Смысл сказки «пузырь, соломинка и лапоть»?

Конспект занятия «знакомство со сказкой «пузырь, соломинка и лапоть» (3 фото). воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Публикация «Конспект занятия „Знакомство со сказкой „Пузырь, Соломинка и Лапоть“» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Мыльные пузыри. Конспекты занятий
  • Сказка. Конспекты занятий по сказкам
  • «Пузырь, Соломинка и Лапоть», сказка
  • Темочки

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Кто является героями сказок?

Дети: звери, птицы, люди…

Воспитатель: Что происходит в сказках?

Дети: чудеса, волшебство…

Воспитатель: Сейчас я проверю, как хорошо вы знаете сказки. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать:

Маленькая девочка,

По лесу идёт.

Бабушке в корзинке

Пирожки несёт,

За кустами прячется,

Очень страшный зверь

Кто же эта девочка?

Отвечай теперь!

(Красная Шапочка)

На сметане он мешен.

На окошке он стужён.

Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушёл.

От лесных зверей удрал,

На обед лисе попал.

(Колобок)

Жил в каморке,

С папой Карло,

Знал о жизни,

Очень мало.

Всюду нос совал

Он длинный…

Кто же это?

(Буратино)

Где-то в поле он стоит,

Из трубы дымок летит.

Заяц, мышь, лиса, лягушка,

Волк и косолапый мишка

Дружно, весело живут,

Хором песенки поют.

Отвечай скорей, дружок,

Это сказка…

(Теремок)

Вот и вечер наступает,

В королевстве шумный бал.

Фея ей наряд подарит,

Чтоб её никто не знал.

С бала в полночь убежала,

Башмачок свой потеряла.

(Золушка)

Что за гостья в дом пришла?

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла!

(Три медведя)

Воспитатель: Молодцы, все загадки угадали. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со сказкой, главными героями которой являются: Пузырь, Соломинка и Лапоть. Хотите её послушать?

Дети: Да.

Чтение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.

Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Лапоть говорит пузырю :

— Пузырь, давай на тебе переплывем!

— Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте вспомним, кто пошёл в лес рубить дрова?

Дети: Пузырь, Соломинка и Лапоть

Воспитатель: Что им помешало идти дальше?

Дети: Им дальше помешала идти речка

Воспитатель: Что предложил Лапоть Пузырю?

Дети: Переплыть на нем через реку.

Воспитатель: Что ответил Пузырь?

Дети: Чтобы Соломинка перекинулась с берега на берег.

Воспитатель: Согласилась ли Соломинка?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему Соломинка согласилась?

Дети: она смелая и хотела помочь друзьям перейти с берега на берег.

Воспитатель: А кто первым пошёл по соломинке?

Дети: Лапоть

Воспитатель: Что случилось с Соломинкой?

Дети: Она переломилась.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему Соломинка сломалась?

Дети: Потому что она тонкая.

Воспитатель: А Лапоть какой?

Дети: Лапоть тяжелый.

Воспитатель: Что произошло с Лаптем?

Дети: Лапоть упал в воду.

Воспитатель: Что произошло с Пузырём?

Дети: Пузырь хохотал, хохотал и лопнул.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, Пузырь хорошо поступил?

Дети: Нет, над другими смеяться не красиво, не правильно.

Воспитатель: А что нужно было Пузырю сделать?

Дети: Помочь Соломинке и Лаптю.

Воспитатель: Молодцы, ребята, внимательно слушали сказку и на все вопросы хорошо ответили.

Физминутка:

Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем.

Дружно до 5 считаем (1, 2, 3, 4, 5)

Глазки открываем, поморгаем

И работать начинаем.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру, я буду произносить фразу, а вы её заканчивать.

Игра «Подбери словечко»

Пузырь толстый, а Соломинка (тонкая)

Соломинка высокая, а Лапоть….(низкий).

Пузырь лёгкий, а Лапоть (тяжёлый)

Лапоть овальный, а Пузырь….(круглый)

Соломинка смелая, а Пузырь (трусливый)

Лапоть сплели, а Пузырь (надули)

Соломинка сломалась, а Пузырь….(лопнул)

Воспитатель: Молодцы ребята, давайте вспомним, с какой сказкой мы познакомились?

Дети: Пузырь, Соломинка и Лапоть.

Воспитатель: Молодцы, а кто из героев понравился больше всех? Почему?

Ответы детей.

Архетип второй – Мост в загробный мир, река

Разумеется, шли они не в лес, хотя версия для выманивания из дому была именно такая.

Шли в лес, а пришли почему-то к быстро бегущей реке.

Это, конечно же, река, отделяющая царство Живых от Царства Мёртвых (от «тридесятого» царства). Шаману очень нужно попасть в тридесятое царство! Ведь именно оттуда приносятся все волшебные артефакты! Но вот чтобы духи вод пропустили его – беспрепятственно, и туда, и обратно – нужно принести им жертву.

Шаман поступает в общем-то правильно, хоть и жестоко с нашей точки зрения. Он приносит в жертву не абы кого, а ровно того, кто в жертву и предназначен. Кого община «отдаст» легко, за кого не «спросит».

Напитанный скверной лапоть и солому из жертвенного ритуального чучела, которую всё равно ведь сожгут – как ещё одну скверну.

Хорошее дело сделал шаман! И общину от нечистоты избавил! И сам попадёт в Иной Мир, за ценными шаманскими атрибутами, знаниями, сокровищами…

А можно ли вообще перейти речку – по тонкой узкой соломинке? Что знает об этом мифология?

Был ли шанс спастись, ну например, у лаптя? Мифология говорит, что конечно же можно. Да только конкретно у лаптя шанса никакого не было. Вот, что говорят мифы, описывая практически сцену из нашей сказки:

«Мост, ведущий в загробный мир, узок и длинен. Умерший, чтобы попасть в загробное царство, должен пройти по этому узкому и длинному мосту. Однако это удаётся только лишь добрым! Все злые падают в бездну».

Собственно, это и произошло с лаптем. Это и предполагал шаман-коровий пузырь.

В чём состоит ошибка колдуна или запрет на смех в ритуале

Как мы знаем, сказка всё-таки закончилась плохо.

«Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул».

Наши отечественные фольклористы говорят так:

«Чтобы решить вопрос о ритуальном смехе, нужно совершенно отказаться от нашего понятия комического. Мы смеёмся не так, как смеялись когда-то».

Запрет на смех нашёл самое широкое отражение в сказках. Где и когда нельзя смеяться?

Ритуальный «запрет на смех» – это отнюдь не такие социальные положения в жизни, когда смеяться неудобно, неэтично.

Так что не подумайте ни в коем случае, что сказка наша – педагогически порицает «смех над несчастьем товарища» вроде: «Обманули дурака на четыре кулака».

Пузырь-колдун смеялся не потому, что ему было смешно. Всё-таки он шаман, а не обыватель.

Он смеялся потому, чито у него всё получилось, как он хотел! Истлевший, наполненный скверной лапоть прошёл первым «по мосту» и был взят, принят в качестве жертвы водными духами. Туда же направилась и солома из ритуального полевого снопа.

Скорее, это совет «не говорить «гоп», пока не перепрыгнешь» и «не радоваться, не праздновать до полного завершения дела».

Так почему же всё-таки шаману нельзя было – именно смеяться – у берега реки, отделяющей царство живых от царства мёртвых?

Запрет на смех – самый основной мотив для всех сюжетов о проникновении живого в царство мёртвых. Любой живой человек (в том числе и колдун) должен скрыть от духов, что он живой. Иначе его покарают, растерзают.

При входе в иное царство сразу начинает действовать запрет на смех! (Вспомним современную сказку-аниме «Унесённые призраками»!).

Да, шаман может попадать в иное царство и при жизни, но он должен симулировать смерть. Поэтому во время пребывания в области смерти смеяться нельзя!

Как мы видим из сказки, шаман-коровий пузырь выдал себя смехом и погиб, не достигнув желаемого. Зря он приносил жертвы духам родных ему вод. Конечно, духи приняли жертву. Но сам шаман так и не проник живым в царство мёртвых, а отправился туда обычным маршрутом без возврата – как до него лапоть, соломинка и прочие смертные люди.

Загадки Угадай сказку (для детей 2-5 лет)

Заревели бабка с дедом: — Как теперь нам быть с обедом? Мышка по столу бежала И яичко вдруг упало. (Курочка ряба)

Дед весной её сажал, Да все лето поливал. Выросла на славу, крепкая, В огороде этом … (Репка)

Он от бабушки ушел, Он от дедушки ушел, По дорожке покатился И домой не воротился. (Колобок)

Кто-то в доме побывал, Стульчик маленький сломал, Перемял кроватки И уснул там сладко. (Три медведя)

На поляне дом стоял, Кто-то в домик забежал. Поселилась там норушка, Косой заинька с лягушкой, Поселилась там лиса, Серый волк — вот чудеса. (Теремок)

Маша по лесу гуляла, Заблудилась, потерялась, К мишке в домик забрела, Вместе с мишенькой жила. (Маша и медведь)

Соломинка

Соломинка – родная сестра лаптя. Только если лапоть защищает человечье жильё, дом, хату, то соломка защитница полей и урожая.

Солома – уважаемая вещь в магии и ритуалах. Одна из самых древних традиций – сохранение последнего снопа, сжатого с полосы. Конечно, этот последний сноп уважали, даже украшали его лентами и рядили в бабий наряд. Но, увы…

Соломе во всех ритуалах был отпущен совсем недолгий срок жизни… Солому яростно сжигали в огне, топили в воде (что уже ближе к нашей сказке), демонстративно разламывали на части (тоже наш сюжет).

Поломать и выбросить в реку. Испокон веков, всё, что было выполнено из соломы, либы выбрасывалось в проточную воду, либо – сжигалось.

А поскольку корова (как мы уже с вами знаем!) всё-таки связана с Первичными Водами, понятно почему колдун-пузырь избрал утопление ритуальных жертв, а не их сжигание. Всё-таки стихия воды ему ближе.

Итак, мы познакомились с тремя, в некотором роде – «одушевлёнными» персонажами сказки. Пузырь, лапоть, соломинка…

Но есть ещё два можных неодушевлённых архетипа, без которых понимание этой сказки абсолютно невозможно.

Архетип Первый – Мост

Напомним текст:

Пузырь говорит: «Пусть соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём».

Перед нами – один из самых старинных сюжетов: «Связь мостов и нечистой силы» а также «Чёрт как строитель мостов».

Народ-создатель фольклора убеждён безоговорочно: «Мосты помогает строить сам чёрт»!

А кто же «построил мост» в нашей сказке? Кто подал идею? Пузырь – «нехороший колдун», связанный с внутренностями коровы и, конечно же, с соответствующей ей нечистой силой и водными духами.

Одна из самых распространённых «нехороших» примет звучит так: «Ни в коем случае нельзя человеку проходить первому по новому мосту»!

По народным поверьям, чтобы как раз не пострадал тот, кто пройдёт по новому мосту – первым, по этому новому строению пускали вперёд животное – корову или свинью.

Но хитрая корова пузырь решила заранее принести в жертву лапоть! Эх ты, лапоть!..

«Лапоть пошёл по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду».

Загадки Угадай сказку для детей 5-7 лет

Он творил немало дел, пока воробей не прилетел.Таким маленьким казался, самым храбрым оказался.«Тараканище»

Они из моря выходили, людей всех этим удивили.Вот так чудо, посмотри — здесь их ровно 33!«Сказка о царе Салтане»

Ворота заскрипели- маслица им дала.Собаки рассердились — хлеба им дала.Берёза зашумела — лентой перевязать сумела.«Василиса прекрасная»

«Носик, носик, воду пей! Носик, носик, воду лей!Петушка пожалей, в печи горячий жар залей!«Петушок и чудо — меленка»

В этой сказке неспроста мать осталась без хвоста,Храбро сына защищала, вокруг сына всё летала.«Воробьишко»

Выход в этой сказке есть, коль корове в ухо влезть.«Крошечка-хаврошечка»

Заяц яблоки делил, пока ничего не осталось,Дырка в мешке у него осталась.«Мешок яблок»

Ты напрасно дуешь, волк, ну какой же в этом толк?Если быстро не уйдёшь, то в котёл ты попадёшь!«Три поросёнка»

Чашку, ложку, стул, кровать ей не надо б занимать.Вот тогда б и не пришлось из окошка убегать!«Три медведя»

Непослушный петух в беду попадает.С окошка лиса его забирает.Кого на помощь он зовёт, на подмогу кто придёт?«Кот , петух и лиса»

В цветочном городе живут смешные малыши.Какая это сказка? Подумай, не спеши!«Незнайка в цветочном городе»

Он ходит в гости по утрам и без приглашенья.Если он заглянет к вам, готовьте угощенье!«Винни пух»

Он упитанный мужчина, весёлый озорник.К кому же он в квартиру через окно проник?«Малыш и Карлсон»

У козла из-под копыт самородков град летит?Посмотрите на ребёнка — очень счастлива Дарёнка.«Серебряное копытце»

Проовожая до крыльца просит доченька отца:«Мне наряды не нужны, изумруды не важны.Нужен только аленький мне цветочек маленький.«Аленький цветочек»

У лягушонка много смеха — плывёт кораблик из ореха!«Кораблик» В.Сутеев

Пожар тушили не водой, а едой.«Путаница» К.Чуковский

Его звери узнавали, когда к боку прилипали.«Соломенный бычок, смоляной бочок»

Мороз справедливо детей оценил, щедро подарками одарил.А ленивой .. это да! Бриллианты изо льда!«Мороз Иванович»

Много надо пережить, чтоб дверь волшебную открыть.Чем же так могуч тот волшебный ключ?«Приключения Буратино»

Глупо было предлагать всем подряд детей качать.«Сказка о глупом мышонке» С.Маршак

Ты зачем, пузырь, хохочешь? Погубить себя ты хочешь?«Пузырь, соломинка и лапоть»

Петя торопился, вот и подавился.Курочка хлопочет, петушка выручить хочет.«Петушок и бобовое зёрнышко»

Хитрый мышоночек сделал отпорочек.Хоть и был не очень смел, от лисы уйти сумел.«Лис и мышонок» Бианки

Поможет девочке мышка, если есть не будет лишку.«Дюймовочка»

Мама дочку отправляет бабушку проведать.Хорошо, что дровосеки шли домой обедать!«Красная шапочка» Шарль Перро

Сколько он Машу может терпеть? Значит, он заяц, а не медведь!«Маша и медведь»

Как в земле засела крепко посаженная дедом…«Репка»

Дед и баба плакали слишком. Чем их расстроила серая мышка?«Курочка ряба»

Больным зверям поможет, в Африку уехать может.«Айболит»

Волка все они боялись, шестеро из них попались.Один, хоть был совсем не смел, но всё же спрятаться сумел«Волк и семеро козлят»

Прятала яблоня, прятала речка, прятала добрая русская речка.«Гуси — лебеди»

Блин, ты прыгнул прямо в щи, собою их подмажешь.Надо это воробью, о том ему расскажешь!«Крылатый, мохнатый и масленый»

Комар саблю вынимал, чью-то голову снимал,Но сначала муха в дар получила самовар.«Муха — цокотуха» К.Чуковский

Льдины справа, льдины слева — царство снежкой…«Снежная королева»

Бальное платье надето, тыква заменит карету.Много надо потрудиться, на балу чтоб очутиться.«Золушка»

Убежать от всех сумел, а лисе на носик сел.«Колобок»

В домик кто его пустил? Чуть зверей не раздавил!«Теремок»

Телефон звонит без толку, кричат в трубку без умолку.Кому калоши надо, кому шоколад.Хозяин телефона жизни не рад.«Телефон» К.Чуковский

У царя ей быть не место, из болота та невеста.Ивана подружка — царевна…«Царевна-лягушка»

Кто заставил людоеда в мышку превратиться?Кто своему хозяину мог так пригодиться?«Кот в сапогах»

Он умывальник обычный. Для вас он уже не привычный.Кто мыться часто не устанет, такого он ругать не станет.«Мойдодыр» К.Чуковский

Лапоть

В старину (да и теперь иногда!) «лаптем» называли глупого доверчивого ко всем человека, которого легко обвести вокруг пальца, обмануть, причинить ему вред.

«Ну ты и лапоть!..»

Такой человек часто становился – жертвой чьих-то хитрых, коварных планов, ну прямо как в нашей сказке! А проще говоря – Жертвой. В самом прямом смысле этого слова.

Однако, у лаптя как такового (без переносного смысла «лапоть») в русской магии есть ещё одно старинное назначение.

Старую изношенную обувь русские крестьяне использовали в качестве «громоотвода» от сглаза. Отвратительно выглядящие, совсем изношенные башмаки, «красующиеся» в холодных сенях (или торчащие на заборе) – традиционный оберег от дурного глаза! Это магическая практика «ломать глаз» гостя или чужака о первый попавшийся «броский» предмет, который не жалко. Так «работают» все несложные обереги.

И сегодня мы можем встретить этот сюжет с разорванными полуистлевшими останками ещё советских тапочек в коридоре. А уж догадываются сами хозяева такой обуви – зачем же они её держат напоказ, и почему не выбросят, и как не устыдятся гостей – это уже разговор отдельный… Скорее всего и не догадываются. Просто коллективное бессознательное подсказывает: «Не выкидывай! так надо!».

Ну а уж если рука и поднимается в какой-то день – выкинуть, наконец, такую обувку, значит – столько уже впитано ею в себя «негатива», что даже она перестала работать как оберег и её пора сменять новой…

Вот и воторой герой нашей сказки нарисовался: «козёл отпущения», Жертва – вконец изношенный лапоть-оберег, впитавший в себя много, ох много скверны – от постоянного «принятия на себя» удара в результате непрекращающегося общения с людьми и их дурными импульсами.

Пузырь

Пузырь – надутый воздухом перепончатый мешок коровы (быка), употреблявшийся при плавании. Также «пузырём» называли в старину заменитель оконного стекла в деревенских избах, изготавливался из внутренностей коров.

Золотое правило магического и мифо-мышления гласит: «Часть всегда выступает как заместитель целого».

Таким образом, внутренности коровы (а «пузырь» это и есть – «внутренности коровы») выступает заместителем понятия «корова» (бык).

Вообще, животное корова (бык), как целиком, так и по её частям – известный издревле по всей планете – атрибут мага и магии. Для нас здесь важны три момента, которые отмечают все учёные.

–      Первое – «Корова – это проводник в мир теней».

–      Второе – «Корова – связана мифологически с Первичными Водами, в бытовой магии – с дождями»,

–      Третье: «Корова – демоническое существо».

Ну вот, например, кстати, в русских деревнях (особенно на русском Севере) дух холеры традиционно изображался в виде худой бабы (женщины) с коровьими ногами и хвостом, а зачастую и с коровьей головой.

Связь холеры с водой – очевидна для современного человека, знакомого с наукой…

Для древнего человека эта связь тоже была очевидна, но понималась мифо-поэтически, образно:

Корова связана с Первичными Водами – с холерой – с миром демонических существ».

Как и все мифологические существа и атрибуты ,корова амбивалентна. То есть, играет и положительные и отрицательные роли. Как в жизни: одно и то же может и подарить и убить.

Так, несмотря на «коровий» образ духа холеры, тот же самый – коровий череп вполне защищал дом как оберег-талисман от злых духов. Магическое мышление – амбивалентно.

Итак, вот какой он – наш пузырь. Но на самом деле наш пузырь ещё сложнее! (А может быть, наоборот, ещё проще?..)

Пузырь – это, конечно, сам шаман, колдун! Почему?

Вспомним второе «золотое правило» мифо- и магического мышления: «Смежное всегда выступает при надобности – заместителем того, что ему смежно».

Так, рубашка любимого выступает «заместителем» любимого. След врага – заместителем самого врага. Ну а шаман, колдун?

Слишком тесно (смежно) общались колдуны и шаманы с частями тела коровы и её внутренностями! Настолько уж смежно и тесно, что часто в ходе обряда – залезали внутрь вспоротого брюха коровы и проводили там ночь, вместо коровьих внутренностей.

Так что коровьи внутренности и шаман, колдун – это по сути одно и тоже.

Итак, у нас имеется уже один разоблачённый герой сказки – колдун. Он же – пузырь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: