Способы запоминания таблицы умножения
Существует множество приемов и методов, при помощи которых можно запомнить информацию с первого раза. Это образные, игровые и логические способы работы с материалом, среди которых наиболее популярными считаются следующие.
Карточки
Карточки с яркими картинками – один из самых известных приемов, как легко и быстро освоить таблицу умножения. Предварительно готовится набор карточек с примером умножения без ответа (8х8=?). Суть игры состоит в том, что ребенок вытягивает из стопки карточку и озвучивает получаемое при умножении число. Если ответ правильный, карточка «выходит» из игры, а если неверный – возвращается в общую стопку. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки и не будут даны правильные ответы на все примеры.
Конечно, на первых порах лучше использовать карточки с умножением только на несколько чисел, например, на 2 и 3. После того как ребенок усвоит простые вычисления, переходите к цифрам посложнее: умножению на 4 и 6, затем – на 7 и 9. Материал можно взять с подходящего интернет-ресурса и распечатать, но лучше сделать карточки вместе с ребенком, нарисовав его любимых мультипликационных героев или персонажей сказок.
На пальцах
Пальцы рук – безошибочный счетчик, если правильно научить ребенка ими пользоваться. Для начала нужно пронумеровать пальцы как на картинке, – присвоим им цифры от 6 до 10.
Нумерация пальцев рук
Попробуем перемножить 7 и 8, используя пальцы. Для этого нужно соединить седьмой палец на левой руке и восьмой палец – на правой, провести мысленно над ними черту и посчитать количество пальцев сверху и снизу на каждой руке. Остается только сложить количество нижних пальцев между собой, и определить десятки – 3+2=5 десятков. Затем перемножить между собой количество верхних пальцев между собой и получить единицы – 2х3=6 единиц. В результате получается 56.
Умножение 7х8 с помощью пальцев рук
Немного по-другому проводят умножение на 9. Для этого нужно пронумеровать пальцы рук, начиная с единицы. Если нужно умножить 6х9, нужно согнуть шестой палец и посчитать количество пальцев слева до него, обозначающих десятки – 5. Затем посчитать количество пальцев справа от загнутого пальца, обозначающих единицы – 4. Получится 54.
Умножение с помощью пальцев рук на «9»
В стихах
Книга Александра Усачева
Детям с гуманитарным складом ума будет легче запомнить таблицу умножения в стихотворной форме. Приобретите для ребенка книгу Марины Казариной или Александра Усачева с веселыми стихами, которые не только развлекут, но и помогут постичь азы умножения. Для каждого примера из таблицы авторы придумали короткие двустишья или четверостишья, которые легко запоминаются даже дошкольниками.
Песня
Некоторые примеры из таблицы умножения легко выучить с помощью песни композитора Владимира Шаинского на слова Михаила Пляцковского «Дважды два – четыре». Заводная мелодия поднимает настроение, а строчки из песни легко запоминаются даже маленькими детьми.
Мультфильмы
Все дети любят мультфильмы! В интернет-сети можно найти как российские, так зарубежные развивающие мультипликационные фильмы, помогающие изучить азы умножения. Сделайте для ребенка подборку с любимыми героями, чтобы процесс обучения стал интересным, веселым и увлекательным.
Таблица Пифагора
Необязательно учить классические столбики с примерами! Существует более простой способ умножения чисел – таблица Пифагора. В ней количество сочетаний сокращено до 36. Правило умножения простое: выбирается число в левом столбике и умножается на цифру из верхней строки. Ответ находится на месте их пересечения.
Таблица Пифагора
Если ребенок утомился, старайтесь не останавливаться во время выполнения упражнения до тех пор, пока не наступит улучшение или показатель не повысится по сравнению с исходным. Переключайте деятельность только между заданиями, иначе ребенок привыкнет отступать при первой же неудаче. Если малыш сомневается в своих силах, попросите его не расстраиваться, уточните, что именно вызвало затруднения, мягко предложите перемножить числа еще раз.
Игровые методы
В основе детского обучения находится принцип развития любопытства у ребенка: если малыша заинтересовать, он, сам того не замечая, увлеченно входит в изучение.
Многие родители хотят заставить кроху вызубрить предмет, но такие методы дети переносят плохо.
Подборка запоминания умножения в форме игр:
- Карточки. Методика давно зарекомендовала себя при изучении любого школьного предмета и математика не исключение. Таким способом легко поддается запоминанию деление, умножение. Лицевая часть карточки содержит пример, обратная часть — ответ: выигранные элементы уходят.
- Игра по времени. Задающий оглашает пример и включает таймер. Такой ход сильно мотивирует ребенка к правильному ответу.
- Изучение в стихах. Легко поддаются запоминанию примеры, если учить их на слух. Взрослому и ребенку необходимо выучить стишки, которые далее помогут с решением.
- Использование игрушек. С помощью игрушек зверей, птиц и других предметов, можно наглядно показать систему.
- Морской бой. По полям распишите цифры, а условием для атаки корабля станет ответ умножения. Если ребенок сказал правильно – засчитывайте ему атаку.
Гораздо легче, интереснее происходит обучение, если в него вовлечены все члены семейства.
Важно! Можно придумать поощрительную систему выигрыша за правильный ответ. Также можно приводить примеры из реальной жизни, спрашивая: сколько лап у четырех кошек, сколько колес у пяти машин. Также можно приводить примеры из реальной жизни, спрашивая: сколько лап у четырех кошек, сколько колес у пяти машин
Также можно приводить примеры из реальной жизни, спрашивая: сколько лап у четырех кошек, сколько колес у пяти машин.
Игра 1
Можно приготовить карточки со случаями умножения без ответов. Ребёнок должен вытягивать по одной. Если он даёт правильный ответ, то откладывает карточку в сторону, неправильный — возвращает в стопку. Можно устроить соревнования: кто больше даст правильных ответов.
Игру можно разнообразить. Например, давать ответы на время. И каждый день подсчитывать количество правильных ответов, чтобы у ребёнка появилось желание улучшить свой вчерашний рекорд. Можно вместо карточек с выражениями подготовить карточки с ответами. Например, на карточке написано число 24. Ребёнок должен назвать несколько случаев, в которых результатом умножения будет это число.
Как быстро и легко выучить таблицу умножения с ребёнком?
Рассмотрим несколько, проверенных личным опытом, практических советов, которые, при применении на практике, дают очень хороший результат.
Совет №1
Большую роль в усвоении таблицы умножения играет понимание смысла умножения. Объясните ребёнку смысл действия умножения и научите этим пользоваться при вычислениях.
Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.
8 умножить на 3 – это значит, что число 8 мы должны взять 3 раза: 8 х 3 = 8 + 8 + 8
Понимая смысл умножения, ребёнок сможет найти результат даже в ситуации, когда он забыл какой-то случай из таблицы.
Например, забыв результат умножения числа 4 на 8, можно заменить умножение сложением и найти произведение: 4 х 8 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 32.
Важно знать переместительное свойство умножения (от перестановки множителей произведение не меняется), тогда результат можно найти ещё быстрее: 4 х 8 = 8 х 4 = 8 + 8 + 8 + 8 = 32
Умножать можно с помощью рук
Умножение на 9
Для этого положите руки ладонями вверх, пальцы разогните. Мысленно пронумеруйте пальцы слева направо от 1 до 10. Загните тот палец, на какое число нужно умножить 9. Например, нужно 9х3. Загибаете 3 палец. Все пальцы слева (их 2 — это десятки), пальцы справа (их 7) — единицы. Соединяем десятки и единицы, получаем — 27.
Вычисление произведения любых однозначных чисел больше, чем 5
Способ 1
Пронумеруйте мысленно пальцы на обеих руках. Мизинец — 6, безымянный — 7, средний — 8, указательный — 9, большой — 10 (на то он и БОЛЬШОЙ, чтобы выражать самое БОЛЬШОЕ число).
Допустим, вы хотите узнать, сколько будет 8 х 7. Соедините вместе средний палец левой руки (8) с безымянным правой (7), как показано на рисунке. А теперь считайте. Два соединённых пальца плюс те, что под ними, указывают на количество десятков в произведении. В данном случае — 5. Число пальцев, оказавшихся над одним из сомкнутых пальцев, умножьте другим сомкнутым пальцем. В нашем случае 2 х 3 = 6. Это — число единиц в искомом произведении. Десятки складываем с единицами, и ответ готов — 56.
Способ 2
Например, нужно умножить 7х7. Загнём на левой руке столько пальцев, на сколько первый множитель больше 5, а на правой руке столько пальцев, на сколько второй множитель больше 5.
В данном случае будет загнуто по 2 пальца. Если сложить количество загнутых пальцев и перемножить количество не загнутых, то получится соответственно число десятков и единиц искомого произведения, т.е. 49. Если этим способом вычислять произведение 6х7, то получится 3 десятка и 12 единиц, т.е. 30+12=42
Проверьте и убедитесь, что эти способы действительно работают.
Совет № 3
Знание правил умножения упростит запоминание таблицы умножения:
- При умножении любого числа на 1 получается то число, которое умножали.
- Все результаты умножения на 10 начинаются с числа, которое мы умножаем, а заканчиваются на 0.
- Все результаты умножения на 5 заканчиваются на 5 или 0: если умножали нечётное число – на 5, если чётное – на 0.
- Чтобы умножать на 4, можно просто дважды удваивать число. Например, чтобы умножить 6 на 4, нужно удвоить 6 два раза: 6 + 6 = 12, 12 + 12 = 24.
- При умножении на 9, запишите ряд ответов в столбик: 09, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90. Запомнить нужно первое и последнее число. Все остальные можно воспроизвести по правилу: первая цифра в двузначном числе увеличивается на 1, а вторая уменьшается на 1.
Научиться пользоваться таблицей Пифагора
Необходимо показать ребёнку, что числа из левого столбика умножаются на числа из верхней строки. Найти результат очень просто: нужно только провести рукой по таблице вниз и вправо от множителей до места пересечения, где и будет расположен результат умножения.
Возьмите пустую распечатанную или нарисованную таблицу и заполните её вместе с ребёнком. Причем в цвете, закрашивая одинаковый результат одним цветом. Сразу будет видна закономерность. Ребёнок увидит, что запоминать нужно только половину таблицы (согласно переместительному закону умножения).
Понимая смысл умножения, можно использовать для вычислений предыдущие или последующие табличные случаи. При этом случае нужно лишь вычесть или прибавить нужное число.
Немного о геймификации
Перед тем, как мы приступим к самим стихотворениям, хотелось бы сказать о том, как вы уже на начальном этапе можете помочь своему ребенку выучить таблицу умножения.
Для начала дайте задание своему ребенку сделать свою таблицу умножения. К примеру, он может срисовать ее с оригинала цветными карандашами, фломастерами или даже красками, а также добавить собственные иллюстрации.
Это уже поможет малышу познакомиться с новой для себя информацией, а сама таблица понемногу начнет откладываться в его памяти. Да и интереса учить «свою» красочную таблицу у него будет намного больше.
Далее можно переходить к процессу изучения. Начинать лучше с самого понятного. Для начала можно объяснить, что значит умножать на единицу, а после этого – что значит умножать на 10. Таким образом уже совсем скоро вы освоите 20 примеров. При этом желательно «привлекать» к действу любимые игрушки, книжки и предметы ребенка.
Дальше стоит объяснить, что примеры будут чуть сложнее, и как раз для этого ребенку предстоит учить стихи
Но важно дать понять, что все это будет очень весело и интересно, а также объяснить, почему это будет полезно и как пригодится малышу в его малышовой жизни
Чем больше игровых элементов вы привнесете в процесс, тем с большим интересом ребенок будет заниматься. При желании вы можете даже устроить домашнее представление, главным героем которого будет рассказчик таблицы умножения.
Теперь же приступаем к стихам.
Чудеса продолжаются
Изучать таблицу умножения дольше 5-10 минут (не говоря уже о 15 минутах) в день — наказание для ученика второго класса, но делать это нужно обязательно. Поговорите с ним о том, что нет в мире человека, который бы не пользовался умножением в обычной жизни или работе. Знания о числах — это основа многих наук. Приведите примеры из биологии и генетики, из истории и искусства.
Половина Пифагора
Как только переместительный закон будет усвоен, можно уполовинить таблицу умножения ровно по диагонали. Разделительная черта пройдет через квадраты чисел. И тут ребенку открывается еще одно удивительное и занимательное свойство произведений — квадраты чисел в таблице Пифагора не повторяются, как остальные. Число умножается само на себя только один раз.
Умножение на пальцах: волшебная девятка
Для родителей этот прием может стать открытием. На пальцах принято складывать и отнимать, но никак не умножать числа. Однако этот прием умножения на 9 куда занимательнее, чем зубрежка равенств.
Попросите ребенка обвести левую и правую руку. Пронумеруйте каждый пальчик от левого мизинца (1) к правому (10). Чтобы умножить на девятку какое-то число, обведите соответствующий палец на бумаге кругом. Теперь объясняйте ребенку принцип счета: слева от обведенного — число десятков, а справа — количество единиц. Проверьте сами.
Есть также гиф-анимации и видео «Почему нас не учили этому в школе». Покажите такие ролики ребенку. Он обязательно оценит. Даже для 1 класса такая интересная система будет понятна.
Как выучить таблицу умножения на 3?
Возможно, ребёнок не сразу поймет принцип умножения, родителям следует проявить терпение и смекалку. Вам не помешает понаблюдать, каким методом вашему малышу легче запоминать таблицу.
У многих развита зрительная память, у других все отлично воспринимается на слух. Используйте тот вариант обучения, который более гармонирует ребёнку.
На изображении ниже хорошо видно, что каждый следующий ответ ровно на три единицы больше предыдущего. А прибавить школьнику младших классов к 12 три не составит труда. Поэтому таблица на три не такая уж и сложная для запоминания.
Таблица умножения для детей на 3
Взломайте систему
Обычно таблица умножения на обратной стороне школьных тетрадок выглядит так.
Один вид этих бесконечных столбиков с цифрами способен вогнать энергичного младшеклассника в отчаяние. Поэтому без сомнений берите жирный маркер и на глазах ребёнка перечёркивайте математическую пытку. Это не просто перфоманс, а способ создать позитивный настрой.
Вместо сложных примеров предложите школьнику таблицу Пифагора.
Это и есть настоящая таблица умножения. Покажите ребёнку, насколько легко ею пользоваться.
Результат умножения двух цифр — это число, которое находится на пересечении строки и столбика с соответствующими цифрами. Например, чтобы умножить 3 на 4, достаточно мысленно провести две линии: одну горизонтальную от цифры 3 в левом столбике, и вторую вертикальную — от цифры 4 в верхней строке. Результат — 12.
Таблица деления на 4
Таблица деления на 4
Деление на четыре — это легкое действие для школьника, который хорошо знает таблицу умножения и таблицу деления на 2 и 3. Ребенок может даже посчитать результат в уме, если у нет настроения заучивать действия.
Таблица деления на 4:
0:4=0 (0 разделить на 4, получается 0)
4:4=1 (4 разделить на 4, получается 1)
8:4=2 (8 разделить на 4, получается 2)
12:4=3 (12 разделить на 4, получается 3)
16:4=4 (16 разделить на 4, получается 4)
20:4=5 (20 разделить на 4, получается 5)
24:4=6 (24 разделить на 4, получается 6)
28:4=7 (28 разделить на 4, получается 7)
32:4=8 (32 разделить на 4, получается
36:4=9 (36 разделить на 4, получается 9)
40:4=10 (40 разделить на 4, получается 10)
Играй и запоминай
Даже самая идеальная армия солдатиков может наскучить ученику второго-третьего класса. Поэтому запаситесь другими играми и упражнениями. В арсенале родителей всегда должны быть запасные варианты дидактики по математике.
Математика — действительно очень увлекательная наука. Ребенку будет в разы интереснее, если вы вместе с ним заново погрузитесь в волшебство чисел и поиграете всей семьей.
Математическое лото
Можно купить готовое или распечатать и нарисовать совместно с мамой, папой, и старшим ребенком.
У участников — карточки с заданиями, у ведущего — ответы-произведения. Учитывая, что одно и то же произведение можно получить с помощью разных множителей, кто-то закроет поле быстрее, если быстрее сосчитает:
18= 1х18, 2х9, 3х6, 6х3, 9х2, 18х1.
Карточки и карты
Начать можно с простых карточек без ответов. Если ребенок отвечает верно, забирает себе очко. Если ответа нет или он неверен — задание возвращается в колоду. Можно добавить одно из условий:
- назвать больше верных ответов в единицу времени;
- дать верный ответ минимум на семь из десяти заданий и т.д.
Усложнить эту игру можно, превратив ее из дидактической в карточную. Участники берут из колоды по четыре карты. Право первого хода можно определить по жребию или считалочкой.
Задача игроков — вычислять значения произведений (или любых других математических действий). У кого произведение больше, тот и забирает кон.
Посмотрите видео и вы поймёте, как здорово с помощью игры запоминают таблицу умножения в семье Бровченко.
Бытовые задачки
Позвольте своему юному гению участвовать в решении некоторых семейных вопросов. Пусть подсчитывает вместе с мамой продукты и столовые приборы для праздника, а с папой — расход бензина на поездку в магазин и обратно.
Рифмованные строки
Развитие памяти у детей проще всего стимулировать стишками и песенками. Тем более что в школе им редко разрешены веселые способы заучивания правил. То, что изучается в позитивном настроении, на эмоциональном подъеме, запоминается быстрее и прочнее.
Поэтому малыш обязательно оценит стремление мамы и папы подурачиться всем вместе и почитать математические речевки перед ужином.
Обратите внимание на специальные пособия с готовыми стихами. Одно из них — стихи Марины Казариной «Про умножение» и Андрея Усачева «Умножение»
Также можно попытаться самостоятельно вместе с детьми сочинить несколько стишков—двустиший . Они точно запомнятся на всю жизнь! Готовые рифмы можно найти в Сети, а сюжеты подскажет детская фантазия.
Цветные квадраты
Распечатайте таблицу Пифагора, заштрихуйте в ней квадраты по любой схеме для вышивки крестом. Чтобы рисунок был закончен, школьнику придется заполнить цветные квадраты произведениями чисел.
Обратный вариант упражнения: задайте шифр, в котором будут даны значения произведений и цвет, а ребенку нужно закрасить квадратики в соответствии с шифром.
Другие приемы изучения таблицы умножения
Естественно, единственного верного ответа на вопрос «как правильно учить таблицу умножения» не существует. В каждом отдельном случае, для каждого конкретного ребенка, даже для каждого конкретного урока нужно подбирать определенные наиболее эффективные способы. Попробуйте использовать в своем педагогическом арсенале, несколько приемов работы с вашим ребенком, и тогда вы сможете быстро и легко понять, как лучше научить его таблице умножения. Вот эти способы.
Пример из практики
Выучить любое произведение из таблицы Пифагора будет проще, если продемонстрировать его на практике. Например, у мальчиков можно спросить, сколько всего нужно колес для 5 автомобилей (5×4=20). А таблица умножения для девочек может иметь примеры в стиле, сколько нужно резинок, чтобы заплести по две косички трем куклам (2×3=6).
Сложные примеры
Вашему ребенку какие-то примеры из таблицы умножения могут даваться проще, а какие-то сложнее. Старайтесь тренировать ним именно сложные примеры, чтобы он концентрировался особенно на них.
Таблица умножения на пальцах
Некоторые примеры из таблицы умножения можно легко посчитать, используя пальцы, «природные счеты человека». И это касается не только самых простых произведений, но и, к примеру, умножения на 9. Для этого кладем руки ладонями вниз друг рядом с другом, пальцы нужно выпрямить. Теперь, чтобы умножить любое число на 9 просто загибаем палец под номером этого числа (считая слева). Число пальцев до загнутого будет являться десятками ответа, а после – единицами.
Вообще на пальцах можно считать всю таблицу Пифагора. В данном видео таблицы умножения на пальцах представлены решения более сложных примеров:
Базовые принципы самостоятельного изучения таблицы умножения
Прежде чем начинать знакомить ребенка с данной темой, необходимо определить для себя несколько правил:
обучение должно происходить через призму позитива. Форма подачи материала может варьироваться в зависимости от интересов школьника, например, ребенку, увлекающемуся рисованием, будет проще учить таблицу, нарисованную собственными руками и раскрашенную на собственный лад;
Важно! Успехи детей в учебе должны поощряться родителями. Слова поддержки и искренняя похвала будут мотивировать ребенка, подстегивать желание быть еще лучше
- необходимо помнить о том, что моментальных результатов не бывает. При возникновении сложностей в запоминании следует относиться к этому спокойно, стараться делать подсказки, не прибегая к эмоциональным порывам бросить изучать;
- если существует такая необходимость, например, ребенок устал или заболел, лучше сделать небольшую паузу в занятиях и приступать к ним снова только после умственной разгрузки;
- занятия с ребенком лучше всего проводить регулярно и в одно время по несколько минут, однако при отсутствии у родителей настроя на помощь ребенку, если мысли заняты чем-то другим, стоит перенести занятие.
Процесс обучения при позитивной обстановке
Полезные советы
Малышу удастся выучивать по столбцу в день, если родители будут помогать ему на каждом этапе. На изучение этой сложной темы в школе отводится как минимум целое полугодие. Математические диктанты, письменные задачки, игры — учительница в классе, как может, занимает детскую память. Старайтесь, чтобы домашние занятия не были утомительными для детей. Цель родителей — учение с увлечением.
Предупреждения родителям:
- Приучать мозг к нагрузкам нужно постепенно. 3 минуты в начале изучения таблицы достаточно.
- Не спешите заставлять ребенка учиться — принуждение никогда не было хорошим способом.
- Нельзя смешивать организационные моменты и выполнение заданий. Перед занятием будет правильно дать ребенку время на подготовку рабочего места и приготовление ручки, тетради и счетного материала.
- Начинать и заканчивать занятие нужно только на позитивной ноте.
- Любой тренажер эффективен, если используется дозированно. Не стремитесь выучить все и сразу, разделяйте информацию на мелкие блоки.
- Информация должна повторяться многократно, но не монотонно, иначе вы переутомите ребенка и получите обратный результат — плохой аппетит и сон, снижение памяти.
- Игровой метод запоминания — лучший выбор для домашних упражнений. Играючи, дети не замечают, что их учат. Именно такое восприятие уроков позволяет информации надежно укорениться в памяти ребенка.
- Ребенку нужно помогать учить наизусть. Вряд ли второклассник сумеет сам себя заставить сидеть и зубрить. Старайтесь хотя бы часть занятия проговаривать равенства вслух вместе. Сначала подряд, затем вразнобой.
- Память лучше работает на сон грядущий, на ночь. Перед тем как отправить малыша спать, задайте несколько примеров вразброс.
- Старайтесь, чтобы усложнение заданий происходило не часто и не слишком рано. Иначе ребенок перестанет понимать материал.
- Меняйте порядок заданий от занятия к занятию. Чередуйте подвижность и сосредоточенность в играх.
- Предложите ребенку записать на диктофон таблицу. Собственный голос лучше любого тренажера укладывает информацию в память.
В России прошлых веков таблицу умножения изучали через муштру, зубрежку и розги. Сегодня эффективно осваивать сложный материал помогают уникальные авторские учебные пособия, табличный и рисуночный стимулирующий материал, электронные устройства и приложения.
Заинтересовывать детей учебой стало легче, но им по-прежнему требуется присутствие и участие родителей, ведь в общении и совместной деятельности любые уроки даются легче.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Помогите ребенку понять смысл умножения
Первое, что нужно сделать, — объяснить удобство умножения. Вы можете начать изучение таблицы умножения задолго до ее появления в школьной программе. Например, заранее расскажите, что существует такое волшебное математическое действие, которое позволяет не складывать поочередно одни и те же числа, а в одно действие получить результат. Поэтому родителям полезно знать, в каком классе учат таблицу умножения.
Наглядное чудо
Предположим, в семье есть традиция подсчитывать расходы за месяц. Попросите ребенка принять участие в домашней бухгалтерии. Он ведь у вас уже такой взрослый и даже сам ходит за хлебом!
Задание: посчитать, сколько денег потребуется, чтобы в течение месяца покупать хлеб по 20 рублей.
Возьмите простой перекидной календарь и пишите каждый день в нужной ячейке:
Пускай юный математик посчитает нарастающим итогом каждый день или сразу весь месяц. А потом просто покажите ему как волшебство единственное действие:
Этот прием — своеобразная презентация важного навыка. В результате родители получают неплохой мотивационный инструмент для ребенка: «Давай учить таблицу умножения, чтобы можно было легко и быстро считать»
Школа математических фокусов
Фокусы с числами не должны заканчиваться на подсчете семейного бюджета. Теперь предложите своему второкласснику самостоятельно найти взаимосвязь между сложением и умножением. Разберите с учеником задание-продолжение.
— Два дня подряд мы с тобой покупали чупа-чупсы по 9 рублей. Сколько денег мы на них потратили?
— 9+9 = 18 рублей, — ответит школьник.
— А если я буду покупать тебе такие конфеты всю неделю, сколько денег я потрачу?
— ?.. В неделе 7 дней, значит: 9+9+9+9+9+9+9=…, — задумается и станет долго считать. Позвольте ему дописать пример и получить 63.
— А давай попробуем посчитать по таблице умножения? Смотри (покажите таблицу на обороте тетради) — сколько дней подряд я покупаю конфеты?
— 7! — выберите столбец на 7.
— А сколько стоит каждая конфета?
— 9 рублей! — найдите строку на 9.
— Смотри, сколько получается?
— Тоже 63! Ого!
— Калькулятор тоже знает таблицу умножения. Смотри: 7 умножаем на 9, равно 63. Видишь, как быстро! Здорово?
— Да!
Ведите диалог занимательно, старайтесь увлекать ребенка, создавать интригу, указывать на «чудесные» свойства чисел, показывая на личном примере, как можно быстро умножать.
Другие удивительные и простые закономерности
Мальчики и девочки быстро понимают, что умножение — это облегченное сложение. Сразу же можно поведать и о других интересных закономерностях произведений:
Умножение на единицу: число, умноженное на единицу, остается неизменным. Тут удобно считать звезды или сто-тыщ-миллионы. И даже самое большое число не изменится при умножении на единицу.
«Я каждый день даю тебе в школу по 1 яблоку. Сколько яблок за неделю? А за 30 дней? А за 365?»
Умножение на ноль: даже самого большого в мире числа не будет, если его умножить на ноль. Можно что-то перекладывать из коробки в коробку и использовать синонимичное нулю слово «Ни разу».
«Ты каждый день уходишь и не берешь с собой яблоки. Сколько моих яблок ты не съешь в школе за неделю? А за 30 дней? А за 365?»
Умножение на 10
Здесь важно объяснить, куда дописывать нолик. В школе дети разбирают, что такое разряды и почему ноль дописывают именно справа. Дома достаточно повторить правило.
Дома достаточно повторить правило.
«Первый множитель «такой-то», второй — 10.
Чтобы получить значение произведения, нужно дописать нолик к первому множителю справа».
Умножение на 100, 1000 и более лучше пока отложить, если только ребенок сам не задаст вопрос.
Как выучить таблицу умножения на 9?
Вышеописанным вариантом можно запомнить умножение чисел и на девять. А ещё есть отличный вариант — это умножение при помощи пальцев рук. Для этого:
- Достаточно на обеих руках посчитать все пальцы и присвоить каждому номер. Количество пальцев после этого пальчика будет равняться второй цифре (единице) произведения.
- Первая цифра (указывающая на десятки) равна количеству пальчиков до исходящего пальца.
Таблица умножения для детей
Пример:
Если вы желаете умножить 9 на 7, то найдите на руках палец под номером 7. До него у вас будет 6 пальцев — это шесть десятков. После него 3 — это три единицы. Итого получается: 63.
Как выучить таблицу умножения на 4?
Бывает малышу совершенно неинтересны ваши объяснения. И если вы бесполезно бьетесь о непроходимую стену непонимания им таблицы умножения, пытаясь научить такой математической науке, то можно все сделать в виде игры, например, с лего конструктором. Для изучения таблицы на 4 в этом конструкторе достаточно деталей.
Пример умножения нужно показывать наглядно:
- Начинайте по порядку прибавлять по четыре детали необходимое количество раз.
- Потом считайте полученное произведение.
- Если за один раз не удастся объяснить основы умножения, то через время повторите уроки еще раз.
Обучение ученицы умножению
Несколько советов па заучиванию стихов
И в заключение хотим дать несколько рекомендаций, которые помогут вашем ребенку освоить таблицу умножения с помощью стихов быстрее.
Начинать заниматься лучше всего с самого раннего возраста, даже когда ребенок еще не совсем понимает смысла того, что учит, но начинает более-менее осознанно говорить, т.е. в 2-3 года. Впоследствии объяснить ему смысл того, что он уже знает, будет гораздо проще, да и сама такая активность будет способствовать развитию мозга.
Сначала показывайте ребенку, как должно звучать стихотворение. Произносите все с выражением и расстановками. Старайтесь объяснять то, что ему непонятно. Причем заниматься можно не только дома, но и на прогулке, по пути в магазин или по дороге в садик. Когда ребенок начнет осваивать стихи, просите его заканчивать предложения вместо вас.
Интересуйтесь у малыша, понимает ли он, о чем идет речь. Для лучшего понимания используйте игрушки, картинки, фотографии и предметы, вызывающие нужные образы и ассоциации. Также будет замечательно, если у ребенка будет мотивация понять и запомнить стих. Так, вы можете сказать, что сегодня хотите удивить дедушку или поднять настроение папе.
И, конечно же, не забывайте повторять с ребенком стихи и саму таблицу умножения. При этом избегайте бездумной и скучной зубрежки, иначе интерес быстро пропадет, а вернуть его будет очень сложно.
Давайте простые примеры из повседневной жизни, учите малыша применять знания на практике, просите его помогать вам посчитать что-нибудь. Это поможет ему почувствовать, что новые знания ему действительно нужны.
И обязательно проявляйте терпение, если у ребенка что-то не получается. Результат обязательно будет, просто иногда его нужно немного подождать. Желаем удачи!
Отмечайте прогресс
Самооценка ребенка в восемь лет очень хрупка.
Обязательно не забывайте хвалить юного математика за отличную память и умение ориентироваться по таблице умножения. Когда ему удастся освоить произведение единицы или десятка, устройте небольшой праздник. А потом переходите к следующим столбцам.
Нет необходимости запоминать таблицу в строгом порядке от 1 до 9. Ребенку от 7 лет гораздо проще осваивать разнобой:
- единица и десяток;
- ноль;
- пять;
- пары и четверки;
- тройки и шестерки;
- восьмерки;
- девятки;
- семь.
Перед каждой новой ступенью закрепляйте предыдущий материал вразброс. Хорошо, если ребенок самостоятельно придет к выводу о том, что семерка — это сумма произведений одного числа на 3 и 4. Упражняйтесь с наглядной таблицей до тех пор, пока память школьника не начнет выдавать ответы автоматически.
Закрашивайте или штрихуйте те ячейки в таблице, которые хорошо освоены, чтобы ученик видел свой прогресс. Лучше всего делать это после каждого занятия. Но возвращаться к упражнениям на уже изученные примеры — обязательно.