Быль — былина — небылица
Конечно, мы не можем утверждать, что все, о чем говорится в народных сказаниях об Илье Муромце, имеет реальную подоплеку. В приключениях былинного богатыря встречаются сугубо фантастические сюжеты, которые носят чисто фольклорный характер. К таким сюжетам относятся победа Ильи над чудовищными «супротивниками» — Соловьем Разбойником и Идолищем, рассказ о поединке русского богатыря с собственным сыном Сокольником, который гибнет от руки отца.
Ученые установили, что народная фантазия изменила социальное происхождение героя. Реальный Илья был, вероятнее всего, знатным человеком, состоящим в родстве с князем Владимиром Мономахом. Сказители русского Севера сделали его крестьянским сыном, а исполнители казачьих песен, в которых тоже встречается этот славный герой, назвали его «старым казаком».
Однако есть в сказаниях об Илье и достоверные элементы. Прежде всего — это рассказ о его чудесном исцелении и о призвании на ратное служение. Согласно преданию, несчастный калека, который с самого рождения до тридцати лет был парализован, исцеляется с Божией помощью. В советских изданиях этого текста Илье помогают «калики перехожие» — паломники в Святую Землю, носители народного религиозного сознания. Но в дореволюционных изданиях былины духовный характер призвания Ильи еще более очевиден, потому что в них будущего героя под видом калик исцеляет Сам Господь Иисус Христос в сопровождении двух апостолов. Сюжет этого сказания не имеет аналогов в эпосе других народов.
Былинный рассказ о благочестивой смерти героя — «Три поездки Ильи Муромца» — столь же нетипичен для народных преданий, хотя его начало носит чисто сказочный характер. Мы видим Илью у дорожного камня с надписью, предвещающей тому, кто поедет по первой дороге,— убитому быть, по второй — женатому, по третьей — богатому. Вначале Илья, как и подобает герою, едет по дороге смерти, но, вопреки нашему ожиданию, опасность, которая подстерегает его там,— ничтожна. Его встречает не былинное чудовище и не несметное полчище врагов, а всего лишь небольшая шайка разбойников, которых Илья побивает без труда. Приключение на второй дороге, которая обещает Илье семейное счастье, носит не героический, а сказочный характер. Здесь Илья встречает ведьму, напоминающую Бабу-ягу, и ее дочку, которая пытается соблазнить богатыря. Однако Илья легко побеждает плотской соблазн. Но что же ждет нашего героя на пути к богатству, которое обещано ему на третьей дороге? Илья Муромец действительно находит на этой дороге клад и на эти деньги строит церковь. Здесь он умирает, и в этой церкви его и хоронят. Очевидно, что последняя поездка Ильи отражает реальные события. Последний подвиг, который совершает любимый герой народных сказаний, — это подвиг благочестия.
Былинные сказания об Илье рисуют картину мирной святой кончины: герой или окаменевает, то есть превращается в святые мощи, или спокойно умирает, перед смертью построив церковь. По народным представлениям, такому великому герою «смерть на роду не писана». В действительности все было куда более драматично. Согласно экспертизе, преподобный Илия умер от ран, что говорит о том, что он был убит. По одной из версий, это произошло во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, «такого разорения в Киеве дотоле не бывало». И естественно, бывший воин не мог оставаться в стороне и встал на защиту символа древнерусского Православия и своей обители. Непосредственной причиной смерти стала обширная рана от копья в области груди, которую святой воин пытался прикрыть привычным движением левой руки, в которой на этот раз, увы, не было щита. Правая рука святого воина сложена в крестном знамении — это был его последний жест перед смертью.
Газета «Православная вера» № 01 (548)
Родом из-под Чернигова?
Мы называем Илью Муромцем, но в первых исторических упоминаниях о нём он зовётся Муровлянином или Моровлянином. Это явно указывает на город Моровск под Черниговом. Моровск был известен с XII века и ещё в начале XVII века представлял собой заметный город, но потом быстро утратил городские функции.
Таким образом, то ли в былинах Илью Моровлянина сделали родом из Мурома по причине большей известности последнего в России, то ли наоборот, на Украине в XVI веке Илью Муромца сделали родом из Моровска по аналогичной причине. Всё-таки в пользу происхождения Ильи из-под Чернигова говорит то обстоятельство, что в былинах «точным» местом его рождения указывается село Карачарово. Но Карачарово – татарское название. Оно не могло появиться под Муромом раньше XIII века. Таким образом, скорее всего, Илья происходил из Северщины.
Поездка Ильи Муромца в город Киев
Потом Илья продолжает свой путь в город Киев, чтобы по пути победить Соловья-разбойника. Еще он совершает много других подвигов. Например, защищает от врагов Чернигов и строит мост через реку Смородину.
По приезду в Киев, Илья посещает княжеский дворец. Он показывает князю Соловья и заставляет его свистеть по-соловьиному. Затем Илья его убивает.
Так Илья остается в Киеве и получает почетное место за княжеским столом. Но он отказывается от этого, так как считает, что его место с дружинниками.
В дальнейшем, Илья мирит поссорившихся Добрыню и Дуная, помогает Алеше Поповичу, Дюку Степановичу. Еще он предостерегает князя Владимира от неверных действий (былина о Сухмане).
И в Киеве, и в Царьграде он совершает много других подвигов. К примеру, побеждает Идолище, защищает город от воинов Калина-царя. Иногда в сказках вместо Калина можно встретить Батыгу (или Батый Батыевич).
Характер ильи муромца. Илья Муромец — кто он такой, краткая биография
Илья Муромец известен всем как прекрасный былинный богатырь. Он один из главных русских былин 12-16 века. Это самый известный и, в то же время загадочный, персонаж.
Его имя, это воплощение народного идеала героя-воина. А также, его образ связывается и с библейским Ильей Пророком. После смерти он становится святым Ильей. Еще прослеживается в его образе связь с землей, что сближает его святость с покровителем плодородия.
Илья Муромец до 33 лет просидел на печи. А потом исцеленный старцами, которые еще и наделили его невиданной силой, он защищал Русь от всякой нечисти. В то время служил он князю Владимиру.
В сюжетах многих былин (сказок) он возглавляет дружину русских богатырей. И вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, он входит в триаду великих богатырей.
Познакомьте своих детей с этим героем и читайте дома красивые сказки про Русь и богатырей. Расскажите им что такое русская печь, какой она была конструкции, что на ней можно было даже лежать, спать и шаньги выпекать. Расскажите как люди раньше жили в своих домах и строили их из бревен.
Илья Муромец — краткая биография
Интересно то, что Илья Муромец — это не придуманный персонаж.
Как человек, он существовал на самом деле. Звали этого человека Чобиток. Родом он был из Мурома. А конкретно, родился он в селе Карачарове, который находился недалеко от города Мурома, в крестьянской семье.
После рождения он ходить не мог и сидел «сиднем» тридцать лет и три года.
И уже только после чудесного исцеления каликами перехожими, Илья обрел «великую силушку». Тогда-то он и слез с печи.
Калики предсказали также ему будущее о том, что он буде совершать богатырские подвиги и что «смерть ему на роду не писана».
Когда калики уходят, Илья идет на отцовское поле, чтобы очистить его от кореньев и пней.
Потом он получает благословение родителей и отправляется в Киев.
По дороге он встречает Святогора. Они состязаются между собой в силе. где Святогор побеждает. Богатыри, тем не менее, братаются. Затем Святогор умирает, но успевает передать Илье свою силу богатырскую. И уже только после этого он становится настоящим богатырем.
Потом Илья продолжает свой путь в город Киев, чтобы по-пути победить Соловья-разбойника. Еще он совершает много других подвигов. Например, защищает от врагов Чернигов и строит мост через реку Смородину.
По приезду в Киев, Илья посещает княжеский дворец. Он показывает князю Соловья и заставляет его свистеть по-соловьиному. Затем Илья его убивает.
Так Илья остается в Киеве и получает почетное место за княжеским столом. Но он отказывается от этого, так как считает, что его место с дружинниками.
В дальнейшем, Илья мирит поссорившихся Добрыню и Дуная, помогает Алеше Поповичу, Дюку Степановичу. Еще он предостерегает князя Владимира от неверных действий (былина о Сухмане).
Илья Муромец совершил большое количество подвигов, которые сложились в былинный цикл, а по-простому, в красивые и умные сказки.
И в Киеве, и в Царьграде он совершает много других подвигов. К примеру, побеждает Идолище, защищает город от воинов Калина-царя. Иногда в сказках вместо Калина можно встретить Батыгу (или Батый Батыевич).
Путешествия Ильи Муромца
Есть цикл былин, который связан с поездками Ильи в «Индею богатую» или «Карелу проклятую».
Везде он встречается с разбойниками и убивает их, а богатую казну раздает нищим.
В путешествиях он встречается с другими богатырями, например, с Добрыней Никитычем. Они бьются, но бой всегда заканчивается примирением и обменом крестами. После этого они отправляются в Киев, чтобы служить князю Владимиру.
Ученые предполагают, что жил Илья в 12 веке. А в Киево-Печерской лавре принял монашество.
Потом после своей смерти (примерно в 1188 г) его причислили к лику святых. В 1643 г. его канонизировали как Илью Печерского.
Основные (личностные) качества Ильи Муромца
Основными качествами Илья являются: мужество, сила, мудрость, трезвость, рассудительность и жизненный опыт.
Часто он побеждает врагов в одиночку.
Так несокрушимая сила его и воинское умение должны предостеречь всех, кто собирается идти войной на Киев.
Имея свою жизненную позицию, Илья ссорится с князем Владимиром.
За это его сажают в «погреба глубокие», где он должен умереть от голода и жажды. Никто не осмеливается нарушить приказ князя. Однако, княгиня Апраксевна приказывает тайно кормить Илью едой с княжеского стола. Поэтому он не теряет силу и в любое время готов выступить на защиту Киева.
Таким образом, он предстает перед народом как герой идущий в бой во имя «вдов, сирот и малоимущих детишек». Илья не стал совершать подвигов во имя «собаки князя Владимира».
Жизненный путь: легенды и факты
- 1168 год – Илья отправляется в Киев, чтобы служить князю Владимиру. Речь идет не о Владимире Красно Солнышко, который упомянут в былинах. Он умер в 1015 году, но народная молва продлила ему жизнь, сделав героям богатырских былин. И даже не о Владимире Мономахе – он закончил свою жизнь в 1125 году. Скорее всего, богатырь едет к Владимиру Мстиславовичу, который дважды захватывал и некоторое время удерживал власть в Киеве, поскольку это было время княжеских междоусобных войн. Большую же часть своей военной биографии Илья служил князю Святославу – правнуку Мономаха, – защищая Русь от половцев, а в дальнейшем – его сыну Игорю.
- К 1168 году относится и его наиболее известный подвиг – победа над Соловьем-Разбойником по дороге в Киев. Направлявшиеся в город торговые караваны нередко подвергались нападениям половцев и разбойников – хорошо обученных воинов, устраивавших засады и грабивших торговцев. Скорее всего, Илья победил одного из них, которого прозвали Соловьем за умение оглушительно свистеть. Он освободил прямой торговый путь к столице и завоевал благодарность не только правителя, но и народа.
- 1168–1178 годы – время военных походов. Будучи проницательным политиком, Святослав стремится объединить князей в целях противостояния внешнему врагу. Он предпринял первый успешный поход, в котором участвует и Илья. Разгромлено немало вражеских полчищ. По легендам, богатырь побеждает противников с помощью чудесных предметов – меча-кладенца и булавы, подаренной богатырем Святогором.
- Святослав принимает Илью в свою дружину. Крестьянский сын становится участником всех битв десятилетия, а затем – прославленным воином. Одно из преданий приписывает ему прозвище «Чеботок», полученное после того как Илья отбился от врагов чоботом, или сапогом.
- Защита границ страны, битвы с иноплеменными захватчиками, среди которых хазары, половцы, татары и полумифические Калин Царь, Тугарин, Идолище Поганое; походы в дальние земли, дружба или единоборство с другими богатырями, ссора с Владимиром Красно Солнышко – распространенные сюжеты былин. Они до сих пор не исследованы до конца, так же как и их связь с реальными историческими фактами.
- 1185 год – сын князя Игорь Святославич собирает дружину из семи тысяч воинов, которая отправляется в поход в половецкую землю. Русское войско терпит жестокое поражение. Это событие описано в «Слове о полку Игореве». В бою участвует Илья, чудом избежав гибели. После этих событий он принимает решение стать монахом и больше никогда не брать в руки оружия.
- В том же 1185 году Илья приезжает в Киево-Печерскую лавру. Постригший его игумен Василий выражает надежду, что воин будет защищать монастырь от половецких набегов, но Илья твердо заявляет о своем решении. Он принимает имя Илии, в честь пророка, и ведет аскетический образ жизни.
- 1 января 1188 года князь Рюрик Ростиславович нападает на Киев, приведя с собой союзников половцев (битва упоминается в «Повести временных лет»). Они врываются в лавру. Инок Илия, видя поругание святыни и смерть братьев, все-таки поднимает меч, но гибнет от удара копья в область сердца. Ему было примерно 45-50 лет.
- 1643 год – Илия, в числе 69 подвижников лавры, был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
- 1963 год – состоялось первое исследование мощей Илии Печерского.
Факты и только факты
Первое письменное упоминание об Илье — былинном богатыре — относится к 1574 году. Оно принадлежит литовскому воеводе Кмите Чернобыльскому, который в частном письме жалуется на несправедливое отношение к нему начальства и сравнивает свою участь с судьбой Муромца: он, как Илья и другие богатыри, находится в опале до тех пор, пока не будет в нем необходимости. В письме литовского воеводы зафиксирован известный сюжет о ссоре богатыря Ильи и князя Владимира.
Первое описание гробницы святого Илии Печерского относится к 1594 году. Оно принадлежит австрийскому дипломату Эриху Лассоте. Лассота старательно осматривал все местные достопримечательности и описывал их в своем дневнике. Среди прочего он упоминает о том, что в знаменитой Киево-Печерской Лавре ему показали капеллу с гробницей героя и богатыря Илии Муровлянина, о котором в народе ходит множество «басен». Таким образом, Лассота дает косвенное указание на то, что в это время Илья из народных сказаний и православный святой почитались как одно лицо.
Наибольшей достоверностью обладают сведения о жизни Илии Печерского, принадлежащие монаху Киево-Печерской Лавры Афанасию Кальнофойскому. Он сообщает о том, что святой Илия жил во времена Владимира Мономаха и умер около 1188 года. Канонизация святого Илии Печерского произошла в 1643 году.
Кроме того, упоминания о могучем русском воине Илье встречаются в германском и скандинавском эпосе XIII века, правда, приключения Ильи Русского, как его называют германские сказители, почти ничем не напоминают сюжеты былин об Илье Муромце, и уж тем более никак не проливают свет на вопрос о тождестве былинного и реального Ильи.
Классические былины о богатыре Илье были записаны очень поздно — только в XIX веке на русском Севере.
Казалось бы, собрать все эти пестрые и разнородные данные в единое целое не представлялось возможным для исследователей. Однако подтверждение подлинности народных представлений о святости богатыря Ильи Муромца пришло с неожиданной стороны.
Пересказ былины три поездки Ильи Муромца
На перекрестке трех дорого увидел Илья Муромец камень Алатырь, на котором было написано: поедешь прямо, будешь убит, поедешь направо, обогатишься, а налево — женишься. Выбрал Илья путь прямо, где ждала его смерть, так как богатство ему ни к чему, а жениться поздно. В Смоленских топях увидел он множество разбойников, сорок тысяч, которые хотели его ограбить и убить. Только богатства у него не было, и стал Илья своим шлемом размахивать, так всех разбойников и перебил. Вернулся он к камню и исправил надпись, что дорога прямо открыта. Затем выбрал он дорогу, указывающую на женитьбу. Встретила его девица, отвела в свои покои и стала на кровать укладывать. Тогда Илья схватил ее и саму на кровать бросил. Упала она в подвал, где томились 12 богатырей. Выпустил их Илья. Вернулся к камню и еще одну надпись исправил. Поехал по третьему пути, нашел богатства и раздал бедным. И третью надпись на камне исправил.
https://youtube.com/watch?v=y9yy5kIslP4
Рожденные в СССР не знали, что богатырь — святой
Зато со школьных лет знали былины, где он упоминается – больше похожие на увлекательные сказки, ведь в них Илья побеждает «идолище поганое» и «Соловья-разбойника». Чаще всего святой тоже воспринимался, как сказочный персонаж, может быть, правда, и имевший прототипа в реальной жизни. А о том, что пещеры Киево-Печерской обители хранят нетленные мощи человека по имени Илия Муромец, как правило, советские дети просто не знали.
Комплекс подземных пещер в Киево-Печерской лавре, где покоятся мощи печерских подвижников в 1057 году
Да и знать было особенно нечего: первое научное исследование мощей проводилось в 1963 г., было, по общему мнению современных ученых, неполным и к тому же тенденциозным: мол, останки принадлежат вроде бы человеку «монголоидной расы», есть на теле множество ран, но они «имитированы монахами».
Более объективное и всестороннее исследование проведено только в 1988 г., когда во время «перестройки» гонения на религию стали ослабляться, и даже впервые на государственном уровне было отпраздновано 1000-летие Крещения Руси. Потому и ученые могли говорить о результатах своей работы более свободно. Так, оказалось, что человек, мощи которого находятся в раке:
действительно жил и погиб на рубеже XII-XIII вв.; судя по всему – был убит ударом копья в грудь;
Есть народное прозвание святого – Чеботок, косвенно подтверждающее версию его гибели: во время нападения на обитель он, монах, который теперь не брал в руки оружия, разгонял врагов… своим «чеботком», сапогом.
- по меркам своего времени действительно был богатырем: очевидно, физически очень сильным, к тому же достаточно высоким человеком – примерно 177 см роста – по тем временам существенно выше среднего;
- скорее всего, во время мирской жизни этот инок был воином – ученые обнаружили на теле множество старых ран;
- наконец, были обнаружены и, видимо, давние, может быть – врожденные, проблемы с позвоночником – а ведь былины говорят, что до 33 лет Илья «сидел сиднем», не мог ходить, пока не исцелили его некие «калики перехожие».
Что же касается заключения 1960-х об антропологическом типе человека, то реконструкция его облика по методу известного скульптора М.М.Герасимова показала, что Илья все же был славянином. О нем ли идет речь в былинах?
Реконструкция облика преподобного Илии по черепу (метод Михаила Герасимова, выполнена С.А. Никитиным)
Что ж, анализ, проведенный учеными подтверждает: это самый вероятный вариант, уж очень много совпадений с этим устным народным преданием.
Образ богатыря — рождение, призвание былинного героя
(В. Васнецов «Богатырский скок» 1914г)
Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.
В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.
Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.
Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа.
Легенда о деде Ильи Муромца
Популярным и известным персонажем былинного эпоса является именно Илья Муромец. Биография персонажа начинается с легенды, которая связана с его дедом. Согласно ей, дед славного воина был язычником и отказывался принимать христианство. Когда-то он прорубил икону топором, после чего на его род было наложено проклятие. Все мальчики, которые должны родиться, будут калеками.
Прошло 10 лет, после чего у деда родился внук Илья. К огромному сожалению, страшное проклятие, возложенное на его род, исполнилось. Илья Муромец не мог ходить. Он пытался встать на ноги, но все его попытки увенчались неудачей. Вскоре будущий воин стал тренировать руки, однако даже после этого он так и не смог встать на ноги. Наверное, его много раз посещали мысли о том, что он навсегда останется калекой и не сможет ходить, как все.
Героем летописей и былин, которого знает каждый ребёнок и взрослый, является именно Илья Муромец. Биография воина является достаточно интересной и увлекательной. Давайте знакомиться с ней дальше.
Детство и юность богатыря
Точных данных о жизни героя древнерусского эпоса богатыря Ильи Муромца нет. Впервые он упоминается в летописях в 1574 году. Многие исследователи отождествляют Илью со святым Илией Муромским (Печерским) – святым, у которого отсутствует каноническое житие. Известна лишь дата его смерти. Поэтому некоторые события жизни Ильи можно только предположить, исходя из былинных сюжетов.
Больше всего фактов свидетельствует в пользу того, что Илья родился 5 сентября 1143 года во Владимирской области в селе Карачарово. Сейчас оно относится к городу Мурому. Из дошедших до нас источников известно, что его родители были верующими крестьянами, уже немолодыми к моменту рождения сына Ильи. Отца звали Иван Тимофеевич, мать – Епестенья (Ефросинья) Яковлевна, по другим источникам – Александровна, по фамилии они были Гущины. До сих пор в Муроме живут потомки героя.
Былины рассказывают, что русский богатырь просидел сиднем в батюшкином доме на печи примерно до 30 лет, пока его не исцелили пришедшие в село странники – «калики перехожие». После чего он получил способность ходить и недюжинную физическую силу. По останкам святого богатыря, которые находятся в Киево-Печерской лавре, ученые определили, что Илья был действительно сильным, развитым человеком и страдал спондилоартрозом – заболеванием суставов, похожим на радикулит. Могло быть так, что калики, поставившие его на ноги, были лекарями-костоправами и вправили ему позвонки.
Илья в ссоре с князем Владимиром
Стольный князь Владимир устраивает пир для князей, бояр и богатырей, а лучшего из богатырей, Илью Муромца, не приглашает. Илья сердится, берет лук со стрелами, сбивает золочёные маковки с церквей и созывает голь кабацкую — собирать золочёные маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся городская голь собирается вокруг богатыря и вместе с Ильёй они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь советуется с боярами, кого им послать за Ильёй Муромцем, чтобы пригласить его на пир. Те подсказывают князю послать за Ильёй его названого крестового брата, Добрыню Никитича. Тот приходит к Илье, напоминает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы меньшему брату слушаться большего, а большему — меньшего, а потом зовёт его на пир. Илья уступает своему крестовому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.
Вместе с Добрыней Никитичем Илья приходит на княжеский пир. Князь Владимир сажает их на почётное место и подносит вина. После угощения Илья, обращаясь к князю, говорит, что, если бы князь послал к нему не Добрыню Никитича, а кого-нибудь другого, он не стал бы даже слушать посланного, а взял бы стрелу и убил бы князя с княгиней. Но на этот раз богатырь прощает князя Владимира за причинённую обиду.
Илья Муромец в былинах[]
Лучшее свидетельство огромной популярности образа Ильи Муромца – количество былин и былинных сюжетов о нем. Ведь даже о Василии Буслаеве – фигуре весьма колоритной – известно всего два сюжета. Существуют сотни записей былин о Ставре, Дюке, Чуриле, Садко, Соловье Будимировиче, но оригинальных сюжетов о каждом из них один-два – не более, в то время как об Илье Муромце можно назвать более десяти, не говоря уже о вариантах, которые, собранные вместе, вполне могут составить подлинную Илиаду русского эпоса.
Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей – ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович – не может сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем.
«Спокойное величие древнего эпоса дышит во всех рассказах, и лицо Ильи Муромца выражается, может быть, полнее, чем во всех других, уже известных сказках», – писал А. С. Хомяков в предисловии к первой публикации былин из собрания П. В. Киреевского (Московский сборник, 1852), когда былины еще считались сказками. А в 1860 году в первом выпуске Песен, собранных П. В. Киреевским, была опубликована «Заметка о значении Ильи Муромца» К. С. Аксакова, с которой, по сути, и начинаются попытки осмысления этого образа
Константин Аксаков первым обратил внимание, что образ Ильи Муромца является своеобразным рубежом, отделяющим две эпохи в развитии русского эпоса. «Илья Муромец, – подчеркивал он, – не принадлежит к титанической, но к богатырской эпохе; он есть величайшая, первая человеческая сила»