Стратегия «щита и меча»
Курская битва, по мнению советских историков, завершилась 23 августа 1943 года. О понесённых в ней потерях учёные спорят до сих пор.
Манштейн и Гудериан в своих воспоминаниях охарактеризовали битву на Курской дуге как решительное поражение гитлеровской армии, поворотный пункт в войне и последнюю попытку рейха сохранить инициативу на Восточном фронте.
«На инициативе вермахта можно было смело ставить крест. Предпосылкой к победе стала стратегия «щита и меча», позволившая советскому командованию успешно скомбинировать оборону и наступление. Итоги битвы сложно переоценить. Если бы гитлеровцы смогли достигнуть целей, поставленных при подготовке «Цитадели», то Восточный фронт, скорее всего, стал бы пассивным и победить нацизм в мировых масштабах было бы гораздо сложнее», — подчеркнул Исаев.
- Командир 15-го Стрелкового корпуса генерал-майор Иван Ильич Людников (справа) рассматривает карту во время боевых действий на Орловско-Курской дуге
По мнению военного историка и директора Музея войск ПВО Юрия Кнутова, битва на Курской дуге стала первой, в которой советское командование успешно воплотило в жизнь хорошо продуманную схему глубоко эшелонированной обороны. Историк также утверждает, что бронетанковым силам вермахта под Курском был нанесён ущерб, от которого они так и не смогли оправиться до конца войны.
«Что касается международной роли Курской битвы, то она просто огромна. Союзники стали после этого всерьёз задумываться об открытии второго фронта. Турция окончательно похоронила идею о вступлении в войну на стороне Третьего рейха. Охладели отношения между Японией и Германией. Жители оккупированной Европы убедились в том, что помощь близка, и стали принимать активное участие в движении Сопротивления. В самой Германии пошатнулось доверие к Гитлеру. Военные стали осознавать, к чему всё идёт, начались заговоры и покушения… Это был переломный момент во всей Второй мировой войне», — резюмировал Кнутов.
Герои той битвы
Победа в Курской битве — беспримерный подвиг Советской армии. По итогам этого грандиозного сражения, победа в котором досталась нашим войскам только благодаря беспримерному их мужеству и храбрости, более 100 тыс. участников были награждены медалями и орденами, больше 180 — удостоены звания Героя Советского Союза. В честь победы в Курской битве впервые прозвучал артиллерийский салют.
Выступление учеников на Митинге,
1.Рисуют мальчики войнуРисуют танки и катюшиВисят во всю листа длинуСнаряды толстые, как груши.
2 Да будет светлой жизнь детей!Как светел мир в глазах открытых!О, не разрушь и не убей-Земле достаточно убитых!Рисуют мальчики войну:
3 Очень страшно становится, еслиСлышишь жуткое слово — ВОЙНАНад планетой, над целым миромТянет черные руки она.Разве это нужно кому-тоЧтоб горели огнем города?Чтобы дети прятались в страхеИ забыли про свет навсегда.
4 Еще тогда нас не было на свете,Когда гремел салют из края в край.Солдаты, подарили вы планетеВеликий Май, победный Май.
5 Еще тогда нас не было на свете,Когда в военной буре огневойСудьбу решая будущих столетий,Вы бой вели, священный бой.
6 В привычных сумерках суровых Полночным залпом торжества, Рукоплеща победе новой, Внимала матушка-Москва. И говор праздничный орудий В сердцах взволнованных людей Был отголоском грозных буден, Был громом ваших батарей.И каждый дом и переулок, И каждым камнем вся Москва Распознавала в этих гулах — Орел и Белгород — слова.
7 Он был в аду, в плену два года И кровью жаркой изошел, Но силой русского народа Освобожден Орел. Теперь восстанет он из пепла, Уйдет в лазурь горючий дым, Чтоб небо никогда не слепло Над городом твоим.
8 Проносят знамя боевое, И от серебряной Оки На запад, в даль идут герои, Летят штурмовики.И вечер вражьей кровью дышит, В дыму созвездия встают, А в полночь родина услышит Торжественный салют!
9 Отгремели салюта раскаты,Над Орлом, над Окой тишина.Не проснулись, не встали солдаты,Те, кого усыпила война.В Книге Памяти все поименноНа поверке бессрочно стоят,С благодарностью, медленно, скорбноПо фамилиям движется взгляд.
10 Грустно звезды горятВ невесомой дали.Это парни глядят,Что с войны не пришли. Что в последний тот бойВспоминали до слез Край Орловский родной, Край лугов и берез. За Россию в ответе, Будут помнить солдатыИ Орел в сорок третьем, И Берлин в сорок пятом.
11 Дождь весенний в тиши Напоил зеленя,До Победы дошли Твои дети, земля! А планета цвела, Май улыбчивый шел. Распрямил два крыла Славный град наш — Орел!
12 В этот день мы поздравляем ветеранов, защитников Отечества, отстоявших право народов мира быть свободными. Вечная слава всем павшим и выжившим, в той страшной войне!
13 Мы воинам-мужчинам поклоняемся, А фронтовичкам-женщинам — вдвойне, По ним сверяем жизнь, на них равняемся, Они святыми стали на войне.
14 Давно закончилась война.Давно с войны пришли солдаты.И на груди их орденаГорят, как памятные даты.Вам всем, кто вынес ту войну -В тылу иль на полях сражений, -Принес победную весну, -Поклон и память поколений!
15 Спасибо вам, что мы войны не знали,Что мы не слышим шума страшных лет,Что вы нам жизнь своею жизнью дали!Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
16 Пусть наше небо ясным будет, Пусть светит радости звезда, И грохот танковых орудий Уйдёт из жизни навсегда. Течению лет не прекословя, Мы Вам желаем всей душой Здоровья и опять здоровья, Любви и радости большой!
17 Вся Ваша грудь сияет, орденами,Геройски Вы прошли сквозь дым войны.Пусть голова уже давно седая,Но мыслями и духом вы сильны.Так пусть не сломят Вас невзгоды жизни.Здоровья, счастья Вам на долгий век.Благополучия от всей души желаем,Любимый, дорогой наш человек!
Ученики дарят цветы ветеранам
Стихи о Курской битве
Опубликовано: 05.02.2015
Курская дуга
Сорок третий горечью полынной
На меня пахнул издалека – Черною,
Обугленной равниной
Видится мне Курская дуга.
«Тигры» прут, по дикому упрямы,
Но со мною в этот самый миг
Прямо к окуляру панорамы
Целый полк, наверное, приник.
Громыхнуло сразу на полсвета.
Танки, словно факелы горят…
И живёт в душе моей всё это,
Несмотря на вьюжный снегопад!
Те бои – как мера нашей силы.
Потому она и дорога,
Насмерть прикипевшая к России
Курская великая дуга…
Михаил Борисов
Курская дуга
Ты слышишь, Ваня, кто-то стонет?
Как хор звучит из-под земли…
Вот, здесь твой прадед похоронен.
Нам: – «Помни!» – глас его велит.
Помни, как здесь пылали танки,
Сойдясь в тот день броня к броне,
Чтоб даже бренные останки
И души плавились в огне!
Помни от дыма почерневший
День, словно ночь – не разобрать!
Сюда со всех краёв нездешних
Русь собралась тогда на рать!
Твой прадед, Ванечка, с Рязани.
А здесь-то Курская дуга,
Что пролегает чёткой гранью
В войне и душах на века!
Был твой прадедушка танкистом
Двадцати трёх, кажись, годов.И здесь он, милый, в поле чистом
Обрёл себе последний кров.Теперь над братскою могилой
Трава, небес лазурных сень
И тишина… Иначе было
Всё в Петро-Павловский тот день!
Земля тряслась, а гром орудий
Не умолкал, ревел, глушил.
И гибли, гибли, гибли люди…
Здесь прадед голову сложил.
О, помни, Ваня, эту сечу!
Забудешь – прадеда предашь.
И пусть в душе пылает вечно
Огнь памяти священный наш!Елена Семёнова
Курская дуга
Реванш решили немцы в 43-м взять,
Под Курск стянули силы для прорыва.
И начать наступленье летом, дугу сравнять,
Для наших войск «котёл» создать Германия спешила.
Но планам «Цитадели» не суждено осуществиться,
По их позициям прошелся смерч огня.
От выстрелов «Катюш» нельзя было укрыться,
Земля горела, на танках плавилась броня.
Враг не смотря, что он понёс потери,
Собрал в кулак все силы для прорыва.
И оборону нашу смять они хотели,
А оказались сами на краю обрыва.
Земля от взрывов содрогалась и гудела,
Кругом траншеи и воронки как раны,
Здесь битва шла, и всё вокруг кипело.
Нам верили, надеялись на нас все страны.
Сраженье танковое исход войны решило.
Порою нервы напрягались до предела.
Дрались танкисты мужественно и умело.
Конец под Прохоровкой немецким планам положило.
Стоят героям Курской битвы обелиски.
Народ их подвиги прославил на века,
Их имена написанные в поимённых списках.
Гордятся ими дети, внуки, вся страна.
Мохонько Борис Борисович.
Как запоминать даты по истории?
В первую очередь, говоря об истории, мы говорим о датах. И с ними труднее всего подобрать различные ассоциации. Разберем наиболее эффективные способы:
- Вам нужно запомнить, в каком году произошел соляной бунт. Представьте дату этого события — 1648 г огромными красными цифрами на белом фоне, Ярко представляйте себе, как цифры стремительно растут и становятся гигантского размера.
- Ищите интересные комбинации в датах. К примеру, Стоглав был принят в 1551 году. Рассмотрев дату можно представить, что число 15 смотрится в зеркало и видит там число 51.
- Бывают такие даты, когда года для запоминания недостаточно, а нужно запомнить еще число и месяц. К примеру, дата отмены крепостного права — 19 февраля 1861 года. Разбивайте каждую смысловую единицу на ассоциации. К примеру, 19 — это число моего рождения. В феврале мне купили собаку. В 61 году родился мой отец, только в другом веке, не в 1861, а в 1961. Таким образом складывается ассоциация.
- Ищите цифры вокруг себя. В 1837 году была открыта первая железная дорога в России. Вот совпадение, номер вашего телефона как раз заканчивается на 37. Осталось запомнить век.
- Кстати, век запоминать тоже легко — если речь идет о 18 веке, значит при написании даты нужно сделать шажок назад и начать писать ее с 17. То есть Семилетняя война ( 1757-1763) была при Елизавете Петровне. Елизавета Петровна правила в 18 веке. Значит дата войны будет начинаться с 17… А дальше нужно запомнить оставшиеся части даты любым вышеперечисленным способом.
Самые интересные факты о сражении
- Наступление немецких армий на курской дуге стало последним крупным наступлением гитлеровцев на Восточном фронте. После этого поражения немецкое командование окончательно утратило инициативу и до конца войны разрабатывало лишь крупные оборонительные операции, в конце концов не увенчавшиеся успехом.
- План гитлеровского командования по разгрому советских частей на курском выступе носил кодовое наименование «Цитадель». Его суть заключалась в том, чтобы двумя сходящимися ударами с севера и юга окружить группировку советских войск, а затем уничтожить. План немецкого главного штаба имел все основания быть успешным, ведь подобные операции удавались нацистской армии не один раз. Немало советских дивизий сгинуло в немецких «котлах».
- Наступление немецких частей под Курском стало первым в плане безошибочного определения его направления советскими военачальниками. Дело в том, что предыдущие генеральные наступления гитлеровцев, будь то первый «блицкриг» или Сталинградская битва, всегда оказывались для советского руководства неожиданными, что приводило к огромным человеческим и материальным жертвам. В случае же Курской битвы советской разведке удалось безошибочно определить направление ключевого наступления немцев и сконцентрировать на нём свои войска, выстроить оборону.
- Под Курском советское командование применило новую оборонительную тактику, опирающуюся на так называемые противотанковые опорные пункты. Дело в том, что основой любого немецкого наступления являлся танковый «кулак». На очень небольшом участке фронта концентрировалось множество танков. При равномерном распределении всех противотанковых средств на участке сражения остановить танковую армаду было нереально: она легко уничтожала те 10-20 орудий, оказавшихся на их пути, и выходила в тыл обороняющимся. Поэтому, в этот раз советское командование сгруппировало все противотанковые средства в единые ПТОПы с большим количеством орудий, противотанковых ружей и т.д. Уничтожить такой опорный пункт было гораздо труднее и стоило куда больших потерь. Пройти между ПТОПов также могло стоить больших потерь – при таких попытках советские артиллеристы били немецкие танки в уязвимую бортовую броню.
- Курская битва ознаменовалась самым широким за всю историю войн применением танков с обоих сторон. В многочисленных танковых столкновениях принимали участие около 10 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок. Именно во время Курского сражения произошло знаменитое танковое сражение под Прохоровкой, в котором сошлись советская 5-я гвардейская танковая армия и немецкий 2-й танковый корпус СС. В этом сражении на ограниченном естественными препятствиями пространстве сошлось до 500 танков (разные источники называют разные цифры).
- И.В. Сталин перед началом летней кампании 1943 г. настаивал на продолжении наступления 1942 г. Будущим маршалам Жукову и Василевскому стоило больших трудов убедить генералиссимуса в том, что враг всё ещё очень силён и что начать грядущее сражение лучше в оборонительной позиции, измотав наступающих немцев. Исход битвы полностью подтвердил правоту военачальников.
- Курская битва стала первым сражением, в котором немецкие войска применили танки «Пантера» и самоходные орудия «Фердинанд». Помимо этого, в распоряжении гитлеровцев имелись танки «Тигр», которые также превосходили по своим тактико-техническим основные на тот момент советские танки Т-34-76.
- Единственным спасением советских танкистов в многочисленных танковых битвах на равнинной местности был ближний танковый бой. Дело в том, что современные немецкие танки были вооружены новейшими противотанковыми длинноствольными орудиями калибрами 75 и 88 мм, которые могли пробивать лобовую броню «традцатьчетвёрок» на дистанции до 2 км. Советские же танкисты могли пробить лоб «Тигра» лишь на расстоянии до 700 м. Поэтому, советские танковые подразделения всеми силами стремились максимально быстро сократить дистанцию боя, неся при этом большие потери и не имея в это время возможности нанести противнику серьёзный урон.
Методики запоминания
Для быстрого усвоения текста используют разные методики запоминания. Один из самых эффективных метод вдумчивого чтения. Он хорошо подойдет для заучивания больших и маленьких объемов
Таким способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать как быстро выучить наизусть текст
- Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
- Если объем материала большой разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
- После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного.
- После того как все будет переписано пересказываем что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
- Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
- На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.
Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он поможет студентам, ученикам школы и всем кому нужно в короткое время знать как выучить большой объем информации. Таким способом пользуются актеры театра и кино, чтобы запомнить свои роли.
Игры разума
«Игры разума» — методика, которая хорошо зарекомендовала себя при изучении гуманитарных предметов. Суть ее — создание устойчивых образов и картин в своей голове, посвященных изучаемому материалу. Иначе говоря, методика предлагает человеку пофантазировать на заданную тему.
Как выучить историю России быстро? К примеру, человек пытается запомнить ключевые моменты в блокаде Ленинграда. В своем воображении он может занять место рядового воина, которого окружают враги. Ему стоит попытаться пережить эмоции, которые может испытывать солдат в этот ужасный момент. Также можно представить себе распоряжения, которые дает герою командование, его возможные подвиги. Методика позволяет привязать собственные ложные воспоминания к реальным числам и датам.
Как работать с исторической картой
Учитесь читать карту. Нет смысла специально запоминать карты отдельных исторических событий — это очень сложно и вряд ли пригодится вам на экзамене. Гораздо эффективнее научиться читать любую карту.
Изучите информацию об условных обозначениях и рассмотрите условные знаки. Это поможет определить примерное содержание той информации, которая заключена в карте. Условные обозначения на картах относятся к определённым группам:
- границы,
- природные объекты,
- города,
- направление движения войск и нанесения ударов,
- места сражений,
- территории, ограниченные тем или иным историческим периодом или событием (например, завоеванием в ходе войны),
- центры производства, добычи полезных ископаемых.
Изучив условные обозначения на конкретной карте, вы получите начальное представление о событии или периоде, которое она отражает.
Сопоставьте изображённые на карте объекты с событием или эпохой. Вспомните и запишите всё, что вы помните о происходящем в это время в этой местности, после чего сравните свой конспект с информацией из учебника и заполните обнаруженные пробелы. Свяжите изображение на контурной карте с яркими впечатлениями о событии. Здесь, как и в случае с историческими датами, помогут произведения искусства и литературы, насыщенные образами и эмоциями.
Рисуйте исторические карты самостоятельно. Изучая то или иное событие или период, визуализируйте его, используя принятые на исторических картах условные обозначения. Рисовать карту можно самостоятельно, а можно использовать для тренировки атлас контурных карт по истории или распечатку контурных карт из интернета.
Разбирайте задания ЕГЭ на чтение исторической карты. Для начала изучите условные обозначения и определите ключевые факты, которые там упоминаются
Например, если среди условных обозначений даны направления движения войск, значит, речь идёт о каком-то сражении или нашествии, если указаны границы княжеств — это период феодальной раздробленности, если определённые города — что-то важное происходило именно в них. Посмотрите, указаны ли на карте какие-либо даты; если да, это облегчает задачу, ориентируясь на даты, можно вспомнить, какие важные события происходили в это время и где, после чего сопоставить этот список с картой
Используйте приложения и интернет-ресурсы. Бесплатное приложение «Атлас+» содержит интерактивные задания на работу с историческими и географическими картами, с его помощью можно потренироваться расставлять названия, даты, значки на контурных картах, определять объекты на картах, сопоставлять их и находить соответствия. Есть , где можно сопоставить исторические события с местами и временем, а также сайты с подборками карт.
Если уделять запоминанию дат и работе с картами достаточно времени, постоянно тренироваться, использовать разные приёмы и алгоритмы, можно за короткие сроки усвоить большое количество информации и научиться правильно решать учебные тесты и экзаменационные задания.
Уловки для быстрого запоминания
Есть еще несколько простых, но очень эффективных уловок для запоминания всего текста, основанных на нюансах работы нашего мозга. Для этого необходимо:
Выделять ярким маркером главные моменты в тексте;
Это позволит не отвлекаться на лишнюю часть текста. Актеры выделяют, таким образом, свои фразы в сценарии.
Спеть слова или текст;
Это нестандартный метод запоминания. Пропев материал, он лучше врежется в память и его можно быстрее вспомнить.
Читать нужно до тех пор, пока смысл не станет ясен полностью;
Очень важно прочувствовать на себе чувства и эмоции, если это художественная литература, которые испытывают герои
- После прочтения нужно задавать себе вопросы о содержимом;
- Прочитать громко с выражением;
- Написать текст другой рукой;
Если вы левша, напишите правой, если правша — левой. Этот хитрый способ заставит мозг потратить больше усилий на анализирование всего написанного материала.
Найти партнера для тренировки;
Актеры репетируют попарно, это помогает в работе. Можно также попросить знакомого человека проверить вас на знание всего материала. В компании учить наизусть интереснее и намного проще.
Запишите текст на записывающее устройство и слушайте его в течение дня, выполняя при этом обычные дела или вовремя поездки. Это поможет запомнить объемный текст, не отвлекаясь от других дел и не теряя лишнего времени.
Память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится. Когда она длительное время не используется, мозг уберет ее за ненадобностью. Человеку присуще забывание, это происходит через определенное время. Это естественный механизм работы мозга и он помогает не перегружать мозг ненужной информацией и если она не используется, то со временем пропадает из памяти.
https://youtube.com/watch?v=EfAR_OxTFm4
Загадочный «Вертер»
К середине 1943 года СССР догнал и даже опередил государство Третьего рейха как в производстве оружия, так и в других сферах воинского дела.
Необычайно результативной была разведка среди самой верхушки гитлеровского командования. Еще с января 1943 года Сталину агентура доложила все подробности схемы наступления гитлеровцев, которое было назначено на лето. Эта схема называлась «Цитадель».
Уже в середине апреля 1943 года Иосифу Сталину доставили уже переведенную на русский язык директиву, где была зафиксирована схема операции «Цитадель»
На этом важном документе стояли визы всех служб вермахта. Только Адольф Гитлер еще не поставил своей подписи
Он завизировал схему только через три дня после того, как ее изучил Сталин. Об этом Гитлер, конечно, не знал.
«Крот» в Третьем рейхе, который достал для Сталина этот весьма ценный документ, был очень сильно засекречен. О нем знали только прозвище – «Вертер». В настоящее время ученые-историки только могут предполагать, что им был фотограф, обслуживавший лично Гитлера.
Прочие факты о Курской битве
- День окончания Курской битвы официально признан Днём воинской славы России, в честь чего в Курске, Орле и Белгороде были установлены памятные стелы.
- Провал операции «Цитадель» впервые за долгое время расколол немецкий Генштаб: некоторые генералы выступали за организацию нового наступления, другие говорили о необходимости перехода к стратегической обороне по всему фронту. Нашлись и те, кто уже не верил в возможность благоприятного для Германии исхода войны.
- Большую роль в итоговой победе советских частей сыграла британская разведка – именно ей удалось ещё в 1942 г. взломать немецкий код «Лоренц», которым зашифровывались все сообщения между руководством Третьего Рейха. В итоге, ещё в 1942 г. британцам удалось обнаружить планы летнего наступления немцев, и все разведданные были незамедлительно переданы советской стороне.
- Автор операции «Цитадель» фельдмаршал фон Манштейн после войны вспоминал, что она была последним шансом на победу в войне.
- Несмотря на итоговый несомненный успех, людские потери Советского Союза в сражении всё же превзошли немецкие.
- Вдохновившись размахов битвы на «огненной дуге», рок-группа «Сабатон» выпустила композицию «Панцеркампф».
- На Курской дуге советской авиацией (в первую очередь, штурмовиками Ил-2) было применено новейшее оружие, державшееся до начала сражения в секрете – противотанковые бомбы ПТАБ, попросту прожигавшие броню немецких танков.
- О решающем характере Курской битвы говорит и тот факт, что Сталин позволил использовать в сражении один из важнейших резервов – стратегическую авиацию. Тяжёлые четырёхмоторные бомбардировщики Пе-8 (ТБ-7) бомбили пятитонными бомбами позиции немецких войск. От взрывной войны таких бомб танки буквально переворачивались вверх дном.