Книги эрнст гофман читать онлайн

Книга золотой горшок. сказка читать онлайн бесплатно, автор эрнст гофман – fictionbook

Сказка ли…?

Вспомните, как начинается обычная сказка. Давным-давно в далеком королевстве жили… Автор всегда держит временную и пространственную дистанцию между героями, рассказчиком и читателем. Гофман же переворачивает этот принцип с ног на голову. Он делаем мир своих сказок максимально знакомым и привычным для читателя своего времени, не только добавляя реальные географические объекты, но и показывая быт обычного человека начала XIX века. Так звучит начало «Золотого горшка», первой сказки немецкого автора: «В день Вознесенья, часов около трех пополудни, через Черные ворота в Дрездене стремительно шел молодой человек…».

Все это позволяет соединить мир реальный и волшебный, создать не только уникальное гофмановское двоемирие, но и гротескные сатирические образы героев, разоблачающие пороки общества. Чудесное дерзко врывается в повседневность и очень точно схватывает знакомые каждому образы, делая их более выпуклыми, оголяя истинный облик окружающего мира.

Не отказывает себе в удовольствии автор и спрятать в подтекст сложные социальные, а порой и философские вопросы, обратиться к религиозным и идеологическим течениями, фольклору и другим писателям. Главный герой сказок «обрастает» социальным положением, элементами биографии, сложным характером и миром, населенным чиновниками, мечтающими о карьере и девицами, грезящим о замужестве, миром, пугающе прозаическом.

Однако остаются и привычные для сказок феи, колдуны, волшебные предметы, драконы и прекрасные принцессы. Но этот волшебный быт иллюзорен, по мнению Гофмана. В конце сказок автор обычно оставляет героя в реальном мире с реальными людьми. Центральный персонаж учится приспосабливаться к повседневности и менять ее, поэтому часто сказки заканчиваются не привычным для нас хэппиендом, где герой, победивший дракона, и принцесса остаются жить в прекрасном замке далеко за морями.

И раз уж реальность так беспардонно врывается в сказку, Гофман не без должного красноречия, весьма натуралистично описывает сцены борьбы добра со злом. Оторванные пальцы, выколотые глаза, вспоротые животы и льющаяся, как пиво на пиру, кровь.

Предлагаем посмотреть на жанр сказки под другим углом и познакомиться с самыми НЕдетскими сказками Гофмана.

Краткая биография Гофмана

 
В 1776 году в городе Кёнигсберге родился Эрнст Теодор Вильгельм Гофман
теперь известный как Эрнст Теодор Амадей Гофман. Свое имя Гофман сменил уже в зрелом возрасте, добавив к нему, Амадей в честь Моцарта – композитора, перед творчеством которого преклонялся. И именно это имя стало символом нового поколения сказок от Гофмана, читать которые стали с упоением и взрослые и дети.
Родился будущий известный писатель и композитор Гофман в семье адвоката, но отец разошелся с матерью, когда мальчик был ещё совсем маленьким. Воспитали Эрнста его бабушка и дядя, который, кстати говоря, тоже практиковал как юрист

Именно он воспитал в мальчике творческую личность и обратил внимание на его склонности к музыке и рисованию, хотя и настоял на том, чтобы Гофман получил юридическое образование и работал в юриспруденции для обеспечения приемлемого уровня жизни. Последующую жизнь Эрнст был благодарен ему, так как не всегда удавалось заработать на хлеб при помощи искусства, и бывало так, что приходилось голодать.
В 1813 году Гофман получил наследство, оно хоть и было небольшим, но всё же позволило ему стать на ноги

Как раз в то время, он уже получил работу в Берлине, которая пришлась как нельзя, кстати, ведь оставалось время для посвящения себя искусству. Именно тогда Гофман впервые задумался над сказочными идеями, витавшими в его голове.
 
Ненависть ко всяким светским встречам и вечеринкам привели к тому, что Гофман стал пить в одиночестве и по ночам писать свои первые произведения, которые были настоль ужасны, что приводили в отчаяние его самого. Однако уже тогда он написал несколько произведений, достойных внимания, но и те не были признаны, так как содержали недвусмысленную сатиру и в то время не приходились по вкусу критикам. Гораздо более популярным писатель стал за пределами своей родины. К огромному сожалению, Гофман окончательно извел свой организм нездоровым образом жизни и скончался в 46 лет, а сказки Гофмана, как он и мечтал, стали бессмертны.
Немногие писатели удостаивались такого внимания к собственной жизни, но на основе биографии Гофмана и его произведений были созданы поэма Ночь Гофмана и опера Сказки Гофмана.
 

«Приключения в новогоднюю ночь» (Die Abenteuer der Sylvester-Nacht): история о пороках и непростом выборе

Последняя сказка-новелла, которую мы затронем в нашем обзоре – «Приключения в новогоднюю ночь». Она будет интересна читателям постарше. Главный вопрос, на который пытается ответить сам автор – выбор между страстными порывами души или семейными ценностями и долгом перед близкими.
Вместе с главным героем читателям предстоит научиться ответственности, верности и искренности. На праздничном приеме рассказчик встречает свою давнюю любовь – Юлию, которая предлагает ему отпить из бокала, объятого синим пламенем.
Чувства героя вспыхивают вновь, но ее внезапно уводит муж. Сам же рассказчик возвращается в гостиницу, где знакомится с человеком без тени. Тот рассказывает нашему герою о том, как едва не погубил жену и детей ради любовницы, которая на самом деле была дьяволицей. Протагонист понимает, что их истории с человеком без тени очень похожи, а ему самому предстоит сделать сложный выбор.

  • Читаем на русском:
  • Читаем на немецком:

В заключение о Гофмане

Гофман был продуктом своей эпохи, а его литературное наследие, несмотря на относительно короткую жизнь, также огромно, как и его влияние. Его сказки способны полностью перевернуть представление об этом жанре

Даже сегодня его произведения поражают внимание и вызывают трепет. Основным отличием его книг можно считать единство реального и мистического, существующих как грани одной медали

Тексты его произведений стали новым этапом развития жанра и отражением эпохи, в которой он жил. 
Вам также могут быть интересны следующие статьи на нашем сайте:

  • 10 источников несложных текстов для чтения на немецком языке
  • Немецкие сказки для детей
  • Параллельное чтение на немецком

Материал готовилАндрей Борман, команда Deutsch Online

03.11.2020 07.07.2023 07.07.2022 07.09.2023
08.04.2011 12.09.2023 20.07.2022 06.02.2022
07.01.2022 08.07.2022 13.08.2022 15.09.2023
18.07.2022 19.04.2023 15.06.2022 06.07.2021
02.02.2023 06.01.2021 14.05.2017 04.04.2021

«Песочный человек»

Вместо привычного рассказа о волшебной стране читатель получает сказку в письмах. У нас на руках оказывается переписка трех знакомых: Натаниэля, главного героя, Лотара и Клары. С детства юношу преследует образ Песочного человека, которым запугивают ребятишек, нежелающих вовремя ложиться в постели. По легенде, злобный колдун лишает детей глаз. Этот образ настолько врезается в воображение Натаниэля, что он связывает его с адвокатом Коппелиусом, который когда-то навещал его отца. Герой уверен, они тайно занимались алхимией. Но однажды что-то пошло не так, произошёл взрыв, и отец мальчика погиб. С тех пор Песочный человек всегда с Натанаэлем.

Почему не просто детская сказка?

Гофман так и не открывает правды о Песочном человеке: было ли это на самом деле или это лишь выдумки мальчишки. К тому же главный герой проходит курс лечения в психиатрической больнице. Автор пытается с разных сторон показать, как выглядит сходящий с ума, страдающий человек. В одних письмах мы окунаемся в чувства и мысли самого Натаниэля, в других – видим то, как это ощущают близкие ему люди. Так автор дает нам две точки зрения одного действа. Только за нами остается выбор: верить в магию или реальность. Сказка о чудовище, которым пугают ребятишек, превращается, скорее, в исследование того, как детские страхи влияют на дальнейшую судьбу человека и могут привести не к самому счастливому финалу. Не обошлось в повести и без довольно натуралистичного выкалывания глаз.

«Повелитель блох»

Главный герой последней сказки Гофмана странный молодой человек Перегринус Тис, который сторонится женщин и не хочет заниматься ничем, кроме оккультизма. Однажды он случайно дает кров повелителю блох. В награду правитель берет молодого человека в путешествие по волшебной стране. Вскоре Тису придется спасти королевство и побороться за сердце настоящей принцессы.

Почему не просто детская сказка?

С «Повелителем блох» произошел совершенно небывалый случай для того времени. Сказка вышла из печати в сильно изуродовано виде. Цензоры увидели в ней крайне едкую сатиру на судопроизводство Прусии. Кроме того, сказочник едва ли не впервые в литературе изобразил охоту на отличные от общей идеологии «мысли». Гофману самому грозил суд, от которого его спасла смерть. Кроме нового уровня сатиры, которая стала совершенно открытой, автор усложнил главного героя. Помимо психологической определенности, в его образе появилась социальная, что было настоящим прорывом для литературы того времени, когда современники сказочника уходили от реальности, он пытался привнести её в мир волшебный. Да и финал, в котором главный герой отказывается от волшебной принцессы и выбирает обычную девушку, совсем не в духе сказки, окончательно разрушает горизонт читательских ожиданий.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

В маленьком королевстве после смерти правителя Деметрия начинаются гонения на фей и колдунов. Жившие когда-то в полной свободе, теперь они вынуждены скрываться в тени. Однажды одна из фей встречает на лугу крестьянку Лизу. Она зачаровывает её уродливого сына, который теперь кажется всем невероятно умным и красивым юношей. Постепенно он входит в высший свет. Вскоре Цахес заключает помолвку с красавицей Кандидой, дочкой местного ученого. Но возлюбленный девушки, Бальтазар, не намерен отдавать её заколдованному коротышке.

Почему не просто детская сказка?

В центре внимания Гофмана не привычная борьба добра со злом, а общественно-политические вопросы. Через кривое зеркало сатиры автор показывает истинное лицо эпохи: уродство абсолютизма, глупость верноподданничества, торжество беззакония и лакейскую роль официальной науки. Ещё до появления «Цахеса» в печати по Берлину поползли слухи, что в сказке содержится политическая сатира, поговаривали даже о ее запрете. Достается от Гофмана и главному герою. Образ Бальтазара ироничен, теперь это не истинный поэт, как было в ранних сказках, а просто юноша, увлекающийся поэзией. Да, и злом здесь предстает не Цахес, фея или маг, они, скорее, смешны и нелепы, а само общество и реальность. Они настолько извращены и исковерканы в отношении простых моральных устоев, что становится страшно за существование человека.

Крошка Цахес, по прозванию Циннобер (4 глава)

Как итальянский скрипач Сбьокка грозил засунуть господина Циннобера в контрабас, а референдарий Пульхер не смог попасть в министерство иностранных дел. — О таможенных чиновниках и конфискованных чудесах для домашнего обихода. — Бальтазар заколдован с помощью набалдашника.На мшистом камне в самой глуши леса сидел Бальтазар и задумчиво смотрел вниз в расселину, где ручей, пенясь, бурлил меж обломков скал и густых зарослей. Темные тучи неслись по небу и скрывались за горами; шум воды и деревьев раздавался как глухой стон, к нему примешивались пронзительные крики хищных птиц, которые подымались из темной чащи в небесные просторы и летели вслед убегающим облакам…

Биография

ФИО:
Эрнст Гофман

Жанр:
Мистика, Ужасы

Эрнст Теодор Амадей Гофман — немецкий писатель, композитор, художник. Псевдоним как композитора — Иоганн Крайслер.

Родился в семье прусского королевского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736-1797). Когда Эрнсту было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Эрнст рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, он выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусством.

В 1800 Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Впоследствии попытки его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь после 1813 дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции; после 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и много времени для творчества.

Чувствуя отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.

Своё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряду бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым. В ту пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке; в России В. Г. Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Ф. М. Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

В 46 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни; но и на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие. Умер в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище.

Щелкунчик и Мышиный Король (10 глава)

Дядя и племянник.Кому из моих высокоуважаемых читателей или слушателей случалось порезаться стеклом, тот знает, как это больно и что это за скверная штука, так как рана заживает очень медленно. Мари пришлось провести в постели почти целую неделю, потому что при всякой попытке встать у нее кружилась голова. Все же в конце концов она совсем выздоровела и опять могла весело прыгать по комнате. В стеклянном шкафу все блистало новизной – и деревья, и цветы, и дома, и по-праздничному расфуфыренные куклы, а главное, Мари нашла там своего милого Щелкунчика, который улыбался ей со второй полки, скаля два ряда целых зубов…

Творчество Гофмана

 
Творческая жизнь Гофмана была коротка. Первый сборник он выпустил в 1814 году, а через 8 лет его уже не стало.
Если бы нТворчество Гофманаам захотелось как-то охарактеризовать в каком направлении писал Гофман, мы бы назвали его романтическим реалистом

Что самое важное в творчестве Гофмана? Одной линией через все его произведения проходит осознание глубокой разницы между реальностью и идеалом и понимание того, что оторваться от земли невозможно, как он сам это и говорил.
Вся жизнь Гофмана – это непрерывная борьба. За хлеб, за возможность творить, за уважение к себе и своим произведениям

Сказки Гофмана, читать которые советуется и детям и их родителям, покажут эту борьбу, силу принимать тяжелые решения и ещё большую силу не опускать руки в случае неудачи.
 
Первой сказкой Гофмана стала сказка Золотой горшок
Уже по ней стало ясно, что писатель из обыкновенной обыденной жизни способен создать сказочное чудо. Там и люди и предметы – настоящие волшебства. Как и все романтики того времени, Гофман увлекается всем мистическим, всем, что обычно случается по ночам. Одним из лучших произведений стал Песочный человек. В продолжение темы оживания механизмов автор создал настоящий шедевр — сказку Щелкунчик и мышиный король (некоторые источники называют её также Щелкунчик и крысиный король). Сказки Гофмана написаны для детей, но темы и проблемы, которые в них затрагиваются, не совсем детские.
———————————————————
Эрнст Теодор Амадей Гофман.Сказки
Читаем бесплатно онлайн
 


Читать все сказки ГофманаЧитать сказки других известных авторов

«Принцесса Брамбилла»

На этот раз история двух влюбленных швеи Джачинты и актера Джильо Фава разворачивается на фоне прекрасного Рима. Автор с точностью георгафа-исследователя рисует вечный город: названия улиц, площадей, храмов, кафе подлинны. Влюбленным придется сначала потерять друг друга, пройти через настоящий городской карнавал и карнавал жизни, а потом вновь обрести друг друга.

Почему не просто детская сказка?

Внешний сказочный сюжет о двух влюбленных «разбавлен» лирическими отступлениями, в которых автор размышляет о природе человека и сути жизни. Отсылки, нелинейное повествование и подтекст превращают сказку в настоящую головоломку. Не забывает Гофман и о любимой иронии. Именно в ней он видит основу человеческих отношений, средство разрешения конфликтов и постижения себя и мира вокруг. В этой повести-сказки автор вновь возвращается к психологизму. Гофман уверен, что жизнь человека похожа на карнавал, ежедневно мы надеваем на себя маски и в конечном итоге теряет свое настоящее я. В сказке это явление называется «хранический дуализм». И преодолеть его можно лишь через любовь, которая помогает познать себя истинного.

Крошка Цахес, по прозванию Циннобер (7 глава)

Как профессор Мош Терпин испытывает природу в княжеском винном погребе. — Mycetes Beelzebub. — Отчаяние студента Бальтазара. — Благотворное влияние хорошо устроенного сельского дома на семейное счастье. — Как Проспер Альпанус преподнес Бальтазару черепаховую табакерку и затем уехал.Бальтазар, укрывшийся в деревне Хох-Якобсхейм, получил из Керепеса от референдария Пульхера письмо следующего содержания: «Дела наши, дорогой друг Бальтазар, идут все хуже и хуже. Наш враг, мерзостный Циннобер, сделался министром иностранных дел и получил орден Зелено-пятнистого тигра с двадцатью пуговицами…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: