Хит-парад русских народных пословиц и поговорок

Русские поговорки и их значение

Пословицы для детей на разные темы

Детство время золотое.

За общим столом еда вкуснее.

В здоровом теле — здоровый дух.

Друзья прямые — братья родные.

У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.

Азбука — к мудрости ступенька.

Талант трудом добывают.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

Мал да удал.

Делай другим добро — будешь сам без беды.

На ошибках учатся.

Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.

Старый друг лучше новых двух.

Лад и согласие — первой счастье.

Семья опора счастья.

Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.

Ученью время — игре час.

Лучше не обещать, чем слово не сдержать.

Речь без пословицы, что суп без соли.

Ласковый телёнок двух маток сосёт, а бодливому и одна не даётся.

Терпенье и труд всё перетрут.

Не делай того, чего надо стыдиться.

Умную речь приятно и слушать.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Смелость города берёт.

Любовь да совет, так и горя нет.

Счастье без ума — дырявая сума.

Вежливость нужна каждому.

Посеешь привычку — вырастишь характер.

Глаза страшатся, а руки делают.

Родителей не только уважай, а и помогай им.

Для дружбы нет расстояния.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

На счастливую младость не скупится радость.

Любить хорошо взаимно.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Первый шаг труден.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Не прячь свои неудачи от родителей.

При солнышке тепло, при матери добро.

Повторенье — мать ученья.

Век живи — век учись.

Добрым быть — долго жить.

Что можешь делать сегодня, не откладывай на завтра.

Хорошая книга — лучший друг.

Добро того учить, кто слушает.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Где гнев, там и вред.

Лучше поздно, чем никогда.

Ум золота дороже.

Сердце матери греет лучше солнца.

Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Правдивый человек не покривит душой.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

У милого дитяти много имён.

Не зная броду, не лезь в воду.

Нет такого дружка, как родимая матушка.

Чистота — залог здоровья.

Друг в беде узнаётся.

В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен.

На свете всё найдешь, кроме родной матери.

Скромность красит человека.

Яйца курицу не учат.

Отец — наставник, брат — опора, а друг и то и другое.

Счастье и труд рядом живут.

Ласковым словом и камень растопишь.

Все бобры добры до своих бобрят.

После драки кулаками не машут.

Послушному сыну родительский наказ не тягостен.

Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.

Любому молодцу скромность к лицу.

Легко найти счастье, а потерять и того легче.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Любишь розу, так люби и шипы.

Классификация поговорок

Все поговорки можно условно поделить на тематические группы. Иногда хрестоматии включают в себя такие разделы, как «Пословицы о труде», «Пословицы о храбрости», «Пословицы о вере» и т.д.

Учёные-фольклористы заметили, что картина мира в восприятии любого народа делится на два полюса: «доброе»-«худое» и, в связи с этим, предложили разбивать все имеющиеся единицы текста на антонимические пары:

  • «лень-трудолюбие»;
  • «ум-глупость»;
  • «сила-слабость»;
  • «правда-ложь».

Такой путь оказался продуктивным. Сегодня мы можем уверенно говорить о том, что для русского человека хорошо, а что плохо, какие черты характера украшают нас, а какие – портят.

Поговорки рассматриваются либо отдельно (как малый жанр фольклора, приближенный к фразеологизмам), либо в одном семантическом поле с пословицами.

Для них тоже характерны такие черты, как оценочность, разбиение на антонимические пары. Важным признаком жанра является его юмористическая (ироническая) составляющая.

Пословицы и поговорки в России и мире

  1. Первые пословицы в России были зафиксированы еще со времен Руси, в 10 веке.
  2. Пословицы можно встретить в одном, из самых ценных культурных источников – «Слове о полку Игореве».
  3. В средние века в Европе существовали свои сборники пословиц. Они были иллюстрированы.
  4. На сегодняшний день известно около 30 сборников из средневекового времени с пословицами. Составлялись они, преимущественно, в 13-14 веках.
  5. В 17 веке в России пословицы начинаются фиксироваться и записываться вручную в сборники.
  6. В конце 18 века выходит первый русский печатный труд с пословицами.
  7. Самое большое количество пословиц содержится в труде В. И. Даля «Пословиц русского народа», который был выпущен в 1862 году.
  8. Пословицы могут иметь самое различное происхождение. Некоторые из них пришли из народа и являются частью народного творчества, другие перенимались из различных религиозных или литературных источников.
  9. Наука, которая занимается изучением пословиц называется паремиология.
  10. Некоторые исследователи в области пословиц и поговорок склонны считать, что изучение их способствует познанию исторических событий и быта того времени, а также религиозных принципов.
  11. Основными характеристиками пословицы можно считать ее краткость. В пословицах также используются различные речевые приемы, которые делают ее более ритмичной. Примерами таких приемов могут являться рифма, параллелизм, аллитерация, сравнение и другие.

Пословицы и поговорки в речи

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.

Писатели, публицисты, ораторы часто обращаюются к перлам народной мудрости. Исследователи подсчитали, что только в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого встречается 47 пословиц и поговорок, в «Тихом Доне» М. А. Шолохова – 112.

Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?

Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:

Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;

Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.

Дать совет, как поступить в той или иной ситуации,чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.

Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом. Показателен в этом отношении образ Платона Каратаева, одного из героев романа «Война и мир». В его речи больше всего встречается народных изречений (из 52 пословиц в романе 16 произносит Каратаев). Он говорит о трудной жизни крестьян: Наше счастье, что вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь – ничего нету; От сумы да от тюрьмы не отказывайся; о том, что следует надеятся на лучшее: Час терпеть, а век жить ; об отношении к труду, людям, семье: Без снасти и вша не убьешь; Уговорец – делу родной братец; Полная рука таровата, сухая неподатлива; Какой палец ни укуси, все больно; Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки.

Как средство характеристики своих персонажей использует пословицы М. А. Шолохов. Особенно их много в речи Григория Мелехова, главного персонажа в «Тихом Доне» — 22 пословицы, т.е. пятая часть всех пословиц в романе. Пословицы придают особую колоритность его речам, особую значимость его суждениям. Например: «Помощниками Деникина нас величают…кто же мы? Выходит, что помощники и есть, ничего обижаться. Правда-матка глаза заколола …» «Расходитесь по квартирам да языками поменьше орудуйте, а то нынешним временам они не до Киева доводят , а аккурат до полевых судов да штрафных сотен». «Плохая воля все-таки лучше хорошей тюрьмы. Знаете, как говорят в народе: крепка тюрьма, да черт ей рад». Григорий Мелехов обращается к пословицы и поговоркам, когда хочет что-то подтвердить, сравнить, убедить слушателя, доказать свою правоту. В такой функции выступают выражения: Что с возу упало, то пропало. Отрезанную краюху не приклеишь. На бранном поле друзей не угадывают. Куда ни кинь — везде клин. Ждать да догонять – самое постылое дело. Укатали сивку крутые горки. От жару и камень лопается.

Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.

В Узбекистане имеется одна древняя чудесная поговорка. Она звучит примерно так: «Человек, прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их через верхнюю» (смех, оживление в зале). В данном случае речь идет, конечно, не только о том, что прежде чем говорить, нужно подумать, но и о том, что думать нужно всегда, и особенно тогда, когда речь идет о затрате средств, принадлежащих обществу. А зачастую к этим средствам мы относим чересчур свободно, легко и не заботимся об их рациональном использовании.

Чем отличается пословица от поговорки?

Пословицы и поговорки — это то, что передаётся из поколения в поколение. Поговорка может не просто описывать какие-либо стороны жизни, но и содержать народную мудрость (в теcноте, да не в обиде), которая в поговорке выражена менее явно, чем в пословице.

 Это общее свойство делает некоторые поговорки трудно отличимыми от пословиц, поэтому их относят к единой пословично-поговорочной группе языковых афоризмов. Русский народ определяет степень их родства по-своему:

Некоторые пословицы и поговорки могут иметь схожее звучание, но разный смысл. Так, например, наравне с общеизвестной пословицей, отражающей народную мудрость, «Доверь козлу капусту караулить — всё съест» существует и поговорка «доверил козлу капусту караулить», намекающая на пословицу, но применяющая её к конкретной ситуации.

Примеры сравнения

Поговорка

Пословица

Бедность – не порок

Бедность – не порок, а несчастье

Гол как сокол

 Гол как сокол, а остер как топор

Два сапога пара

Два сапога пара, да оба левые

Лиха беда начало

Лиха беда начало, а там уж близок и конец

Пьяному море по колено

Пьяному море по колено, а лужа – по уши

Пословицы от поговорки отличаются по:

По форме

Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь часть предложения, фраза или ярко окрашенное словосочетание.

Поговорка не употребляется самостоятельно, а включается в предложение для придания ему художественной окраски.

По цели высказывания

Пословица — это народное изречение, которое подразумевает поучение или мораль.

Поговорка — изречение, выражающее отношение говорящего к высказываемому. В отличие от пословицы, она не подразумевает действия и не несёт в себе назидания или поучения. Поговорку можно заменить другими словами

Пословица обладает не только рифмой, но и ритмом. Многие пословицы состоят из двух рифмующихся частей. Для поговорки это не характерно, так как она не является законченным предложением.

Как видно, для поговорок важнее значение признака, для пословиц – действия, точнее, руководства к действию

Важно не просто получить представление о предмете или явлении, но и понять, как правильно вести себя по отношению к нему

Развиваем свою речь

  1. Определите смысл поговорок: 

Заткнуть за пояс — победить кого-то.  Он любого заткнет за пояс. 

Рвёт да мечет  — злится. Моя мама после школьного собрания рвет и мечет. 

При царе Горохе — очень давно. Это случилось при царе Горохе. 

Медведь на ухо наступил — отсутствие музыкального слуха. Катя говорит, что мне медведь на ухо наступил. 

  1. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей. 

         Я думаю, что В.И. Даль выбрал именно эту пословицу неспроста. Я понимаю ее так: нельзя оспаривать смысл пословиц. Ведь они существуют с древних времен и в них заложена мудрость многих поколений. (Любая пословица несудима. Пословица несудима, так как является суждением). 

  1. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц. 

«Видит око, да зуб неймёт» — не все можно взять, что на виду. 

«Дорого, да мило, дёшево, да гнило» — обычно все дорогое красивое, а дешевое выглядит хуже. 

«Делить шкуру неубитого медведя» — говорить об успехе, который еще не случился. 

«Семь раз отмерь, один раз отрежь» — сначала проверь то, что хочешь сделать. 

«Близок локоток, да не укусишь» — то, что кажется доступным не всегда можно достать. 

«Мал золотник, да дорог» — не всегда нужно быть большим и сильным, чтобы принести пользу. 

         Как-то раз мы с Ваней нашли на улице деньги. Большая голубая бумажка лежала возле лавочки. Я увидел ее первый и положил в карман. Где-то полчаса точно мы обсуждали, куда потратим найденные деньги. Нам хотелось много вкусностей: чипсы, сок, мороженое, шоколадки. Пока мы мечтали, из подъезда вышла мама Вани и спросила не находили ли мы 1000 рублей? Как оказалось, она шла из магазина и потеряла деньги, когда доставала ключи из кармана. Купюру мы ей отдали. Вот что значит делить шкуру неубитого медведя. 

  1. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведении? 

         Я бы хотел использовать в своей речи такую пословицу: “Нет друга — так ищи, а нашел — так береги”. В процессе рассказов о писателях такая поговорка: “Бумага все стерпит”. А о героях — “Всяк человек своего счастья кузнец”. 

  1. Проверьте себя. Назовите пословицу, отгадав ее по первой части: 

Пень не околица, глупая речь не пословица.  

Своя земля и в горсти мила.  

Век живи — век учись.  

Делу время, а потехе час.  

Волка бояться, так и в лес не ходить. 

Красно говорить, а слушать нечего.  

Маленькое дело лучше большого безделья 

По одной из них придумайте рассказ (устный или письменный). 

         Когда я приезжаю к бабушке на летние каникулы, то все соблюдаю ее распорядок дня. С утра ношу ей воду, потом мы завтракаем. И уже в 7 утра начинаем работать на огороде. Бабушка старенькая у меня, но работать любит до сих пор. В 11 мы идем обедать, еще часик работаем во дворе, наводим порядки. Только потом мы отдыхаем. Бабушка часто мне повторяет: “Делу время, а потехе час”. 

  1. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах. 

         К примерам меткости я бы отнес “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”. 

         Образность — “Большому кораблю – большое плавание”. 

         Рифма — “Всяк сверчок знай свой шесток”. 

  1. Напишите рассказ на школьную тему озаглавив его одной из пословиц. 

“Повторенье — мать ученья”. 

         Учусь я на 4 и 5, но это только благодаря нашему классному руководителю. Зинаида Петровна ведет у нас русский язык и литературу. Каждый урок она говорит одну и ту же фразу: “Повторенье — мать ученья”. Меня это всегда раздражало, но учителя я слушал и повторял все за ней. 

         В феврале я с одноклассниками играл в снежки. Мороз стоял сильный, а снежки так и норовили упасть мне за шиворот. На следующий день я почувствовал себя плохо: сильно болела голова, сопли ручьем текли и было жарко. Мама сказала мне оставаться дома, но брать домашнее задание у одноклассников. А также повторять пройденный материал. 

         Как только мама уходила на работу, я играл в компьютер или смотрел телевизор. Учебники лежали на столе по-прежнему нетронутыми. Так прошли две недели моего больничного. 

         Когда я пришел в школу, то понял, что много материала я пропустил, я не понимаю темы

Только тогда я понял, как важно повторять изученное. 

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Детский секрет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: