Стихи Барто для детей 1 класса
В школу
Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик, А теперь он новичок. У него на новой куртке Отложной воротничок.
Он проснулся ночью темной, Было только три часа. Он ужасно испугался, Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты, Со стола схватил пенал. Папа бросился вдогонку, У дверей его догнал.
За стеной соседи встали, Электричество зажгли, За стеной соседи встали, А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру, До утра заснуть не мог. Даже бабушке приснилось, Что твердит она урок.
Даже дедушке приснилось, Что стоит он у доски И не может он на карте Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс.
Первый урок
Я на уроке в первый раз. Теперь я ученица. Вошла учительница в класс,- Вставать или садиться?
Как надо парту открывать, Не знала я сначала, И я не знала, как вставать, Чтоб парта не стучала.
Мне говорят иди к доске,- Я руку поднимаю. А как перо держать в руке, Совсем не понимаю.
Как много школьников у нас! У нас четыре Аси, Четыре Васи, пять Марусь И два Петровых в классе.
Я на уроке в первый раз, Теперь я ученица. На парте правильно сижу, Хотя мне не сидится.
Две бабушки
Две бабушки на лавочке Сидели на пригорке. Рассказывали бабушки: У нас одни пятерки!
Друг друга поздравляли, Друг другу жали руки, Хотя экзамен сдали Не бабушки, а внуки!
Игра в стадо
Мы вчера играли в стадо, И рычать нам было надо. Мы рычали и мычали, По-собачьи лаяли, Не слыхали замечаний Анны Николаевны.
А она сказала строго: — Что за шум такой у вас? Я детей видала много — Таких я вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ: — Никаких детей тут нет! Мы не Пети и не Вовы — Мы собаки и коровы.
И всегда собаки лают, Ваших слов не понимают. И всегда мычат коровы, Отгоняя мух.
А она в ответ: — Да что вы? Ладно, если вы коровы, Я тогда — пастух. Я прошу иметь в виду: Я коров домой веду.
Каникулы
Урок меня не спрашивай, Не спрашивай, не спрашивай, Урок меня не спрашивай,- На отдыхе отряд, На елке разукрашенной Фонарики горят.
Повеселятся школьники В свободные деньки. Мы за город, в Сокольники, На лыжи, на коньки.
Провалишься до пояса, До пояса, до пояса, Провалишься до пояса, Останешься в снегу, А я на лыжах по лесу До Северного полюса Как хочешь пробегу!
Урок меня не спрашивай, Не спрашивай, не спрашивай, Урок меня не спрашивай,- На отдыхе отряд, На елке разукрашенной Фонарики горят.
А все тетрадки Спрятаны, Пускай пока Поспят они.
Сережа учит уроки
Сережа взял свою тетрадь Решил учить уроки: Озера начал повторять И горы на востоке.
Но тут как раз пришел монтер. Сережа начал разговор О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтер, Как нужно прыгать с лодки, И что Сереже десять лет, И что в душе он летчик.
Но вот уже зажегся свет И заработал счетчик.
Сережа взял свою тетрадь Решил учить уроки: Озера начал повторять И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно, Что двор сухой и чистый, Что дождик кончился давно И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь. Озера могут подождать.
Он был, конечно, вратарем, Пришел домой не скоро, Часам примерно к четырем Он вспомнил про озера.
Он взял опять свою тетрадь Решил учить уроки: Озера начал повторять И горы на востоке.
Но тут Алеша, младший брат, Сломал Сережин самокат.
Пришлось чинить два колеса На этом самокате. Он с ним возился полчаса И покатался кстати.
Но вот Сережина тетрадь В десятый раз открыта.
Как много стали задавать!- Вдруг он сказал сердито. Сижу над книжкой до сих пор И все не выучил озер.
Урок в саду
Учитель наш давал урок, К доске не вызывал. Нас на уроке ветерок Тихонько обдувал.
Весна, весна, пришла весна! Мы учимся в саду, Как надо сеять семена, Как делать борозду.
Расти, наш сад, и хорошей И распускайся в срок!
Без книжек, без карандашей Отлично шел урок.
Чудо на уроке
Я однажды ненароком Задремала за уроком. Мне уютно и приятно, Я на лодочке плыву, И одно мне непонятно, Что во сне, что наяву.
Вдруг неведомо откуда Раздается вдалеке: Шура Волкова, к доске!
И вот тут случилось чудо: Я на лодочке плыву И во сне кувшинки рву, А урок я без запинки Отвечаю наяву.
Получила тройку с плюсом, Но вздремнула я со вкусом.
Жарко
У солнышка есть правило:
Оно лучи расправило,
Раскинуло с утра —
И на земле жара.
Оно по небу синему
Раскинуло лучи —
Жара такая сильная,
Хоть караул кричи!
Изнемогают жители
В Загорске-городке.
Они всю воду выпили
В киоске и в ларьке.
Мальчишки стали неграми,
Хоть в Африке и не были.
Жарко, жарко, нету сил!
Хоть бы дождь поморосил.
Жарко утром, жарко днём,
Влезть бы в речку, в водоём,
Влезть бы в речку, в озерцо,
Вымыть дождиком лицо.
Кто-то стонет: — Ой, умру!.. —
Трудно в сильную жару,
Например, толстухам:
Стали падать духом.
А девчонка лет пяти
Не смогла пешком идти —
На отце повисла,
Будто коромысло.
Жарко, жарко, нету сил!
Хоть бы дождь поморосил.
Вовка вызвал бы грозу —
Не сговоришься с тучей.
Она — на небе, он — внизу.
Но он на всякий случай
Кричит: — Ну где же ты, гроза?
Гремишь, когда не надо! —
И долго ждёт, подняв глаза,
Он у калитки сада.
Жарко, жарко, нету сил!..
Пить прохожий попросил:
— Вовка — добрая душа,
Дай напиться из ковша!
Вовка — добрая душа
Носит воду не дыша,
Тут нельзя идти вприпрыжку —
Расплескаешь полковша.
— Вовка, — просят две подружки, —
Принеси и нам по кружке!
— Я плесну вам из ведра,
Подставляйте горсти…
…Тридцать градусов с утра
В городе Загорске,
И все выше, выше ртуть…
Надо сделать что-нибудь,
Что-то сделать надо,
Чтоб пришла прохлада,
Чтоб не вешали носы
Люди в жаркие часы.
Вовка — добрая душа
Трудится в сарае,
Что-то клеит не спеша,
Мастерит, стараясь.
Вовка — добрая душа
Да ещё три малыша.
Паренькам не до игры:
Предлагает каждый,
Как избавить от жары
Разомлевших граждан.
В городе Загорске
Горки да пригорки,
Что ни улица — гора.
Шла старушка в гору,
Причитала: — Ох, жара!
Помереть бы впору.
Вдруг на горке, на откосе,
Ей подарок преподносит,
Подаёт бумажный веер
Вовка — парень лет пяти.
Мол, шагайте поживее,
Легче с веером идти.
Обмахнётесь по пути.
Вовка — добрая душа
Да ещё три малыша,
Да ещё мальчишек восемь
Распевают на откосе:
— Получайте, граждане,
Веера бумажные,
Получайте веера,
Чтоб не мучила жара.
Раздаём бесплатно,
Не берём обратно.
На скамью старушка села,
Обмахнулась веером,
Говорит: — Другое дело —
Ветерком повеяло.
Обмахнулся веером
Гражданин с бородкой,
Зашагал уверенной,
Деловой походкой.
И пошло конвейером:
Каждый машет веером.
Веера колышутся —
Людям легче дышится.
Юмор Агнии Барто
А способны ли дети понимать юмор? — думают многие взрослые. Барто на этот вопрос давно ответила сатирическими четверостишиями. Просто невозможно полюбить что-то такое, что не понятно. А стихи Агнии Барто читать любят и понимают до сих пор дети самого младшего возраста. Рассмешить ребенка печатным словом – на это способен только по-настоящему талантливый поэт. Научить серьезным вещам с помощью юмора и смеха – это под силу единицам.
Юмор Агнии Барто не обижает и не ранит. Писательница помогает понять, что все плохое, что высмеяно в стихах, осталось позади, а впереди другая хорошая жизнь с поступками, которыми можно гордиться. Ведь маленький человек еще не может быть плохим, он только учится жить. А значит, все поправимо, ребенок посмотрит с юмором на то, что он увидел в себе плохое и, обязательно исправится. Самое удивительное, что неиссякаемый оптимизм проповедовала писательница, которая пережила очень большое горе.
ИГРУШКИ
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей хвостик гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Бычок
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Зайка
Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.
Самолет
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Кораблик
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
— Прокати, капитан!
Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Слон
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Козленок
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду —
Я в траве его найду.
Флажок
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
Барабан
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идет отряд.
На парад
Идет отряд.
Барабанщик
Очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан
Уже дырявый!
Анализ стихотворения «В защиту Деда-Мороза» Барто
Стихотворение «В защиту Деда-Мороза» Агнии Львовны Барто впервые было опубликовано в книге «Записки детского поэта».
Стихотворение написано в 1976 году, поэтессе в эту пору 70 лет, она поглощена работой на радио, где помогает воссоединиться разлучившимся в годы Великой Отечественной войны семьям. Тогда же она пишет свою автобиографию, где и приведено данное стихотворение. По жанру – поэтический рассказ, почти воззвание, история борьбы, по размеру – ямб со сложной рифмовкой, где присутствуют элементы и перекрестной, и смежной. Состоит из 5 строф. Лирический герой – мальчик, дошкольник. Композиция сюжетная, захватывающая. Интонация живая, разговорная. Лексика нейтральная и просторечная. Чувствуется желание автора ненавязчиво познакомить ребят с образом Деда Мороза вообще. Произведение построено на противопоставлении позиций старшего и младшего братьев. Уже в первом четверостишии герой обидчиво заявляет: доводит всех до слез. На самом деле, конечно, больше его, чем всех. О том, что он старше, свидетельствует строка: меня он перерос. Коварный братец расшатывает доверие малыша: в него не верь! Однако взрослые оперативно организуют противодействие: открылась дверь. Дальше идет описание всех классических примет сказочного дедушки: с бородой, в тулупе до пят (здесь поэтесса подчеркивает повтором волнение и убежденность ребенка). Более того, визитер осведомляется про елку и ребятишек. Чего же еще? Это он! Мальчик торжествует. Он просто любуется «серебряным мешком» («большим» — с удовольствием замечает герой), пушистой шапкой. Но рядом стоит старший брат и продолжает нашептывать: это наш сосед! Дальше идет убийственное описание, против которого герою почти нечего возразить. Ведь, и в самом деле, «и нос, и руки, и спина» ужасно похожи. И тогда остается единственный аргумент: а ты на бабушку похож, но ты же не она! Лирический герой вовсе не так наивен, как может показаться. Он просто не хочет расставаться со сказкой. Между тем, недоверчивый старший брат тоже не вполне уверен в своей правоте. Если этого сказочного персонажа не существует в принципе – зачем приглядываться к каждому Деду Морозу, отыскивая сходство со знакомыми? Вероятно, втайне он немного боится обнаружить Деда Мороза, вовсе непохожего на соседа. Эпитеты: серебряным, пушистой. Инверсия: открылась дверь, входит дед.
Творчество А. Барто давно вошло в золотой фонд детской литературы. Поэтесса умела доверительно говорить с ребенком, рассказывать просто о сложном, вставать на его сторону тогда, когда это было необходимо.
«Идет бычок качается…», «Наша Таня громко плачет…», «Зайку бросила хозяйка…» — не одно поколение выросло на этих удивительно понятных, простых и добрых стихах из цикла «Игрушки».
Детская писательница Агния Львовна Барто (настоящая фамилия Волкова) родилась в Москве. Училась в балетном училище. Вступление Агнии Барто в литературу началось с курьеза. На выпускных зачетах в балетном училище , где Барто под музыку Шопена прочла своё стихотворение «Похоронный марш», присутствовал нарком просвещения Луначарский.Через несколько дней он пригласил девушку к себе и сказал, что Барто рождена писать… веселые стихи.
Её книги печатались миллионными тиражами, а стихи знал каждый ребенок.
Агния Барто писала не только стихи, но и сценарии к фильмам. Самый известныйиз них — «Покдидыш».
В течение девяти лет Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поиском людей, разлученных войной. С её помощью было воссоединено около 1000 семей.
В 1976 году Агнии Барто присуждена международная премия имени Андерсена, стихи поэтессы были переведены на многие языки мира. Её творчество называли «большой поэзией для маленьких детей».
Стихи Барто для малышей
Козленок
У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду Я в траве его найду.
Вот так защитник!
Я свою сестренку Лиду Никому не дам в обиду! Я живу с ней очень дружно, Очень я ее люблю. А когда мне будет нужно, Я и сам ее побью.
Гуси-лебеди
Малыши среди двора Хоровод водили. В гуси-лебеди игра, Серый волк — Василий.
— Гуси-лебеди, домой! Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит, Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него Лебеди и гуси. — Почему ты нас не ешь?— Говорит Маруся.
— Раз ты волк, так ты не трусь! Закричал на волка гусь.—
От такого волка Никакого толка!
Волк ответил:— Я не трушу, Нападу на вас сейчас. Я доем сначала грушу, А потом примусь за вас!
Барабан
Левой, правой! Левой, правой! На парад Идет отряд.На парад Идет отряд. Барабанщик Очень рад.Барабанит, Барабанит Полтора часа Подряд!Левой, правой! Левой, правой! Барабан Уже дырявый!
Блинчики
Всюду Павлику почет: Павлик блинчики печет.Он провел беседу в школе Говорил, открыв тетрадь, Сколько соды, сколько соли, Сколько масла нужно брать.Доказал, что вместо масла Можно брать и маргарин.Решено единогласно: Он прекрасно говорил. Кто сказал такую речь, Сможет блинчиков напечь!Но, товарищи, спешите Нужно дом спасать скорей! Где у вас огнетушитель? Дым валит из-под дверей!
А соседи говорят: Это блинчики горят!
Ох, когда дошло до дела, Осрамился наш герой Девять блинчиков сгорело, А десятый был сырой!
Говорить нетрудно речь, Трудно блинчиков напечь!
Буква «Р»
Пять лет Сереже в январе, Пока — четыре, пятый, Но с ним играют во дворе И взрослые ребята.
А как на санках, например, Он с гор летает смело! Сереже только буква «р» Немного портит дело.
На брата сердится сестра, Ее зовут Марина. А он стоит среди двора, Кричит:— Ты где, Малина?
Она твердит:— Прижми язык, Прижми покрепче к нёбу!— Он, как прилежный ученик, Берется за учебу.
Твердит Марина:— «Рак», «ручей». Марина учит брата. Он повторяет:— «Лак», «лучей»,— Вздыхая виновато.
Она твердит:— Скажи «метро», В метро поедем к дяде. — Нет,— отвечает он хитро,— В автобус лучше сядем.
Не так легко сказать «ремень», «Мороз», «река», «простуда»! Но как-то раз в январский день С утра случилось чудо.
Чихнула старшая сестра, Он крикнул:— Будь здоррррова!— А ведь не мог еще вчера Сказать он это слово.
Теперь он любит букву «р», Кричит, катаясь с горки: — Урра! Я смелый пионеррр! Я буду жить в СССР, Учиться на пятерррки!
Фонарик
Мне не скучно без огня — Есть фонарик у меня. На него посмотришь днем — Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком — Он с зеленым огоньком. Это в баночке с травой Светлячок сидит живой.
Я знаю, что надо придумать
Я знаю, что надо придумать, Чтоб не было больше зимы, Чтоб вместо высоких сугробов Вокруг зеленели холмы.
Смотрю я в стекляшку Зеленого цвета, И сразу зима Превращается в лето.
Я лишний
Окапывали вишни. Сергей сказал: — Я лишний. Пять деревьев, пять ребят — Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни, Сергей выходит в сад. — Ну нет, теперь ты лишний! Ребята говорят.
Есть такие мальчики
Мы на мальчика глядим —
Он какой-то нелюдим!
Хмурится он, куксится,
Будто выпил уксуса.
В сад выходит Вовочка,
Хмурый, словно заспанный.
— Не хочу здороваться,—
Прячет руку за спину.
Мы на лавочке сидим,
Сел в сторонку нелюдим,
Не берет он мячика,
Он вот-вот расплачется.
Думали мы, думали,
Думали, придумали:
Будем мы, как Вовочка,
Хмурыми, угрюмыми.
Вышли мы на улицу —
Тоже стали хмуриться.
Даже маленькая Люба —
Ей всего-то года два —
Тоже выпятила губы
И надулась, как сова.
— Погляди!— кричим мы Вове.
Хорошо мы хмурим брови?
Он взглянул на наши лица,
Собирался рассердиться,
Вдруг как расхохочется.
Он не хочет, а хохочет
Звонче колокольчика.
Замахал на нас рукой:
— Неужели я такой?
— Ты такой!— кричим мы Вове,
Все сильнее хмурим брови.
Он пощады запросил:
— Ой, смеяться нету сил!
Он теперь неузнаваем.
С ним на лавочке сидим,
И его мы называем:
Вова — бывший нелюдим.
Он нахмуриться захочет,
Вспомнит нас и захохочет.
Стихи Агнии Барто для самых маленьких
Сейчас, когда все тоненькие детские книжечки, которых выходило невероятное количество в самое разное время, собраны вместе стало отчетливо видно, чем именно привлекательны стихи Агнии Барто для самых маленьких. Оптимизмом, которым дышит каждая строчка, юмором, простым и понятным детям.
Маленький читатель интуитивно чувствует искреннего человека и талантливого педагога, который учит, а не поучает, ненавязчиво и весело передает свой жизненный опыт, мягко и по доброму ставит ребенку новые для него задачи: понимать и чувствовать музыку рифмы. Малышам стихи Агнии Барто читать весело и интересно.
Барто всегда доверяла детским способностям к восприятию, никогда не считала, что ребенок чего-то может не понять. Она не старалась втолковывать детям то, что им подходит по возрасту, она давала им то, до чего они должны дорасти. Давала в такой легкой, доступной форме, что, казалось, совсем непростые идеи просто лежат на поверхности, и любой малыш разберется, что ему хотели сказать. А главное, правильно поймет подчас очень непростые, но полезные вещи, которые могут стать отправной точкой в судьбе нового человечка.
Детские стихи Агнии Барто – это кусочки паззла под названием жизнь. И это отчетливо прослеживается, когда читаешь собрание сочинений писательницы. Возможно, поэтому стихи Агнии Барто для самых маленьких актуальны и для нынешних малышей. Основные жизненные принципы вечны и не зависят от условий конкретного времени. Во все времена ценилось умение удачно шутить, а уж шутить с детьми… А ведь юмор Агнии Барто действительно близок маленьким читателям.
У папы экзамен
Лампа горит…
Занимается папа,
Толстую книжку
Достал он из шкапа,
Он исписал и блокнот
И тетрадь,
Должен он завтра
Экзамен сдавать!
Петя ему починил
Карандаш.
Петя сказал:
— Обязательно сдашь!
Учатся взрослые
После работы,
Носят в портфелях
Тетради, блокноты,
Книжки читают,
Глядят в словари.
Папа сегодня
Не спал до зари.
Петя советует:
— Слушай меня,
Сделай себе
Расписание дня!
Делится опытом
Петя с отцом:
— Главное,
Выйти с веселым лицом!
Помни,
Тебе не поможет
Шпаргалка!
Зря с ней провозишься,
Времени жалко!
Учатся взрослые
После работы.
С книжкой идут
На экзамен пилоты.
С толстым портфелем
Приходит певица,
Даже учитель
Не кончил учиться!
— У вашего папы
Какие отметки?-
Интересуется
Дочка соседки
И признается,
Вздыхая,
Мальчишкам:
— У нашего тройка:
Волнуется слишком!
Володя… Вовка… Вова…
Есть паренёк молоденький,
Его зовут Володенькой
И называют Вовой.
Мальчишка он бедовый,
Он мяч гоняет дотемна,
А из открытого окна
Раздаются имена:
— Володя, Вовка, Вова! –
А он в ответ ни слова.
— Куда он делся, наконец!
Иди обедать, сорванец! –
Кричит сердито тётка.
А мать вздыхает кротко.
И раздается снова:
— Володя, Вовка, Вова! –
Его зовут со всех сторон,
Ему кричат в окно.
У Вовки несколько имён,
Но отвечать не хочет он
Пока ни на одно!
— Володя, Вовка, Вова! –
А он не слышит зова!
Наконец с большим трудом
Зазывают Вовку в дом.
Не успел он выпить чай,
Кто-то крикнул: — Выручай!
Вовка, — крикнул кто-то, —
Защищай ворота! –
Если в дом его зовут,
Он не слышит зова,
А во двор – он тут как тут:
Не прошло и двух минут,
Мяч гоняет снова.
А из открытого окна
Раздаются имена:
— Володя! Вовка! Вова!
Володя! Вовка! Вова! –
А он в ответ ни слова.
Серёжа учит уроки
Серёжа взял свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришёл монтёр.
Серёжа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтёр,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Серёже десять лет,
И что в душе он лётчик.
Но вот уже зажёгся свет
И заработал счётчик.
Серёжа взял свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь —
Озёра могут подождать.
Он был, конечно, вратарём,
Пришёл домой не скоро,
Часам примерно к четырём
Он вспомнил про озёра.
Он взял опять свою тетрадь,
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алёша, младший брат,
Сломал Серёжкин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.
Но вот Серёжкина тетрадь
В десятый раз открыта.
— Как много стали задавать!—
Вдруг он сказал сердито.—
Сижу над книжкой до сих пор
И всё не выучил озёр!