Сказки про масленицу

Сказка для малышей про масленицу. сказки про масленицу. план игр на масленицу

Как дети принимают участие в праздновании масленицы

Дети всегда с удовольствием участвуют в праздновании масленицы. Они наблюдают за ярким зрелищем, рассказывают заклички и небольшие стихотворения, играют в доступные их возрасту игры, лакомятся блинами. Можно провести необычные соревнования. Например, «Бои подушками». Два участника, встав на длинную скамейку, бьют друг друга подушками. Первый, кто спрыгнет со скамьи, считается проигравшим.

Полезно вовлечь дошкольника в процесс приготовления главного праздничного блюда. Ребенок с интересом поучаствует в подготовке теста для блинов, сделает свои открытия, да и навыки самообслуживания расширит.

Во время совместных действий взрослый может поинтересоваться: «На что похож блин? Какого он цвета? Почему люди на праздник угощали блинами друг друга?». Обобщить сказанное можно словами: «На тарелке блинчики горкой у меня – круглые, румяные, солнышку родня!»

Рекомендуется не останавливаться на выпечке блинов, а организовать угощение. Пригласить на блины родственников, или соседей, или друзей ребенка. Так дошкольнику еще больше запомнится праздник, и у него будет формироваться потребность в гостеприимстве.

Атмосфера праздника позволяет дошкольникам почувствовать себя полноправными участниками празднования и получить заряд положительных эмоций.

Рекомендуем подборку: Игры на масленицу для детей.

Соломенная масленица

Вот старик из соломы Масленицу сделал, лапти ей на ноги сплёл. Старуха её в рогожку обрядила, заплела косу длинную, трёхаршинную из пакли да кудели, платок на голову повязала. Масленица получилась — тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза, что плошки, нос картошкой. Радуются старик и старуха — гуляй теперь и веселись хоть до Духа.

Посадили они Масленицу за стол. Старик говорит:

— Масленица-пожируха, пустое брюхо, съешь блинок !

А старуха:

— Масленица-пожируха, пустое брюхо, съешь пирожок !

Масленица сидит, молчит. Старик ей губы сметаной мажет, старуха в рот блин толкает. Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот, взяла со стола и поглотала все блины и пироги. Испугались старик и старуха: старик в погреб забрался, а старуха в клеть спряталась.

Широкая Масленица !Мы тобою хвалимся,На горах катаемся,Блинами объедаемся,Эй, Масленица-курносейка,Покатай нас хорошенько !

Б.Зворыкин. Широкая Масленица

Б.Кустодиев. Деревенская Масленица

Ходит Масленица-пожируха, пустое брюхо по избе, ищет, чем попотчеваться: щи повыхлебала, масло полизала, сало пожевала. Видит — в печи каша в чугуне преет. Полезла Масленица в печь и на огонь рукавом попала. Пыхнула солома и сгорела.

Вернулись старик и старуха, поглядели, а у печи лишь горсточка угольков лежит. Не стало Масленицы. Загоревали старик и старуха, затянули кручинную песню:

Б. Кустодиев. Масленица

Ай, Масленица,Обманщица !До поста довела,Сама удрала !

ВЕСНА-КРАСНА

История[править | править код]

Русское слово блин восходит к др.-рус. млинъ и изначально обозначало еду из перемолотой муки (сравните укр. млин «мельница»).

У восточных славян блины были обрядовой едой на поминках, и первоначально именно в этом качестве использовались на Масленицу, когда умерших предков приглашали «к обильному ужину накануне поста». Впоследствии блины стали атрибутом русской Масленицы безотносительно их ритуальной символики. Причиной использования блинов в поминальных обрядах фольклорист В. Я. Пропп считает архаичность этого блюда:

Англичане и англоязычное население Ирландии, Австралии и Канады традиционно пекут блины (pancakes) на Масленицу (Pancake Tuesday «блинный вторник»), а также устраивают «блинные бега». Учитывая кросс-культурные параллели, обычай печь блины можно рассматривать и в контексте масленичного объедания перед Великим постом.

Рассматривать блины как древний элемент славянской масленичной обрядности нет оснований. У украинцев и белорусов атрибутом Масленицы являлись не блины, а вареники со сметаной. Более того, даже у русских блины на Масленицу были распространены не везде, став массовым её атрибутом лишь в XX веке.

В массовой культуреправить | править код

С подачи учёных «мифологической школы» (А. Н. Афанасьев и др.) в конце XIX века блин в массовом сознании начинает ассоциироваться с солнцем. По мнению исследователей, мнение о связи блинов с солярным культом не имеет серьёзных оснований. Тем не менее, мифологема о связи с солнцем стала очень популярной, и отразилась, например, в словах А. И. Куприна, которые часто приводят в подтверждение солнечной «языческой символики» блинов:

В советские годы идея о «блинах — символе солнца» поддерживалась академиком Б. А. Рыбаковым, воспринявшим наследие «мифологической школы».

Крылатый, мохнатый да масленый (В обработке И.В. Карнауховой)

Посмотрите с детьми прекрасный диафильм по этой сказке. Пользуйтесь кнопкой пауза, если не успели дочитать текст слайда:

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей.
«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу поменяем!
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.
Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
— На охоту.
— А какую ты, блинок, песенку поешь?
Блин заскакал на месте да и запел:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?
А блин ей:
— На сметане да с сахаром!
А лиса ему:
— Прыг-скок, говоришь?
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
А блин кричит:
— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!
А дома-то что делается!
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.
«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.
Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.
Тут блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.
Тут воробей со стыда под лавку забился.
Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

Веселой Вам Масленицы вместе со сказкой, песней и играми.

15  игр для празднования Масленицы вместе с детьми Вы найдете в статье «Масленичные игры для детей»

О русских традициях в воспитании малышей: колыбельных, пестушках, играх, потешках Вы найдете много интересного практического материала в рубрике сайта «Русские традиции и обычаи»

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Примечания[править | править код]

  1. Ковалёв, Николай Иванович. Русская Кулинария. — 1990. — С. 69.
  2. ↑ Блин // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986. — Т. I : А—Д. — С. 175.
  3. ↑ Соколова, 1979, с. 48.
  4. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. С. 391, 406.
  5. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — С. 27.
  6. 12 Соколова, 1979, с. 47.
  7. Г. Г. Ершова. В поисках бессмертия. От египетской Книги Мёртвых до феномена ламы Итигэлова. — ЭКСМО, 2009. — С. 217. — ISBN 978-5-699-29546-3.
  8. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. Глава 13.

Что можно рассказать детям о народном празднике Масленица

Праздник Масленица не имеет постоянной даты. Он привязан к христианскому календарю и отмечается за 7 недель до Пасхи, на последней недели перед Великим постом. Одно из объяснений, почему Масленица так называется: на этой неделе начиналась подготовка к Великому посту, мясо уже нельзя было есть, а масло еще можно.

Масленичная неделя

Первые три дня недели – с понедельника по среду – узкая масленица. Шла подготовка к празднику, строили снежные крепости, украшали жилье. С четверга по воскресенье – широкая, когда работали все меньше, а гуляли и веселились больше.

Понедельник – встреча Масленицы. Делали чучело из тряпок и соломы и выставляли его на видном месте. Начиная с этого дня, детвора ежедневно каталась с горок.

Вторник – заигрыш. Взрослые и дети ходили по домам, поздравляли с Масленицей, пели песни, веселились. На заигрыш начинались потехи, игры, катания на санях.

Среда – лакомка. Начинали кататься с горок и взрослые. По деревне ездила тройка с бубенцами. В этот день было принято ходить в гости по родственникам всей семьей. На лакомку тещи угощали зятьев пирогами , блинами и медовыми пряниками.

Четверг – разгуляй-четверток. В разгуляй было больше всего игрищ: конские бега, кулачные потехи, борьба. Устраивались катания с гор на санях. Ряженые как могли веселили народ. Гуляли с утра до ночи, водили хороводы, плясали, пели частушки.

Пятница – тещины вечерки. В этот день недели зятья угощали блинами своих тещ. Девушки в полдень выносили в миске блины и шли к горке. Парень, которому нравилась девушка, торопился попробовать ее блины, чтобы узнать: хорошая ли хозяйка из нее получится.

Суббота – золовкины посиделки. На посиделки молодые семьи приглашали к себе родных. Вели разговоры о жизни, если кто был в ссоре – обязательно было принято мириться. Вспоминали умерших родных и близких.

Воскресенье – прощенный день. В этот день устраивали проводы Масленицы. Пекли очень большие блины, “царские”. К блинам подавали варенье и мед, сметану и сыр и икру. На большом костре из соломы сжигали чучело Масленицы. Ритуальное сжигание чучела символизировало избавление от старого и ненужного, готовность к приходу нового достатка и благополучия. Пепел от костра разбрасывали по полям, чтобы был богатый урожай. В прощенное воскресенье люди мирились, просили прощения друг у друга.

Сжигая соломенную куклу, приговаривали: Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная!

Снежные русалки

Жила-была в одной деревне девочка. Однажды ранней весной собралась она идти в поле — собирать на проталинах и под вешним снегом прелую бруснику. Взяла она кувшинчик и пошла. Только за порог ступила, рукавом за дверь зацепилась. И говорит:

— Дверь, дверь, ты что меня держишь, не пускаешь?

Дверь отвечает:

— Берегись, девочка ! Не прыгай в поле через ручей. В снеговых ручьях, в чистых ключах снежные русалки водятся.

Пошла девочка дальше. Только калитку отворила, рукавом за плетень зацепилась. И говорит:

— Плетень, плетень, ты что меня держишь, не пускаешь?

Плетень отвечает:

— Берегись, девочка ! Не прыгай в поле через ручей. В снеговых ручьях, в чистых ключах снежные русалки водятся.

Пошла девочка дальше. Идёт по дороге. На пути дерево стоит. Зацепилась девочка рукавом за ветку и говорит:

— Дерево, дерево, ты что меня держишь, не пускаешь?

А дерево отвечает:

— Берегись, девочка ! Не прыгай в поле через ручей. В снеговых ручьях, в чистых ключах снежные русалки водятся.

А. Шильдер. Ручей в лесу

Чивиль-виль-виль,Жавороночек !Прилети к огням,Принеси ты нам:Ты весну-красну,Красно солнышко,Тёпло летушко,Зелёный покос,Унеси сухой мороз !

Пошла девочка дальше. Пришла в поле. Принялась на проталинах да под вешним снегом прелую бруснику собирать, в кувшинчик бросать. Вот собирает она, собирает и видит: снеговой ручей протекает, а за ним видимо-невидимо прелой брусники. Обрадовалась девочка, побежала и перепрыгнула ручей. Только она ступила на другой берег, вдруг схватила её холодная рука за косичку и держит. Обернулась девочка, посмотрела и страшно испугалась: держит её за косичку русалка — сама вся белая, как снег, с зелёными волосами и голубыми глазами. Девочка кричит:

Русалка-царица,Красная девица,Не дай утопиться,Беде случиться.Я тебе кланяюсь !

Выпустила русалка из рук косичку. Приплыли к ней подружки. Принялись играть, резвиться. Выпрыгивают русалки из воды и снеговой порошей в воздухе рассыпаются, серебряными льдинками разлетаются. В воду падают и опять русалками прежними становятся. Загляделась на них девочка, глаз оторвать не может. Куда снежные русалки плывут, туда и она идёт, словно верёвкой-опутинкой к ним привязана. Пришли к реке. Одна русалка говорит:

— Девочку защекочем !

Другая говорит:

— Девочку утопим !

Н. Богданов-Бельский. Крестьянские дети

А третья:

— В тине схороним !

А. Фёдоров. Солнечный апрель

Попрыгали русалки в реку. А на воде ещё окреплый лёд лежит. Стали русалки об лёд биться, выть и стонать. А к воде пробиться не могут. Солнце из-за облака вышло и принялось пригревать-припекать. Заплакали снежные русалки. Под жаркими лучами стали таять. Одни снеговые лужицы от них остались и ручейками в реку ушли. Опомнилась тут девочка и скорей домой побежала. Больше через весенние снеговые ручьи никогда не прыгала.

Игры для детей на Масленицу

Раньше на Масленицу были популярны:

  • кулачные бои;
  • поедание блинов на скорость;
  • катания на санях;
  • лазанье на столб за призом;
  • сжигание чучела;
  • купание в прорубях.

Детям же предлагаем такие игры:

Царь горы

И дети, и взрослые собирались у заснеженной горы, а затем по команде ведущего начинали на нее карабкаться. Кто первым забирался на гору, тот и победитель.

А по спуску с горы даже предсказывали, кому какой год предстоит. Если съедешь благополучно (не перевернешься, не ударишься), то и год будет удачным. А чем дальше проедешь, тем дольше проживешь.

Горелки для самых маленьких

Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее (круг сжимается),

А весна милее (круг расширяется).

Как весна зиму поборола

Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с берёзовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:

— Когда Весна придёт, когда талица ударится и с гор снеги скатятся, а по лужкам разольётся вешняя вода, напеку тогда я из теста куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать-звать.

Ждёт Мапгенька Весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, всё Морозы куёт; надокучила она всем, холодная, студёная; руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда !

Надумала Машенька идти Весну искать. Собралась и отправилась в путь-дорогу. Пришла она в поле, села на взгорочек и Солнце зовёт:

Солнышко, Солнышко,Красное вёдрышко,Выгляни из-за горы,Покажись до вешней поры !

Ф.Сычков. Пряха

Выглянуло Солнце из-за горы. Машенька спрашивает:

К.Крыжицкий. Повеяло весной

— Видело ли ты, Солнышко, Красную Весну, встретило ли свою сестру?

Солнце говорит:

— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от Красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в наших краях пристоялась, не хочет уходить. Иди, красная девица, за мной. Как увидишь перед собой лес зелен весь, там и ищи Весну. Зови её в свои края.

Пошла Машенька искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идёт. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес зелен весь. Ходила-ходила Машенька по лесу и заблудилась. Лесные комарочки ей плечики искусали, сучки бока протолкали, соловьи уши пропели, промочили дождевые капели. Только присела Машенька на пенёк отдохнуть, как видит — летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья — для всякого зелья. То лебедь была — Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые реки. Стала тут Машенька Весну кликать-звать, рассказывать:

— Ой, Весна-Вёснушка, добрая матушка ! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, всё Морозы куёт, холод-стужу напускает !

Услышала Весна Машенькин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.

А Зима не уходит, Морозы куёт да посылает их наперёд Весны ледяные заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнёт — там и ледяной заслон сметёт, другим махнёт — и снеговые сугробы тают. Морозы-то от Весны бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель и Вьюгу повыхлестать снеговой порошей Весне глаза. А Весна махнула позолоченным крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света талой водой изошли, в землю ручьями ушли. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там её Весна и замкнула ключом.

Так-то Весна Зиму поборола !

Вернулась Машенька в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год тёплый, хлебородный.

К.Крыжицкий. Весна

И.Горохов. Девочка у окна

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе.

Учитель: Арайс Ольга Евгеньевна

Тема: Работа с текстом. Русская народная сказка «Солнце и блины».

Цель:
Познакомить с русским народным праздником «Широкая Масленица». Прививать интерес и любовь к традициям русского народа, упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные
(способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные
(искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи:
ИЗО, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы:
учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня мы поговорим о самом весёлом народном празднике-Масленице.

Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, a солнце-ярким.

В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник-Масленица. Весёлый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых. Пляски, песни.

Давайте посмотрим как на Руси зазывали на этот праздник(Выходят ряженые дети,хороводом читают « зазывалки»)

Душа ли ты, моя Масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости на широкий двор!

На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!

Уж ты, моя Масленица, красная краса, русская коса!

Приходи ко мне в гости потешиться.повеселиться, речью насладиться!

2. Во всю масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житьё, а Масленица»

Что же самое главное на Масленице?

Ну, конечно, блины. Во 2 день В 3 день

В первый день:

В 5 день

В 4 день В 7 день

В 6 день

Прочитаем эти слова.

Что общего заметили в словах? (Все произошли от одного слова: Масленица)

Как же называются такие слова? (Родственные)

Назовите корень слова.

3. Работа с текстом.

Так полюбился этот праздник людям, что сказки придумали про Масленицу.

Давайте познакомимся с одной из сказок про Масленицу (У всех тексты с русской народной сказкой «Солнце и блины»

Отражение праздника масленицы в народном и литературном творчестве

Народ из уст в уста передавал пословицы, поговорки, загадки, заклички, потешки, обрядовые песни про праздник. Часть из них сохранилась до наших дней.

Масленица нашла свое отражение и в литературном творчестве. Русские классики часто описывали атмосферу праздника в своих произведениях. Например, у А. С. Пушкина:

Пословицы и загадки для детей

Для закрепления знаний о народном празднике можно предложить детям загадки и пословицы про масленицу.

Загадки:

  • Его празднуют весной, этот праздник заводной, ярмарку все посещают и блинами угощают.
  • Желтый, круглый, ароматный и на вкус такой приятный! Только мама испечет, а он прыг – и сразу в рот!
  • Мы печем-едим блины – провожаем зиму мы. Весну в гости приглашаем. Что за праздник отмечаем?
  • Тесто льем на сковородку, с двух сторон обжарим ловко! С аппетитом будем кушать и про масленицу слушать.

Пословицы:

  • Была у двора Масленица, да во двор не зашла.
  • На горах покататься, в блинах поваляться.
  • Блин добр не один.
  • Первый блин комом.
  • Не все коту масленица. Будет и Великий пост.
  • Мы думали, что масленица семь дней, а она только семь денечков.
  • И блинов испечь требуется время.

Полезно поразмышлять с детьми, что означает каждая из пословиц.

Стихи про масленицу для дошкольников

Особое внимание уделяется тематическим стихотворениям. Заучивая их, дети развивают память, выразительность речи, активизируют свой словарный запас

Четверостишие про Масленицу:

Про праздничные блинчики:

Сказка про Масленицу для детей

Кирилл проснулся утром, встал с кровати и посмотрел в окно. На улице было очень холодно, идти в школу так не хотелось. Очень хотелось лечь под одеяло и заснуть дальше. Мальчик проверил, ушли ли на роботу родители. Дома никого не было.
— Останусь я сегодня дома, — решил Кирилл. – Нельзя ходить на улицу в такую погоду. Вот только вначале позавтракаю.
На кухне мальчик нашел целую гору блинов. Вначале он удивился, а потом вспомнил о каком-то празднике, во время которого все едят блины.
— Какой хороший праздник, — сказал мальчик, потирая живот.
В момент он услышал, как кто-то в подъезде громко плачет

Кирилл осторожно открыл двери и увидел девочку в белом платьице, которая обнимала себя за коленки. Слезы текли по ее щекам.
— Девочка, заходи скорее ко мне! – сказал Кирилл, поняв, что в платье должно быть очень холодно

– Как тебя зовут?
— Масленица, — ответила красивая юная барышня и зашла к Кириллу.
— Что ты здесь делаешь? Почему плачешь?
— Мой дядя колдун экспериментировал с разными зельями. Что-то нахимичил и отправил меня в будущее. Но сказал, вернуться мне будет легко, достаточно будет наполниться энергией праздника во время празднования Масленицы. Но я вижу, здесь никто не слышал про этот праздник. В будущем не существует Масленицы, — после этих слов девочка опять зарыдала.
Кирилл провел малышку на кухню, принес ей плед, заварил теплый чай.
— Почему же не знаем. Знаем. Масленица – это праздник блинов.
— Неужели сказка про Масленицу у вас такая грустная?
— А у вас какая?
— У нас Масленица – это шумный праздник. Нужно шуметь и радоваться тому, что зима уходит. Нужно прыгать и танцевать так, чтобы земля дрожала. Если не разбудить землю, то весной она будет непригодна для вспахивания и сеяния. Будет плохой урожай. Да и весна не придет к тем, кто не рад уходу зимы.
— И этот холод останется с нами навсегда?
— И холод. И мне придется остаться. Ведь только во время всеобщего веселья я могу улететь назад в прошлое.
Кирилл понял, что перед ним стоит тяжелая задача. Нужно сделать так, чтобы сказка о Масленице стала реальностью. Он обзвонил всех друзей и знакомых и рассказал им о великом значении языческого праздника

Когда пришли родители, он сообщил о важности Масленицы и им. Все вместе они начали организовывать торжество, чтобы на выходных отпраздновать настоящею Масленицу

Не только с блинами, но еще и с сжиганием чучела, песнями, танцами, смехом. На праздник пришло много людей. Все так веселились, что их энергии хватило, чтобы отправить девочку домой в прошлое. С тех пор Кирилл каждый год организовывает празднование Масленицы и всем рассказывает про ее значение. А Вы что знаете о празднике?

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла.
Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: