Презентация по литературному чтению на тему «Викторина по басням И.А.Крылова (3 класс)»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Викторина по басням И.А.Крылова Выполнил: учитель начальных классов МБОУ СШ № 20 г. Дзержинска Нижегородской области Перепелица Лариса Евгеньевна
Басни По гиперссылкам на слайд по каждой басне. Кнопка – переход к викторине.
Вопрос №2 На кого лаяла Моська? А) На ежа Б) На Ужа В) На льва Г) На слона
Вопрос №3 В чем виноват Ягнёнок в басне «Волк и Ягненок»? А) В том, что намутил воду волку Б) В том, что волку хочется есть В) В том, что разбудил волка Г) В том, что напугал волка
Вопрос №4 Куда села ворона с кусочком сыра? А) На пенёк Б) На ветку В) На ель Г) На дерево
Вопрос №5 «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?» А) За то, что он красивый Б) За то, что он хвалит Кукушку В) За то, что он является ее другом Г) За то, что он помог ей
Вопрос №6 Чем занималась Стрекоза летом? А) Купалась Б) Помогала Муравью В) Пела Г) Летала к сестре
Вопрос №7 «Я тебя понял» Из какой басни эта мораль? Мораль Басня 1) «У сильного всегда бессильный виноват…» А) «Лебедь, щука и рак» 2)«Вперед чужой беде не смейся, Голубок!» Б) «Волк и Ягнёнок» 3) «Когда в товарищах согласья нет…» В) «Ворона и лисица» 4)«Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна…» Г) «Чиж и голубь»
Вопрос №8 Из какой басни следующие слова: «Соседка, перестань срамиться…» А) Слон и Моська Б) Ворон и Лисица В) Лягушка и Вол Г) Волк и Ягненок
Тайна персонажей басни
Например, лисица всегда ассоциируется с хитростью и лукавством. Она символизирует злое начало и часто выступает в роли обманщика. Другие животные, такие как волк и ворона, могут также быть ассоциированы с агрессией и жадностью.
С другой стороны, мы видим положительные персонажи, такие как львы и орлы. Лев — символ силы и мощи, а орел — символ свободы и независимости. В своих баснях, авторы передают нравственные уроки и ценности через различных персонажей.
Важно помнить, что басни — это не просто развлечение, но и учебный инструмент. Они помогают нам разобраться в сложных вопросах жизни и общества
Путем изображения различных персонажей, писатели намекают нам на то, что мир состоит из разных типов людей, и каждый имеет свои сильные и слабые стороны.
Тайна персонажей басни заключается в том, что каждый из них является своего рода символом. Изучая басни, мы можем разгадать эту тайну и увидеть наших самих в разных героях. Это помогает нам лучше понять себя и других людей, а также улучшить наши моральные качества.
Задание «Мораль сей басни такова…»
Этот блок викторины легковесно пройдут те школьники, которые знают басни наизусть или хотя бы хорошо их знают. Каждая басня Крылова либо начинается, либо заканчивается каким-то определенным выводом – нравственностью. Задание предусматривает, что по строчкам из морали школьники должны определить, о какой именно басне идет речь. С этой мишенью учитель может выбрать несколько басен, отдельно на листочках выписать или распечатать «морали» и провести этот блок викторины.
Гораздо сложнее, если нравственность басни зашифрована и чтобы понять о какой именно басне идет речь, нужно не только знать ее, но и постичь смысл «морали», переданную своими словами, без рифмы. Приведем несколько вариантов таких вопросов с ответами, чтобы было удобопонятно, о чем идет речь.
- В этой басне знаменитый баснописец негативно высказывается против беззакония, насилия над крепостными, над народом, против несправедливости работающего режима. Что это за басня? (правильный ответ – «Волки и Овцы»)
- В этой басне Крылов иронично и достаточно ядовито представил образ царя, который безжалостно ведет себя по отношению к народу, жестоко расправляется с вольнодумцами. Баснописец уличает лицемерность и притворство царя. Что это за басня и о каком правителе идет выговор? (правильный ответ – басня «Пестрые овцы», царь – Александр І)
- Крылов активно выступал против невежества и воспевал просвещение. В этих баснях автор особенно остро изливает эту мысль. Назовите эти произведения (правильный ответ – «Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно», «Чушка под Дубом»)
- Чтобы поправить свое здоровье, персонаж этой басни купила себе некое средство, какое по ее мнению оказалось малоэффективным для решения проблемы. Кто этот персонаж и как называется басня? (правильный ответ – «Мартышка и Очки», персонаж Мартышка)
- Четверо «храбрых» затеяли, по их мнению выгодное предприятие, но что-то пошло не так (правильный ответ – «Квартет»)
- Персонажи следующего созданья поочередно воспевали друг другу хвалебные оды, не оглядываясь на церковные заповеди. Кто это и из какой басни эти персонажи? (правильный ответ – «Кукушка и Петух», персонажи соответственно кукушка и петух)
- Басня о музыкальном фанате, музыкальные предпочтения какого разительно отличались от общепринятых. Кто этот фанат и как называется басня? (правильный ответ – «Осел и Соловей», в роли фаната выступает Ишак)
- Героиня этого произведения за довольно короткое время вспомнила всех своих подруг, знакомых и кумушек. Позабыла только про себя. Кто это и из какой басни все эти персонажи? (правильный ответ – «Зеркало и Обезьяна», персонажи соответственно Обезьяна и все ее кумушки)
- Неблагодарное скотина, которое получив сполна выгоды от другого участника событий, описанных в басне, отплатила ему злой монетой. Кто это и что за басня? (верный ответ – это Свинья из басни «Свинья под дубом»)
- Наевшись досыта (а то и больше), сосед сбежал от радушного хозяина и вяще никогда не возвращался в его дом. Из какой басни эта жизненная ситуация? (правильный ответ – «Демьянова уха»)
Все последующие вопросы можно подавать таким же манером. Должно получиться очень увлекательно.
Правила проведения викторины
Перед тем как мы перейдем к вопросам викторины по Крылову (с ответами), необходимо обсудить правила игры. Проведение любого развлекательного мероприятия требует особой подготовки. Перед вопросами необходимо произнести интересную вступительную речь.
Для проведения конкурса стоит разделить весь класс на две или более групп. Так можно развить дух соперничества и общности команды. Мы предлагаем следующую систему поощрения: каждый правильный ответ приносит группе один балл. По итогам необходимо подсчитать количество заработанных баллов, та группа, у которой их больше, получает приз. Призом может выступать абсолютно все — пятерка по литературе, сладкий презент (конфеты) и так далее.
Итак, теперь вступительная речь, которую стоит произнести перед викториной по басням. С ответами к ней вы сможете ознакомиться в самом конце раздела статьи с вопросами.
Вариант вступительной речи: «Все мы с самого детства любим читать знаменитые сказки Ивана Андреевича Крылова. Какой бы ни была жизненная ситуация, в голове моментально возникают «крыловские» образы. То вспомнится Моська, лающая на Слона, то Обезьяна, насмехающаяся над своим отражением в зеркале. А как часто мы встречаем людей, которых можно сравнить с Мартышкой, из-за своего невежества разбившей ценные очки. Несмотря на то что басни малы по размеру, смысл в них заложен огромный. Эти знаменитые басни всегда сопровождают нас в жизни, помогая осознавать настоящие ценности. Перед проведением интереснейшей викторины по басням Крылова, нам предстоит разделиться на две группы. Та команда, которая даст больше ответов, получит приз. Не стоит выкрикивать ответ, поднимите руку. Если ответ дан без моего разрешения, то балл не засчитывается. В добрый путь по прекрасному миру басен!»
Тришкин кафтан
У Тришки на локтях кафтан продрался.Что долго думать тут? Он за иглу принялся:По четверти обрезал рукавов —И локти заплатил. Кафтан опять готов;Лишь на четверть голее руки стали.Да что до этого печали?Однако же смеется Тришке всяк,А Тришка говорит: «Так я же не дуракИ ту беду поправлю:Длиннее прежнего я рукава наставлю».О, Тришка малый не простой!Обрезал фалды он и полы,Наставил рукава, и весел Тришка мой,Хоть носит он кафтан такой,Которого длиннее и камзолы._____
Таким же образом, видал я, иногдаИные господа,Запутавши дела, их поправляют,Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.
короткая басня, которая легко учится
Викторина для школьников средних классов «Царство басни»
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
М. Исаковский
Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом — это притча о соловье и ястребе, обращённая к жестоким и несправедливым правителям. Но, по преданиям, основоположником басни считают легендарного Эзопа.
Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов: к басенному жанру возвращались Гораций, Плутарх.
В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Ж. де Лафонтеном.
Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве И. А. Крылова.
«А ларчик просто открывался» (по басням Крылова)
1-й конкурс.
1. Какие басни Крылова вы знаете? Из какой басни эти строки:
Мартышка тут с досады и печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали…? («Мартышка и очки».)
2. Как начинается басня «Ворона и Лисица»? («Уж сколько раз твердили миру…»)
3. В чём заключается главный смысл басни «Ворона и Лисица»? (Лесть гнусна, вредна.)
4. Из какой басни эти строчки: «Достали нот, баса, альта, две скрипки…»? («Квартет».)
5. Сколько животных было в квартете? Перечислите их. (4; Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка.)
6. Продолжи фразу: «По улицам слона водили…» («Как видно, напоказ».)
7. Для чего Моська напала на Слона? (Доказать, что она храбрая, и Слон её боится.)
8. Как Слон отнёсся к нападению Моськи? (Оставил это без внимания.)
9. Кому принадлежат следующие слова: «Ты всё пела? Это дело…»? (Муравей.)
10. Что было для Стрекозы готово в летнее время под каждым листиком? (И стол, и дом.)
11. Назовите героев басни «Свинья под Дубом». (Свинья, Дуб, Ворон.)
12. Какой вред наносила Свинья Дубу? (Корни портила.)
13. Как начинается басня Крылова «Лисица и виноград»? («Голодная кума Лиса залезла в сад…».)
14. Почему Лисица не могла отведать винограда? (Он висел высоко.)
2-й конкурс.
Из каких басен И. А. Крылова взяты следующие цитаты?
1. Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок… («Ворона и Лисица».)
2. У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем,
А вот о том, как в баснях говорят… («Волк и Ягнёнок».)
3. Не оставь меня, кум милый,
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Накорми и обогрей. («Стрекоза и Муравей».)
4. Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. («Петух и Жемчужное зерно».)
5. Избави Бог и нас от этаких судей. («Осёл и Соловей».)
6. Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона! («Слон и Моська».)
7. А Васька слушает да ест. («Кот и Повар».)
8. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. («Квартет».)
9. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука… («Лебедь, Рак и Щука».)
3-й конкурс.
Вопросы по биографии и творчеству И. А. Крылова.
1. Где и когда родился И. А. Крылов? (1769 год, в Москве.)
2. Кем были его родители? (Дворяне, но обедневшие.)
3. В каком году были изданы первые басни Крылова? (1788 год.)
4. Сколько всего книг с баснями Крылова было издано? (8.)
5. Что отразил в своих баснях Крылов? (Все человеческие пороки.)
6. С какими великими людьми своего времени был знаком Крылов?
7. Чему учат нас басни Крылова? (Честности, справедливости, трудолюбию.)
8. Почему Гоголь считал, что басни Крылова — «достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа»? (Вопрос-рассуждение не предполагает одного ответа.)
9. Чем басни Крылова схожи с баснями Эзопа? (Сюжеты басен Крылова сходны с баснями Эзопа.)
10. Почему героями почти всех басен Крылова являются животные? (Приём аллегории острее и точно даёт возможность выразить суть.)
11. Какие профессии освоил Крылов за свою жизнь? (Переводчик, журналист.)
12. Какой приём использовал Крылов при написании басен? (Иносказание.)
13. Что такое мораль? (Поучительный смысл.)
14. В каком городе Крылову поставлен памятник? (В Санкт-Петербурге.)
Умные загадки для развития логики и воображения
Умные загадки помогают расширить кругозор и активизировать творческое мышление у детей. С их помощью ребенок учится искать нестандартные решения, развивает способность к абстрактному мышлению и логическому выводу. Кроме того, загадки способствуют повышению интереса к чтению, развивают речь и способность высказать свои мысли.
Предлагаем вашему вниманию несколько умных загадок, которые помогут развить логику и воображение у детей:
Загадка | Ответ |
---|---|
Что шире: океан или лужа? | Лужа, потому что океану не придешь на край |
У кого больше ног: у двух лебедей или у одного слона? | У одного слона, потому что у лебедей нет ног |
Что не имеет начала и конца? | Кольцо |
Стол без ног. Что это? | Карточный стол |
Кто работает стоя, а отдыхает лежа? | Учитель |
Эти загадки позволят вашему ребенку поразмышлять и найти правильные ответы, что поможет ему развить навыки логического мышления и воображение. Попробуйте провести эту игру с вашим ребенком и посмотрите, насколько он может быть смышленым и сообразительным!
Как использовать загадки про басни в обучении
- Развитие логического мышления: Загадки про басни требуют от детей анализировать информацию, делать логические выводы и применять свои знания для поиска правильного ответа. Это способствует развитию способности к аналитическому мышлению.
- Улучшение воображения: Загадки и басни находятся в тесной связи друг с другом. Чтение басен и решение связанных с ними загадок помогают детям развить свою воображение, представлять себе образы персонажей и их действия.
- Развитие коммуникативных навыков: Решение загадок про басни можно проводить в форме обсуждения группой детей. Это способствует развитию навыков слушания, высказывания своего мнения и умения слышать мнение других.
- Повышение общей грамотности: Загадки про басни широко используются в литературе и являются хорошим способом знакомства с литературными произведениями. Разгадывая загадки про басни, дети узнают о литературных персонажах, событиях и моральных уроках, которые заключены в сказках.
- Стимуляция интереса к чтению: Загадки про басни могут вызвать интерес у детей к чтению басен и других произведений литературы. Они могут стать мотивацией для детей и вдохновить на чтение более объемных текстов.
Использование загадок про басни в обучении позволяет не только развивать мышление и воображение детей, но и познавать мир литературы и культуры. Это помогает им лучше понимать смысл басен и извлекать из них уроки мудрости. Поэтому включение загадок про басни в обучение является полезным и увлекательным опытом для детей.
Викторина по сказкам и мультфильмам
- Как зовут деревянного мальчика с длинным носом? (Пиноккио, Буратино)
- Как звали хозяина кукольного театра, в котором играли Мальвина и Артемон? (Карабас-Барабас)
- Кто хотел жениться на Дюймовочке в начале сказки? Крот.
- Он самый умный персонаж в Цветочном городе. Знайка.
- Этого мальчика воспитывали животные. Маугли.
- Чем лечил все болезни Карлсон? Вареньем.
- Как зовут питомца Шапокляк? Крыса Лариска.
- Какая фамилия у почтальона из деревни Простоквашино? Печкин.
- Сказочные фрукты, которые возвращают здоровье и молодость. Молодильные яблоки.
- Кто распевал веселую песню «Нам не страшен серый волк»? Поросята.
- Эта девочка шла в гости к бабушке с пирожками и повстречала серого волка. Красная Шапочка.
- Какой зверек разбил золотое яичко курочки Рябы? Мышь.
- Что должно произойти, чтобы чудовище превратилось в принца? (Его должна полюбить девушка)
- Волшебный предмет, который сам накрывает на стол и ставит угощения (скатерть-самобранка).
- Во что превратила Снежная королева сердце Кая? (льдинка)
- Как звали самого высокого милиционера? Дядя Степа.
- Из-за чего растаяла Снегурочка? Она подпрыгнула над костром.
- Куда попала стрела Ивана-царевича? В болото к лягушке.
- Что попросил старик у Золотой рыбки в первый раз? (корыто)
- Как звали доброго доктора, который лечил зверей? (Айболит, Дулитл)
- Кем стала Дюймовочка в конце сказки? Королевой эльфов.
- Как зовут сказочного царя-долгожителя? Кащей Бессмертный.
- В каком царстве живут многие герои русских народных сказок? В тридесятом.
- Кто в известной сказке продавал пиявки? Дуремар.
- Была главным другом Винни-Пуха. Пятачок.
- Кого из них Колобок не встречал на пути? Еж, заяц, медведь.
- Этот сказочный персонаж летает на метле или в ступе? Баба Яга.
- С какой фразы часто начинаются сказки? Жили-были.
- Кто победил паука и освободил Муху-Цокотуху? Комар.
- На чем стоит изба Бабы Яги? На куриных ножках.
- Кто приютил у себя Белоснежку? Семь гномов.
- От кого из животных Колобку не удалось сбежать? От лисы.
- За какими цветами отправилась в лес отправилась героиня сказки «12 месяцев»? За подснежниками.
- Какой овощ вырос таким большим, что его было трудно вытащить из земли? Репка.
- Из чего был построен самый прочный дом для трех поросят? Из кирпича.
- Где живет Русалочка? В море.
- Что произошло с петушком, когда он попытался съесть бобовое зернышко? Подавился.
- Кто говорил медведю: «Не садись на пенек, не ешь пирожок»? Машенька.
- Кто спрашивал у замерзшей девушки: «Тепло ли тебе девица?». Морозко.
- Что нужно сделать с волшебной лампой, чтобы из нее появился Джинн? Потереть.
- Что купила на базаре Муха-Цокотуха? Самовар.
- Волшебный цветок, исполняющий желания. Цветик-семицветик.
- Этот сказочный герой был очень маленького роста. Мальчик с пальчик.
- Кто тянул репку перед Жучкой? Внучка.
- Кто летал на пушечном ядре? Мюнхгаузен.
- Что потеряла Золушка, торопясь покинуть бал? Туфлю.
- Трехголовый дракон из русских сказок? Змей Горыныч.
- Во что превратилась карета Золушки, когда часы пробили 12? В тыкву.
- В кого превратился кот в сапогах, чтобы съесть волшебника-людоеда? Остался сам собой.
- Где живет джин? В лампе.
- Он любил произносить фразу: «Давайте жить дружно». Кот Леопольд.
- Как волк обманул козлят, чтобы проникнуть к ним в дом? Прикинулся козой.
- От кого убежала посуда? От Федоры.
- Где спрятался седьмой козленок в сказке «О семерых козлятах»? В печке.
- Что оказалось за дверью в коморке папы Карло? Кукольный театр.
- Это главное оружие соловья-разбойника. Свист.
- На чем Емеля из сказки «По щучьему веленью» поехал к царю? На печке.
- Почему звери не смогли съесть бычка из сказки «Бычок-смоляной бочок»? Прилипли.
- Кем стал гадкий утенок в конце сказки? Прекрасным лебедем.
- Что отдала Русалочка колдунье, чтобы получить ноги вместо хвоста? Голос.
Вопросы на космическую викторину
- Как называется самая близкая к Земле звезда? Солнце.
- Кто был первым в истории космонавтом? Юрий Гагарин.
- Что виднеется позади летящей кометы? Хвост.
- С помощью какого прибора ученые наблюдаются за звездами? Телескоп.
- Сколько дней в году? 365 или 366.
- Как называется природный спутник Земли? Луна.
- Как называется самая красная планета? Марс.
- Какие еще планеты вы знаете? Сатурн, Венера, Уран, Юпитер, Меркурий, Нептун.
- С помощью какой звезды люди определяют стороны света? Полярная звезда.
- Как зовут собак, которых запускали в космос? Белка и Стрелка.
- Как по-другому называются созвездия «Малый ковш» и «Большой ковш»? Малая и большая медведица.
- Почему космонавты в космосе не могут ходить? Там невесомость.
- Из чего космонавты кушают в космосе? Из тюбиков.
- Какая наука изучает небесные тела? Астрономия.
Публикация «Викторина по басням И, А, Крылова» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Темочки
Развивать чуткость к мудрому слову, чувство юмора, творческие способности (выразительное чтение басен, инсценировка); активный познавательный интерес; умение работать в команде.
Воспитывать нравственные качества, интерес к родному языку, любовь и уважение к русской литературе, гордость за тех её деятелей, чьё творчество вошло в золотой фонд русской литературы.
Материалы. Слайды: портрет И. А. Крылова, памятник, герои басен, мультимедийный экран, декорации для инсценировки,коробка с предметами для конкурса.
Загадки по басням крылова с ответами
Викторина по басням Крылова с ответами. Для 5 класса
Все взрослые знают про Крылова и его поучительные басни, но мало кто сможет так взять и вспомнить хотя бы две три из них. Поэтому лучше учить всё в школе, потом в жизни всё может пригодиться. Но учить это одно, а запомнить совершенно другое. Новая викторина по басням Крылова поможет закрепить пройденный материал в 5 классе. Викторина с вопросами и ответами, чтобы ученикам было проще. Смотрите вопрос и играйте на классном часе или на уроках литературы.
1. В какой басне персонажи не смогли договориться между собой, оставив предмет своего спора на том же самом месте, где он и был?a. Ворона и лисицаb. Лебедь, рак и щукаc. Волк и ягнёнок(ответ: Лебедь, рак и щука)
2. Басня, в которой неожиданно сменяется время года для одной певуньи, не успевшей подготовиться к зиме. a. Слон и Моськаb. Ворона и лисицаc. Стрекоза и муравей(ответ: Стрекоза и муравей)
3. Эта басня никак не о храбрости некоторых, а о создании видимости этой самой храбрости, и когда размер – не имеет значения.a. Волк и ягнёнокb. Слон и Моськаc. Квартет(Ответ: слон и Моська)
4. В какой басни говорится о том, что каждая вещь должна использоваться по предназначению, а не абы кабы?a. Мартышка и очкиb. Зеркало и обезьянаc. Петух и Жемчужное зерно(ответ: Мартышка и очки)
5. В этой басни мораль такова, что не каждый хочет смеяться над собой, глядя на других.a. Мартышка и очкиb. Зеркало и обезьянаc. Петух и Жемчужное зерно(ответ: Зеркало и обезьяна)
6. В какой басне еда передаётся из клюва в лапы?a. Осёл и соловейb. Петух и Жемчужное зерноc. Ворона и лисица(Ответ: ворона и лисица)
7. Басня о том, что не стоит завидовать чужому таланту, а лучше развивать свой.a. Скворецb. Осёл и соловейc. Волк и ягнёнок(ответ: скворец)
8. В этой басне как ни сядут персонажи, всё равно у них ничего не получится, а всё потому, что не стоит браться за то, к чему нет умения.a. Лебедь, рак и щукаb. Квартетc. Две собаки(Ответ: Квартет)
9. Персонаж этой басни, не добравшись до еды, сетует на её невкусность, даже не попробовав на зуб.a. Петух и жемчужное зерноb. Ворона и лисицаc. Лисица и виноград(Ответ: лисица и виноград)
10. Басня, в которой без вины виновным сделали, лишь за то, что «кое-кому» хотелось сильно кушать.a. Волк и ягнёнокb. Волк и кукушкаc. Волки и овцы(Ответ: Волк и ягнёнок)
Волк и журавль
Что волки жадны, всякий знает:Волк, евши, никогдаКостей не разбирает.Зато на одного из них пришла беда!Он костью чуть не подавился.Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;Пришло хоть ноги протянуть!По счастью, близко тут Журавль случился.Вот кой-как знаками стал Волк его манитьИ просит горю пособить.
Журавль свой нос по шеюЗасунул к Волку в пасть и с трудностью большеюКость вытащил и стал за труд просить.«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!А это ничего, что свой ты долгий носИ с глупой головой из горла цел унес!Поди ж, приятель, убирайся,Да берегись: вперед ты мне не попадайся».
Ход викторины
I. Орг.момент. Вводная часть.
— У нас сегодня гости, поздоровайтесь! Здравствуйте!
— Проверим работу слуховых аппаратов. Валерия, как ты меня слышишь? (работа за экраном)
— Какой сегодня день недели?
— Какой день недели был вчера?
— Какой день недели было 2 дня назад?
— А сейчас будет речевая зарядка на звук «Г», «К»
Дежурный звук «Г», «К»
— Га-Го- Гы-Гу
— Ка-Ко-Кы, Ку.
Квар-тет
Мось-ка
Го-луб-ка
II. Основная часть
— Лида, спроси меня что мы будем делать?
— Акнур Бейбитовна, что мы будем делать?
— Мы будем слушать, думать, говорить, отвечать на вопросы, отгадывать загадки.
— Прочитаем тему занятия (хором).
— Тема занятия называется «Волшебный мир басен Крылова».
— Ребята , скажите кто это? (Иван Андреевич Крылов).
— Иван Андреевич Крылов известный русский поэт, писатель, автор более 200 басен.
— Давайте вспомним что же такое басня? (Басня — это короткие рассказы в стихах, где главными героями являются животные, птицы, растения, предметы.
— А что такое мораль басни? (Мораль басни — это нравоучéние, выраженное в крáткой форме).
— Какие басни Крылова вы знаете? (Лебедь, Щука и Рак, Слон и Моська, Квартет, Ворона и Лисица, Стрекоза и Муравей).
— Какие виды басен вы знаете? (волшебные, бытовые, про животных).
— Как ведут себя животные в баснях? (Животные ведут себя, как люди).
— Что они делают? (Они разговаривают, помогают друг другу, обманывают, ленятся, трудятся).
— Да, ребята, животные в баснях совершают хорошие и плохие поступки.
В своих баснях Крылов всегда высмеивал пороки. Простой народ придумал много пословиц и поговорок о глупости, жадности, лени, труда, а также о добре и зле.
— А сейчас будет викторина.
III. Конкурс
1 задание «Назовите басню»
— Посмотрите и скажите название басен. Давайте все вместе хором прочитаем.
Ответы: «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Ворона и лисица».
2 задание «Назовите героев басни. Кто это? Напиши.
Ответ: Осёл, Козёл, Мартышка, Мишка.
— А скажите, как эта басня называется?
— Верно, ребята, квартет.
— А что же такое квартет? (Квартет — это музыкальное произведение для четырех исполнителей.)
3 задание «Найди пару»
— Вам нужно найти строчки к этим басням
1. СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ 2. ВОРÓНА И ЛИСЍЦА 3. СЛÓН И МÓСЬКА 4. ЧИЖ И ГÓЛУБЬ 5. КВАРТÉТ 6. ЛÉБЕДЬ, ЩУКА и РАК 7. МАРТЫШКА и ОЧКИ 8. ЛИСА И ВИНОГРАД |
1.А прóку на вóлос в них нет 2. Вперёд чужóй бедé. 3. С ним была плутóвка таковá. 4.Сосéдка, перестáнь срáмиться 5.Чтоб музыкáнтом быть, так надобно уменье. 6. Авóсь и ныне там. 7. У кумушки глаза и зубы разгорелись 8. Лето красное пропела. |
4 задание «Разрезные картинки»
— Разделимся на две команды: первая, вторая.
— Садитесь поближе. Вам нужно собрать картинку и назвать басню.
IV. Физминутка для глаз
— А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.
— Посмотрели направо, налево, поморгали.
— Посмотрели вниз, вверх, поморгали.
— Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.
— Открыли глаза, улыбнулись.
5 задание «Отгадайте загадки»
1) Леснáя рыжая плутóвка-
Извéстна всем её снорóвка.
С ней аккурáтней, не зевáй
А двéрь в курятник запирáй! (Лиса)
— А скажи ответ по — казахски: «Түлкі»
2) Хóчет с дéтства эта птица
Стáть извéстною певицей.
Дéнь и нóчь неугомóнно
«Кар- кар — кар!» — поёт (Ворона)
— А скажи ответ по-казахски: «Қарға»
3) Нос как хвóст, под ним рогá,
Кáждая столбом ногá,
Сам огрóмный, слóвно дом!
Кто это? Конéчно….! (Слон)
— Скажи ответ по казахски: «Піл»
4) Нет еды вкуснéй банана
Утверждáет… (Обезьяна)
— Скажи ответ по казахски: «Маймыл»
5) Виляет рáдостно хвостом
Но чужака не впустит в дом. (Собака)
— Скажи ответ по-казахски: «Ит»
6) В стáе я живу в лесу,
Всем зверушкам стрáх несу.
Грóзно вдруг зубáми щёлк!
Я свирéпый сéрый….(Волк)
— Скажи ответ по-казахски: «Қасқыр»
7) Тащит он солóминку
К мáленкому дóмику.
Всех букáшек он сильнéй
Наш трудяга…(Муравей)
— Скажи ответ по-казахски: «Құмырсқа»
На ромáшку у ворóт
Опустился вертолёт-
Золотистые глазá
Кто же это?…(Стрекоза)
— Скажи ответ по —казахски: «Инелік»
6 задание «Продолжи предложение»
1. Лето красное пропела, оглянулся не успела, как…. (зима катит в глаза)
2. Чтоб музыкантом быть…( так надобно уменье)
3. Ай, Моська! Знать она сильна, что… (лает на Слона)
4. Из кожи лезут вон,…(а возу все нет ходу!)
V. Заключительная часть
1. Вам понравилась викторина? (Да / Нет)
2. Какие виды басен вы знаете? (волшебные, бытовые, про животных)
3. Что мы делали на занятии? (Слушали, говорили,…..)
— Хорошо, молодцы! Спасибо за занятие!
Кот и повар
Какой-то Повар, грамотей,С поварни побежал своейВ кабак (он набожных был правилИ в этот день по куме тризну правил),А дома стеречи съестное от мышейКота оставил.Но что́ же, возвратясь, он видит? На полуОбъедки пирога; а Васька-Кот в углу,Припав за уксусным бочёнком,Мурлыча и ворча, трудится над курчёнком.«Ах, ты, обжора! ах, злодей!»Тут Ваську Повар укоряет:«Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?(А Васька всё-таки курченка убирает.)Как! Быв честным Котом до этих пор,Бывало, за пример тебя смиренства кажут,—А ты… ахти, какой позор!Теперя все соседи скажут:«Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!И Ваську-де, не только что в поварню,Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:Он порча, он чума, он язва здешних мест!»(А Васька слушает, да ест.)Тут ритор мой, дав волю слов теченью,Не находил конца нравоученью.Но что ж? Пока его он пел,Кот-Васька всё жаркое съел.________
А я бы повару иномуВелел на стенке зарубить:Чтоб там речей не тратить попустому,Где нужно власть употребить.
Викторина в загадках по басням И.А. Крылова
Викторина по басням И.А. Крылова
«Отгадай загадку»
Хочет с детства эта птица Стать известною певицей. День и ночь неугомонно «Кар-кар-кар!» – поет…
Ворона
Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней, Пышный хвост – ее краса! Этот зверь лесной — …
Лиса
«Ворона и лисица»
Прибыла из жарких стран, Там жила среди лиан, И, за хвост на них повиснув, Уплетала я банан.
Мартышка
Едет Пахом на коне верхом. Книгу читает, А грамоты не знает.
Очки
«Мартышка
и очки»
Летает в небе вертолет, И как красив его полет, Что завораживает взор. Его крыло – сплошной узор, Большие, в сеточку глаза. Все знают, это …
Стрекоза
Я работаю в артели У корней мохнатой ели. По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
Муравей
Муравьи поднимают груз в сто раз тяжелее собственного веса
«Стрекоза и муравей»
Длинный хобот вместо носа. В жаркий день в нем воду носит. И огромными ушами Машет словно парусами. Этот добрый великан – Житель дальних жарких стран. Фруктов может съесть пять тонн Серый африканский …
Слон
Африканский слон — это самое крупное млекопитающее, которое обитает на Земле.
Скажите, почему мой друг Спит без подушки, ест без рук, Зимой без валенок гуляет, А если рад – хвостом виляет?
Собака
«Слон и Моська»
Она не собака, но лает, Хвостом длинным, рыжим виляет. Не кошка, но ловит мышей, И в норке растит малышей. В деревню, в курятник за птицей Пойдет темной ночью …
Лисица
Как гирлянды яркие, Украшая сад, Спелые и сладкие Грозди в нем висят. Зреет, наряжается В красочный наряд. Каждый догадается Это — …
Виноград
«Лисица и виноград»
Спереди – пятачок, Сзади – крючок, Посередине – спинка, А на ней щетинка.
Свинья
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,Стал высок я и могуч,Не боюсь ни гроз, ни туч.Я кормлю свиней и белок –Ничего, что плод мой мелок.
Дуб
Возраст дуба может составлять более 1000 лет.
«Свинья под дубом»
Птица серая живет, Никогда гнезда не вьет, В чужих семьях вырастает, Годы жизни предрекает: — Ку-ку, ку-ку – кричит на ветке, — Где вы, где вы, где вы детки? Ей не верьте, птица-врушка! И зовут ее …
Кукушка
Важно ходит по двору, Будит всех он поутру. В хвастовстве имеет навык, Красная шапчонка набок
И с соперником обычно В драку лезет он привычно. Его пенье режет слух – То с утра кричит …
Петух
«Кукушка и петух»
Вот и басне конец, а кто слушал – молодец!
Учимся делать выводы посредством загадок
Загадки про басни помогут детям понять основные идеи, содержащиеся в произведении, а также научат анализировать ситуации и ход мыслей персонажей. Разгадывая загадки, дети будут вынуждены высчитывать и предсказывать какие-либо факты на основе предоставленной информации.
Например, загадка «Живу в лесу, я не медведица, но всем я научила детей счастью и сладкому». Её разгадкой является басня «Лиса и журавль». Из этой загадки дети могут сделать вывод о том, что лиса была хитрой и обманула журавля. Они могут осознать, что в тексте басни содержится урок о том, что хитрость и обман не являются благими качествами.
Таким образом, использование загадок про басни поможет развить у детей навык кодирования информации, логического анализа и синтеза текста, а также формирование навыков делать выводы.