начал тянуть. Смотрит, а в сети всего-навсего одна рыбка, зато не простая — золотая. Взмолилась рыбка чело­вечьим голосом:—  Не губи меня, пусти лучше в синее море, я тебе пригожусь: что по­желаешь, то и сделаю. Рыбак подумал-подумал и говорит:—  Мне ничего от тебя не надобно: плыви себе в море!Бросил он золотую рыбку в воду и воротился домой. Спрашивает его жена:—  Много ли рыбы поймал?— Да всего-навсего одну золотую рыбку, и ту бросил в море. Пожалел я её, не взял с неё выкупа, на волю пустил.—  Ах ты, дурак! Попалось тебе в руки счастье, а ты и владеть им не сумел!Рассердилась жена, ругает мужа с утра до вечера, не даёт ему покоя:—  Хоть бы хлеба у неё выпросил. Ведь скоро сухой корки не будет -что есть-то станем? Пошёл рыбак к морю, спрашивает его золотая рыбка:—  Что тебе надо?—  Жена рассердилась, за хлебом прислала.—  Ступай домой, будет у вас хлеба вдоволь. Воротился рыбак.—  Ну что, жена, есть хлеб?—  Хлеба-то вдоволь, да вот беда: корыто раскололось, не в чем бельё стирать. Ступай к золотой рыбке, попроси, чтоб новое дала.Пошёл рыбак к морю, опять позвал золотую рыбку.—  Что тебе надо? — спрашивает золотая рыбка.—  Жена прислала, новое корыто просит.—  Хорошо, будет у вас корыто.Воротился рыбак, только в дверь — а жена опять на него накинулась:—  Ступай, — говорит, — к золотой рыбке, попроси, чтоб новую избу по­строила; наша того и гляди развалится! Закручинился муж, пришёл к мо­рю, позвал золотую рыбку и просит построить новую избу.—  Не тужи! — отвечает рыбка. — Ступай домой, всё будет сделано. Воротился рыбак домой — на дворе стоит изба новая, дубовая, с рез­ными узорами. Выбегает к нему навстречу жена, ещё пуще прежнего сер­дится:—  Ах ты, дурак, не умеешь ты счастьем пользоваться! Выпросил избу и, чай, думаешь — дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть царицею. Пошёл рыбак на море, позвал золотую рыбку и жалуется ей:—  Вздурилась моя жена пуще прежнего: не хочет быть крестьянкою, хочет быть царицею.—  Не тужи, ступай домой, всё будет сделано.Воротился рыбак, а вместо дома высокий дворец стоит под золотой крышею, кругом часовые ходят. Позади большой сад раскинулся, а перед дворцом — зелёный луг, и на том лугу войска собраны. Рыбачка наряди­лась царицею, выступила на балкон с боярами и начала делать тем вой­скам смотр: барабаны бьют, музыка гремит, солдаты «ура» кричат.Ни много ни мало прошло времени, наскучило жене быть царицею, велела она разыскать мужа и представить пред свои очи светлые. Подня­лась суматоха: генералы суетятся, бояре бегают. Насилу нашли рыбака на заднем дворе, повели к царице. Привели рыбака к царице, она ему и говорит:—  Ступай к золотой рыбке да скажи ей: не хочу быть царицею, хочу быть морской владычицей, чтобы все моря и все рыбы меня слушались.Рыбак стал было отнекиваться, но жена разошлась: коли не пой­дёшь — голова с плеч!С тяжёлым сердцем пришёл рыбак к морю, позвал рыбку, а её нет и нет. Позвал в другой раз — опять нет. Позвал в третий раз — море зашуме­ло, взволновалось; и выплыла из тёмных волн золотая рыбка:—  Что тебе надо?—  Совсем жена разума лишилась: уже не хочет быть царицею, хочет быть морскою владычицей, над всеми водами властвовать, всеми рыбами повелевать.Ничего не сказала золотая рыбка, повернулась и ушла в глубину моря.Рыбак воротился назад, смотрит и глазам не верит: дворца как не бы­вало, на его месте стоит ветхая избушка, в избушке сидит жена в изодран­ном сарафане, а перед нею разбитое корыто. Так была наказана рыбачка за жадность.Начали они жить по-прежнему, рыбак опять стал ловить рыбу, но ни­когда больше ему не попадалась золотая рыбка.

— КОНЕЦ —

Русская народная сказка в пересказе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: