Море
Николай Языков
Струится и блещет, светло, как хрусталь,
Лазурное море, огнистая даль
Сверкает багрянцем, и ветер шумит
Попутный: легко твой корабль побежит;
Но, кормчий, пускаяся весело в путь,
Смотри ты: надёжна ли медная грудь,
Крепки ль паруса корабля твоего,
Здоровы ль дубовые рёбра его?
Ведь море лукаво у нас: неравно
Смутится и вдруг обуяет оно,
И страшною силой с далёкого дна
Угрюмая встанет его глубина,
Расходится, будет кипеть, бушевать
Сердито, свирепо и даст себя знать!
Вопросы к морю
Николай Языков
Хочу у моря я спросить,
Для чего оно кипит?
Пук травы зачем висит,
Между волн его сокрыт?
Это множество воды
Очень дух смущает мой.
Лучше б выросли сады
Там, где слышен моря вой.
Лучше б тут стояли хаты
И полезные растенья,
Звери бегали рогаты
Для крестьян увеселенья.
Лучше бы руду копать
Там, где моря видим гладь,
Сани делать, башни строить,
Волка пулей- беспокоить,
Разводить медикаменты,
Кукурузу молотить,
Деве розовые ленты
В виде опыта дарить.
В хороводе бы скакать,
Змея под вечер пускать
И дневные впечатленья
В свою книжечку писать.
На море
Николай Гумилёв
Закат. Как змеи, волны гнутся,
Уже без гневных гребешков,
Но не бегут они коснуться
Непобедимых берегов.
И только издали добредший
Бурун, поверивший во мглу,
Внесётся, буйный сумасшедший,
На глянцевитую скалу.
И лопнет с гиканьем и рёвом,
Подбросив к небу пенный клок…
Но весел в море бирюзовом
С латинским парусом челнок;
И загорелый кормчий ловок,
Дыша волной растущей мглы
И — от натянутых веревок —
Бодрящим запахом смолы.
Средства выразительности
Краткий анализ стихотворения Державина «Памятник» выглядит следующим образом. Произведение отличается торжественной интонацией и высокой лексикой, а также величественным, неспешным ритмом. Для достижения подобного эффекта автор использует многочисленные средства художественной выразительности.
Для подчеркивания возвышенного строя мыслей в своём произведении поэт использует слова высокого стиля («чело», «возгордились», «тлен», «дерзнул»
) и эпитеты («вечный», «чудесный», «быстротечный
»).
Также в стихотворении встречаются метафоры («времени полёт», «зарей бессмертия
»), гипербола («металлов твёрже он и выше пирамид
»), инверсии («и презрит кто тебя», «в народах неисчетных
»), олицетворения («ни гром не сломит», «слух пройдёт », «ни времени полёт не сокрушит
»).
Композиция
Композиция элегии «Море» довольно интересна. Так, стихотворение условно можно разделить на три части.
- В первой части автор описывает беседу лирического героя с морем. При этом поэт искренне восхищается стихией, но у него возникает ощущение, будто за внешним спокойствием скрывается некая тайна.
- Вторая часть представляет собой описание бури. Ей герой стихотворения даёт весьма необычное объяснение. По его мнению, это явление обусловлено тем, что из-за «тёмных туч» нарушается идиллия неба и моря.
- В финальной части стихотворения Жуковский снова описывает спокойную стихию, что делает композицию произведения кольцевой. Теперь Жуковский прекрасно осознает, какую тайну скрывает пучина вод.
Таврида
Юнна Мориц
Там цвёл миндаль. Сквозило море
Меж кровель, выступов, перил.
И жизни плавали в просторе,
И чей-то шёпот говорил
Об этом. Нежно пахло летом,
Небесной влагой, огурцом.
Душа, стеснённая скелетом,
Такое делала с лицом,
Что облик становился ликом
Судьбы. Торчали из резьбы
Черты в изломе полудиком:
Жаровней — глаз, скула — калмыком,
И сушь растресканной губы.
Над миндалём Бахчисарая,
Где скифы жарили форель,
Носилось время, пожирая
Аквамариновый апрель,
Меня с тобой, и всех со всеми,
Со всех сторон, с нутра, извне.
Всепожирающее время,
Неумирающее время
Вертело вертел на огне.
Но мне ещё светила младость —
Послаще славы эта радость,
Крупней бессмертия вдвойне.
Пускай случится что угодно,-
Я счастлива была, свободна,
Любима, счастлива, свободна,
Со всеми и наедине!
Ходила в том, что так немодно,
Но жертвенно и благородно
Щадило время дух во мне.
1967
Синее
Игорь Северянин
Сегодня ветер, беспокоясь,
Взрывается, как динамит,
И море, как товарный поезд,
Идущий тяжело, шумит.
Такое синее, как небо
На юге юга, как сафир.
Синее цвета и не требуй:
Синей его не знает мир.
Такое синее, густое,
Как ночь при звёздах в декабре.
Такое синее, такое,
Как глаз газели на заре.
«Синее нет», так на осине
Щебечут чуткие листы:
«Как василёк, ты, море сине!
Как небеса, бездонно ты!»
Я рисую лето разного цвета
Для детей самые любимые в году месяцы – июнь, июль, август. И стихи про лето для детей 6-7 лет передают всю радость летних дней. А забавные и смешные стихи про лето говорят, как весело бывает в это время.
Я рисую лето
Я рисую лето –
А какого цвета?
Красной краской –
Солнце,
На газонах розы,
А зеленой – поле,
На лугах покосы.
Синей краской – небо
И ручей певучий.
А какую краску
Я оставлю туче?
Я рисую лето –
Очень трудно это…
Братья-месяцы
Братья-месяцы дружили,
В гости летом приходили.
Приносил с собою брат
То, чем был всегда богат:
Июнь — клубникой ароматной,
Июль — малиной сладкой, знатной,
Август очень был богат —
Нёс янтарный виноград.Елена Эрато
Лето
Вот и лето подоспело
– Земляника покраснела:
Повернется к солнцу боком
– Вся нальется алым соком.
В поле – красная гвоздика,
Красный клевер. Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом.
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным.М. Ивенсен
Отчего так много света?
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это – лето
На все лето к нам пришло.
Оттого и каждый день
Все длиннее, что ни день,
Ну а ночи,
Ночь от ночи,
Все короче и короче.И. Мазнин
Доброе лето
Доброе лето!
Доброе лето!
Сколько тепла в нем
И сколько в нем света!
Лето стучится
К нам в окна с утра:
— Вставай, детвора!
Вставайте, утята,
Гусята, телята!
Я всех вас умою
Водою речною
И солнцем согрею!
Растите скорее!Н. Полякова
Лето
Лето – зеленое,
Солнце – лучистое.
В небе ни облачка –
Чистое – чистое!
Речка – весёлая,
Переливается.
Резвая рыбка
В речке плескается.
В поле пшеница –
Вся золотистая,
Ласточка в небе
Быстрая – быстрая!
Лето зелёное –
Жаркое – жаркое!
Солнышко светит –
Яркое – яркое!
Лето
Столько света! Столько солнца!
Столько зелени кругом!
Наступило снова лето,
И тепло пришло к нам в дом.
А вокруг так много света,
Пахнет елью и сосной.
Вот бы было так, что лето
Было целый год со мной!
Лето
В город, в каждое село
Лето красное пришло.
Ослепительный, хоть сдунь,
На пороге встал июнь.
Солнца много и воды,
Всюду яркие цветы,
Ягоды вместо пилюль-
Завершается июль.
На губах медовый вкус.
Август — дыни и арбуз,
Столько всякого добра!
Выбираю — виноград.
Как огромная монета,
Покатилось с горки лето,
К каждому приклеюсь дню,
Если лето догоню.
Жаркая пора
Лето — жаркая пора,
Светит солнышко с утра,
Даже если дождь пойдёт —
Вокруг сияет всё, поёт.
Летом — синяя река
И плывут в ней облака,
Рубином ягоды горят,
Пора каникул для ребят.Елена Эрато
***
Солнышко пригрело,
И земля запела,
Расцвела цветами,
Светит огоньками.
На зелёной ёлке,
Выросли иголки,
Шишки на макушке,
Вот вам и игрушки.
Зайцы и лисицы,
Водят хороводы.
Ведь с приходом лета,
Праздник у природы.С. Пшеничных
Примеры метафор из художественной литературы
Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства. (М.Е. Салтыков-Щедрин) * * *
Волны несутся гремя и сверкая. (Ф.И. Тютчев) * * *
Умильная прелесть (Ф.И. Тютчев) * * *
Замшевая походка. (В.В. Набоков) * * *
Царапающий взгляд. (М. Горький) * * *
Я хочу кинжальных слов. (К. Бальмонт) * * *
Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. (Н.С. Тихонов) * * *
Пустых небес прозрачное стекло. (A. Ахматова) * * *
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева) * * *
Мама и убитый немцами вечер. (В. Маяковский) * * *
Немой покой. (И.А. Бунин) * * *
Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы. (Б. Л. Пастернак)
Метафоры в произведениях С.А. Есенина
Кудрявый сумрак. * * *
В саду горит костер рябины красной. * * *
Березовым веселым языком. * * *
Руки милой — пара лебедей В золото волос моих ныряют. * * *
Ты — мое васильковое слово, Я навеки люблю тебя. Как живет теперь наша корова, Грусть соломенную теребя? * * *
«Черемуха»
Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. * * *
Дымом половодье Зализало ил. Желтые поводья Месяц уронил. * * *
Туча кружево в роще связала, Закурился пахучий туман. Еду грязной дорогой с вокзала Вдалеке от родимых полян. * * *
Лес застыл без печали и шума, Виснет темь, как платок, за сосной. Сердце гложет плакучая дума… Ой, не весел ты, край мой родной. * * *
Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный. * * *
Не больна мне ничья измена, И не радует легкость побед, Тех волос золотое сено Превращается в серый цвет. * * *
Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок? Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок? И мне в ответ березка: «О любопытный друг, Сегодня ночью звездной Здесь слезы лил пастух. Луна стелила тени, Сияли зеленя. За голые колени Он обнимал меня. * * *
Младенцем завернула Заря луну в подол. * * *
Сердце гложет плакучая дума… * * *
Прячет месяц за овинами Желтый лик от солнца ярого. Высоко над луговинами По востоку пышет зарево. Пеной рос заря туманится, Словно глубь очей невестиных. Прибрела весна, как странница, С посошком в лаптях берестяных. На березки в роще теневой Серьги звонкие повесила И с рассветом в сад сиреневый Мотыльком порхнула весело. * * *
Прибрела весна, как странница, С посошком в лаптях берестяных. На березки в роще теневой Серьги звонкие повесила И с рассветом в сад сиреневый Мотыльком порхнула весело. * * *
Теперь бы брызнуть в небо Вишневым соком стих За отческую щедрость Наставников твоих. * * *
Метафоры в произведениях А.С. Пушкина
«К Чаадаеву»
Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы. * * *
«Анчар»
Природа жаждущих степей Его в день гнева породила… * * *
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. * * *
Утих и шум, и крик торговый; Лишь только лает страж дворовый Да цепью звонкою гремит. Она поет — и звуки тают, Как поцелуи на устах, Глядит — и небеса играют В ее божественных глазах; Дул север. Плакала трава И ветви о недавнем зное, И роз, проснувшихся едва, Сжималось сердце молодое. * * *
«Евгений Онегин»
У ночи много звезд прелестных, Красавиц много на Москве. Но ярче всех подруг небесных Луна в воздушной синеве.
Метафоры в произведениях А.А. Фета
Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот; Смотри: из-за дремлющих сосен Как будто пожар восстает. Сияние северной ночи Я помню всегда близ тебя, И светят фосфорные очи, Да только не греют меня. * * *
На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал. ***
Я ль несся к бездне полуночной, Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис. ***
«На стоге сена ночью южной»
И с замираньем и смятеньем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Все невозвратнее тону.
Метафоры в произведениях А.А. Блока
«Снежное вино»
И вновь, сверкнув из чаши винной, Ты поселила в сердце страх Своей улыбкою невинной В тяжелозмейных волосах. Я опрокинут в темных струях И вновь вдыхаю, не любя, Забытый сон о поцелуях, О снежных вюгах вкруг тебя. И ты смеешься дивным смехом, Змеишься в чаше золотой, И над твоим собольим мехом Гуляет ветер голубой. И как, глядясь в живые струи, Не увидать себя в венце? Твои не вспомнить поцелуи На запрокинутом лице? ***
В легком сердце — страсть и беспечность, Словно с моря мне подан знак. Над бездонным провалом в вечность, Задыхаясь летит рысак. ***
И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. ***
Горек мне мед твоих слов. ***
Змеиные кудри. ***
Гадать по картам ночи. ***
Вопли скрипок.
История написания
Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии.
Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить своё место в жизни, в обществе, в литературе.
Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стихотворения «Памятник», ставшим, по сути, вольным переводом одноименного произведения древнеримского поэта. В своём «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца
Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который задумался о собственном предназначении и начал воспевать талант и поэтическую славу.
Примеры метафоры в стихах зарубежных поэтов
Среди признанных классиков мастером использования метафор был Шекспир. В его сонетах это – мощное стилистическое средство. Метафоры нередко являются основой его художественных образов. С их помощью происходит переосмысление реальности, раскрывается скрытый смысл вещей.
Так, сонет 18 целиком представляет расширенную аналогию между возлюбленной лирического героя и ясностью летнего дня:
В сонете 146 так говорится о душе человека:
А в сонете 73 смерть уподобляется вечернему сумраку:
Поэт-романтик Джон Китс сравнивает процесс написания стихов с посевом и жатвой зерна:
А вот как надежда уподобляется птичьему пению в стихотворении американской поэтессы Эмили Дикинсон:
Поль Верлен, французский символист, в своем стихотворении «Тоска» проводит аналогию жизни лирического героя, отданной на волю случая, с брошенным в море судном:
Над рекой и через лес – Детские песенки
Религиозные и праздничные песни, Традиционные детские песенки
Популярная песня на День Благодарения «За рекой и сквозь лес» изначально была опубликована как стихотворение под названием «Песня новоанглийского мальчика о дне благодарения».
Стихи, принадлежащие известной писательнице Лидии Марии Чайлд, представляют ее собственные детские воспоминания, когда она собиралась посетить дом своего дедушки в День благодарения.
Впервые стихотворение было опубликовано в сборнике «Детские цветы для детей» в 1844 году. идти; Лошадь знает, как везти сани, Сквозь белоснежный сугроб, о!
Через реку и через лес, О, как ветер дует! Пальцы жалит и нос кусает, Как по земле идем.
Через реку и через лес, Чтобы иметь первоклассную игру; О, услышь звон колокольчика: «Тин-а-лин-лин!» Ура, День благодарения!
Через реку и через лес, Беги скорей мой серый в яблоках! Прыгать над землей, как охотничья собака, Ведь сегодня День Благодарения!
Через реку и через лес, И прямо через ворота скотного двора. Кажется, мы идем очень медленно, Так тяжело ждать!
За рекой и через лес, Теперь шапку бабушки я шпионю! Ура веселью! Пудинг готов? Ура тыквенному пирогу!
«Песня мальчика из Новой Англии о Дне благодарения»
Лидии Марии Чайлд
Через реку и через лес, В дом дедушки мы идем! Лошадь знает дорогу, Сани нести, По снегу белому и поземному.
За рекой и через лес, К дедушке* домой! Мы не остановимся ни на кукле, ни на топе, Ведь сегодня День Благодарения.
Над рекой и через лес, О, как ветер дует! Пальцы жалит, И нос кусает, Как по земле идем.
Над рекой и через лес, С ясным голубым зимним небом, Собаки лают, И дети слушают, Идем, позвякивая.
Через реку и через лес, Чтобы иметь первоклассную игру. Услышьте звон колоколов: «Тин-а-линг-линг!» Ура, День благодарения!
По реке, да по лесу, Неважно, какой ветер дует, Или если попадем Сани опрокинут, В сугроб. Через реку и через лес, Чтобы увидеть маленьких Джона и Энн
Мы их всех поцелуем, И поиграем в снежки, И побудем, сколько сможем
Через реку и через лес, Чтобы увидеть маленьких Джона и Энн. Мы их всех поцелуем, И поиграем в снежки, И побудем, сколько сможем.
По реке и по лесу, Рысью скорей, серая в яблоках! Весна над землей, Как охотничья собака! Потому что это День Благодарения!
Через реку и через лес, И прямо через ворота амбара, Мы, кажется, идем Очень медленно, Так трудно ждать!
Через реку и через лес, Старый Джоулер слышит наши колокола, Он качает пау, Громким гав-вау, И так новости, которые он сообщает.
Через реку и через лес, Когда бабушка увидит, что мы идем, Она скажет: «О, дорогой, Дети пришли, принесите каждому по пирогу.
За рекой, да через лес, Теперь шапку бабушки я слежу! Ура веселью! Пудинг готов? Ура тыквенному пирогу!
Песни благодарения
Turkey in the Straw — популярная народная песня, популярная с начала 19 века…
Подробнее
Поднимите каждый голос и пойте
Афроамериканский фолк, песни на День Благодарения
«Поднимите каждый голос и пойте» — стихотворение, написанное американским писателем и правозащитником…
Подробнее
История создания
Свое знаменитое стихотворение Василий Жуковский создал в 1822 году, после длительного пребывания в Европе. Известно, что для зрелого периода творчества поэта характерен переход от направления сентиментализма к направлению романтизма. Именно это направление пользовалось большой популярностью в отечественной литературе начала девятнадцатого столетия. Признаки романтизма очень заметны в стихотворении Жуковского «Море».
Личные переживания и эмоции поэта также тесно связаны с историей создания данного произведения. На момент написания стихотворения Жуковский питал сильные чувства к Марии Протасовой, однако ему не удалось создать с ней семью. Мать девушки была двоюродной сестрой поэта и не хотела, чтобы он женился на ее дочери.
Друг Жуковского А. Ф. Воейков в своем дневнике написал:
«Море» стало своеобразным ответом поэта в ответ на нападки коллег и друзей. Они с нетерпением ждали, что после зарубежного путешествия Василий Андреевич напишет что-то великое и поделится новые открытиями. Однако их ожидало длительное затишье. Его близкие друзья, Тургенев и Вяземский, считали, что поэту поездка на пользу не пошла. И он выпустил «Море», чтобы подтвердить высокое мнение о себе и доказать, что его творческая активность не иссякла.
Образы и символы
Безусловно, образ моря является главным в стихотворении. Автор наделил море «живыми» качествами: оно умеет дышать, ему присущи психологические качества человека. Море по-настоящему влюблённо в ясное небо. Стихия словно выражает счастье, когда небо отражается в её водах.
Однако такая идиллия длится недолго. Её могут нарушить чёрные тучи, которые скрывают небо от моря. Автор показывает, как водная стихия переживает разлуку с ясным небом. Она из всех сил сопротивляется туче, чтобы снова обрести спокойствие и умиротворение. Лирический герой смог догадаться, какую загадку скрывает море. Он начал чувствовать родство с водной стихией. Смело можно сказать, что лирический герой и море ощущают одну и ту же боль.
Море отличается силой характера. Как только оно видит тучи, оно прогоняет их и делает все возможное, чтобы воссоединиться с небом:
Образ тучи означает не только разлуку, но и размолвку, которая часто настигает влюбленных.
Стихи про море для взрослых
Буря
А. С. Пушкин
Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Её всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С её летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.
1825
***
А. С. Пушкин
К Вяземскому
Так море, древний душегубец,
Воспламеняет гений твой?
Ты славишь лирой золотой
Нептуна грозного трезубец.
Не славь его. В наш гнусный век
Седой Нептун Земли союзник.
На всех стихиях человек —
Тиран, предатель или узник.
***
Александр Сергеевич Пушкин
Земля и море
Идиллия Мосха
Когда по синеве морей
Зефир скользит и тихо веет
В ветрила гордых кораблей
И челны на волнах лелеет;
Забот и дум слагая груз,
Тогда ленюсь я веселее —
И забываю песни муз:
Мне моря сладкий шум милее.
Когда же волны по брегам
Ревут, кипят и пеной плещут,
И гром гремит по небесам,
И молнии во мраке блещут,—
Я удаляюсь от морей
В гостеприимные дубровы;
Земля мне кажется верней,
И жалок мне рыбак суровый:
Живёт на утлом он челне,
Игралище слепой пучины,
А я в надежной тишине
Внимаю шум ручья долины.
***
Отрок
Александр Сергеевич Пушкин
Невод рыбак расстилал по брегу студёного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.
***
Нереида
Александр Сергеевич Пушкин
Среди зелёных волн, лобзающих Тавриду,
На утренней заре я видел нереиду.
Сокрытый меж дерев, едва я смел дохнуть:
Над ясной влагою полубогиня грудь
Младую, белую как лебедь, воздымала
И пену из власов струёю выжимала.
Николай Заболоцкий. Ответы на вопросы, 8 класс. Коровина, 2 часть.
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1. Как вы объясните начало стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке»? Почему подлинная радость очарования русского пейзажа открыта не всем и даже не каждому художнику?В начале стихотворений Николай Заболоцкий пишет о том, что увидеть красоту русского пейзажа, насладиться им дано не каждому. Действительно, природа России часто тусклая, неброская, кажется привычной и обыденной. Чтобы увидеть её подлинную прелесть, нужно набраться терпения и уловить особый момент, например, закатный час.
2. Что происходит с природой, когда «вечерний луч таинственно блеснет»? Почему поэт вводит для ее описания характерные для живого существа черты: вздохнут леса; грудь реки приникнет к небосводу? Что этим достигается? Какие тропы использует поэт?В момент, когда «вечерний луч таинственно блеснет», природа преображается. Всё вокруг, освещённое закатными лучами, «огнём», примет вид драгоценностей, одухотворится, станет контрастным, чётким.Заболоцкий строит стихотворение на олицетворении природы, потому что в такие необычные мгновения она представляется ему живым существом, которое дышит и чувствует. Поэт использует олицетворения «вздохнут леса», «грудь реки приникнет к небосводу» и в последней строке, как обобщение — «живые черты».Помимо олицетворений автор использует эпитеты («нежный огонь», «облачный мир», «сквозные тени») метафоры («из белых башен облачного мира сойдёт огонь»), сравнения («как будто под руками ювелира, сквозные тени лягут в глубине», «как бы сквозь прозрачное стекло, вся грудь реки приникнет к небосводу»).
3. С кем ведет диалог поэт в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок»? В чем его смысл?Стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок» — это обращение к скворцу, который в данном случае символизирует весну. Смысл стихотворения в том, что весна удивительным образом воздействует на человека, заставляет по-новому взглянуть на мир. Лирический герой теряет голову от того, как стремительно нахлынула весна, какими звуками она наполнила мир («и свистит, и бормочет весна»). Ему хотелось бы занять место птицы в скворечнике, окунуться в весенний гомон полностью, но его останавливает предупреждение бабочки.
4. Какая картина мира открывается поэту и вам? Что происходит в природе?Весеннее пробуждение природы — это бурный, неуправляемый процесс, в который вовлечены и деревья, и птицы, и ручьи. Поэт наблюдает разгул стихии («по колено затоплены тополи»). Вокруг «кавардак» и «околесица», но этот хаос не пугает, а приводит в восторг: «А весна хороша, хороша! Охватило всю душу сиренями»).
5. Какие приемы использует поэт в следующих словосочетаниях: И свистит, и бормочет весна; По колено затоплены тополи. / Пробуждаются клены от сна: Ты — наш первый весенний певец / Из березовой консерватории; Охватило всю душусиренями; Полыхая по небу восторгами? Найдите и другие строки, полные поэтических образов, объясните их.
Поэт использует разные средства художественной выразительности:И свистит и бормочет весна — олицетворение;По колено затоплены тополи / Пробуждаются клёны от сна — олицетворение и метафора;Ты — наш первый весенний певец / Из берёзовой консерватории — эпитет;Охватило всю душу сиренями — метафора;Полыхая по небу восторгами — метафора.
Другие примеры тропов:Как бабочки, листья захлопали — сравнение;Птичьи скороговорки — эпитет.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Анализ по строфам «Море»
В. А. Жуковский «Море» по праву считают «литературным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма в поэзии». Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Проводником всего того нового и необычного, что нес в себе романтизм, и явился в России Жуковский.
Одним из ярких образцов романтической лирики является элегия «море», написанное в 1822 году.
Прежде всего обращает на себя внимание то, что поэт, рисуя морской пейзаж, постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Для этого он использует метафоры и олицетворения: «ты дышишь», «тревожною думой наполнено ты», «полное прошлой тревогой своей», «ты долго вздымаешь испуганны волны»
Но это не только выражение чувств и мыслей человека через описание природы.
Такой прием использовался многими поэтами и до Жуковского. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с Думающим и чувствующим собеседником, может быть с другом, а может— с каким-то таинственным незнакомцем.
Особо следует сказать о композиции стихотворения Жуковского. Это своеобразный лирический сюжет, который составляет движение, развитие состояния не столько самого лирического героя или природы, которую он наблюдает, сколько души моря.
Сюжет можно разделить на три части. Я назову их так: «Безмолвное море» — первая часть, «Буря» — вторая часть “Обманчивый покой» — третья часть.
В первой части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Эпитеты подчеркивают чистоту моря, свет, пронизывающий всю картину.
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ — выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Недаром поэт подбирает эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного; лазурь, свет, светозарный. Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Вторая часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму начинает рваться, биться, оно исполнено тревоги и испуга.
Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. Этот эффект достигается за счет использования особого приема — аллитерации, то есть повторения одних и тех же звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой дактилической строки, имитирующей движение волн: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу».
Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там — в небе — все вечно и пpeкрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.
Эта мысль становится понятной лишь в третьей части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает,
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.
Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь мы знаем, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье, но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.