Для чего нужно учить стихи?
Некоторые люди сомневаются в целесообразности заучивания стихотворений. Они аргументируют это тем, что стихи всё равно забываются – и не стоит утруждать детей лишней информацией.
На самом деле учить наизусть произведения нужно не для того, чтобы помнить их долгие годы. Процесс чтения наизусть оказывает положительное влияние на психические процессы. У детей и взрослых тренируется память, развиваются речь и дикция.
В детском возрасте, когда психические процессы ещё формируются, это особенно важно. *В США даже есть практика, когда от школьников в выпускном классе требуют дословное цитирование произведений.#. Заучивание стихотворений наизусть имеет большое значение для развития головного мозга
*Взрослым психологи тоже рекомендуют учить стихи для развития памяти.# Декламирование стихов учит ребёнка выступать перед публикой. Это станет очень полезным в будущем, особенно для скромных, застенчивых деток
Заучивание стихотворений наизусть имеет большое значение для развития головного мозга. *Взрослым психологи тоже рекомендуют учить стихи для развития памяти.# Декламирование стихов учит ребёнка выступать перед публикой. Это станет очень полезным в будущем, особенно для скромных, застенчивых деток.
*Заучивание стихов в дошкольном возрасте тренирует память и развивает кругозор.# Дошкольники быстро запоминают простые стихотворные формы, которые им читают родители. Иногда это происходит непроизвольно. Многие дети – консерваторы, они любят слушать одни и те же произведения. Через какое-то время они сами начинают рассказывать их наизусть.
В стихотворных формах встречается много слов, которые отличаются от привычного словаря. Читая их, можно обогатить словарный запас.
С какого возраста начинать учить стихи?
Ответ на этот вопрос зависит от индивидуальных темпов развития ребёнка. Когда малыш уверенно разговаривает предложениями, можно предлагать ему запоминать небольшие потешки и стишки. *Современные дети начинают говорить позже, чем дети 15-20 лет назад.# Нередко встречаются речевые задержки, поэтому чёткого возраста, с которого дошкольник должен читать наизусть, нет. До того как ребёнок заговорит, нужно читать ему книжки. Понимание речи у таких детей есть. Слова, которые ребёнок знает, но не использует или не умеет произносить, называются пассивным словарём. Когда малыш начинает разговаривать, запасы пассивного словаря переходят в активный. Таким образом, если читать неговорящему ребёнку одни и те же произведения, он с лёгкостью начнёт их воспроизводить после появления связной речи.
*К 5-6 годам дошкольник обычно уже знает несколько стихов наизусть.# В детском саду ни один утренник не обходится без тематических четверостиший.
Знакомство детей с пейзажной лирикой
Например, если это пейзажная лирика, то будет правильным помочь детям увидеть, ощутить и запомнить картину, которую создал поэт, состояние природы, которое отображено в стихотворных строках, почувствовать мелодию, музыку стиха, его настроение, определить личное настроение при чтении стихотворения
При этом очень важно обратить внимание на тот образный язык, которым написаны стихи, на их ритм
В этом случае можно посоветовать ребенку нарисовать то, что ему представлялось во время чтения стихотворения, Очень полезным является «устное рисование». Так, детям предлагают вспомнить и устно нарисовать свои представления тех видений природы, что описаны в стихе.
Стихотворения для малышей 2-3-летнего возраста
Малышам 2-3-летнего возраста читают стишки, где показаны примеры слов во множественном числе. Они помогают ознакомить ребенка с домашними животными, птицами. Стихотворения рассказывают, где живут животные, что едят, чем занимаются, как выглядят и так далее:
Подарили нам щенка, Песик маленький пока. Мы с сестренкой с ним играли, Его Тузиком назвали.
***
У нашей кошки Много котят. Все котята есть хотят. Мама-кошечка одна, Но накормит всех она.
К концу 3 года жизни дошкольник должен знать диких животных. Для этого рекомендуется читать малышу стихотворения про диких мишек, ежиков, зайцев, лис, волков и так далее. Дети узнают, где живут, что едят дикие животные. Такие произведения помогают ребенку познавать мир, повышать интеллект:
Орехи с веток белка рвет, Она их зубками грызет. Есть у белочки дупло, Ей зимой в дупле тепло.
Когда приобщать детей к поэтическим произведениям?
Знакомство детей с поэтическими произведениями может происходить не только в процессе специальных занятий, но и в индивидуальном порядке при проведении коротких минуток поэзии, в процессе других видов деятельности, во время подготовки к календарным и народным праздникам.
Большая часть стихов, с которыми знакомятся дошкольники в детском саду, заучиваются на память. Поэтому от педагогического мастерства воспитателей зависит их художественное чтение детьми.
Некоторые поэтические произведения педагог может использовать не только для заучивания с дошкольниками на память, но и для ознакомления маленьких слушателей с мелодией звучания художественного слова, его образностью и выразительностью.
Дети могут разыгрывать поэтическое содержание стихотворных произведений, инсценировать их.
Заучивание стихов с ребенком на память помогает отработать навыки правильного четкого произношения звуков, слов, словосочетаний.
Стихи для детей для заучивания наизусть 5-6 лет
Учить стихи с детьми – дело не из легких! Для начала важно дать время малышу для того, чтобы он успокоился после активных игр. После этого вам нужно придумать достаточно вескую причину для чего ему вообще необходимо выучить тот, или иной стишок
Аргумент «для развития памяти» ребёнка навряд ли убедит. Из заучивания стихов нужно сделать весёлую и увлекательную игру, придав этому процессу соревновательный характер, или промотивировав малыша другим подходящим для него способом. Вы можете сказать, что учить стихи нужно для того, чтобы ребёнка потом взяли в школу
Естественно важно при этом, чтобы ребёнок очень хотел быстрее пойти в школу
В процессе заучивания стихотворений, вы можете использовать любимые игрушки вашего ребёнка, разыграть с ними или между собой сценки по ролям. Притворитесь актёрами, которые разучивают пьесу или поиграйте вместе в «школу». Самое главное, чтобы ребёнку было интересно и весёло, а детская память, которая отличается очень сильной восприимчивостью, сама сделает своё дело!
А теперь привожу вам несколько любимых стихотворений, которые очень понравятся вам и вашим деткам!
СНЕГИРИ
Прилетели снегири!
Как их много: раз, два, три!
На дерево сели,
В окно посмотрели…
Выходи, Андрюша,
Посмотри, послушай,
Посчитай нас скорей:
Сколько у тебя гостей?
Пригласи нас в дом,
Угости зерном.
Поклюём пшенички,
И попьём водички…
Крыльями помашем –
И «спасибо!» скажем.
З. Орлова
В ДЕТСКОМ САДУ
Детский сад, детский сад!
Ты всегда ребятам рад!
Ждут нас книжки и игрушки,
И шары, и погремушки…
В детский сад идём с утра.
Очень рада детвора.
Водим-водим хоровод:
Можно – задом наперёд.
Можно – прыгать и скакать,
И друзей своих позвать.
Поиграли и попели,
Отдохнуть на лавку сели…
А теперь, детвора,
Пообедать пора!
З. Орлова
ВОТ ТАК ПОМОГЛИ!
Мы на даче помогать
Будем с братиком опять!
Только к грядке подошла –
Ой, крапива обожгла!
Больно мне, но я не плачу.
Мы работаем на даче.
Полем, полем по порядку…
Разомлели от жары.
Оглянулись мы на грядку-
Ни морковки, на травы…
З. Орлова
ЧТО ПОДАРИТ ЛЕТО?
— Что ты мне подаришь, лето?
— Много солнечного света!
В небе радугу-дугу!
И ромашки на лугу!
— Что ещё подаришь мне?
— Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
землянику и грибы!
Подарю тебе кукушку,
Чтобы, выйдя на опушку,
Ты погромче крикнул ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!
В.Орлов
ЕСЛИ БЫЛ БЫ Я ДЕВЧОНКОЙ
Если был бы я девчонкой –
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я бы расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, Сынок!»
Э. Успенский
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.
Олег Бундур
ДОЖДИК, ДОЖДИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?
-Дождик, дождик, где ты был?
-Я по небу с тучкой плыл!
-А потом ты что – разбился?
-Ой, нет-нет, водой разлился,
Капал, капал вниз, упал —
Прямо в речку я попал!
А потом я плыл далёко
В речке быстрой, синеокой,
Любовался всей душой
Нашей Родиной большой!
Ну а после испарился,
К тучке белой прикрепился,
И поплыл, скажу я вам,
К дальним странам, островам.
И теперь над океаном
Я всё вдаль плыву с туманом!
Хватит, ветер, дальше дуть —
Нужно плыть в обратный путь.
Чтобы с речкой повстречаться,
Чтоб с ней в лес родной помчаться!
Любоваться чтоб душой
Нашей Родиной большой.
Так что, ветер, друг ты мой,
С тучкой мы спешим домой!
Нас ты, ветер, подгоняй —
Тучку к дому направляй!
Ведь по дому я скучаю…
Ну-ка, тучку раскачаю!
К дому ух как тороплюсь…
Скоро-скоро к вам вернусь!
Кирилл Авдеенко
КОРАБЛИК
Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат.
На палубе матросы –
Четырнадцать мышат.
Плывёт, плывёт кораблик
На запад, на восток.
Канаты – паутинки.
А парус –лепесток.
Ведёт кораблик утка,
Испытанный моряк.
— Земля! – сказала утка. –
Причаливайте! Кряк!
С.Маршак
МЭРИ
У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал её правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет, —
Нельзя без другого никак!
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьём тебе новый
Иль купим готовый,
Да только смотри – береги!
С.Маршак
КУКУШКА
Вот птица лесная –
Зовётся кукушка.
В лесу она веточке каждой подружка.
Гусениц за день съедает она
Нисколько не меньше, чем весит сама!
Гусениц этих зовут «волосатые»,
Их не съедают другие пернатые!
Н.Грахов
Здоровья и счастья вам, и вашим деткам!
Автор статьи: Кудринская Юлия
Звук Р
Говорить правильно ребёнку помогут эти логопедические стихи на звук Р.
19. Злые крысы грызли крышу,
Но пришёл котёнок рыжий.Крысы в дыры убежалиИ от страха там дрожали.
20. Хрюша-поросёнок
Хрюкает спросонок:«Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!Подавайте мне урюк!»Поросёнок Хрюша,До того, как кушать,Ты возьми-ка мыло,Да умой-ка рыло!
21. Мы расселись по порядку,Дружно делаем зарядку,Не ногами, не руками,А своими… язычками.
22. Ехал Гpека чеpез pеку,
Видит Гpека: в pеке — pак.Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку «цап»!
23. Разные радости, сколько от вас радости!Радуюсь лету, резвому ветру,Раннему утру, росе перламутровой,Рогатой улитке, раскрытой калитке…Радуюсь малости — растут мои радости.
24. Дождь: «Трам-трам», — стучал по крышам. Дробь дождя Егор услышал, Старый барабан достал, Тоже барабанить стал.
Поэзия в младшей группе
Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями в первой младшей группе детского сада происходит в процессе ежедневного общения. Так, во время наблюдения за явлениями природы, воспитатель может подчеркнуть их красоту, уточнить некоторые признаки, рассказать о их свойствах при помощи волшебного художественного слова. Этому помогают такие стихи, как «Снежинки» А. Деружинского, «Пчелка» С. Соколова-Воюша и др.
Гораздо более интересными станут для детей те режимные моменты, где будут звучать поэтические произведения: «Я сама», «Котик просыпается» и т.п.
Чтение стихотворений
Знакомство детей с игрушками также может сопровождаться чтением интересных стихотворений.
К ним можно отнести: «Птичка», «Лисичка», «Медведь» А. Якимовича и др. Эти же произведения желательно использовать для чтения во время самостоятельных игр детей с соответствующими игрушками.
Образец художественного чтения стихотворения воспитателем позволяет ему настроить время в художественно-речевой деятельности определенный эмоциональный контакт с детьми.
А многократное повторение поэтического произведения, которое сопровождается определенными действиями, направленными на определение основных черт вещи, дает возможность ребенку наглядно увидеть то, о чем рассказывается красивыми образными словами.
Так, при чтении стихотворения «Мой конь» разглядывание игрушки одновременно сопровождается словом и движениями воспитателя
Внимание детей направлено на определение частей тела коня, описание его красивой упряжи. Такое чтение непосредственно включает ребенка в активную художественно-речевую деятельность
Игровые приемы при ознакомлении с поэзией
Основное место при ознакомлении младших дошкольников с поэзией принадлежит игровым приемам. Игровая форма ознакомления с поэтическими произведениями побуждает детей лучше запомнить их, а потом и воссоздавать четко и образно. Так, перед чтением стихотворения Т. Кляшторной «Хозяйка» можно создать игровую ситуацию «Напоим Мишку чаем», а уже после прочитать детям и сам стих. Игрой с куклой желательно сопровождать чтение стихотворения Н. Галиновской «Колыбельная».
После того как воспитатель с использованием различных приемов познакомит детей со стихотворением, можно вызвать детишек, если они сами того пожелают, повторить стихотворение самостоятельно. При чтении стихотворения детьми воспитатель должен поощрять их рассказывать дальше, подсказывать слова или целые строки, которые ребенок не успел запомнить.
Художественно-речевые занятия
Художественно-речевые занятия по заучиванию стихотворений с младшими дошкольниками определяются определенной структурой. Чтение стихотворения всегда сопровождается выполнением активных действий.
Поэтические произведения, которые заучиваются на память с детьми на занятиях, можно повторять утром, в ежедневных делах в течение дня, во время игр, при ознакомлении с окружающим миром, на занятиях других разделов программы.
Капризы
Все капризы у Оксанки
Соберем в большие санки,
Отвезем в далекий бор,
Дальше моря ,дальше гор!
И оставим возле елки…
Пусть едят их злые волки!
***
Если в нашей кухне
Долго- долго плакать
Станут в нашей кухне
Громко жабы квакать
Зацветут кувшинки
Зашумит осока
И придется в кухне
Строить мост высокий
Приходите по мосту
Гости дорогие
Приносите нам платки
Чистые, сухие.
***
Ночью темень ночью тмишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе
След собачий к конуре.
Белкин след ведет к дуплу
Мышкин к дырочке в полу
Жаль что в речке на воде
Нет следов твоих нигде
Только темень только тишь
Рыбка, рыбка ,где ты спишь?
***
Стишки для детей про осень
Стишки для детей про осень Изучать времена года с ребенком можно при помощи стихотворных произведений. Тем более, что такое изучение стишков можно совмещать с визуализацией дерева, листика или природного явления. Так, например, рассказывая сыну или дочери стишок об осенней листве, вы можете показывать при этом на ее золотой окрас. Такая ассоциация будет способствовать более быстрому запоминанию стихотворного произведения, а также развитию памяти.
Стишки для детей про осень:
1. Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: Фартук розовый — осинке, Бусы красные — рябинке, Зонтик желтый — тополям, Фрукты осень дарит нам.
2. Осень! Роща золотая! Золотая, синяя, А над рощей пролетает Стая журавлиная. Высоко под облаками Гуси откликаются, С дальним озером, с полями.
3. Утром небо было хмурым, И казалось все понурым. Осень очень любит плакать, Дождиком на землю капать. Любит листьями шуршать, И с деревьев их срывать.
4. Опустел скворечник – Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится. Целый день сегодня Все летят, летят. Видно, тоже в Африку
5. Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник и зарделись клены, В пурпуре осеннем только дуб зеленый. Утешает осень — не жалейте лето! Посмотрите — роща золотом одета!
Иди, весна, иди, красна
Иди, весна,
Иди, красна!
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Большой урожай
В наш край!
***
«На улице три курицы…»
С петухом дерутся,
В окошечко три девицы,
Смотрят и смеются.
***
Дождик лил как из ведра.
Я открыл калитку
И увидел средь двора
Глупую Улитку.
Говорю ей:-Посмотри!
Ты ведь мокнешь в луже…-
А она мне изнутри :
-Это ведь снаружи!
А внутри меня весна ,
День стоит чудесный!-
Отвечала мне она
Из скорлупки тесной.
Говорю:-Повсюду мрак…
Не спастись от стужи!-
А она в ответ : -Пустяк.
Это ведь снаружи!
А внутри меня уют:
Расцветают розы,
Птицы дивные поют
И блестят стрекозы!
-Что ж , сиди сама с собой!-
Я сказал с улыбкой
И простился со смешной
Глупенькой Улиткой…
Дождь закончился давно.
Солнце — на полмира…
А внутри меня темно,
Холодно и сыро.
***
Елочка
Маленькой елочке
Холодно зимой,
Из лесу елочку
Взяли мы домой.
Беленький заинька
Елочку просил:
«Мятного пряничка
Зайке принеси!»
Белочка прыгала
В шубке голубой:
«Елочка, елочка,
Я пойду с тобой!»
Маленькой елочке
В комнатах тепло,
Заяц и белочка
Дышат на стекло.
Красные зяблики
Вьются у окна,
В теплой проталинке
Елочка видна.
Сколько на елочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!
Сколько под елочкой
Маленьких ребят!
Топают, хлопают,
Весело кричат:
«Елочка, елочка,
Яркие огни,
Синими бусами,
Елочка, звени,
Ветку нарядную
Ниже опусти,
Нас шоколадною
Рыбкой угости!
Встанем под елочкой
В дружный хоровод.
Весело, весело
Встретим Новый год!»
***