С этой книгой читают
Египетская мифологияРак Иван Вадимович
Любой народ, любая эпоха по-своему пытаются объяснить окружающий мир, смысл жизни, выработать некую иерархию ценностей, — и создают свою мифологию. В египетской…
5
(3)
ОдинМунк Карл
В романе использованы мотивы мифологии и эпоса. Роман интересен для широкой аудитории любителей литературы по истории мифологии. Прекрасный литературный язык,…
3.2
(5)
Один из лесаСледопыт
Я – охотник. В мире, захваченном опасным и загадочным Лесом, ставшим истинным владыкой планеты, я уничтожаю лесное зверье, мутантов и хищников. Но иногда люди ведут…
2.74
(84)
Еще один попаданец. Трилогия Сизов Вячеслав Николаевич
Ууроженец славного города из Черноземья, из семьи профессиональных военных, отдавший Родине почти всю свою сознательную жизнь в ее вооруженных и специальных силах и…
2.58
(28)
Неизвестный мир. Дилогия в одном томе Артем Хладнов
Переходя через дорогу Денис не знал как обернется неожиданная встреча с машиной, которая сбила его, но тут же Денис приходит себя на поляне, неизвестного ему мира. Его…
2.95
(8)
Стругацкие. Лучшие произведения в одном томеАркадий и Борис Стругацкие
Аркадий и Борис Стругацкие — знаменитые классики русской фантастики. Многие произведения братьев Стругацких не укладываются в рамки определенных жанров, выходя за…
3.79
(10)
Ребенок от миллиардера Лаванда Марго
— Ты вообще понимаешь, что ты говоришь, подруга? Как это ты ему не скажешь, что залетела? Нет, ты вообще, нормальная? Он же миллиардер! — Мы едва знакомы, он мой босс,…
3.66
(25)
Один в океанеКурилов Станислав Васильевич
Эту историю часто называют одним из самых ярких и опасных приключений ХХ века. Слава Курилов, профессиональный океанограф, хотел увидеть весь мир, а родная страна не…
2.51
(54)
Книги серии
170 стр. 148 иллюстраций
Оцените книгу
Эдуард Успенский Про девочку Веру и обезьянку Анфису
180 стр. 116 иллюстраций
12+
2
5
(
1
голос
)
Марина Дружинина Театральные сказки
140 стр. 99 иллюстраций
Оцените книгу
Сказки народов мира Сказки разных народов
140 стр. 119 иллюстраций
6+
Оцените книгу
Эдуард Успенский История про Гевейчика, гуттаперчевого человечка
200 стр. 73 иллюстрации
6+
Оцените книгу
Микаэль Брюн-Арно Записки из Зелёного Бора. Заветная тайна Крота Фердинанда
160 стр. 141 иллюстрация
6+
Оцените книгу
Виталий Бианки Сказки и рассказы про животных
210 стр. 61 иллюстрация
6+
Оцените книгу
Юрий Коваль Лучшие повести для детей
170 стр. 113 иллюстраций
12+
Оцените книгу
Балетные сказки
170 стр. 120 иллюстраций
Оцените книгу
Альберт Иванов Приключения Хомы и Суслика и другие сказки
160 стр. 57 иллюстраций
6+
Оцените книгу
Юрий Олеша Три толстяка
180 стр. 184 иллюстрации
Оцените книгу
Народное творчество Все самые любимые русские народные сказки
150 стр. 130 иллюстраций
6+
Оцените книгу
Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Николай Сладков, Эдуард Шим Лесные домишки. Сказки и рассказы
140 стр. 82 иллюстрации
6+
Оцените книгу
Эдуард Успенский Следствие ведут Колобки (сборник)
140 стр. 111 иллюстраций
6+
Оцените книгу
Лев Толстой Три медведя. Сказки, басни, были (сборник)
160 стр. 130 иллюстраций
3
5
(
3
голоса
)
Эдуард Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот, или Кое-что о Простоквашино (сборник)
Скандинавские мифы для детей — Луи Стоуэлл читать онлайн бесплатно
Скандинавские мифы для детей — Луи Стоуэлл — читать книгу онлайн бесплатно, автор Луи Стоуэлл
Ознакомительный фрагмент
* * *
О скандинавских мифах
Скандинавские мифы – это истории, которые рассказывали люди (их называют викингами), жившие тысячу лет назад в странах, расположенных далеко на севере: в Дании, Швеции, Норвегии и Исландии. Долгими зимними вечерами они делились друг с другом историями, воспламенявшими их воображение и укреплявшими боевой дух.
Действие мифов происходит в девяти волшебных царствах, объединённых могучим ясенем Иггдрасилем. То место, где живут люди, называется Мидгард, а остальные восемь царств населены богами и богинями, великанами и гномами, драконами и другими удивительными сказочными существами.
Персонажи и царства
Царство воинственных богов-а́сов.
Самые главные божества асов – это:
Áсгард
Óдин – царь Асгарда и отец многих богов, его так и называли – «Всеотец».
Один – сын Бёра, а трёх его братьев зовут Вили, Вё и Хёнир.
Фригга – царица Асгарда. Богиня супружества и материнства, славившаяся своей добротой.
Тор – сын Одина. Бог грома, любитель подраться, повеселиться и выпить вина.
Локи – сын великанов, живший в Асгарде и обладавший силой богов. Этот плут и хитрец обожал приключения.
Ва́нахейм
Царство ванов, богов плодородия. Главные боги ванов – это:
Ньёрд – царь Ванахейма. Бог моря, благородный, мудрый и упрямый.
Фрейр – сын Ньёрда. Бог плодородия и изобилия.
Фре́йя – дочь Ньёрда. Богиня любви и красоты.
Ми́дгард
Царство людей, «срединная земля», которая соединяется с Асгардом радужным мостом.
Скалистый горный край, где живут великаны-ётуны. В мифах действуют великаны двух видов:
Ётунхейм
Ледяные великаны – огромные существа, тело которых состоит изо льда. Большинство из них очень грубые и жестокие, они ненавидят богов.
Каменные великаны – невероятно сильные и стойкие. Часто вспыльчивые, всегда готовы к драке.
Ни́давеллир
Царство гномов, живущих под землёй в пещерах и норах.
У гномов маленький рост, и они очень упрямые. Многие из них искусные мастера, они любят работать с золотом и драгоценными камнями.
Ни́фельхейм и Хе́льхейм
Царства мёртвых. Злые люди проходят через Хельхейм и снова умирают в Нифельхейме, мрачной стране льда, снега и вечного мрака.
Хельхеймом правит страшная царица Хель – выше пояса она выглядит как молодая и прекрасная девушка, а ниже пояса – как уродливая старуха. Хель – дочь Локи.
Му́спельхейм
Пылающее жаркое царство огня. Никто, кроме живущих в этом царстве, не может вынести этого жара.
Муспельхеймом правит злой демон Сурт. Он вооружён огненным мечом и только и ждёт часа, когда сможет испепелить весь мир.
Есть также царство Áльфхейм, населённое светлыми эльфами, но в дошедших до нас мифах о нём почти ничего не говорится.
В начале…
До того как появился мир, существовали только страна огня и страна льда, и их разделяла огромная пропасть. Не было тогда ни земли, ни неба, ни людей, ни каких-то других живых существ. Но иногда поднимался сильный ветер, и его порывы переносили языки пламени через пропасть. Огонь растопил края льда, и из этого растопленного льда появилось первое живое существо – злой ледяной великан по имени И́мир…
Имир и боги
Имир был огромен. Сделав свой самый первый шаг, он переступил через пропасть и оказался в царстве огня, Муспельхейме. Пальцы на его ногах стали таять, он закричал от боли и бросился обратно в царство льда, Нифельхейм.
Однако было уже поздно. Капли воды стекали по его ногам и падали на землю. Там они превращались в великанов поменьше – ледяных и каменных.
Имир уселся и стал вырезать себе изо льда новые пальцы, но в это время вновь подул огненный ветер, и пламя опять опалило лёд. На сей раз из растаявшего инея появилось новое живое существо – огромная корова Аудумла. Из её вымени рекой текло молоко, и Имир напился им досыта.
Боги
О богах в скандинавской мифологии говорится очень много: они являются героями большинства древних сказаний.
Верховным божеством был Один, отец многих асов. Он прославился своей мудростью, а также — умением колдовать.
Один не был богом-громовержцем: эту функцию выполнял его сын, бог-герой Тор, который с помощью своего молота сокрушил немало врагов.
Следующим в иерархии богов является Ньерд, бог плодородия, отец Фрейра и Фрейи. Он не является асом, его родственники — ваны. Легенды гласят, что перед концом света он вернется к своим сородичам. Также Ньерд считался владыкой моря и покровителем мореплавателей.
Хорошо был известен бог Тюр — старейший из асов, бог справедливой войны. Светлейшим из асов является бог Хеймдаль. Боги уважают его и одновременно боятся: он наделен даром предвидеть будущее.
У Одина были сыновья — Бальдр, добрый бог весны, и его слепой брат Хёд. Согласно легенде, Бальдру начали сниться кошмары, в которых он умирал. Его мать, Фригг, желая защитить сына, взяла клятву со всего на свете, что никто и никогда не причинит ему вреда. К сожалению, она забыла про омелу. Из-за коварства бога огня, Локи, именно омелой Хёд случайно убил своего брата…
Чтобы узнать о богах больше, нужно читать мифы и легенды Скандинавии. Но о Локи стоит сказать подробнее. Это бог коварства и лжи, и именно он породил Хель, гигантского волка Фенрира и мирового змея Ёрмунганда. В конце концов, именно он станет причиной конца света, а когда начнется Рагнарёк, то именно Локи возглавит армию чудовищ.
Еще одним сыном Одина является Видар. В конце времен этот суровый, немногословный бог отомстит убийце своего отца.
На нашем сайте можно бесплатно читать мифы и легенды Скандинавии. Причудливые, самобытные, а местами жуткие предания помогут вам лучше познакомиться с культурой и историей стран северной Европы.
Миры скандинавской мифологии
Всего насчитывается девять миров:
- Асгард. Это мир богов-асов. Здесь находится Вальгалла, рай павших героев, а также мост, который соединяет Асгард с другими мирами;
- Альвхейм (мир светлых альвов);
- Свартальвхейм (мир темных альвов — цвергов, гномов);
- Мидгард. Это срединный мир, в котором живут люди;
- Ванахейм (мир ванов, которые часто воевали с асами);
- Йотунхейм (мир самых главных врагов асов — великанов йотунов);
- Хельхейм (мир мертвых);
- Нифльхейм;
- Муспельхейм.
Многие миры в скандинавской мифологии соединяет дерево Иггдрасиль. Это гигантский ясень, являющийся структурной основой мира. Это древо жизни и судьбы.
Аудиокниги серии
3 ч. 07 мин. 52 сек.
6+
Оцените книгу
Эдуард Успенский Следствие ведут Колобки (сборник)
1 ч. 22 мин. 08 сек.
Оцените книгу
Сборник Любимые русские народные сказки
3 ч. 13 мин. 35 сек.
6+
Оцените книгу
Эдуард Успенский Следствие ведут Колобки (сборник)
3 ч. 34 мин. 09 сек.
6+
Оцените книгу
Эдуард Успенский Следствие ведут Колобки (сборник)
4 ч. 14 мин. 31 сек.
12+
1.3
5
(
3
голоса
)
Марина Дружинина Театральные сказки
2 ч. 23 мин. 37 сек.
6+
4
5
(
3
голоса
)
Самые увлекательные приключения для мальчиков
2 ч. 48 мин. 41 сек.
3
5
(
1
голос
)
Эдуард Успенский Повести о Чебурашке, крокодиле Гене и старухе Шапокляк
4 ч. 59 мин. 07 сек.
6+
3
5
(
1
голос
)
Микаэль Брюн-Арно Записки из Зелёного Бора. Заветная тайна Крота Фердинанда
Асгард
Эта страна, которую Один, Вилли и Ве сделали для себя, после чего Один населил ее своими сыновьями (Асами), редкими жителями других миров (Нйорд, Фрейр и Фрейя из Ванов, Локи — из Великанов), а также душами воинов, которые умерли с мечем в руках. Последние проживают в Валгалле и ждут последней битвы. Асы — это боги, посылающие на Землю защиту для людей от великанов, также они следят за жизнью человечества. Одно из главных отличий религии викингов от других — существование отрицательных качеств у богов. Они уже не считаются непогрешимыми, как, например, бог у христиан, не являются абсолютно хорошими, как у китайцев, и несут (хотя и в будущем) ответственность за свои злодеяния, в отличие от греческих олимпийцев. Асы и воюют, и убивают, и нарушают клятвы, но в целом они, конечно, необходимы человечеству, без Асов люди не смогли бы сопротивляться Великанам. Вообще Асы удивительно похожи на людей — они также смертны (если бы не волшебные яблоки, обитатели Асгарда уже давно бы сошли в небытие), также могут быть покалечены, они далеко не всемогущи, и так далее. Поэтому Скандинавские Саги здесь тоже выгодно отличаются от остальных мифологий — боги приближенны к людям, так же могут любить и страдать, поэтому и ведут они себя по-человечески, в отличие от тех же Олимпийцев.
О книге
Бывает так, что, сосредоточиваясь на собственной жизни, забываешь, как много интересного может происходить в мире, насколько увлекательны истории других людей. Через книги можно по-новому посмотреть на привычные вещи, на всё, что тебя окружает. Это возможность оставить реальность в стороне и погрузиться в мир, представленный автором.
Почетное место в литературе жанра мифы. легенды. эпос занимает книга «Дети Одина. Скандинавская мифология для юных» Колум Патрик. Это книга, в которой можно найти для себя полезные мысли и сделать выводы, наблюдая за поступками героев. Все герои объемные, характерные, вызывающие отклик у читателя.
Муспельхейм и Нифльхейм
Эти названия примерно переводятся как Дом Огня и Дом Холода. Муспельхейм и Нифльхейм — изначальные миры. Когда не было остальных семи стран, на свете уже были царства огня и холода, и в них уже жили великаны — огненные и снежные.
Нифльхейм на самом деле имеет смысл гораздо больше, чем «царство снега». Этот мир воплощает собой все воспринимающее. Его энергетика — пассивная, Нифльхейм не в состоянии самостоятельно произвести на свет плоды, для этого ему не хватает активной энергии. Муспельхейм, наоборот, исполнен активной энергии, но она также не может принести плодов без базы. Муспельхейм похож на янь, Нифльхейм — на инь. Изначально разные, эти миры всегда находились в гармонии. Казалось бы, лед должен остудить пламя, а пламя — погасить лед. Но ничего подобного не случалось — обитатели этих миров никогда не воевали друг с другом, напротив, как и все великаны, были союзниками.
Интересно отметить, что Муспельхейм в каком-то смысле самый неизученный мир. Во всех остальных мирах побывали или люди, или Один, Отец Богов, или Тор-Громовержец. Но в Муспельхейм, охраняемый Суртом с огненным мечом, не заходил никто и никогда. Нифльхейм, напротив, более посещаемый, там не раз бывал Тор, и характер этого мира более-менее ясен. Снежные Великаны, как и Йотуны, нападают на Митгард и Асгард, но с меньшим энтузиазмом. Некоторые из них вообще предпочитают сидеть в Нифльхейме и не выходить далеко за пределы своего мира.
Интересно отметить также географические аналогии в местонахождении этих миров. Нифльхейм находится на севере, и, если вспомнить, где находится Скандинавия, то станет ясно, что Нифльхейм — не что иное, как полярные льды, возможно, часть Гренландии (именно викинги, кстати, открыли этот остров, но жестоко ошиблись, дав ему имя Зеленая Земля). В любом случае становится понятно, почему Нифльхейм выступает малонаселенным и злым миром. Интереснее история с Муспельхеймом. Казалось бы, огненные великаны обязаны быть сделаны из огня, должны гореть и светится. Но Сурт, единственный Огненный Великан, который как-то описан, назван «обожженным до черноты». Это наводит на мысль, что Муспельхейм — это Африка, где живут «обожженные до черноты великаны». В таком случае уместно предположить, что Муспельхейм мало описан потому, что викинги не смогли проникнуть внутрь африканских стран.
Результат взаимодействия этих миров — Творение Земли. Нифльхейм предоставил «материал» — глыбы льда, в которые огонь Муспельхейма вдохнул жизнь. Это еще раз подтверждает догадку о том, что Нифльхейм выступает с женской, а Муспельхейм — с мужской энергетикой. Стихии этих миров достаточно очевидны — Муспельхейм — Огонь, Нифльхейм — Вода. Следует отметить, что у викингов Воды как таковой нет, существует лишь Лед, но в классическом делении на стихии этот Лед полностью соответствует Воде.
Источники мифов: эдды
Во всех книгах про мифы Скандинавии говорится о двух источниках: это Старшая и Младшая Эдда. Это произведения древнескандинавской (а точнее — древнеисландской) литературы. Изначально так называлось одно из сочинений Снорри Стурлусона (1178-1241), которое называлось “Прозаической Эддой”.
В середине XVII в исландский епископ Бриньольфур Свейнссон нашел сборник с древними песнями. Сопоставив текст с работой Стурлусона, он заметил немало совпадений. Вследствие этого данный поэтический сборник стал называться Старшей Эддой. Работу Стурлусона стали называть Младшей Эддой.
К сожалению, точное значение слова “Эдда” неизвестно. Наиболее распространенное, очень приблизительное значение — “Прабабушка”. Это может указывать на то, что мифология древнего мира может оказаться еще древнее, чем принято думать.
Сами эдды были составлены в XIII веке. При этом песни Старшей Эдды уходят своими корнями в очень глубокую древность.
Знаменитый советский и российский историки и мифолог Е.М.Мелетинский в одной из книг о мифах древней Скандинавии писал об эддах следующее: “Все они объединены определенными мифологическими персонажами, сходными мифологическими представлениями и мотивами, и составляют единый массив. Мифологические песни не являются гимнами богам или стихотворными комментариями к таким гимнам. По своему характеру они не могут быть сопоставлены с теми же индийскими ведами”.
По большей части, в них отсутствует повествовательный характер. Они представляют собой:
- мифические представления о сотворении мира;
- морально-этические учения.
То есть, обе эдды не могут претендовать на “звание” эпоса. Скорее, они играют роль фона для мифологического эпоса.
Сотворение мира
В древнем мифе рассказывается, как отец богов, Один (также он именуется как Высокий), спустился в преисподнюю Хель, чтобы расспросить вельву хорошенько о прошлом и о грядущем.
Здесь читаем:
“В начале времен
не было в мире
ни песка, ни моря…”
Полностью читать об этом можно в “Мифах Скандинавии”.
Согласно Снорри Стурлусону, в истории создания мира есть любопытная отсылка к истории древней Греции и к ее мифологии.
По мнению Стурлусона, Один был потомком царя Приама — того самого правителя, в годы царствования которого случилась Троянская война.
Одину и его жене было пророчество. Ему было открыто, что больше всего его будут почитать именно в северной части света. Так Один отправился в путь. И где бы он ни проходил, эта земля процветала, и многие-многие народы охотно подчинялись ему. Считается, что от Одина произошли Вёльсунги, от которых, в свою очередь, произошли Скьелдунги.
Один направился в Швецию, которой правил конунг Гюльви. Узнав, что в его страну едут люди из Азии, которых называли асами, конунг вышел им навстречу и передал бразды правления Одину. А тот основал там город Сигтуну.
Всех скандинавских богов, в том числе и Одина, Снорри Стурлусон низводит до людей, невероятно прославившихся при жизни.
Итак, в глубокой древности центром всего была зияющая бездна Гиннунгагап (или Нифльхейм), мир Тьмы. Ранее на юге существовала страна огня, Муспельхейм (Муспель), у врат которого сидел великан Сурт: в руке он держит пылающий меч, которым в итоге спалит весь мир…
В середине этого мира бурлил Кипящий Котел, а из потока вытекали десять рек. Одна из этих рек текла у самых врат преисподней-Хель.
В результате соприкосновений изначальных областей холода и жара возник великан Имир. Снорри Стурлусон в своей книге пишет, что “инеистые великаны называли того человека (Имира) Аургельмиром”.
Имир, конечно же, не был человеком. Из анализа скандинавских мифов становится ясно, что он был андрогинным существом, и в этом в частности проявляется его явное сходство с божеством германских народов, Туисто, которое считалось прародителем всех людей.
Вместе с Имиром на свет появилась корова Аудумла, из вымени которой текли четыре молочные реки. Она лизала соленые инеистые камни, и этим жила. К исходу одного из дней, она вылизала из камня человека, Бури, которого в мифах называют Бури (Родитель).
У Бури был сын Бор, который в свою очередь произвел Одина, Вили и Ве. Они убили Имира, и с этого момента, собственно, и началась драма о сотворении мира.
Из тела Имира вытекло столько крови, что в ней утонули все великаны. И только Бергельмиру и его семье удалось спастись.
Затем из тела павшего великана (которое стало разлагаться) братья соорудили землю и небо. Из черепа Имира был сделан небосвод. При этом богам пришлось подогнуть землю с четырех сторон. Таким образом были изготовлены опоры для небосвода.
В своей книге Снорри Стурлусон писал, что из червей, которые размножились в теле Имира, возникли карлики. Боги дали им человеческий облик и наделили их разумом. Карлики — интереснейшие герои мифов: часть из них живет в земле, а часть — в камнях. Это древнейшие хтонические существа, которые также являются обладателями несметных сокровищ. О том, какие козни карлики строили богам и героям, следует читать в “Мифах древней Скандинавии”.
Кстати, именно карликов боги использовали для создания опоры для небосвода. Четверых из них посадили под каждый изгиб. И появились названия сторон света…
Грубо говоря, первоначальный мир представлял собой некое подобие геометрической фигуры, которая была ориентирована на стороны света. Являясь воплощением космоса, эта фигура, которую также называют космограммой, была свойственна мифам о строении космоса многих народов (например, в Индии такую фигуру называли мандалой).
Интересным кажется еще вот, какой момент. Мир был сотворен благодаря взаимодействию жара и холода. Вместе с космической гармонией, боги-демиурги принесли смерть и разрушение: для создания мира пришлось убить первобытное существо, которое не совершало никаких преступлений. Мир, который был основан на крови, обречен на гибель…