Примечания
- ↑
- ↑ Скорондаева А. . Российская газета (27.11.2022). Дата обращения: 22 июля 2023.
- ↑
- . Российская электронная школа. Дата обращения: 22 июля 2023.
- Котвицкая В., Полева Е. А. Жанр «небылицы-перевертыша» в русской детской поэзии 1920-х годов // I Всероссийский фестиваль науки: Всероссийская с международным участием конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 25–29 апреля 2011 года): материалы конференции: в 6 т. Т. 2: Филология. Ч. 1: русский язык и литература. — Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. — С. 77–83.
- Григорий Остер. «Заставлять ребенка читать скучную книгу – учить его вам не верить» // Аргументы и факты. — 2009. — 17 ноября.
- . Мир вдохновения.ру (10.01.2020). Дата обращения: 22 июля 2023.
- Кочеткова Н. . Известия (26 ноября 2007). Дата обращения: 22 июля 2023.
- ↑ Сивачева Е. (август 2014). Дата обращения: 22 июля 2023.
- Зверева Т.И. Как сделать школу неуспешной // Директор школы. — 2019. — № 2 (235). — С. 24—27.
- Суровцева В. А., Булдаков М. А., Важенин А. А., Осипов К. А., Сокерин Д. М. «Советы Аркадия Паровозова»: мультипликационные фильмы по правилам безопасности на желеной дороге // Педагогическое проектирование: идеи и решения : Сборник статей. — Киров, 2022. — Вып. 5. — С. 236—240.
- ↑
- Порядина М. Бесполезные советы // Детская литература. — 1999. — № 2—3. — С. 28.
Григорий Остер — графоман, или кретин?
Если вы дошли до этого места моей объективной критики на Бенина сына, и так не поняли, кто Гриша Остер: графоман, или кретин, а может наркоман — мне добавить нечего. Но с другой, стороны, как всегда, у меня закралось то, что я называю — нет полноты картины маслом. Надо что-нибудь, еще полистать этого персонажа. И что же — все, тоже самое: неадекватность и настоящий и отборный стеб, берд сивой кобылы, под подписью Остер. Теперь уже не вредные советы, а настоящие ужасы, «Книга для детей» называется «Школа ужасов»
А в аннотации такое, я вам честно скажу, я давно уже не сомневаюсь, что в разных издательствах главные редактора, такие же шизагоны, как и те, кого они издают. Потому что, написать такое, мог только больной на голову человек.
Видите, явная манипуляция общественным мнением: издательство АСТ записала графомана и бесогона в детские классики. Это я взял с их официального сайта. Что меня поразило, так это циничность этого издателя: «От этих увлекательных историй с легкой ноткой абсурда не могут оторваться даже те дети, которые вообще не любят читать.» Они понимают что это бред сумасшедшего(в данном случае, это говорит про отягчающее обстоятельство: осознают что делают. А делают умышленно. Факт преступления налицо. Преступление перед всем русским народом, осознанного его оболванивают. Совершают насилие над неокрепшим сознанием маленьких детей. Я считаю, что за это надо карать самым строгим образом), но в тоже время манипулируют сознанием доверчивого читателя: не продают, а впаривают эту дичь.
Они на не подсознательном уровне внушают нашим детям, что школа это опасное место «Школа — место довольно опасное, это знают все школьники» Я не знаю куда смотрят спецслужбы, ведь это диверсия. Что, вы тоже не видите, написано «Школа», а не «Школа ужасов, это опасно». Разве я, что выдумываю? Это писал издатель, которому нельзя предъявить что он не разбираются в нормах русского языка. А ребенок, он ведь, именно так и подумает: «Школа — опасное место», что даже в книгах такое пишут — почему он должен этому не верить? И какие это еще «все школьники». Я допустим знаю, что школа это безопасное место — лучшие годы любого человека: весело и много хороших впечатлений.
И внизу дописали «Для младшего школьного возраста». А на самом деле, графомания и полный бред торчка со стажем. Вдобавок с больным воображением и без каких-либо, даже на школьном уровне, задатков к написанию сочинений. Как пример, ужасов от Григория Остера с этой книги.
Охранник маньяк
В одной школе охранником работал маньяк. У него была мания: после звонка на занятия хватать всех опоздавших и откручивать им головы. Насмерть. Директор школы знал, что охранник у него маньяк, но нарочно не увольнял охранника с работы, чтобы в школу никто не опаздывал.
Действительно — ученики в эту школу старались не опаздывать, поэтому охранник-маньяк никак не мог открутить кому-нибудь голову и от этого часто страдал. Тосковал, скрежетал зубами и даже иногда втихомолку плакал. Однажды директор школы сам нечаянно проспал и опоздал к звонку на уроки. Чтобы не попасться в руки охранника, директор решил забраться в свой кабинет через окно. А кабинет был на четвёртом этаже. Когда директор долез по стене до третьего этажа, он поскользнулся, упал и вывихнул ногу. Но всё равно кинулся наутёк. Ползком. Потому что понимал, что сейчас будет.
Охранник заметил упавшего сверху и отползающего от школы директора, обрадовался и погнался за ним. Директор понял, что с вывихнутой ногой ему далеко не уползти, приподнялся на руках и крикнул охраннику, что тот уволен. Охранник-маньяк сразу остановился, заплакал и перешёл работать в какую-то другую школу. Не в вашу ли?
А разве, здравый смысл в детской литературе — официально отменили?
По другому это трактовать нельзя. И я уже ничему не удивляюсь. После того, как взялся писать критику и рецензии, я знаю, что это норма современного детского книгоиздания. Оболванивание на уровне государства, а может по их заказу. Но выяснять это не имеет смысла: все понятно, и так — все эти «великие» тексты с детской литературы, более чем громко и красноречиво, сами говорят об этом факте: профанация в законе. Поэтому, как итог этой страницы, попытаюсь сформулировать несколько объективных вопросов, по поводу Остера и его вредных советов.
-
Самый главный: и это вы позволяете читать вашим детям?
-
Чему может научить глупость?
-
Неужели цензура в детской литературе, это плохо?
-
Неужели классика детской литературы?
-
Вы вправду думаете, что «Охранник маньяк» и совету по каждому поводу, это писал психически здоровый человек?
Вопросов можно было задать на порядок больше, но я не стал этого делать, потому что не у многих хватит смелости, даже перед самими собой: ответить на них честно. Да! Вы должны сами отвечать, за вас никто это делать не будет, и — пожалуйста, если взялись отвечать, то, честно ответьте: положа руку на сердце. И тогда вы поймете почему я пишу всю эту критику и рецензии на придурков с русской детской литературы, которые превратили ее, с помощью издательств: в чтиво для слабоумных детей и таких же родителей.
https://youtube.com/watch?v=bN_1-PWJbfE
Григорий Остер и его адекватность
Заскучал я по собственной школе…
Смешные стихи про школу для детей 7-8 лет
Говорят, бывают школы,
Где забор – из частокола.
Детям всем из этих школ
Ставят очень часто «кол»!
Но!
Есть других немало школ,
Где совсем не ставят «кол»,
Как заборы там назвать?
Предлагаю:
«Частопять»!
Дедушкам в школу
Не надо ходить.
Вот бы и мне
До такого дожить.
А. Гиваргизов
Мы сегодня целый час
Убирали новый класс.
Сто бумажек от ирисок,
Сто огрызков и записок
Обнаружилось у нас.
Было только три урока,
А не пять
И не шесть.
Как же мы успели столько
Написать, прочесть и съесть?!!
Махотин С.
Я из школы шел
Медленно, медленно,
Все придумывал отговорки.
Нес четверку
По природоведенью,
А по русскому –
Пол-четверки.
Алдонина Р.
Вот папа даёт!
Нашёл я папин школьный
Потрёпанный дневник
С таблицею футбольной,
С певицею гастрольной,
Страницею с контрольной,
Где жирный кол возник.
И я ходил довольный –
Дневник такой приКОЛьный!
С. Махотин
Вороны
Скажите,
О чем непрерывно мечтают
Вороны,
Что около школы летают?
Читать научиться?
Писать научиться?
Красиво в спортзале на кольцах крутиться?
Нет!
Шуметь в перемену?
Играть и смеяться?
А может быть,
В школьной столовой питаться?
Нет!
Вороны,
Что около школы летают,
О том каждый день с нетерпеньем мечтают,
О чем их прабабушки тоже мечтали:
Вороны мечтают,
Чтоб их СОСЧИТАЛИ!
Л. Фадеева
Только в школу расходилась
Только в школу расходилась,
Да за партой рассиделась,
Да в тетрадке расписалась,
Да на доску разгляделась,
В переменку расшумелась,
Всех подруг расслушалась —
Вдруг
Каникулы
Зачем-то
На меня обрушились!
В. Берестов
Соскучился по школе
Перегрелся на солнце я, что ли?
Заскучал вдруг по собственной школе.
Чудеса! Я 6 сейчас, например,
Просто так порешал бы пример,
И припомнил бы парочку правил,
Просто так, чтобы ум не заржАвел.
В лес пошли мы вчера за грибами,
Вспомнил: надо же делать гербарий!
А соседской дошкольнице Лизке
Я стишок прочитал по-английски.
Петька дразнится: «Бедненький дачник!
Принесите ребенку задачник!
Завалите его на контрольной!
Он тогда будет очень довольный!»
Я и сам понимаю: нелепо.
Что бы делал я, если б не лето?!
Так хотел нагуляться на воле!
А теперь вот скучаю по школе…
М. Борисова
Во вторник подвела постель –
Не смог я вовремя проснуться.
Позавчера забыл портфель
В нем был банан – пришлось вернуться.
В своих ошибках разобрался,
Сегодня в срок прийти хотел,
Но слишком сильно разогнался
И мимо школы пролетел.
Посмотрите это видео вместе с детьми, где вы найдёте немало других прикольных, шутливых, юморных и смешных стихов про школу.
Григорий Остер, «Вредные советы. Книга для непослушных детей и их родителей».
Недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: "Умывайтесь по утрам" - они берут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом" - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.
Стих первый
Рукам никогда нигде Не трогай ничего. Не впутывайся ни во что И никуда не лезь. В сторонку молча отойди, Стань скромно в уголке И тихо стой, не шевелясь, До старости своей. Нет приятнее занятья, Чем в носу поковырять. Всем ужасно интересно, Что там спрятано внутри. А кому смотреть противно, Тот пускай и не глядит. Мы же в нос к нему не лезем, Пусть и он не пристает. Если вас поймала мама За любимым делом вашим, Например, за рисованьем В коридоре на обоях, Объясните ей, что это - Ваш сюрприз к Восьмому марта. Называется картина: "Милой мамочки портрет". Если ты весь мир насилья Собираешься разрушить, И при этом стать мечтаешь Всем, не будучи ничем, Смело двигайся за нами По проложенной дороге, Мы тебе дорогу эту Можем даже уступить. Не соглашайся ни за что Ни с кем и никогда, А кто с тобой согласен, тех Трусливыми зови. За это все тебя начнут Любить и уважать. И всюду будет у тебя Полным полно друзей.
Стих второй
Если вы по коридору Мчитесь на велосипеде, А навстречу вам из ванной Вышел папа погулять, Не сворачивайте в кухню, В кухне - твердый холодильник. Тормозите лучше в папу. Папа мягкий. Он простит. Если вас навек сплотили, Озарили и ведут, Не пытайтесь уклониться От движенья к торжеству. Все равно на труд поднимет И на подвиг вдохновит Вас великий и могучий, И надежный наш оплот. Главным делом жизни вашей Может стать любой пустяк. Надо только твердо верить, Что важнее дела нет. И тогда не помешает Вам ни холод, ни жара, Задыхаясь от восторга, Заниматься чепухой. Бейте палками лягушек. Это очень интересно. Отрывайте крылья мухам, Пусть побегают пешком. Тренируйтесь ежедневно, И наступит день счастливый - Вас в какое-нибудь царство Примут главным палачом. Начиная драку с папой, Затевая с мамой бой, Постарайся сдаться маме, - Папа пленных не берет. Кстати, выясни у мамы, Не забыла ли она - Пленных бить ремнем по попе Запрещает Красный Крест.
Стих третий
Если вы собрались другу Рассказать свою беду, Брать за пуговицу друга Бесполезно - убежит, И на память вам оставит Эту пуговицу друг. Лучше дать ему подножку, На пол бросить, сверху сесть И тогда уже подробно Рассказать свою беду. Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов: "пожалуйста", "спасибо" Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун. Если что-нибудь случилось, И никто не виноват, Не ходи туда, иначе Виноватым будешь ты. Спрячься где-нибудь в сторонке. А потом иди домой. И про то, что видел это, Никому не говори. Если не купили вам пирожное И в кино с собой не взяли вечером, Нужно на родителей обидеться, И уйти без шапки в ночь холодную. Но не просто так Бродить по улицам, А в дремучий темный Лес отправиться. Там вам сразу волк Голодный встретиться, И, конечно, быстро Вас он скушает. Вот тогда узнают папа с мамою, Закричат, заплачут и забегают. И помчатся покупать пирожное, И в кино с собой Возьмут вас вечером. Посмотрите, что творится В каждом доме по ночам. Отвернувшись к стенке носом, Молча взрослые лежат. Шевелят они губами В беспросветной темноте И с закрытыми глазами Пяткой дергают во сне. Ни за что не соглашайтесь По ночам идти в кровать. Никому не позволяйте Вас укладывать в постель. Неужели вы хотите Годы детские свои Провести под одеялом, На подушке, без штанов? Все!
Читательский дневник по стихотворению «Вредные советы» Григория Остера
Название сборника: «Вредные советы»
Число страниц: 160
Жанр: юмористические стихотворения
Главные герои: непослушные дети.
Краткое содержание произведения «Вредные советы»
Эта предназначена исключительно для непослушных детей.
Автор на первой странице предупреждает, что послушным детям читать эти советы совершенно нельзя.
На самом деле это, конечно, шутка.
Книга в шутливой форме рассказывает о том, что делать хорошим мальчикам или девочкам совершенно нельзя.
Например, писатель советует не называть свой адрес, когда ты потерялся.
А назвать адрес какого-нибудь экзотического места, в котором тебе хотелось бы побывать.
С тем, чтобы добрые дяди и тёти тебя доставили туда, где солнце, пляж и пальмы.
Примеры других советов из книги Остера: смеяться над другом, который упал, прыгать с зонтиком из окна квартиры, не мешать загорать родителям, а лучше сразу утонуть.
План стихотворения:
- На дне рождения.
- Драка с папой.
- Вишнёвый сок и плащ.
- Как свести папу с ума.
- Крикнуть в ухо гостье.
- Лампочки в подъездах.
- Прятки во время обеда.
- Драка с тем, кто слабей.
- Обиды на родителей.
- Издевательство над лягушками.
- Поведение с девочками.
- Сюрприз маме.
- Приятное занятие.
- Без друзей.
- Не мойте руки.
- На велосипеде.
- К зубному врачу.
- Утонуть в реке.
- Как дразниться.
- Буфет.
Основная мысль сборника стихотворений «Вредные советы»:
Главная мысль книги в том, что дети должны быть послушными и воспитанными.
Основная идея произведения в том, что не всем советам нужно следовать.
Чему учит книга
Книга учит с юмором относиться к любой ситуации.
Учит быть умным человеком и не слушать чужих глупых советов.
Учит не поступать так, как в ней написано.
Краткий отзыв о книге Остера «Вредные советы» для читательского дневника
Прочитав эту книгу, я подумала о том, что быть воспитанным и примерным очень непросто.
А вот быть невоспитанным и озорным очень легко.
Герои этой книги поступали так, как нельзя.
И попадали в большие неприятности.
Это очень смешная и поучительная книга, полная наблюдений и советов.
Автору удалось рассказать о правилах хорошего тона и поведения от противного.
Он заставил читателя самому сделать выводы, можно ли следовать тем советам, которые находятся в книге.
Мне очень понравились эти советы, но следовать им я точно не стану.
Я всем советую прочитать эту книгу и подумать о том, что хорошее поведение обязанность каждого ребёнка и взрослого.
Что баловство часто приводит к беде.
А от послушания бед не бывает.
Пословицы:
- Кто слушается старшего, нога того о камень не ударится.
- Чужой сын дурак — смех, а свой сын дурак — смерть.
- Не всякий совет к разуму хорош.
- Посоветовал козлу баран, да и сам в беду попал.
- На плечах голова, не страшна и беда.
Ещё читательские дневники по произведениям Григория Остера:
- «Как получаются легенды»
- «Будем знакомы»
- «Петька-микроб»
- Краткая биография Григория Остера для презентации
Библиотека читательских дневников автора пополняется.
Григорий Остер: факты биографии, личность
Григорий Бенционович Остер рос в Ялте. Его мама работала библиотекарем, и он с малого возраста с упоением прочитывал книгу за книгой в городской библиотеке. Как утверждает сам Григорий, стихи он начал писать рано и только для взрослых. Учился в Литературном институте заочно, работая в это время ночным сторожем в «Поляне сказок».
Отучившись в институте, он понял, что для взрослых писать ему больше неинтересно, и начал писать для детей: детские пьесы, стихи, сценарии к мультфильмам. Это было верное решение, и уже довольно скоро книга «Как хорошо дарить подарки» принесла Остеру успех. Особенно удачными были стихи Григория Остера «Вредные советы», которые стали своеобразной визитной карточкой писателя.
Сегодня Остер по-прежнему пишет книги, на одном из телеканалов ведет детскую передачу, развивает сайт Президента для детей и воспитывает внуков и младших детей (всего пятеро, трое из них уже взрослые люди). Больше разбирать биографию Григория Остера нам нет нужды – набор его векторов без труда можно определить по нескольким интервью и телепередачам с автором.
Первое, на что обращаешь внимание при взгляде на Остера, выступающего в передаче «Линия жизни», – это на его интересный, тонкий юмор. Где-то он звучит иронично, где-то по-доброму, но всегда умно и интересно. Кстати, в его книгах он встречается чуть ли не в каждой строчке – с хитринкой, фантазией, мастерской игрой слов
Ироничный, легкий, умный зрительный юмор
Кстати, в его книгах он встречается чуть ли не в каждой строчке – с хитринкой, фантазией, мастерской игрой слов. Ироничный, легкий, умный зрительный юмор.
Второе, что бросается в глаза, – размеренность речи, основательность, неторопливость – верный признак наличия анального вектора. Всматриваешься в артикуляцию, которая должна выдавать оральный вектор (даже если не слышать, а видеть говорящего), – нет, отсутствует напрочь. Никакого «гы-гы-гы» в смыслах. Никакого всепоглощающего «ха-ха-ха» у зрителей. Свои стихи Григорий Остер читает точно так же: медленно, с выражением, но без особенной экспрессии и яркой убедительности. От его стихов становится смешно, только если немного подумать, – а подумав, радуешься его ловкости в использовании слов и разгаданным смыслам. Но это не оральность. А анально-зрительный юмор.
А может, все-таки он анально-оральный? Как Жванецкий, Елена Воробей? Нет. Те не смешат специально – они мыслят смешными категориями. И зал падает от хохота, слушая и глядя на них. Если не вдумываться в смысл стихов и рассказов Григория Остера, смешно не будет. И он смешит специально – это его развивающий инструмент, его находка в педагогике.
Интервью ли, статья в журнале, выступление в передаче – все темы, к которым сводится общение с Остером, – это темы обучения и развития детей. Это темы, которые Григорий Бенционович как представитель развитого анального вектора охотно поднимает, развивает и продвигает в массы сам. Он не просто детский писатель, который ставит перед собой задачу развлечения малышей и подростков забавными стихами – его задача более объемная и ответственная: обучение детей, развитие детей, а также воспитание их родителей. И эта задача с успехом реализуется в книгах Григория Остера.
Григорий Остер: человек, который занимается детскими делами
«Перед сном старайтесь вспомнить свое детство. С самого начала. Если трудно вспомнить события, вспоминайте места, детские игрушки, уголки своего дома. Вместе с этими предметами из памяти начнут всплывать события. Чем больше будет событий из детства, тем легче вам будет сохранять в себе ребенка, которым вы были».
Этот хитроумный синтез взрослого человека, который ненадолго надел на себя шкуру ребенка, – в каждом произведении Григория Остера. В этом его секрет! Секрет его успеха не только у детей, но и их родителей: читая «Вредные советы» Григория Остера, родители вспоминают свои детские шалости, узнают себя в образах типичных мам и пап и учатся смотреть на себя со стороны. Так реализуется задача воспитания родителей.
А что получают дети? Одно лишь развлечение в виде смешных и действительно вредных советов? В чем тут мораль? Дело в том, что эти советы – не руководство к действию и не чтиво на ночь самым маленьким, которые обладают наивным конкретным мышлением. Это – «тренажер» для детей подрастающих, которые способны понять правила игры Григория Остера. Которые могут научиться оперировать абстрактными понятиями и понимать смысл его антиметафоры, каламбура, игры слов.
Например, в мультфильме по сценарию Остера «Кто сказал гав?» котенку Гав говорят: «Котенка с таким именем ждут одни неприятности». На что котенок наивно отвечает: «Если ждут – надо идти». И так слово за словом образуется некая цепочка смыслов, которую не просто интересно, но и полезно разгадывать. А, разгадав, ребенок становится доволен собой и жаждет еще.
«Мои «Вредные советы» – прививка для детей. Хочу, чтобы у них после таких советов вырабатывался рефлекс быть послушными. И это работает: ребенок знает, что произойдет, если он что-то натворит».
При этом свою довольно серьезную задачу он облекает в простые разговорные слова и формы, так легко понимаемые детьми.
История создания
Судя по названию, вредные советы — это советы, которые приносят вред. Такая форма выбрана как противоположность нравоучениям, которые читают взрослые детям. Если взрослые дают такие полезные советы, как: «Умывайтесь по утрам», «Здоровайтесь друг с другом», «Убирайте за собой игрушки» и т. п., то зачастую многие дети всё делают наоборот. Вредные советы рассчитаны на то, что, сделав по привычке всё наоборот, дети в итоге поступят правильно. Создателем первых «вредных советов» и нового жанра детской литературы, посредством иронии показывающего, как не следует поступать, стал русский писатель и драматург Григорий Остер.
Первый вредный совет «Храбрый повар» был опубликован в журнале «Колобок» в 1983 году. Дальше публикации продолжились в других различных журналах и долгое время выходили как отдельные небольшие произведения, а первый сборник вышел только в 1990 году. Остер называл жанр этих своих стишков «педагогикой от противного», так как они пародировали штампы педагогической морали. Помимо определённого содержания, эти стихи имели ещё и заданную стихотворную форму.
В основе «Вредных советов» лежат различные фольклорные жанры детской литературы: «страшилки» и «садистские стишки», «небылицы-перевёртыши», которые перестраивают имеющийся порядок, играют с ним. Цель «Вредных советов» — посредством переворачивания, гиперболизации и юмора показать типичное поведение детей в обычных для них обстоятельствах.
Особенности
Ещё в 1980-е годы в творчестве Г. Остера появляется склонность к постмодернизму — течению, которое смывает все границы. Автор сознательно отказывается от «приличной» (стилистически чистой и тематически «правильной») официальной литературы и создаёт свою собственную, в которой приемлемо всё: анекдоты, цитаты, ужастики («Школа ужасов»), задачи для родителей («Противные задачи»), вредные советы для детей («Вредные советы»), придуманные как «прививка от глупости.
Самые ранние «Вредные советы», как заметила М. Порядина, заполнили идеологический вакуум, возникший после исчезновения стихов о Ленине, Родине и партии. Они приглашали читателя к независимому мышлению и созданию собственной концепции мира и власти. Остер отмечал, что советы писались с целью раскрыть ребёнку механизм, с помощью которого ему морочат голову, сделать своеобразную прививку против стереотипов, которые в пяти-восьмилетнем возрасте ещё не актуальны.
Каждый совет — это маленькая комичная сценка, в них автор как бы отказывается говорить со своим читателем серьёзно. Мы не найдём в этих советах никаких поучений и нравоучений, никаких назиданий и никакой «морали». Автор вообще не делает никаких выводов, предоставляя читателям возможность сделать выводы самостоятельно.
Остер использует в основном два приёма: он берёт стандартную ситуацию и либо доводит её до логического конца, отчего она становится совсем уж нелепой, либо предлагает неожиданный, парадоксальный финал. Подобные «советы» звучат столь убедительно ещё и потому, что автор обращается к детям на их языке, и его логика — типичная логика детского размышления на тему «что было бы, если бы…».