Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка
Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.
Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.
Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.
Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.
Возвратилась Маша, смотрит – Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.
Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.
Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.
Сказка «Гуси-лебеди» в стихах
Далеко за горной кручей
Там где лес шумит дремучий,
Там где солнце прячет тени,
Где стоит ночная темень,
Озерко одно искрится.
В нем студеная водица
Здесь темно всегда, и тут
Гуси-лебеди живут.
Стая белых лебедей,
Что крадут в домах детей.
Здесь избушка есть и в ней
Нет ни окон ни дверей.
В этой старенькой избушке
Дряхлая живёт старушка,
Что зовут бабой-ягой
С костяной одной ногой.
Гуси-лебеди ей служат
Со старухой этой дружат.
Вот однажды в ранний час
Строгий шлет она наказ
Своим преданным гусям
Длинношеим лебедям:
— Эй, бездельники, летите
Время даром не тяните,
Мне мальчишку принесите!
Гуси дружно зашумели,
Встрепенулись, загалдели,
И расправив крылья, ввысь
Поднялись и унеслись
За холмы, за сини горы
На широкие просторы,
Где в деревне у реки
Скромно жили рыбаки.
Вот у крайнего у дома
Видят мальчик незнакомый.
Он на травке под окошком
Мастерит себе лукошко.
Он живет в семье простой
С мамой, папой и сестрой.
Мама с папой по утрам
Уезжают по делам.
Как собрались на заре,
Обещали детворе
Привезти для радости
Пряники и сладости.
И еще как уезжали,
То сестрице наказали
Со двора не убегать,
Братца Ваню не бросать.
Но сестрица из избушки
Поиграть ушла к подружке,
Бросив братца одного,
И забыла про него.
Гуси тихо подлетели,
Покружили, поглядели,
Быстро мальчика схватили
И на крылья посадили,
Унеслись за облака,
Не оставив ни следа.
Час прошел, прошел второй,
И сестра спешит домой.
Видит: нет нигде братишки.
Может где мелькнут штанишки?
Может кто его забрал?
Или в лес он убежал?
Но не видно никого,
Лишь гусиное перо
На скамейке под окошком
В перевернутом лукошке.
Тут сестрица поняла-
Братца стая забрала.
И за стаей вслед сестренка
Побежала им вдогонку.
Видит возле речки
Стоит дымится печка.
-Печка, печка подскажи
Путь мне к братцу укажи.
— Пирожок мой съешь ржаной,
Подскажу где братец твой.
— Мне ржаной пирог зачем?
И пшеничный я не ем.
И пустилась дальше в путь.
Долго шла сестра вперед,
Видит яблоня растет,
И висят на яблоньке
Наливные яблочки.
— Яблонька скорей скажи,
Где мой братец подскажи.
— Яблочки сперва откушай,
А потом меня послушай.
— Мне кислятина зачем?
Я садовые не ем.
И пустилась дальше в путь.
Долго ль коротко идет,
Времени потерян счет.
Видит перед ней река
Плещется из молока.
Вместо берегов у ней
Затвердел густой кисель.
-Речка, реченька скажи,
Где мой братец подскажи.
-Пей кисель молочный мой,
Подскажу где братец твой.
— Не хочу я твой кисель,
Лучше сливочек налей.
И пустилась дальше в путь.
Лес становиться темней,
Пробираться все трудней,
Смолкли птичьи голоса,
Потемнели небеса
И в тени ветвистых елей
Не крадутся даже звери.
Пробралась, и перед ней
Видит стая лебедей
Спит на озере лесном
Тихим крепким птичьим сном.
И изба на курьих ножках
Без дверей и без окошка.
На земле перед избушкой
Брат ее сидит Ванюшка.
Девочка схватила брата
И пустилась в путь обратный.
А тем временем старуха
Воротилась в дом и сразу
Обнаружила пропажу,
И отправила за ней
Своих преданных гусей.
Девочка бежит вперед,
Стая вслед не отстает,
Машут крыльями, шипят,
Братца отобрать хотят.
Добежала до реки,
Просит: «Речка, помоги!
Спрячь под бережок крутой,
Стая гонится за мной».
-Пей кисель молочный мой,
Лезь под бережок крутой.
Быстро выпила кисель,
Спряталась среди камней.
Поднялась в реке волна
И гусей отогнала.
Побежала вновь вперед,
(Стая вслед, не отстает),
Видит яблоня растет:
-Яблоня прошу укрой,
Гуси гоняться за мной.
-Скушай яблочко скорей,
Прячься средь моих ветвей.
Гуси шумно погалдели,
Так ни с чем и улетели.
Дети дальше наугад
Ищут путь домой назад.
Видят, что у речки
Ждет с пирогами печка.
— Печка помоги скорей,
Защити от лебедей.
-Съешь ржаной мой пирожок
В печку залезай, дружок.
Время близится к закату
Воротилась сестра с братом,
Огляделись, отряхнулись,
И родители вернулись.
Много было радости,
Пряников и сладостей.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом. Тут она догадалась, что они унесли её братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся…
Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше.
Течёт молочная река в кисельных берегах.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся…
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится
В избушке старая баба-яга прядёт кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
— Садись покуда кудель прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядёт — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет- выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдёт к окошку и спрашивает:
— Девица, прядёшь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка…
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла её под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня её заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели её, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Вопросы для обсуждения с детьми
• Что наказывали доченьке родители, когда поехали на базар?
• Выполнила ли девочка наказ родителей? Как она себя вела? Что из-за этого случилось?
• Кто такие гуси-лебеди? А в жизни бывают такие птицы?
• Что решила сделать девочка, когда догадалась, что это гуси-лебеди унесли братца?
• Кто встретился девочке на её пути? Почему печка, яблонька и речка помогли девочке?
• Как сестре удалось спасти братца? Кто ей помог?
• Чем закончилась сказка?
• Как ты думаешь, в следующий раз девочка будет стараться выполнить наказ родителей?
• Ты запомнил, какими словами начинается сказка?
• Что происходит в сказке необычного, волшебного, того, что не случается в жизни? Какие предметы необычные, волшебные?
Урок 2
Цели урока
:
- Развивать творческие способности детей.
- Учить анализировать сказку, отвечать на вопросы по тексту.
- Развивать навыки выразительного чтения.
II. Проверка домашнего задания
.
– С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?
– К какому виду сказок она относится? Почему она волшебная?
– Сейчас мы проверим, как вы умеете ориентироваться в сказке.
Выборочное чтение:
– Найдите в тексте и прочитайте, какую ошибку совершила девочка? Какими словами описана игра девочки?
– Прочитайте, как гуси-лебеди унесли мальчика?
– Как испугалась девочка?
– Кто первый в сказке помог девочке? Что просила печка?
– Кто после печки ей встретился по дороге? Что просила яблоня?
– Кого она встретила последний раз? Что просила речка?
– Кого встретила девочка в избушке у Бабы-яги?
– Как помогла мышка девочке?
– Как девочка с братцем возвращалась домой?
IV. Работа над новым материалом.
1. Анализ сказочных примет.
–
По каким признакам можно определить, что это сказка? Давайте запишем их в тетрадь.
Дети записывают в тетрадь, учитель на доске:
– Давайте проанализируем сказку «Гуси-лебеди». Есть ли зачин в сказке, какой.
– Какие волшебные предметы есть в сказке?
– Прочитайте, какой в сказке троекратный повтор?
– Где в сказке зло, а где добро?
– Победило ли добро?
2. Работа над пословицами.
–
На доске записаны пословицы, выберите те, которые подходят к сказке «Гуси-лебеди» (обсуждение смысла пословиц).
- Глаза боятся, руки делают.
- Не дорого начало, похвален конец.
- Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
- Красна птица перьями, а человек — знанием.
VI. Сочинение сказки.
–
Как вы думаете, что нужно для того, чтобы сочинить свою волшебную сказку? (ответы детей)
Давайте определим последовательность действий в работе над сказкой.
Подумайте:
- О чем будет сказка?
- Чему она должна учить?
- Придумайте героя или героев вашей сказки.
- Что с ними произойдет? Какие приключения их ждут?
- Какие волшебные предметы будут в сказке?
- Кто будет противостоять героям?
- Как добро побеждает зло?
- Какие троекратные повторы вы будете использовать?
Дети сочиняют свою сказку (можно разделить класс на группы), из конструктора «Лего» собирают героев сказки, конструируют самый интересный момент сказки.
VII. Итог урока.
–
Чему научились на сегодняшнем уроке?
– Что нового узнали о волшебных сказках?
Домашнее задание:
Подготовиться к рассказу своей собственной волшебной сказки. Сказку можно рассказывать по ролям, используя конструктор «Лего».
Развязка произведения
«Гуси-лебеди», сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.
Дальше бегут брат с сестрой. Снова заметили их птицы. Подбежала тогда Маша к яблоньке и попросила их спрятать. Укрыло дерево детей своими ветвями, и вновь ничего не заметили гуси-лебеди.
И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.
Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.
Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).
Читать сказку Гуси-лебедиЧитать другие русские народные сказки
Игры
Русская народная сказка настолько полюбилась слушателям всех возрастов, что на ее основе придумано несколько игр, которыми мы рекомендуем воспользоваться после прочтения сказки, для закрепления произведения с детьми.
Одной из примеров является одноименная игра «Гуси-лебеди». В игре может принимать участие неограниченное количество детей и взрослых. Один – водящий. Остальные – гуси. Сначала происходит диалог между водящим и игроками:
— Гуси – гуси
— Га-га-га.
— Есть хотите?
— Да-да-да.
— Так летите же домой
— Серый волк под горой.
И тут «гуси» пытаются перебежать на заранее обозначенное для них противоположное место, а водящий в роли волка, должен поймать хоть одного. Пойманный становится волком, и игра продолжается.
Кроме того, родители с детьми могут устроить кукольный спектакль по мотивам сказки. А также применить ее в различных творческих поделках: рисование, лепка, разукрашивание и т.д.