Выразительные средства
Стихотворение построено на противопоставлении зимы и весны, насыщено простыми, близкими к фольклорным, эпитетами: метелей злых, тяжкий труд, резвых деток, беззаботных птичек. Согласуются с фольклорной традицией и уменьшительно-ласкательные суффиксы: деток, птичек.
В «Весне» встречается инверсия: засвищут скоро соловьи. Олицетворения также привычны и просты: бегут ручьи, лес оденется, унесла зима. Как перифраз, за которым скрывается время года, употребляется выражение: пора метелей и бурь. Стук сердца сравнивается с ожиданием, а восклицание «Весна!» становится риторическим. Значение некоторых слов может быть не совсем понятным: миновала, взор.
Стихотворение отличается реализмом, герои его и чувства узнаваемы и понятны любому читателю. Для поэта весна — символ надежды, объединения всего живого, преображения человека. В стихотворении автор соединяет пейзажную лирику с гражданской, время года с временем перемен.
Стихотворение Плещеева А. Н. «Весна» — классическое произведение отечественной поэзии XIX века, одна из вершин русской пейзажной лирики. Оно прочно вошло в круг детского чтения, стало источником вдохновения для П. И. Чайковского, который положил его на музыку для своего цикла «Шестнадцать песен для детей».
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Тема стиха
Основная идея анализируемого стихотворения состоит в восхищении весной и теми изменениями, которые она вызывает в природе и в сердцах людей. Зимой все становятся более злыми и закрытыми, так как холода и суровые климатические условия не располагают к добрым взаимоотношениям. Но когда приходит весна, становится ясно: даже если погода за окном пока неприветлива, главное – чтобы сердца были горячи!
Плещеев в анализируемом стихотворении описывает, как под лучами теплого солнца оживает все вокруг. Природа сбрасывает с себя зимние оковы и готовится встречать новую жизнь. Снег сходит, на его месте начинает пробиваться трава, постепенно растет зелень на деревьях, а птицы завороженно поют песню, посвященную новой жизни. Но самое главное – это не природные изменения, а те, которые происходят с людьми.
Приходу весны радуются простые крестьяне, которые обычно заняты тяжелой работой. Эта радость, в отличие от многих других, доступна им. И хотя весна означает, что природа возвращается к жизни, и работников ждет много новых забот, они все равно встречают ее со светлыми чувствами – ведь даже работать гораздо приятнее, когда вокруг тепло и солнечно. К тому же, в теплые месяцы можно придумать множество всяких развлечений в полях и лесах, а то и просто полюбоваться красотой окружающего пейзажа.
Плещеев в своем стихотворении говорит о том, что весна дарит все людям ощущение счастья. Но идет оно именно из души. И чтобы ощущать радость и вдохновение от наступающей весны, необходимо, в первую очередь, позволить себе это и пробудить светлые чувства в самом себе.
Анализ стихотворения
Стихотворение «Весна» А.Н. Плещеева описывает настроение весны, которое передается через ландшафты и природные объекты. Главной идеей стихотворения является переход от зимы к весне и возрождение природы. Автор передает эмоциональное состояние в поэтических образах.
В первой строфе автор описывает зимний пейзаж, осыпанный снегом и почти лишенный цвета. Вторая строфа описывает появление первых знаков весны, которые сопровождаются освобождением от снега и льда. Третья строфа начинается с описания украшения природы первыми цветами.
Четвертая строфа указывает на изменение настроения после долгой зимы и возможность говорить о весне и ожидании летнего солнца и тепла. Автор передает свою глубокую любовь к природе и хочет поделиться этим настроением со своими читателями.
Стихотворение имеет сильную эмоциональную составляющую, переживание поэта передается через поэтическую синтаксис и используемые образы. Автор передает свою радость от природы весной и обещает поделиться этой радостью с другими людьми.
История создания
У этого стихотворения нет особенной истории создания, поскольку оно не относится к каким-то конкретным событиям в жизни Плещеева. Весна, как известно, случается со всеми нами каждый год. Но именно в России, где зимы особенно суровы, вы можем по-настоящему наслаждаться этим временем года, ведь мы замечаем резкие перемены, которые происходят в природе и в людях. Оттаивает снег, и вместе с ним – оттаивают человеческие чувства, приходят вдохновение и радость. На волне таких светлых эмоций Алексей Плещеев в 1872 году написал прекрасно стихотворение, в котором восхитился весенними изменениями и обрадовался теплу – климатическому и душевному.
Предварительный просмотр:
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».
Дидактическое упражнение «Когда это бывает?».
Цель:
Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года.
Часть 1.
Воспитатель:
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети:
Весна!
Воспитатель:
Правильно, ребята. Ярче светит солнышко, растаял снег, бегут ручейки, вернулись из «теплых стран» перелетные птицы.
Замечательный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев о приходе весны писал так:
Весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Воспитатель:
Воспитатель:
Ребята, а давайте вспомним, как Алексей Николаевич Плещеев писал об осени:
Осень.
Осень наступила,Высохли цветы,И глядят унылоГолые кусты.
Вянет и желтеетТравка на лугах,Только зеленеетОзимь на полях.
Часть 2.
На столах перед детьми лежит цветочек из картона (символ весны) и жёлтый кленовый листок (символ осени).
Воспитатель:
Ребята, давайте поиграем? Перед вами лежат цветочек и листочек. Я буду называть признаки весны или осени, а вы, если я назвала признак весны — показывайте мне цветочек, а если осени — листочек.
Травка зеленеет, солнышко блестит… (весна)
Стало холоднее, высохли цветы… (осень)
Уж тает снег, бегут ручьи… (весна)
Вянет и желтеет травка на лугах… (осень)
Птицы прилетели к нам из «теплых стран»… (весна)
Воспитатель:
Какие вы молодцы! У нас получилась красивая цветочная весенняя полянка и осенний яркий листопад!
Часть 3.
Подвижная игра «Скворечники».
Воспитатель:
Ребята, одним из первых с приходом весны из «теплых стран» к нам прилетают скворцы. А люди изготовляют для них домики-скворечники (показать на картинке скворца и скворечник).
Что-то мы, ребятки, с вами засиделись! Давайте еще немного поиграем. Выходите все ко мне сюда (в игровую зону).
Ход игры.
В игровой зоне стоят заранее приготовленные стулья с приклеенными изображениями скворечников (на один меньше чем детей).
Воспитатель:
Вы, ребятки, будете птичками-скворцами, а эти стульчика ваши домики – скворечники.
Вы бегаете, машете крылышками и поете песенку «Чив-чив-чив…». Когда я скажу вам «По домам!», вы бежите к стульчикам, садитесь на них. Кто-то из детей остается без скворечника.
Игра проходит три раза.
Заканчивая игру, воспитатель ставит еще один стульчик, стульчиков и детей становится равное количество.
Воспитатель:
Какие хорошие скворцы из вас получились. Садитесь на свои места.
Итог.
Воспитатель:
Вы большие молодцы! Славно потрудились! Похлопайте себе в ладоши!
Основная тема, мысль и композиция
В произведении 5 четверостиший, по композиции его принято делить на 3 части. Первая часть посвящена пробуждению природы после долгой зимы. Пока еще март, но скоро весна вступит в свои права как полновластная хозяйка.
Во второй части появляется лирический герой и его переживания. Он радостно ждет обновления не только природы, но и собственной жизни, гонит прочь воспоминания о невзгодах зимы, надеется на лучшее, как и бедные труженики, крестьяне, которых он видит вокруг.
В третьей части поэта охватывает восторг от общего ликования людей и природы, нежность к детям и птицам, приветствующим весну.
Жанр и композиция
Анализируемое стихотворение Плещеева «Весна» написано в жанре лирического стихотворения. Его нельзя отнести полностью к пейзажной лирике, так как в произведении описывается не только природа. Автор делает упор на светлые чувства, которые вызывает сама весна и те изменения, которые происходят в это время года и в природе, и в самих людях.
Композиция стихотворения разделена на три части. В первой автор описывает изменения, происходящие в пробуждающейся от зимнего сна природе: сходит снег, на деревьях снова начинают появляться листья, птицы возвращаются и заливаются пением. Кажется, что до следующей зимы пройдет еще много-много времени. Во второй части Плещеев обращается уже не сколько к природе, сколько к чувствам людей. С потеплением в их сердца снова возвращается надежда, а сами они вдохновляются новыми начинаниями.
В завершающей части композиции автор резюмирует и восхищается весной, которая пробуждает все – и природу, и наши добрые чувства, и совместное торжество человека и окружающего мира.
Анализ стихотворения Плещеева «Весна»
Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.
В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою». Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то»
. Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.
Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной
. Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.
Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением
. Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.
Зинаида Михайловна Толстопятова
Конспект НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег…» с использованием мнемотаблицы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
Тема
: Заучивание стихотворения А
. Плещеева
«Уж тает снег
»
.
Возраст
: старшая группа
Направление
: познавательно – речевое
Основная образовательная область
: коммуникация
Интеграция образовательных областей
: «Познание»
, «Чтение художественной литературы»
, «Безопасность»
, «Здоровье»
, «Социализация»
.
Задачи
:
Образовательные
: Формирование умения запоминать короткое стихотворение
, читать его с естественной интонацией, с опорой на мнемокарту
.
Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его, читать выразительно.
Закреплять приметы весны.
Развивающие
: Развитие наблюдательности
, внимания, памяти.
Воспитательные
: Воспитание интереса к художественной литературе о природе.
Планируемый результат
: Добиться хорошего запоминания стихотворения
, используя
приёмы моделирования.
Методы и приемы
: словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.
Наглядные средства обучения
: мольберт, мнемотаблица
, картинки с изображением ранней весны, аудио запись П. И. Чайковского «Времена года»
Организация детей
:1, 2части – свободная, 3 – в кругу, 4,5 – на стульчиках перед мольбертом.
Индивидуальная работа
: Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам при заучивании стихотворения
.
Словарная работа
: долгожданная, лазурь, миновала, протальник, снегосгон
, цветень.
Предварительная работа. Беседы о весне, наблюдения на прогулке за весенними признаками. Разучивание стихов о весне
, примет о весне, беседы по теме.
Структура
:1 – организационный момент (загадка, 2- д/и , 3- физминутка «Веснянка»
, 4 — заучивание стихотворения
, 5 – итог занятия.